“Быт и нравы народа Украины” ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 3 БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ НАРОДОВ УКРАИНЫ 4 БЫТ И НРАВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ УКРАИНЫ 8 КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЙ БЫТ В ПЕРИОД ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВВЕДЕНИЕ
Предметом изучения в контрольной работе является предмет история Украины. Объектом исследования в работе являются особенности бытового уклада и обычаев украинского народа. Целью исследования всестороннее изучение объекта на основе учебных и методических материалов, материалов монографий и периодических изданий. Основными задачами служат следующие задачи: • охарактеризовать уклад и обычаи древних представителей украинского народа; • осветить условия быта в средневековье; • описать
основные характерные особенности жизни украинского народа после объединения Украины с Россией и в условиях развития капиталистического уклада. БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ НАРОДОВ УКРАИНЫ Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки,
чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян (до 100-200 отдельных племен). Летопись сохранила следующие сведения о расселении племенных
союзов: около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, по Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной
Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене). Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. В лесной зоне Среднего Приднепровья развивалось подсечное земледелие, в лесостепи Нижнего Приднепровья развивалось плужное земледелие.
Возделывали восточные славяне пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Хранили зерно в ямах - хранилищах, вмещавших до 5 т зерна. Урожай убирали при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. Выращивали огородные культуры: репу, капусту, морковь, свеклу, редьку; технические культуры: лен, коноплю. Основным орудием обработки почвы было рало, а позже - древнейший плуг с железным лемехом.
Другими важными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Разводили славяне свиней, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали волов и лошадей. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли. У восточных славян широко было развито кузнечное и литейное дело, а также они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.
Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделилось от земледелия. Выделялись специалисты: кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Они селились в племенных центрах. Славяне лесного севера жили в маленьких городищах. Славяне лесостепи - в больших селах, тянувшихся по берегам рек на 1-1,5 км. Наряду с обычными жилищами (10-20 м2) строили большие дома-огнища - площадью 100-120 м2, предназначавшие
для челяди. Поселения славян ограждались и постепенно из военных укреплений превращались в центры ремесла и торговли. Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и рвом, наполненным водой, называлась кремлем или детинцем. К кремлю примыкали слободы - селения ремесленников, эта часть города называлась посадом. Древнейшие города чаще возникали на пересечении важнейших торговых путей.
Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян, и прежде всего походы на Византию. Участники этих походов получали часть военной добычи. Особенно значительной она была у военных представителей - князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя, складывалась особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников.
Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также общественное ополчение (полк, тысяча). Современники отмечали храбрость, мужество, стойкость славян в боях, нетерпимость к угнетению, гостеприимство. Древнейшей религией восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, наличие в пантеоне
множества богов. На ранней ступени своего развития славяне верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов. Главными являлись божество вселенной - Род, божество солнца Даждьбог (у некоторых племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия -
Мокошь, бог ветра - Стрибог. Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важнейших дел. С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени
Перун - бог войны и грозы - становится главным богом славян. Священными считались домашний очаг или печь как символ семьи. Вообще вся природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов, которые еще не приняли "человекообразный" характер. В лесах "жили" лешие, в реках водяные, души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.
Другой круг веровавших относился к почтению умерших предков рода (щур), который признавался покровителем рода. С ослаблением рода, усилением роли семьи верили в дедушку домового, покровителя двора, помогающего или вредящего хозяйственному благосостоянию семьи. Широко был распространен обычай сожжения покойников с возведением над погребальным костром земляных насыпей - курганов. Иногда кости сожженного складывали в сосуд и ставили на придорожном столбе.
Это был межевой знак и считалось, что он охраняет границы родового поля или дедовской усадьбы. Сближению родов, кроме развития торговли, хозяйственной деятельности, расселения, способствовали браки. При многоженстве существовало умыкание - низшая форма брака, после умыкания отношения восстанавливались венцом (выкупом). Выкуп перерос в продажу невесты. Акт насилия заменился сделкой, сопровождавшейся хождением зятя по невесту.
Существовала и другая форма - привод невесты к жениху (отсюда - брать замуж и выдавать замуж). Приданое невесты - это правовое, имущественное отношение дочери к имуществу семьи. Семейное имущество делилось только между сыновьями, но они должны были выдать сестру замуж. О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скудными данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований.
Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей. До наших дней сохранилось очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден клад из вещей VI-VIII вв среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции
из человеческих фигур, зверей, птиц, змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени. В VII-VIII вв. у восточных славян усиливается общественное разложение. Военный союз, возникший на Карпатах, распался на племена, племена разложились на роды, роды - на дворы, семьи. Но затем под воздействием объективных условий начался обратный процесс объединения, связующим
элементом уже было не родство, а экономические интересы. Торговля стянула одинокие дворы в сельские торговые погосты, потом в большие торговые города. БЫТ И НРАВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ УКРАИНЫ В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности,
не передоверял ее всецело своим гениям, утоляя жажду прекрасного лишь одними шедеврами. Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Стремление к прекрасному сказывалось в драматизированных обычаях и обрядах, из которых и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, всего селения, всей этнической группы.
Условно народный обычай также вполне можно назвать миниатюрной драмой. Область драматического народного творчества славян обширна. Границы между формами и видами народной культуры не всегда обозначаются. К драматическому творчеству относится не всякий обряд, не любые игры или танцы, а лишь такие их виды, где имеют место перевоплощение их участников в действующие персонажи и образно-художественное воспроизведение
отношений между человеком и природой или между людьми, хотя первоначально такое обрядовое действо выполняло определенную магическую функцию, оно объективно обладало и потенциально-эстетическим содержанием которое и обуславливало его объективно-художественную форму. За драматическим образным действом у славян, связанным с тем или иным обрядом, целесообразно закрепить термин "игрище". Игрища устраивались как в помещении (на вечерках, вечорницах, беседах, посиделках,
субботках), так и на улице или в традиционном месте за околицей села. Святочные игрища и игры генетически связаны с древнеславянскими аграрными праздниками или с культом предков, составляют общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Наиболее характерным типом святочного игрища у славян было вождение "козы", которое сопровождалось хоровым пением и коллективным действом с участием ряда персонажей: деда, цыгана, молодички, барыни,
смерти, лекаря. В Украине вождение "козы" не было повсеместным (оно не наблюдалось на севере), но сохранилось в западных, центральных и южных губерниях. Более распространенным у русских было вождение "коня", "кобылки", "быка", "медведя", "гуся", "курицы". Наряду с зооморфными масками в святочных хождениях ряженых участвовали и фантастические: смерть, черт,
бука, баба-яга, кикимора. Бытовые: дед, старик, старуха, нищий, молодица. Сословные: казак, купец, поп, лекарь и другие. Вследствие этого в действах ряженых развивались импровизированные бытовые комические сценки. На Украине и в Белоруссии масленичное карнавальное шествие не было столь распространенным, но могли исполняться те же игрища, что и на святках. Игровые элементы содержались также в обряжении "новорожденной" "солодки", ее "
крещении" и "похоронах", в обычае "возить молодуху" в корчму у белорусов, эти элементы сближают восточнославянскую масленицу с западнославянской (польской, словацкой). Обилием народных хороводных игр отличались весенние "зеленые святки", особенно "семик" или "семуха" (четверг седьмой недели после пасхи), для которого было характерно также вождение "березки" у русских, "куста" у белорусов, "тополи" у украинцев.
По мере забвения культового назначения обряда, сопровождавшие его эротические действа, выполнявшие первоначально магическую функцию, все более и более приобретали характер хороводных игр на тему сватовства: "Просо" у всех восточных славян, "Мосты" у украинцев, "Бояре" у русских, "Царевна и бояре" у белорусов. Наряду с любовными и семейно - бытовыми играми исполнялись также производственные, изображавшие различные
земледельческие и ткацкие работы: "Лен", "Ленок", "Мак", "Конопля", "Дрема", "Пиво" и т.п. В этих играх любовные и производственные мотивы часто переплетались с социальными мотивами неравного брака, подневольные работы т. д. Эти и другие хороводные игры сопровождали купальскую обрядность.
Наряду с хороводными играми во время весенне-летних праздников исполнялись игры карнавального типа - проводы русалки в поле, похороны Ярилы. Проводам русалки соответствуют обходы полей на "зеленые святки" с "королевой" в Польше, шествия "короля" и "королевы" со свитой в Чехословакии. У южных славян распространение получили групповые шествия празднично наряженных девушек - "Кралице", "Леле", "
Русалки". Превращение обрядового игрища, в игру - не единственный путь формирования народной драмы восточных славян. Во время народных праздников "водились" различные драматические игры, генетически не связанные с обрядом. Сюжеты не обрядовых игр часто черпались из общественной и семейной жизни человека, воспроизводились отношения между мужчиной и женщиной, сатирически изображалось поведение помещиков, купцов, чиновников, служителей церкви и т.п примером могут служить украинские игры: "
Млын", "Мать и дочки". КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЙ БЫТ В ПЕРИОД ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ И ЗАРОЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ Тема народа и его обычаев, жизненного уклада широко представлена в прозе, поэзии и драме того времени. В связи с этим хочется отметить подлинных певцов народной жизни – это Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Гулак-Артемовский, Квитка-
Основьяненко и многие другие. Культурное развитие украинского народа в XVIII веке продвинулось далеко вперёд. Несмотря на то, что крепостнические отношения в стране представляли собой серьезное препятствие для развития просвещения, науки и искусства, XVIII веке на Украине явился периодом культурного подъема. Воссоединение Украины с Россией содействовало дальнейшему сближению двух братских народов и все возраставшему
влиянию передовой русской культуры на украинскую. Возникли новые жанры (в том числе стихотворная сатира на социальные темы), развивались элементы реализма. Старая церковная литература перестала играть главную роль и в течение ХVIII в. школьная драма постепенно отходила от узко-церковной тематики. Значительную популярность получила драма неизвестного автора “Милость божия
Украину чрез Богдана Зиновия Хмельницкого свободившая ” (1723 г). Ее сюжетом явились события освободительной войны 1648-1654 гг. и деятельность Богдана Хмельницкого. В драме показана торжественная встреча Хмельницкого населением Киева в конце 1648 г. Для автора драмы характерны глубоко патриотическое настроение, любовь к героической истории своего народа. В этой драме, а также в более поздней - “Воскресение мертвых”
Г. Конисского (1747 г) нашли отражение социальные моменты: захваты старшиной казацких, а крестьянских земель, насилия старшинской администрации. Социальные мотивы звучали и в интермедиях, которые продолжали ставиться в антрактах театральных представлений. В них показывались столкновения между шляхтичами и крестьянами, изображались запорожцы, вместе с крестьянами изгоняющие помещиков, польских панов и арендаторов. Народный характер интермедий, их реализм и юмор оказали большое влияние на другие жанры украинской
литературы. Народное творчество XVIII в ценнейший памятник украинской культуры; оно отразило тяжелое положение народных масс, находившихся под гнетом феодалов, их стремление свергнуть власть угнетателей, их призывы к борьбе. Фольклор XVIII в. получил наиболее полное выражение прежде всего в исторических и лирических песнях их авторы в большинстве своем неизвестны. Только некоторые песни связываются с определенными именами, но и то не вполне достоверно.
Главным творцом того фольклорного наследия были представители трудового народа. Крестьянские песни отразили глубину социальных противоречий. В то время как дворянская литература стремилась показать крестьянство “поющим и приплясывающим”, народное творчество изображало насилие помещиков, управителей, голод и нищету. Народ прекрасно осознавал, что богатства помещиков создаются за счет разорения крепостных:
А у того вельможного пана биш онуч Заплакали хлопи, на панщину йдучи. А у того вельможного панахороши дочки -Ходить його хлопи голи без сорочка. А у того вельможного пана прехорошего пана Ходять хлопи на роботутрохи не без штанив. Песни рассказывают о бегстве крестьян на Запорожье, в леса, иные степи. В них звучит призыв к протесту и борьбе против угнетателей.
Народные песни с любовью воспевают повстанцев, борьбу гайдамаков, галицких опричников, Колиивщину, восстание в Турбаях. Везде нашли свое отражение и героическое прошлое Украины, и борьба с великими врагами. В песнях широко отражались различные стороны крестьянской жизни. До нас дошли любовные, семейные, батрацкие песни. Народ создал многочисленные легенды о своих любимых героях:
Богдане Хмельницком, Иване Богуне, Семене Палие, Олексе Довбуше, Максиме Железняке, Иване Гонте. Народное творчество рисует их могучими и отважными богатырями, беззаветно преданными своей родине и своему народу. На Украине по-прежнему большим успехом пользовался вертеп театр. Представления этого жанра, зародившегося еще в предшествующие столетия, распространились по
России и дошли даже до Сибири: Тобольска и Иркутска. В развитии театрального искусства на Украине большое значение имели сценические представления в Киевской академии и других учебных заведениях, где ставились трагедии на различные библейские сюжеты и драмы на исторические и моралистические темы. В 1789 г. в Харькове был основан первый постоянный театр. Как и в минувшие столетия,
Украина отличалась высоким уровнем развития музыкальной культуры, в которой значительную роль играло народное творчество. По селам и городам Украины странствовало много певцов-ирников, бандуристов, кобзарей. Они пели песни, посвященные героичекому прошлому украинского народа, его борьбе против гнета панов, его любимым героям. Развивалось музыкальное искусство и в помещичьих имениях. Во многих из них содержались оркестры, оперные и балетные труппы из крепостных.
В Киеве и других городах при магистратах и ратушах существовали духовые оркестры. Украинские песни и музыка приобрели весьма широкую популярность в России. Наряду с этим развивалась народная живопись. Среди трудового парода было много одаренных живописцев, талант которых не мог проявиться в тяжелых условиях крепостнического гнета. Многочисленные художники - выходцы из народа - украшали росписью церкви,
дома, рисовали портреты. Казаки и крестьяне рисунками украшали в своих жилищах печи, степы и окна. Народное творчество нашло яркое отражение и в производстве ковров. Последние украшались художественным орнаментом; на Левобережной и Слободской Украине в орнаменте преобладали изображения растений, в западно-украинских землях - изображения различных геометрических фигур.
Несмотря на это, за полтора столетия, прошедшие со времени воссоединения Украины с Россией, культура украинского народа сделала значительный шаг вперед во всех областях. Ведущее место в развитии украинской культуры принадлежало Левобережью и Киеву. Освобожденная от цепей польско-шляхетского господства и воссоединенная с братским русским народом, эта часть Украины наиболее сильно ощущала огромное плодотворное влияние передовой русской
культуры. Несмотря на тяжелые условия социального и национального гнета, росли и развивались творческие силы украинского народа на всех украинских землях, расширялись и крепли его связи с братским русским народом. На первую половину XIX века приходится становление новой украинской литературы, которая развивалась в тесной связи с национально-освободительным движением, на принципах реализма и народности. Значительный шаг вперед украинская литература сделала с появлением таких писателей, как
И.П. Котляревский (1769-1838 гг), П.П. Гулак-Артемовский (1790-1865 гг) Г.Ф. Квитка-Основьяненко (1778-1843 гг). В 1798 г. появилась знаменитая поэма Котляревского “Энеида”, написанная живым народным языком. В ней разоблачаются реакционные черты крепостничества, жестокость и произвол помещиков, чиновников, ростовщиков-сребролюбцев. Выдающуюся роль в развитии украинской драматургии и украинского театра сыграла
пьеса Котляревского “Наталка Полтавка”, проникнутая сочувствием к угнетенным. Эта пьеса стала особенно популярной как оперное произведение; музыку к ней позже написал Н.В. Лысенко. Она и поныне занимает почетное место в репертуаре оперных театров нашей страны. Творчество Котляревского явилось значительным шагом к народности и реализму в украинской литературе. Видное место в украинской литературе в первой половине
XIX в. занимал известный прозаик Г.Ф. Квитка-Основьяненко, который писал на украинском (две книги повестей - 1834 и 1837 гг) и на русском языках. Реалистическое отражение действительности наиболее ярко проявилось в его сатирических произведениях “Дворянские выборы”, “Шельменко-денщик”, “Конотопская ведьма”, “Пан Халявский”.В.Г. Белинский высоко оценил роман “Пан Халявский”. С появлением Шевченко - крупнейшего представителя критического реализма - украинская литература
завоевала одно из первых среди литератур других славянских народов, что подтверждается, в частности, многочисленными переводами ее произведений на языки этих народов. В это время украинская литература вышла и на мировую арену. На Украине продолжало развиваться устное народное творчество. Народ создавал песни, сказки, пословицы, направленные против крепостной неволи, воспевал борца против
помещичьего гнета Устима Кармалюка. В одной из песен рассказывается о тяжелой ежедневной барщине: Отаманы з батогами, 3 нагаем гуменним, На роботу целий тиждень Гонять, мов скажени Крестьяне создавали песни о народной мести ненавистным помещикам. Так, в одной из них рассказывается о том, как крестьяне с. Дорогинцы Нежинского уезда Черниговской губернии за жестокую эксплуатацию и нечеловеческое издевательство
над ними убили помещика Селивановича: Он косили косарики Та и радили раду, Та и убили Саливона За усю громаду. В народе продолжали жить думы и песни, созданные в минувшие столетия. Кобзари и лирники несли украинские песни и думы в массы народа, передавали их слова и мелодии из уст и уста. Выдающиеся кобзари А. Щут, И. Крюковский и особенно
Остап Вересай были широко известны, их творчество пользовалось большой любовью народа. В первой половине XIX в. было напечатано несколько сборников украинских песен. Один из них издал А.М. Максимович (в 1827 г) под названием “Малороссийские песни”. Этим сборником заинтересовались Пушкин, Гоголь и другие писатели; о нем с восхищением отзывались украинские, русские и другие славянские деятели культуры. Большинство повестей и рассказов
Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантастикой и сатирическим изображением действительности украинского народа. Одно из ранних произведений Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Тематика “Вечеров” - характеры, духовные свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства и мелкого поместного дворянства. В “Вечерах” герои находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований.
Отношение же самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое. Объятый думами о гражданском служении, писатель изображал, опираясь на фольклорно-этнографические материалы, духовную сущность, нравственно-психологический облик народа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе выполнения контрольной работы мной сделаны следующие выводы и обобщения. Быт и нравы украинского народа дошли до нас благодаря устному творчеству народа и произведениям художественной
литературы, в которых ярко отражены уклад жизни народа, его творчество, его обряды. Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Условно народный обычай также вполне можно назвать миниатюрной драмой. Область драматического народного творчества славян обширна.
Границы между формами и видами народной культуры не всегда обозначаются. К драматическому творчеству относится не всякий обряд, не любые игры или танцы, а лишь такие их виды, где имеют место перевоплощение их участников в действующие персонажи и образно-художественное воспроизведение отношений между человеком и природой или между людьми, хотя первоначально такое обрядовое действо выполняло определенную магическую функцию, оно объективно обладало и потенциально-эстетическим содержанием которое
и обуславливало его объективно-художественную форму. Тема народа и его обычаев, жизненного уклада широко представлена в прозе, поэзии и драме того времени. В связи с этим хочется отметить подлинных певцов народной жизни – это Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Гулак-Артемовский, Квитка-Основьяненко и многих других. Воссоединение Украины с
Россией содействовало дальнейшему сближению двух братских народов и все возраставшему влиянию передовой русской культуры на украинскую. Однако даже в период зарождения капитализма в народе продолжали жить думы и песни, созданные в минувшие столетия. Кобзари и лирники несли украинские песни и думы в массы народа, передавали их слова и мелодии из уст и уста. Выдающиеся кобзари А. Щут, И. Крюковский и особенно
Остап Вересай были широко известны, их творчество пользовалось большой любовью народа. Самобытность, артистизм, красота духовного мира простого народа и его страдания получила отражение в этих песнях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антонович Д Украинская культура К: Наукова Думка, 1993; 2. История украинской культуры // под ред. Кригьякевича
И К: Либидь, 1994; 3. Культура украинского народа/ Русановский В.М Гончаренко Н.В К: Либидь, 1994; 4. Огиенко И Украинская культура, К: Наукова Думка, 1991; 5. Словарь по украиноведению К: Украинский писатель, 1995. 6. Семинишин Л Тысяча лет украинской культуры К: Украинский писатель,
1985; 7. История Украинской УССР/ под ред. Гуржий Н.А К: Наукова думка, 1969; 8. Советская историческая энциклопедия М: Советская энциклопедия, 1969.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |