Содержание Введение 1. Благотворительность и меценатство в истории Российского государства 2.Благотворительность русского купечества 3.Меценатство в России 4.Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности 14 Заключение 19 Список литературы 20 Введение Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей.
Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет. В России с появлением класса купцов и промышленников коммерческая деятельность получила широкое развитие. Коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества.
В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца- коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу. Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и
процветание российского государства, известны широким меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории. В контрольной работе рассмотрен вопрос: «Благотворительность и меценатство российского купечества». 1. Благотворительность и меценатство в истории Российского государства Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют
не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет. История российского предпринимательства чрезвычайно интересна и даже поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советские времена этому препятствовали идеологические мотивы, но оказывается, что и в дореволюционное время публикации на эту тему были редки.
Об этом говорят букинисты. Россия - страна духовная, и в этом, видимо, одна из главных особенностей национального менталитета. Со времен Древней Руси до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви, хотя были известны и отдельные проявления благодеяний например, 25-летняя благотворительная деятельность Федора Михайловича Ртищева, сподвижника царя Алексея
Михайловича, строившего монастыри, храмы, училища, приюты и раздававшего милостыни. В начале ХVIII в. Государство сосредотачивает в своих руках всю благотворительную деятельность. Петром I был разработан подробный план государственной помощи неимущим, но он не был осуществлен из-за преждевременной смерти императора. При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот.
В пореформенный период благотворительность стала приобретать характер частных и общественных пожертвований. С конца XIX в. главную роль в этом деле начинают играть семьи купцов, фабрикантов, банкиров. 2.Благотворительность русского купечества Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях.
Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто не должен был мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения все-таки были. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного
благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: "В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается". Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал.
Как в Европе, так и на Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, а потом и цари накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где из собственных рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось одним из средств воспитания народа.
Частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения. Русские купцы и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, а нередко и сами строили
их. Почти каждый русский предприниматель стремился построить храм. Петр I был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях.
Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину. Благотворительность снова входит в моду при императрице Елизавете Петровне и Екатерине И. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. На этом поприще приобрел известность И. И. Бецкой. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в
России. По его инициативе в г. Петербурге был построен Смольный институт для благородных девиц. Еще в екатерининские времена в 1776 г. купец первой гильдии, уроженец села Любуши Рязанской губернии Петр Данилович Ларин (1735-1773 гг.) пожертвовал сумму денег на строительство «народного училища», а также крестьянского банка и церкви в своем родном селе. Сам Ларин намеревался посвятить остаток жизни «наблюдению за устройством
училища и его деятельностью». Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение купеческих и крестьянских детей: «грамоте российской, читать и писать по правилам грамматики; чистоте языка и слога; вере и страху Божию; арифметике и некоторым частям высших геометрических наук, для лучшего знания сей для промыслу нужной науки, служащей к счислению и поверию своих дел имущества; познанию русской торговли; и откуда и как оную производить удобнее: познанию того, как вести купеческие
по бухгалтерии книги и счета». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина. С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое уникальное явление, как громадные масштабы благотворительности и меценатства. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы.
Императрица Мария Федоровна, жена Павла I,основала благотворительную организацию "Ведомство учреждений императрицы Марии", просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I - императрица Елизавета Алексеевна - создала общества: "Императорское человеколюбие" и "Женское Патриотическое", последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущих.
При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна- жена последнего царя Николая II. Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский. Он 42 года жизни отдал служению обездоленным людям. В г. Петербурге он основал училище правоведения, первый ночной детский приют.
Петр Георгиевич потратил на благотворительность более 1 млн. рублей. В 1889 г. на Литейном проспекте ему был поставлен памятник с надписью: "Просвещенному благотворителю", после революции 1917 г. памятник снесли. Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев
своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали - через частные пожертвования в пользу
тех, кто не может сам устроиться в жизни. На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной
деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение. 3.Меценатство в России Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения
и культуры родного Отечества. Во-первых, тяга к знанию, образованию, книге формировала из лучших представителей дворянства, купечества, горожан ценителей науки, литературы и искусства. Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного
Отечества. Во-вторых, немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д. В-третьих, благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип христианства.
Многие из семей предпринимателей являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему. Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной. В четвертых, благотворительность по мере вовлечения в нее все большего числа предпринимателей стала
приобретать практический характер, обеспечивая нуждающихся и обездоленных надежной профессией и доходом. В пореформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социальною равновесия. К тому же, система государственного призрения была не способна оказать достаточную помощь всем нуждающимся. С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства.
Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки. Меценатство на Западе - это явление, которое наряду с нравственным имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям
общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью. Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине
ХIХ-началеXX вв с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ-начале XX вв. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы. Несмотря на помощь, купцы-благотворители не пользовались популярностью ни среди социальных низов, ни
среди интеллигенции, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство - это разновидность мошенничества. В массовом сознании сидел стереотип купца-самодура. Для передовой части промышленного мира в начале нашего века была свойственна тенденция к союзу "людей дела" и "людей мыли" в создании программы экономического роста. В 1908-1913 гг.в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые "экономические
беседы". Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться. Российское купечество, в руках которого находилась значительная часть капитала в стране, с давних времен занималось благотворительностью и попечительством. Выходцы из народа, они сохраняли с ним духовную связь.
Погоня за прибылью, связанная с душевными компромиссами, и сознание вины и ответственности перед народом, глубокая религиозность, жившая всегда в купеческой среде, и дух традиционализма составляли сущность русского, в частности московского, купечества. Московское купечество еще в XVI в. содержало 12 богаделен, странноприимный дом для монахинь и одну больницу. Кроме благотворительных заведений Купеческого общества многие московские купцы строили и содержали
на свои средства больницы, богадельни, приюты. Так, например, были построены Солдатенковская (Боткинская), Бахрушинская (Остроумовская) и детская Морозовская больницы. Скольким людям они принесли здоровье и спасли жизнь! Многие из них со временем были превращены в административные конторы. Например, в бывшей богадельне на Шаболовке сегодня размещается министерство
Бахрушинская больница на Сокольничьем поле. Недалеко от Данилова монастыря, старой Павловской больницы находился целый уголок милосердия, на месте которого сегодня располагается Институт хирургии АМН СССР им. А.В.Вишневского. Братья Михаил, Алексей и Василий Герасимовичи Солодовниковы, крупные в Москве торговцы мануфактурным товаром, построили в 1865 г. богадельню
на 150 мест. В течение первых лет она находилась на полном обеспечении основателей. Через десять лет, по высочайше утверждённому уставу, богадельня перешла в ведение Купеческой управы. Попечителем Солодовниковской богадельни много лет состоял отец К.С.Станиславского — Сергей Владимирович Алексеев. Сегодня в ней находится стоматологическая поликлиника (ул.
Щипок, 6—7).На средства, собранные по добровольной подписке среди московского купечества, в 1891 г. рядом с Солодовниковской богадельней была построена больница Купеческого общества, получившая название в честь императора — Александровская. В ней лечили бесплатно больных без различия званий, состояния и пола не моложе 16 лет, христианского вероисповедания, а также страдавших хроническими заболеваниями.
Фактически это был приют для хронических и неизлечимых больных, который должен был разгрузить другие купеческие богадельни от «тяжёлых» обитателей, которые по старости или неизлечимости болезни требовали постоянного ухода и частой врачебной помощи. Сегодня таких больных часто помещают в закрытые интернаты или дома престарелых. Проектирование Александровской больницы было поручено архитектору А.С.Каминскому. Купеческим обществом он был командирован вместе с доктором
П.И. Покровским за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом строительства подобных учреждений. Они посетили Берлин, Лейпциг, Париж и другие европейские города. Больница была поставлена на территории, принадлежавшей Купеческому обществу, лицевым фасадом в сторону улицы Щипок. В больнице было 150 коек. Сегодня в здании размещаются административные и хозяйственные службы
Института им. А.В.Вишневского (ул. Серпуховская, 27, корпус 1). Вскоре, через два года, в 1893 г согласно завещанию московской купчихи Татьяны Гурьевны Гурьевой, пожертвовавшей некоторую сумму на строительство дома призрения на 100 человек и отдельно завещавшей 200 тысяч рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов от этой суммы, на участке Солодовниковской богадельни началось строительство.
По условию завещания зданию присвоили имя пожертвовательницы. Открытие дома состоялось 21 января 1896 г. Сейчас в бывшем доме призрения Гурьевой находится Ожоговый центр Института хирургии им. Вишневского. И сегодня эти старые стены служат верой и правдой людям. Но на этом рост благотворительных учреждений на Б.
Серпуховской не прекратился. В 1905 г. на территории, примыкающей к Солодовниковской и Гурьевской богадельням, была основана ещё одна, на средства, завещанные известным меценатом, основателем Третьяковской галереи, П.М.Третьяковым. Всю жизнь и всё свое состояние Павел Михайлович отдал на собирание, сохранение произведений русского изобразительного искусства. Он не только заботился о творцах и о картинах, о сохранности, об общедоступности
шедевров для народа, но и опекал семьи многих художников. Здание, построенное по мотивам древнерусского зодчества, было очень живописным. Это работа архитектора Соловьева, который одновременно спроектировал и приют для вдов и сирот русских художников рядом с Третьяковской галереей, на устройство которого П.М. Третьяков завещал 150 тысяч рублей, и который был открыт в 1912 г.
После революции в богадельнях Купеческого общества разместилась больница им. Н.А.Семашко. В 1936 г. здесь открылись клиники Всесоюзного института экспериментальной и клинической медицины, на основе которого в 1944-м была создана Академия медицинских наук СССР. Таким образом, на Б.Серпуховке в начале ХХ века сложился удивительный уголок милосердия, сострадания и заботы о ближних.
Подобные уголки располагались на Стромынке, на Девичьем поле, в Сыромятниках, на Б.Алексеевской улице. После революции меценатство можно охарактеризовать как стремление толстосумов увековечить себя в памяти потомков, как средство удовлетворения собственного тщеславия. Мотивы русских благотворителей и меценатов были противоречивы: для одних это был порыв души, стремление хоть как-то облегчить участь оказавшихся на обочине жизни, обогреть сирых и убогих, для других – средство
усыпления собственной совести и повышения авторитета в глазах окружающих. Современные исследователи обращаются к религиозности русских предпринимателей как основному мотиву их благотворительной деятельности. Ряд исследователей считают, что в своей благотворительной деятельности они следовали евангельскойформуле: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил". Совершенно очевидно, что, помимо богатства и честолюбия,
стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определившим размах меценатства, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире. Большая часть пожертвований шла в пользу нищих. Любовь к ближнему для русских предпринимателей распространялась не на действительно ближних - своих наемных рабочих, которые жестоко эксплуатировались, а на людей,
для многих из которых нищенство стало профессией. Развитие русского предпринимательства шло в русле общих тенденций развития общества, достаточно хорошо освещенных политэкономами и социологами. Можно предположить, что меценатство и благотворительность русских предпринимателей являлись не столько проявлением заботы о душе, сколько проявлением демонстративного потребления. Вспомним, что меценатами были братья Третьяковы, Бахрушины,
Морозовы, ими были Мамонтов, Сытин, Солдатенков. О меценатах уважительно говорили Лесков, Чехов, Толстой, Стасов. Благодаря меценатам только наша Москва имеет сегодня Третьяковскую галерею, Бахрушинский музей (первый в мире театральный музей), прекрасную коллекцию западноевропейской живописи в музее им. Пушкина О других, незаслуженно забытых, сегодня появляются новые публикации.
И очень важно, чтобы в нашей истории, в народной памяти все славные имена российских благотворителей и меценатов заняли достойное место и были сохранены для потомков. Ведь об их подвижничестве свидетельствуют многие памятники культуры, известные во всем мире и представляющие славу нашей страны. Среди них знаменитая Третьяковская галерея, собрания западной живописи. И.А. Морозова, Московский художественный театр, аэродинамическая лаборатория
Д.П. Рябушинского, издательство К.Т. Солдатенкова, Училище технического рисования в Петербурге, созданное на средства А.Л. Штиглица, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых в Москве, Петербурге и Киеве, Театральный музей в Москве, который носит имя его создателя А. А. Бахрушина, и многие другие.
Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных. Созданные на средства российских меценатов памятники отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и, прежде всего, его предпринимательской части. 4.Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности
В XIX - XX вв. купцы продолжали строить церкви, а в конце XIX века главное соперничество между именитыми родами развернулось под девизом «кто больше для народа сделает». Не обошлось здесь, естественно, и без тщеславия. Старший брат Владимира Рябушинского Павел, наставляя младших, говорил: «Богатство обязывает». По этой формуле жили предприниматели, по ней сверяли свою общественную деятельность.
Но основной причиной благотворительности Владимир Рябушинский видел в сохранении твердой веры отцов и дедов, которые не приняли никоновской церковной реформы и остались верными старым традициям. Предприниматели-старообрядцы в своей благотворительной деятельности руководствовались древним старообрядческим сказом об Иоанне Предтече, в котором говорилось о трех дарах и четвертой заповеди, посланных господом
Богом. Первый дар - крест и молитвы, которым служат церкви и иконы в них. Следуя этому завету, купцы стремились возводить храмы и церкви. Второй дар предполагал любовь и милостыню. Ему служили богадельни, больницы, даровые столовые. Клиника купцов Морозовых на Девичьем поле в Москве представляла собой целый город. Третий дар - ночное моление, ему служила икона. Среди купцов немало было собирателей и ценителей древних
икон: Постников, Новиков, Солдатенков, Морозов, Третьяковы и многие другие. Четвертая заповедь: читальная книга. Эта заповедь также нашла последователей. Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И.Н. Царским, послужили главным материалом для исторических исследований А.Н. Муравьева и В.О. Ключевского. Собрание А.И. Хлудова было не менее ценно.
Его жемчужиной является известный византологам всего мира так называемый «Хлудовский псалтырь», драгоценный греческий памятник X-XI вв. Идейным издательством занимались Солдатенков, Сабашниковы, Ступин и другие. Таким образом, можно смело утверждать, что религиозные воззрения являлись самым значительным фактором, побуждавшим предпринимателей к благотворительности и меценатству. Старообрядческие корни сохранялись в большей степени в семейных традициях московского купечества в
сравнении со столичным, петербургским. Это сказалось и на меценатстве, которое в Москве проявлялось в более разнообразных формах и крупных денежных суммах. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание императора Александра III при посещении им Третьяковской галереи. Государь сдержанно поблагодарил П.М. Третьякова за его собирательную деятельность и патриотическое
намерение принести галерею в дар Москве, затем, обратившись к свите, гневно заметил: «Вот что один гражданин России мог сделать. Счастливая Москва! У нас в Петербурге ничего подобного нет». На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.
Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение. В нашей родной Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания
XVII в в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь. Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки. Мне больно было смотреть, когда при строительстве нового здания Генерального штаба в пер. Янышева ломали, сносили старинные особняки, дома с вековой историей,
в том числе и здание ртищевской больницы. Москва исстари была не только городом с «сорока сороками» церквей, старинными усадьбами, причудливыми неповторимыми улочками и многоголосым торжищем, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности. В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни — состояния,
другие — силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия. Наш долг о них помнить и их имена сохранить, приумножая деяния и добро и милосердие на московской и всей российской земле. Сегодня мы даже часто путаем слова «милосердие» и «подаяние». Акты милосердия воспринимались и поднимались как подаяние, как подача милостыни.
И, ложно поняв, люди не только отказывались, но, что самое страшное, старались оскорбить и прямо оскорбляли тех, кто проявлял к ним милосердие. Не всегда хватает у нас мудрости понять, что милосердие — не подаяние, а бескорыстная помощь более сильного более слабому, естественное проявление душевной доброты и заботы о ближнем, что ещё относительно недавно, в начале ХХ века, было присуще всему российскому народу — от богатых купцов до простых крестян и рабочих, отдававших одни сотни тысяч, другие — свои пятаки и копейки
нищим и скитальцам. 5. Взлеты русского коллекционерства и меценатства Первый связан с расцветом дворянской культуры во 2-й половине ХVIII - 1-й трети ХIХ в. Второй, более значительный, связан с купеческим меценатством 2-й половины ХIХ - начала ХХ в. Следует обратить внимание на принципиальное отличие дворянского меценатства от купеческого. Если первые сформировались в Петровскую эпоху преобразований, направленных на заимствование европейского
опыта, то вторые основное внимание уделяли поддержке русской национальной культуры. Много и хорошо написано о деятельности Мамонтовых, Морозовых, Щукиных, Бахрушиных и др. Однако деятельность русских меценатов не выбивается из общего русла экономических и социологических законов, где бросается в глаза сочетаниев благотворительности и гуманистических, и эгоистических мотивов. Благотворительная и меценатская деятельность русских дореволюционных
предпринимателей с точки зрения социологии демонстрирует наряду с религиозно-этическими и социальные мотивы. Деятельность русских предпринимателей в области меценатства и благотворительности можно оценивать по-разному. Какими бы ни были мотивации русских меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже ХIХ - ХХ вв были найдены такие таланты, как Шаляпин, Врубель и др собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных
мастеров искусства. Искренняя доброта всегда бескорыстна. Она — естественный животворящий родник, омывающий и исцеляющий человеческие сердца. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие
Заключение Со времен Древней Руси купец был самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения как со своими соотечественниками, так и с чужестранцами. Это проявлялось во все времена, однако, в наибольшей степени - на буржуазной стадии развития государства во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно этот период характеризуется взлётом духовных, творческих сил нации, что нашло выражение
в социально-экономическом росте, в блестящих достижениях русской литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное влияние на всю мировую культуру. С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю
русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. «Для того, чтобы процветало искусство писал К. С. Станиславский нужны не только художники, но и меценаты». Эти люди были либо выходцами из предприимчивого дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России, либо более скромными обывателями.
Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, смекалистыми, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить. Список литературы 1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов. М.: Инфра М, 2004. 608с. 2. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства.
М.: Магистр, 2000. 360с. 3. Малкина М.Ю. История экономики и экономических учений. Н. Новгород: НИМБ, 2001 4. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 2003. 432с. 5. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 2006. -N7 С.38-41. 6. Основы предпринимательства.
Методические указания по выполнению контр, раб. Сост. Р.И. Маликов/ Уфа: УГИС, 2001
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |