Реферат по предмету "История"


Советское государство в 1917–1920 гг.

Советское государство в 1917 – 1920 гг.


В результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавили работу по созданию нового государственного и общественного строя. Вместо буржуазных органов власти был создан советский государственный аппарат. Учредительное собрание , отказавшееся признать Советскую власть и утвердить все ее декреты, было распущено большевиками.


Большевики обеспечили выход страны из войны, подписав мирный договор с Германией на крайне тяжелых условиях. Россия потеряла значительную часть территории и должна была выплатить непосильную контрибуцию в пользу Германии. Хотя этот мир был грабительским для Советской России, он дал ей пусть непрочную и кратковременную, но передышку. Это позволило рабоче-крестьянскому правительству высвободить силы для организации сопротивления внутренней и внешней контрреволюции.


В ряду событий истории России XX века, требующих серьезного переосмысления, Гражданская война 1918 – 1920 гг. занимает одно из центральных мест. Она была сложным, многоэтапным явлением. Интервенция Антанты, а еще ранее вторжение Германии, стали фактором, обусловившим еще большее затягивание войны, в огромной степени умножили жертвы, наложили существенный отпечаток на политику руководства по обе стороны фронта.


С середины 1918 г. по март 1921 г. сформировалась политика, которая впоследствии стала известна как “ военный коммунизм “. В историографии расходятся мнения в вопросе о том, какие конкретно шаги привели к “ военному коммунизму “. В этой политике нашла отражение попытка мобилизовать ресурсы страны с помощью чрезвычайных средств. В обществе сложилась идеология, которая идеализировала “ военный коммунизм “, трактовала чрезвычайные меры как закономерные, хотя они являлись вынужденными. Весной 1921 г. Ленин признал, что “военный коммунизм ” не годится как метод социалистического строительства и не отвечает хозяйственным задачам пролетариата в мирных условиях. На смену ему пришла новая экономическая политика.


При изучении данного раздела курса обратите внимание на следующие проблемы:


1. Формирование Советского государства.


Придя к власти, большевики начали работу по ликвидации старых органов власти и созданию нового государственного аппарата. Покажите на конкретных фактах, как решалась эта задача? С октября 1917 г. по июнь 1918 г. политическая система в стране практически была двухпартийной. Объясните почему?


В числе неотложных задач новой власти было обеспечение выхода страны из войны. Как эта задача была решена Советским правительством? Каково значение Брестского мира в нашей истории?


2. Гражданская война.


При изучении литературы, посвященной этой проблеме, вы столкнетесь с разными, порой взаимоисключающими суждениями о войне, ее характере и значении. Ознакомление с взглядами и оценками авторов позволяет вам создать собственное суждение о Гражданской войне. Дайте определение понятию Гражданская война? Попытайтесь обоснованно ответить на вопрос: когда же началась и когда закончилась эта драма XX века? Покажите взаимосвязь Гражданской войны и революции. Охарактеризуйте этапы Гражданской войны. Покажите роль военной интервенции держав Антанты как главного фактора затягивания и обострения войны.


Почему Советская власть победила в Гражданской войне? Как ей удалось одержать верх над многочисленными врагами? При ответе на эти вопросы следует учитывать, что советское руководство оказалось более последовательным в достижении своих целей, чем противники. Сравните аграрные, национальные вопросы большевиков и вождей Белого движения. Покажите на конкретных примерах, что ставка лидеров антибольшевистского движения на западную помощь не принесла ожидаемых результатов. Не забудьте, что важную роль в победе большевиков сыграло и то, что их противники оказались не в силах сформулировать программу, которая была бы привлекательной для большей части населения страны. Оцените действие таких факторов, приведших к победе Советской власти, как единство фронта и тыла; создание многочисленной рабоче-крестьянской Красной Армии; привлечение на службу в Красную Армию офицеров и генералов из старой армии; массовость партизанского и подпольного движения в белом тылу; поддержка трудящихся зарубежных стран.


3. Идеология и практика “военного коммунизма”.


Начиная с середины 1918 г. в стране постепенно сформировалась политика, которая впоследствии получила название “ военного коммунизма “. Попытайтесь выявить причины введения в стране этого политического курса. Обратите внимание на то, что, во-первых “ военный коммунизм “ был периодом эксперимента, попыткой мобилизации всех сил в войне, во-вторых, Гражданская война наложила сильный отпечаток на темпы, методы, формы коммунистического строительства. В обществе сложилась военно-коммунистическая идеология, защищавшая быстрый и прямой переход к социализму в чрезвычайных условиях Гражданской войны. Обоснуйте данные положения, опираясь на конкретные факты.


В 1921 г. Ленин утверждал, что “ мы наткнулись на большой , - я полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих ( Ленин В.И. Полн. собрн. соч. Т. 45. - С. 282). Поясните данное высказывание Ленина. Покажите, какие причины привели к отказу от политики “ военного коммунизма “? Какое значение имела данная политика?


Задания для самоконтроля


1.
Проблемные вопросы:


а) Как большевики решили вопрос по формированию советского государства?


б) Объясните, почему на II съезде Советов новое правительство было сформировано как число большевистское, а не как коалиционное?


в) Почему Учредительное собрание было распущено Советской властью? Какова была реакция в стране на эту политическую акцию?


г) Объясните, почему белые армии, несмотря на мощь союзников, не смогли выйти победителями в Гражданской войне?


д) Покажите, каково место Гражданской войны в истории России? Охарактеризуйте ее историческое значение.


е) Каковы последствия Гражданской войны?


ж) Объясните причины введения в стране “ военного коммунизма “? Дайте оценку этому политическому курсу.


2. Тесты для самоконтроля:


а) Когда было открыто Учредительное собрание?


1) в феврале 1917 г.


2) в ноябре 1917 г.


3) в январе 1918 г.


б) Когда впервые в России была введена продразверстка?


1) в 1915 г.


2) в 1916 г.


3) в 1919 г.


в) Какой орган в Советской России обладал законодательной властью?


1) Съезд Советов


2) СНК


3) ВЦИК


г) Назовите имена офицеров царской армии, воевавших на стороне Советской власти в годы Гражданской войны?


1) А. Егоров


2) Д. Карбышев


3) С. Каменев


4) С. Лазо


5) В. Блюхер


д) Кто был первым народным комиссаром иностранных дел в Советской России?


1) Н.Крыленко


2) Л.Троцкий


3) В.Антонов-Овсеенко


е) Назовите имена создателей Добровольческой армии?


1) Л.Корнилов


2) А.Колчак


3) М. Алексеев


4) П. Краснов


ж ) II-й съезд Советов (26 октября 1917 г. ) сформировал первое рабоче-крестьянское правительство – Совет народных комиссаров? Кто входил в него?


1) большевики и левые эсеры


2)большевики и меньшевики-интернационалисты


з) Кто был председателем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК)?


1) А.И. Рыков


2) Л.Б. Каменев


3) Я.М. Свердлов


3. Работа с первоисточниками:


Задание

:


Прочитайте приводимый ниже отрывок из Декрета ВЦИК о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию от 13 мая 1918 г. Дайте оценку данному документу. Объясните причины вводимой в стране продовольственной диктатуры (системы чрезвычайных мер Советской власти) и охарактеризуйте ее. Текст приводится по изданию: ” Хрестоматия по истории СССР 1917-1945”. М.,1991, с.78-80.


“Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряется. В то время как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеба к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам – мешочникам.


Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. На насилие владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией…


Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил:


1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также незыблемость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости…


2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.


3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, - врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации…


4. В случае обнаружения у кого либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытие излишек, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в положенном размере – сельскому обществу…


… Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом представить народному комиссару по продовольствию следующие полномочия:


3. Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара в связи с продовольственным делом.


4. Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.


5. Распускать или реорганизовывать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара.


6. Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара.”



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование и исполнение регионального бюджета Республики Татарстан
Реферат V II международная научно-практическая конференция сроки проведения: 18-21 апреля 2012 г
Реферат Safe Sex Essay Research Paper High school
Реферат Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна
Реферат Christianity And Buddhism Essay Research Paper Several
Реферат по Информационной системе в экономике
Реферат 9 декабря 2011 года впервые в детском саду был организован для детей интерактивный мюзикл. Интерактивный мюзикл это музыкально-сценическое представление, сочетающее в себе сказочный сюжет, танцы и вокальные номера
Реферат Дуалистическая монархия Австро-Венгрии. Государственный строй империи
Реферат Народная смеховая культура как один из источников формирования творчества Ф. Рабле
Реферат Физико-химические основы технологии поликонденсационного наполнения базальто-, стекло- и углепластиков
Реферат What Is History Essay Research Paper History
Реферат Международная Торговля: сущность и функции. Международные торговые организации
Реферат 1. Посвященная Богу жизнь, глубоко укорененная в примерах и поучениях Иисуса Христа, является даром Бога Отца Его Церкви посредством Святого Духа
Реферат Critical Analysis Of Young Goodman Brown Essay
Реферат Народне травознавство неоціненний скарб народу живучий голос поколінь