АФИНА.ФУНКЦИИ 0Е КУЛЬТА, ОТОБРАЖЕНИЕ Е ОБРАЗАВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ АФИНА - в греческой мифологии богинямудрости и справед ливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды мудрости , греч. metis - мысль , размышление - периода оформленияклассической олимпийской мифологии. Рождение Афины изображено в этом мифе спозиций героичес кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя лось мужскоеорганизующее начало.
Афина является как бы непос редственным продолжениемЗевса, исполнительницей его замыслов иволи. Она - мысль Зевса, осуществл нная в действии. Посте пенноматеринство Метиды принимает вс более отвлеч нный и да же символическийхарактер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функциибожества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от
Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста или Прометея , расколовшего емуголову топором, сам произв л на свет Афину, которая появилась из его головы вполном боевом вооружении. Поскольку это событие про изошло якобы у озера илиреки Тритон в Ливии, Афина получи ла прозвище Тритониды или
Тритогенеи. Афина - одна изглавнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногдадажепревосходитего, коренясь в древнейшем периодеразвития гре ческой мифологии -матриархате. Силой и мудростью она равнаЗевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место е - бли жайшее кЗевсу. Наряду с новыми функциями богинивоенной мо щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя влявшуюся в понимании е как девы изащитницы
целомудрия. Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеямикрито-микенскогопериода. Изображение богини со щитом микенс кого времени - прообраз олимпийскойАфины. Среди непременных атрибутовАфины - эгида - щит из козьей шкуры сголовой зме евласой Медузы, которыйобладает огромной магической силой,устрашает богов и людей. Многочисленны сведения о космических чертахобраза
Афи ны. Е рождение сопровождается золотымдождем, она хранит молнии Зевса. Е изображение, т.н. палладий, упало с неба отсюдаАфина Паллада . По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьмиКекропа - Пандросой всев лажной и Аглаврой световоздушной , или
Агравлой поле бороздной . Священным деревом Афины была маслина.Маслины Афины счи тались деревьями судьбы , и сама Афина мыслилась как судьба и Великаябогиня-мать. Мощная богиня архаики,обладательница эгиды, Афина в пе риод героической мифологии направляет своюсилу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного изгигантов, на другого она наваливает остров
Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-жения. Она - убийца горгоны Медузы и носит имя горгоноубийцы . Афина требует к себе священной почтительности, ниодин смерт-ный не может е увидеть. Известен миф о том, как оналишила зрения юного Тиресия сына своей любимицы Харикло , когда тот случайноувидел е омовение. Классическая
Афина наделенаидейно-организующими функци ями она покровительствует героям, защищает общественный по рядок и т.п. Зевспослал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера особенно Одиссее ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,хотя культ е существовал и в
Трое. Афина - защитница гречес ких городов Афин,Аргоса, Мегары, Спарты и др носящая имя градозащитницы . Огромная статуя Афины Промахос передовой боец с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо гине былипосвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Памятникомпрославления мудрой правительницы
Афинского государства, учредительницыареопага, является трагедия Эсхи ла Евмениды . Афина всегдарассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Онапомогает гончарам, ткачи хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про метею украсть огонь из кузниГефеста. Афине приписывается изобретение флейтыи обучение игре на ней
Апполона. Одного е прикосновениядостаточно, чтобы сделать человекапрекрасным Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель ностью . Она наделилаПенелопу накануне встречи с супругом удивительной красотой. Афина - богинямудрости. Для не характернамудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического
Умаи символом всеобъемлю щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия братская , Булайя советная , Сотейра спасительница , Пронойя провидящая . Хотя культ Афины былраспространен по всей материковой и островной Греции Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса лия,
Беотия, Крит, Родос , особенно почиталась Афина в Атти ке, в Афинах название города Афины греки связывалис именем богини - покровительницы города . Ей были посвящены земле дельческие праздники. Во время этих празднеств происходилоомовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. В Риме Афинаотождествлялась с Минервой. Римскимпразд нествам
Минервы посвящены два больших отрывка из Фаст Ови дия. На протяжении всей античности Афина оста тся свидетель ством организующей инапрвляющей силы разума, который упоря дочиваеткосмическую и общественную жизнь, прославляя строгиеустоигосударства, основанного надемократическом законода тельстве. Образ Афины нашел отражение во многих значительных па мятниках греческой пластики. Гигантская статуя Афины Парфе нос
Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н.э не сохранилась иизвестна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленныестатуэтки богини. Отдель ные сцены мифовоб Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтонеПарфенонаизображает рождение Афины из головыЗевса, на за падном фронтоне воплощенспор
Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики. В греческой вазописи былираспространены сцены, посвя щенные рождению Афины, е участию в Троянской войне, спору сПосейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес ках. В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античнойхудожественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворениеммудрости и символизирует триумфразума
Минерва побеждает невежество Б.Спрангера, Царство Минервы А.Эльсхаймера , добродетели и целомудрия Паллада и кентавр С.Боттичелли, Победа добродетели над грехом А.Мантеньи , мира Минерва и Марс Я.Тинторетто,П.Веронезе и др Вмузыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18 вв в числе которых оперы
Рождение Афины А.Драги, Минер ва Р.Кайзера, Паллада и Марс М.Гримани, Паллада торжест-вующая Ф.Б.Конти кантаты СпорПаллады и Венеры Л.Кальдары и Паллада П.В.Гульельми. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы 1.Л.Е.Кертман География, историяи культураАнглии М Изд. Высшаяшкола , 1989 г.2.В.Г.Трухановский Великобритания
М Изд. Высшая школа , 1987 г.3.И.К.Лаптев Англия насовременном этапе М Изд. Полит.литература , 1990 г.4.Политико-экономи- Зарубежныестраны ческий справочник М Изд. Полит.литература,1987 г.5.Энциклопедический М Советскаяэнциклопедия словарь 1990 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |