Реферат по предмету "История"


Правление Николая II

Правление Николая II


Дневники императора Николая II охватывают период с 1882 года по 1918 год. Вести дневник он начал с 14 лет и, не пропуская ни одного дня, закончил его в последний день жизни всей царской семьи. Дневник состоит из пятидесяти объемных тетрадей.


Поговорим теперь немного о самом Николае II и об исторических условиях, в которых он вынужден был существовать. Итак, Николай II- старший сын АлександраIII и Марии Фёдоровны, родился 6 марта 1868 года. С детства наследник изучал иностранные языки. Образованием его руководил К.П. Победоносцев. После общего образования Николай II получил юридическое и высшее военное образования.


Ещё в ранней молодости будущий император полюбил Гессенскую принцессу Алису. Но ни его отец,Александр III, ни его мать, Мария Фёдоровна, не хотели этого брака. Дипломатически более выгодным в это время был брак с французской принцессой Еленой Орлианской. Сложность состояла ещё и в том, что принцесса Алиса долгое время не соглашалась принять православие. В состоянии ожидания Николай II провёл долгие 10 лет. Александр III даже пытался поддержать увлечение наследника балериной Кшесинской, но когда император заболел, то вынужден был дать согласие на брак с Алисой Гессенской. Их свадьба состоялась через неделю после кончины Александра III.


В 1888 году близ станции Борки (в 45 км от Харькова) потерпел крушение императорский поезд. Александр III удержал на своих плечах крышу вагона-ресторана и спас жену и детей, но получил несколько ушибов, один из которых, по-видимому, задел почки. Вскоре развилась почечная болезнь.


20 октября 1894 года Александр третий умер. На престол взошёл его старший сын Николай II (1868-1918).


В начале его правления на него многие возлагали большие надежды: в России на смену “грозному” царю приходил “добрый”. Однако на приёме 17 января 1895 года Николай II упомянул о “бессмысленных мечтаниях” общества о представительском строе и заверил собрание в своей приверженности к самодержавию. Победоносцев, готовящий речь Николая II, говорил о “беспочвенных мечтаниях”, слова царя прозвучали очень обидно, сразу и навсегда оттолкнули от него либералов.


Николай II не был создан для государственных дел, хотя и относился к ним добросовестно, считая самодержавную власть, полученную от отца, неотъемлемым, завещанным свыше, достоянием своей семьи. Эту власть он должен был укрепить и передать её своему сыну. Ольденбург пишет: “ Император считал, что ответственность за судьбу России лежит на нём, что он отвечает за неё перед престолом Всевышнего. Другие могут советовать, другие могут ему мешать. Но ответственность за Россию перед богом лежит на нём. Из этого и вытекло отношение к ограничению власти, которое он считал переложением ответственности на других, непризванных…”.


14 мая 1896 года в Успенском соборе в Кремле состоялась коронация царской четы, а 18 мая торжества по этому поводу. Именно тогда и произошла трагедия на Ходынском поле. За 10-15 минут толпа, рванувшая за “царскими подарками” (сайка, кусок колбасы, пряник и кружка с гербом России), раздавила 1389 человек. На царя это происшествие произвело неприятное впечатление, но торжества шли своим ходом. Кто виноват непонятно и неизвестно, кого-то конкретно обвинять нельзя, в любом случае это, видимо, недосмотр полиции. Но великие князья выступили с ультиматумом Николаю II, что в случае отстранения великого князя Сергея генерела-губернатора Москвы, они все подадут в отставку. Поэтому был отстранён за непредусмотрительность, заведовавший в тот день порядком, исполняющий обязанности московского обер-полицмейстера.


Так печально началось царствование нового и последнего императора Николая II.


Теперь поговорим немного о личности царя. Внешне император был красивым человеком. Почти все, общавшиеся с ним, всегда особенно отмечают его глаза – добрые, отеческие. А ведь глаза – зеркало души! В манере держаться у него не было помпезности и торжественности, он был даже застенчив. Был всегда приветлив и очень любезен с людьми. Никогда не кричал, прекрасно владел собой. Знал несколько иностранных языков, любил литературу, знал много стихов наизусть и любил их читать вслух. Императрица принимала активное участие в делах своего мужа, он всегда с ней советовался и прислушивался к её мнению. Мало кому он мог доверить свои планы, задушевные думы. Николай II был так же консервативен, как и его отец, но не обладал столь же смелым и решительным характером. Лучше всех государя знала Александра Фёдоровна, до крещения принцесса Алиса Гессенская. Наблюдая придворную жизнь, императрица писала в Германию: “Я чувствую, что все, кто окружает моего мужа, неискренне, и никто не исполняет своего долга и ради России. Все служат ему из-за карьеры и личной выгоды”.


Николай II всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии. Но с тем же стоическим спокойствием встретил он и роковой конец своего царствования, свою смерть и смерть своих близких. В загадочной душе последнего русского царя нелегко разобраться.


Ясно, однако, что Николай II был создан для семьи, для домашнего уюта. Только кругом семьи ограничивалась его привязанности, только жене и детям дарил он тепло и любовь. Окружающий мир казался ему враждебным. С его стороны он всегда ожидал посягательств на самого себя, на своих близких, их покой, мир и достояние.


Люди, впервые беседовавшие с Николаем II, бывали, очарованы его обходительностью. Но это было поверхностное впечатление. Всех, кому доводилось долго с ним общаться, постигало разочарование. В его душе было как бы две стороны - теплая и холодная. Тёплая всегда была обращена к семье, холодная - к внешнему миру. Министры, среди которых были талантливые люди, пользовались его расположением только до тех пор, пока он испытывал в них нужду.


Главным исполнителем всех преобразований в первое десятилетие правления Николая II (1894-1904) был С.Ю. Витте. При нём была введена государственная монополия, то есть доход теперь шёл в казну; благодаря чему доход государства возрос в два раза, что позволило перевооружить армию, военный флот, достроить Сибирскую железную дорогу.


В сфере образования тоже произошли изменения: Кредиты на образование постоянно росли. В 1897 году была проведена Всероссийская перепись населения, причём материала собрали столько, что перерабатывали потом ещё несколько лет.


С начала 1897 года была проведена денежная реформа и введено золотое обращение.


Международное положение России было относительно спокойным. Оставался нерешённым Балканский вопрос, но во время визита в 1897 году в Санкт-Петербург Франца-Иосифа, императорами было заключено соглашение о поддержании на Балканах существующего положения.


Студенческие беспорядки 1896 года вызвали со стороны правительства ряд репрессивных мер, которые в свою очередь явились причиной организованных политических убийств. Были убиты: министр народного просвещения Н.П. Боголепов, министр внутренних дел Д.С.Синягин, а через два года министр внутренних дел В.К.Плеве.


В 1898 году на съезде в Минске была учреждена РСДРП. Летом 1903 года состоялся её второй съезд, на котором произошло разделение на большевиков и меньшевиков. В июне 1902 года оппозиционные несоциалистические круги начали издавать в Штутгарте журнал “Освобождение” под руководством П.Б. Струве. Его основным требованием была конституция.


Несомненно, император знал о настроениях интеллигенции, но он глубоко верил, что отношение народных масс совсем иное.


Скажем несколько слов о внешней политике России в данный период. В 1897 году по русско-китайскому договору Китай предоставлял России Порт-Артур и Таминван в аренду на 25 лет с правом постройки железнодорожной ветви на соединение этих портов с Восточно-Сибирской магистралью. Этот договор, естественно, встретил особое недовольство Японии и всех европейских стран, вынужденных наблюдать за расширением влияния России в Азии. Япония активно готовилась к войне, 1903-1904 гг. были наиболее опасными, так как ее еще не было переправы через Байкал, а, следовательно, при переправе сделалась бы пробка (при наличии одного броненосца нового образца). Весь 1903 год Россия вела переговоры, надо было не дать повода и потянуть время. Так или иначе, Россия недооценила Японию, и в январе 1904 года та без официального объявления войны начала под Порт-Артуром военные действия. Война оказалась серьезным испытанием для России. Англия и США, считавшие Россию своим главным соперником на Дальнем Востоке, открыто оказывали Японии щедрую военную экономическую помощь. Япония в техническом отношении оказалась великолепно подготовленной к войне. Серьёзное преимущество Япония имела и в отношении командного состава, действовавшего весьма продуманно, решительно и энергично. Русское командование напротив, отличала пассивность и отсутствие инициативы. Подобные черты, в частности, отличали А.Н. Куропаткина, поставленного во главе маньчжурской армии. В 1905 году начались мирные переговоры в США. С русской стороны их виртуозно вёл С.Ю. Витте, добившийся в этой тяжёлой ситуации неплохих результатов. По этому миру 1905 года Россия отделалась минимальными территориальными потерями – южной частью острова Сахалин. Кроме того, она уступила японцам Порт-Артур. Витте удалось добиться от японской стороны отказа от требований уплаты военной контрибуции. Но, несмотря на относительно благополучные результаты мирных переговоров, война с Японией сыграла серьёзную роль в дестабилизации внутриполитического положения в стране. И обществом, и народом она воспринималась как национальный позор. Император сильно переживал, о чём кратко свидетельствует запись в его дневнике: “Ночью пришла от Витте телеграмма с извещением, что переговоры о мире приведены к окончанию. Весь день ходил как в дурмане после этого!”


Осенью 1903 года образовалось легальное общество фабрично-заводских рабочих во главе с Григорием Гапоном, священником церкви при пересыльной тюрьме. Именно Гапоном была организована серия забастовок. Гапон призывал идти к царю во дворец и требовать у него Учредительного собрания (несмотря на то, что царь жил в Царском селе). Гапон был в полиции доверенным лицом, поэтому власти до последней минуты надеялись, что тот все уладит.


9 января Гапон повел людей к Зимнему. Был дан настоящий залп в толпу. Начались прямые действия против властей. Гапон за границей был повешен революционерами. Революция продолжалась. В апреле –мае прошли два съезда земств. После долгих прений было решено обратиться к государю. Встреча эта прошла в Петергофе в июне 1905 года в примирительных тонах. Но спустя месяц земства изменили свою позицию, обратившись к революционным силам.


А революция все нарастала. 27 августа - закон об автономии ВУЗов. Начались открытые революционные митинги. Государственная Дума уже мало кого устраивала. Витте на совещании заявил о своем желании конституционной реформы. В правительстве многие его поддерживали Пушкарский пишет, что на Витте смотрели не столько как на председателя Комитета Министров, сколько как на главу будущего правительства. Император стоял перед выбором: либо диктатура, что претило ему как личности; либо Конституция, что значило нарушить завет отца и противоречить собственным словам. Он позже писал об этом: “ Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу. Затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой. Но это стоило бы потоков крови и, в конце концов, привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый… Другой путь- предоставление гражданских прав населению… Кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу - это в сущности, и есть конституция". Таким образом, принимая решение, Николай II думал не об устранении непосредственной опасности, а о том, как дальше строить русскую жизнь при обнаруживавшемся разладе между властью и обществом. Манифест 17 октября - Государственная Дума и Государственный Совет стали выборные. Политический терракт-12 августа 1906 года - покушение на Столыпина. Столыпин превратил реформы в сильные действия правительства. Опорой Столыпина были октябристы. Столыпин ввел земство в западных губерниях, но ценой “нажима на закон”, так как Госсовет воспротивился - Столыпин подал в отставку - Государь сделал, как хотел Столыпин, только чтобы не потерять его. Все были недовольны этим. 1 сентября 1911 года Столыпин был убит.


30 июня 1904 года – родился Алексей. Распутин помогал царевичу. Сплетни, слухи, клевета на императрицу. Николай II пишет Коковцеву: “ Я просто задыхаюсь в этой атмосфере сплетен, выдумок и злобы”.


В июне 1911 году Дума закончила свою работу, до конца проводит политику сотрудничества с властью и борьбы с революцией. 1912 год – 4 Дума под управлением М.В. Родзянко.


Внешнеполитическое положение обострялось. Произошло две балканских войны. Российско-германские отношения с каждым днем становились все хуже.


В стране велась активная борьба против Коковцева. Вдобавок к этому правительство обвиняли в спаивании крестьян. 29 января 1914 года место Коковцева занял Горемыкин. В августе 1914 года началась Первая Мировая война. Вследствие многочисленных отступлений русских войск в воздухе царил упаднический дух. Толки об измене, критика министров. 23 августа 1915 года – Николай II принял верховное командование. 1 ноября 1916 года - Государственная Дума потребовала перемен в правительстве и ответственное министерство. Думу поддержал Госсовет, объединенное дворянство и другие общественные организации. Но император твердо сказал, что нужно закончить войну.


24 февраля 1917 года – уличные демонстрации с требованием “ Хлеба!”. 27 февраля войска перешли на сторону восставших. 28 февраля правительство сдалось. Был избран Исполнительный комитет во главе с Родзянко, который объединился с Советом рабочих и солдатских депутатов. Генерал Алексеев перешел на сторону революции. Все члены царской семьи стали узниками в Царском селе. Потом они были отправлены в Сибирь.


Записи в дневнике обрываются тридцатого июня. Уже через пять лет в 1923 году, дневники Николая II были опубликованы в Берлине на русском языке издательством “Слово”, во главе которого стоял бывший член ЦК кадетской партии И.В. Гессен. Во вступительных замечаниях к этому изданию сказано, что последний император сыграл “ роковую роль” в обострении революционного кризиса, хотя его причины “ кончились давно и глубоко залегли”. Дневники напечатаны в этом издании в небольших отрывках, которые не входят за пределы 1890-1906 годов.


При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Nick Carraway And Yourself Essay Research Paper
Реферат Поэтическая молитва в творчестве Пушкина
Реферат Происхождение славянства как нации
Реферат Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подростко
Реферат Комплексная информационная автоматизированная система "Кафедра"
Реферат Производство этилена пиролизом этана мощностью 200000 тгод
Реферат Магма и магмоообразование
Реферат Xiii казахстанская международная выставка сельского хозяйства и пищевой промышленности
Реферат О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе "Идиот"
Реферат Международная макроэкономика движение товаров и факторов производства
Реферат Пам’ятки культури Стародавньої Персії
Реферат Научное исследование культурной грамотности населения
Реферат Інститут педагогіки апн україни концепція профільного навчання в старшій школі
Реферат Задачи, стоящие перед менеджментом и службой маркетинга предприятия при проведении антидемпингового расследования
Реферат Социально-психологические факторы и их влияние на прфессиональную деятельность муниципальных служащих