Реферат по предмету "Исторические личности"


Ахмет Байтурсынов

     – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист,
общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских
репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало
достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда
устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его
деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев,
Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.



А. Байтурсынов родился 28
января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого
крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая,
был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не
мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в
конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его
брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову
начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их
аульчанами оставила горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери»,
написанном в 1909 годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих
событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану
и глубокий след. Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он
поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в
школе киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго
учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных
русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе
Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название
«Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана,
которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу народу
лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с
разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского
самодержавия.



Революция 1905-1907 годов
вызвала в нём надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях,
часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских
интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в
Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных
организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году
заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев.
Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под
надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал.



В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской
классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен»
А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность
поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов
«Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь
вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что
подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение
достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути
А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет
статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные
исследования по языкознанию.



1913-1917 гг. –
примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты
«Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге.
Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и
языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая
к свету знаний, духовному совершенству.



В бурные годы Февральской и
Октябрьской революций, как и многие представители российской и казахской
интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содерджании
происходящих событий и некоторое время находился под влиянием
националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в пагубности
для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит
на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного комитета по
управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он
бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку
государственности казахского народа. После образования Казахской советской
республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает наркомом
просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре
Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по
языкознанию и литературоведению.



В тяжёлые дни перегиба в
числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований
в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в
Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П.
Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода
длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре
приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала,
в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава
преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей
культуры казахского народа.



Наряду с работой учителя и
занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно
работал в области художественного слова, принимал участие в развитии
реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы
в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской
литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его
развития.



А. Байтурсынов активно
включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал»
(Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем
истории и теории казахской дитературы в научно-теоретических статьях, трудах,
учебниках.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.