Абел Гезевич Аганбегян, академик РАН, зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Научный руководитель Школы IT-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Глобальная технологическая рулетка: на что ставит Россия?
В XXI веке мировая экономика вошла в период глобального разделения труда. При этом каждая страна делает свой выбор: какому сектору экономики отдать предпочтение, как максимально эффективно распорядиться имеющимися интеллектуальными и природными ресурсами.
Главным направлением перспективного развития экономики, на мой взгляд, является ставка на технический прогресс, инновацию, на быстрое развитие новых сфер, на то, что называется новая экономика. Именно то, что сейчас определяет в передовых странах мира экономический рост и благосостояние. И это демонстрируют не только США, Япония, Германия, о чем можно много говорить, но и многие, так называемые, развивающиеся страны. Индия сделала огромный рывок в области программного обеспечения. В 2003-2004 году экспорт программного обеспечения из Индии достиг 10,4 млрд. долларов. Через три года они прогнозируют 25 млрд. долларов. Для примера скажу, что весь объем экспорта вооружений в 2004 году из России составил 6 млрд. долларов. Не нравится Индия? В Ирландии при численности населения чуть больше 5 млн. человек экспорт электроники составляет 14 млрд. Не нравится Ирландия? Израиль, другая маленькая страна, поставляет на мировой рынок электроники на 20 млрд. долларов.
Встает вопрос, как же России преодолеть этот потенциальный барьер, который возник по причине и на почве нашей особой ментальности, сохранения византийских традиций и отсутствии современных управленческих технологий?
Многие страны дают пример, как можно продвинуть этот сектор экономики. И, естественно, взгляды и руководства, и людей, которые думают о будущем, обращаются на информационные технологии. Информационные технологии в России пока очень неразвиты, но темпы достаточно высоки. Пока в среднем рост всего, что связано с Интернетом, составляет 50% в год. Наконец-то мы преодолели критический рубеж. Критическим считается 10% оснащения населения компьютерами и 10% рубеж подключения к Интернету. Сейчас, по данным исследований, у нас 13% населения подключено к Интернету, и мы превысили 10%-ный барьер. После этого по опыту других стран начинается бурный рост. Такая же история наблюдается на автомобильном рынке. Как только количество автомобилей превышает 100 штук на тысячу населения, начинается ажиотажный спрос. Мы сейчас превышаем 170 автомобилей на тысячу населения. И еще более бурный рост предстоит по оснащению компьютерами, подключению к Интернету и так далее. Это явление можно рассмотреть на примере оснащения людей мобильными телефонами. Мы достигли уровня США по количеству телефонных трубок на 100 человек. Москва превзошла Нью-Йорк и Вашингтон. В Москве 110 трубок на 100 человек населения, включая грудных детей. Причем трубки у нашего населения более современны, функционально совершенны, чем во многих развитых странах.
Пока мы по развитию информационных технологий по мировым рейтингам занимаем где-то 73 место, уступая не только 25-и развитым странам, но и большей части развивающихся стран. Однако это место не соответствует уровню нашего образовательного и научного потенциала в мировых рейтингах. И здесь нам нужен подлинный рывок. Вы знаете, что правительство разработало перспективную программу по развитию IT-отрасли. Сейчас на завершающем этапе находится рассмотрение закона о создании особых инновационных экономических зон, где есть налоговые, таможенные и другие льготы. Эти льготы введены для того, чтобы предприятия, входящие в экономические зоны, сосредотачивались, прежде всего, на наукоемком производстве, связанным с информационными технологиями.
Планка, к которой мы должны стремиться, очень высока. Например, в США 60% семей подключены к сети Интернет в домохозяйстве. Другой пример. В Китае производство компьютеров составляло 5 млн. единиц в год. После покупки отделения IBM они начали производить 15 млн. компьютеров в год. Также уже сейчас они выпускают 5 млн. легковых автомашин. И, возможно, что в этом отношении они скоро превзойдут Японию. А дальше США, которые выпускают 19 млн. автомобилей в год. То есть, мы наблюдаем, как повсеместно в мире происходят огромные тектонические сдвиги. И как бы нам не оказаться в этом отношении на задворках. Особенно это касается таких отраслей как информационные технологии и Интернет.
Именно поэтому, постепенно этот вопрос будет становиться центром внимания. Поэтому мы сейчас уделяем столько внимания вопросам IT-образования. Ну и, конечно же, надо понимать, что это высоколиквидный и, одновременно, высокорискованный бизнес. Риск, связанный с этой тематикой, определяется необычайно высокими показателями динамики развития рынка высоких технологий.
Вот конкретные цифры. Вы знаете, что онлайновый рынок довольно быстро растет. У него есть ряд льгот таких, например, как безналоговая, беспошлиная зона в целом ряде стран. Вообще по цифрам оценки этот рынок в мире составляет 117 млрд. долларов. В последний 2004 год он вырос на 26%. И отрадно, что все крупные торговые сети перешли на широкое распространение онлайновой торговли. Это не удел каких-то специальных новых фирм, это – уже практика столпов торговли. Крупнейшая в мире торговая корпорация WorldMark начинает торговать своей продукцией онлайн. Или, например Home Depot - самая крупная фирма по хозяйственным товарам в мире и так далее. Они создали огромные подразделения для этих целей. Особенно быстро растет онлайновый рынок DVD. За прошлый год он вырос в 4 раза. Продажа мобильных телефонов и беспроводные услуги показали 80% роста за год. Новогодняя торговля онлайн 2004-2005 год – 57% роста США. В России эта сфера тоже развивается. Конечно, масштабы небольшие, всего 1,5 млрд. долларов. Рост составляет приблизительно 40%. Пока в общей торговле доля этого рынка небольшая. Но и мобильных телефонов не было 10 лет назад. Два года назад мобильная телефония превзошла по объемам стационарную. Сейчас мобильных телефонов в три раза больше, чем стационарных. Примерно такого же эффекта можно ожидать и в онлайновой торговле. При существующих темпах пройдет несколько лет, и она будет весьма значима. О том, насколько быстро растут эти услуги, говорит и вторая производная кривой роста.
И вот теперь у меня возникает вопрос: «Насколько адекватно растет деятельность тех, кто обеспечивает IT-отрасль?». Например, консалтинг по IТ-менеджменту или другим подобным услугам.
Мы сами себя, конечно, очень жестко критикуем. При этом в некоторых случаях сами не замечаем тот прогресс, который есть. Например, приезжает какой-то свежий человек и начинает изучать нашу действительность. Многое ему кажется просто поразительным. Так, президент новой американской торговой палаты в России говорит, что его просто удивляют темпы развития электронной торговли в России, и наша задача в американской торговой палате – немедленно создать центр электронной коммерции. Приятно слышать такие вещи.
Ключевое направление развития Интернета и всего IT-менеджмента это, конечно, сайты. В последнее время происходят довольно существенные качественные изменения. Складывается такое впечатление, что сайты растут как грибы в лесу после теплого дождя. Если раньше основной нагрузкой на сайты была информационная реклама в обычном смысле, то сейчас сайт все больше начинает играть роль площадки для бизнес-коммуникаций. И сейчас сайты компаний становятся мощным средством в продвижении товаров и услуг.
К примеру, слушателей, которые поступают в нашу Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, анкетируют с вопросами: «Откуда Вы о нас узнали?», «Как Вы определили, куда Вам идти?». Семьдесят процентов указали в качестве источника информации Интернет. Ни знакомые, ни многочисленные объявления в газетах, журналах, на которые миллион долларов тратится в год, не работают. Сайт является главным источником сведений про Академию. Человек заходит на ресурс и узнает максимум информации, поскольку вся информация предоставлена на сайте. Очень важным направлением в этой связи является продвижение сайтов, автоматизация всех операций связанных с этим. Пользователи получают огромные преимущества в отличие от обычной рекламы в газете. Ведь неизвестно, кто ее прочитал. В отношении сайтов фиксируются все заходы на этот сайт, обеспечивается интерактивность, обратная связь, можно анализировать результаты онлайновой рекламы и это очень привлекает.
Рассмотрим другие качественные изменения, произошедшие за последние годы в IT-отрасли. Сейчас практически все крупные предприятия в России уже имеют сайты. Напомню, что на начало 2003 года из 80 тысяч крупных предприятий нашей страны сайты имело только 52 тысячи. Ну, а про качество сайтов можно даже не говорить. Итак, автоматизация разработки сайтов. И второе, посредником между покупателем и продавцом выступает сейчас не традиционная реклама, а поисковая система, каталоги. Человек попадает на тот или иной сайт через навигационные ресурсы, желая получить целенаправленную информацию. И именно кибермаркетинг оказывается незаменимым в этой нише маркетинговых услуг, так как опирается на поисковое продвижение. Вообще, кибермаркетинг работает по двум основным стратегиям: поисковая оптимизация и поисковая реклама.
Другой аспект проблемы. Если через сайт посетителям и клиентам удобно работать, это меняет и объем и структуру продаж, позволяет продавать большую часть товаров, услуг через сайт. Таким образом, крайне важным направлением становится работа по повышению удобства пользования сайтом. То, что называется юзабилити. Причем, как я уже сказал, возрастает роль инструментария в подготовке сайтов, прежде всего корпоративных сайтов. Вообще создание корпоративного сайта - это крайне серьезная и довольно затратная задача, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов, усилий разных отделов предприятия. Раньше часто для этого нанимался программист, но это неэффективно. Сейчас разрабатывается автоматизированные продукты, специальные инструментарии. Мы тесно работаем с компанией NetPromoter, которая как раз и представляет продукты и услуги такого рода, позволяющие значительно упростить решение этой задачи, а именно максимально автоматизировать этот процесс, сделать более доступными этапы продвижения сайта. Причем автоматизация проводится с учетом постоянных изменений в среде. Появляется возможность работы с программами, как бы, «на вырост». Ее программами и консалтинговыми услугами пользуются многие компании, чьи информационные ресурсы являются лидерами в своих сегментах рынка. Особенность платформы этой компании заключается в том, что она обращается не только к узким специалистам по веб-услугам, к администраторам веб-сайтов, но и к менеджерам, которые ответственны за этот сайт и пытаются улучшить его по разным показателям. Кроме этих двух особенностей, у компании есть еще одна особенность - она широко занимается образовательной деятельностью. Поэтому образовался такой необычный альянс с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ. Школа IT-менеджмента и компания NetPromoter неоднократно проводили образовательные мероприятия как соорганизаторы. Последним совместным крупным мероприятием подобного рода была практическая конференция «Кибермаркетинг. Стратегия и тактика продвижения ресурса», которая состоялась 19-20 мая 2005 года в Центре Международной Торговли. На конференции с докладами выступили главный аналитик отдела маркетинга компании Яндекс Алексей Амилющенко, исполнительный директор компании Бегун Алексей Басов, директор службы Коммерсантъ-Онлайн Виктор Кузин и другие. Отрадно, что тема, рассматриваемая на конференции, была актуальна и достаточно востребована.
В заключение же хочу отметить, что у России есть хорошие предпосылки по вхождению в мировое сообщество лидеров в области информационных технологий, Проблемы, которые у нас существуют, в основном психологического, я бы даже сказал, культурного, плана. Нам надо менять культуру управления инновационными предприятиями и секторами рынка, изменить отношение частных компаний и банковского капитала к инноватору, как субъекту рыночных отношений, пересмотреть государственную политику по отношению к инновационным отраслям. И результаты не замедлят сказаться. Желаемые изменения постепенно происходят, и это дает повод для оптимизма.
Абел Гезевич Аганбегян, академик РАН, зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Научный руководитель Школы IT-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |