Реферат по предмету "История"


Системный подход и анализ в исторических исследованиях

Системный подход и системный анализ, значение системности в исторических исследованиях



Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.


Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.


Основные принципы системного подхода (системного анализа)


Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.


Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.


Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.


Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.



Основные определения системного подхода


Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.


Система — совокупность элементов и связей между ними.


Структура — устойчивая картина взаимоотношений между элементами (картина связей и их стабильностей).


Процесс — динамическое изменение системы во времени.


Функция — процесс, происходящий внутри системы и имеющий определённый результат.


Состояние — положение системы относительно других её положений.




Основные допущения системного подхода


В мире существуют системы


Системное описание истинно


Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано



Аспекты системного подхода


Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.


Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:


системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;


системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;


системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;


системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;


системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;


системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;


системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;


системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.


Практически все современные науки построены по системному принципу.


Системный подход и моделирование общественного развития в исторических исследованиях


Научно-техническая революция второй половины XX в., продолжаю-щаяся и в настоящее время, характерна бурным развитием новых научных направлений, возникновением ряда специальных исследовательских подходов и дисциплин: кибернетика, теория сложных систем, исследование операций, структурно-функциональный метод и т. п. Вместе с процессом специализации научных знаний происходит и обратный процесс — непрерывный синтез идей и методов разных дисциплин.


Одним из ведущих научных направлений стал системный подход и связанные с ним методы моделирования и математизации исследования процессов. В них особенно наглядно проявилась связь, синтез технических, естественных и общественных наук. Суть системного подхода в том, что объект исследования рассматривается и исследуется как определённая система элементов различной сложности, взаимосвязанных общим процессом функционирования, который происходит в среде, воздействующей на этот процесс.


Среди общественных наук системный подход и математическое моделирование наибольшее развитие получили в экономических науках, в социологии, экономической экологии и некоторых других. В исторической науке развитие этого направления затянулось в силу ряда причин: сложность исторического процесса как объекта изучения, требующая сочетания формализованных и специальных неформальных методов исследования; слабость математической подготовки у профессиональных историков, а главное — сильное влияние государственной идеологии на исторические концепции и направленность исследований.


В советской историографии преобладал догматизированный «формационный подход» с унификацией исторических процессов для всех условий общественного развития. С разрушением СССР и сменой общественного строя в отечественной историографии насаждается так называемый «цивили-зационный подход», в котором отвергаются как закономерность смены общественно-экономических формаций, так и само понятие «формация». Именно этот подход упорно навязывается сторонниками западной историографии, активно поддерживаемыми новыми государственными структурами по политическим мотивам. Однако его научная односторонность и методологическая ущербность были отмечены отечественными историками на 3-ей международной научной конференции на тему: «Цивилизационные и формационные подходы к изучению отечественной истории: теория и методология (конкретно-исторические проблемы)» в 1995 г.


Академик И.Д. Ковальченко, многие годы занимавшийся проблемами методологии истории и применения математических методов в исторических исследованиях, в последней опубликованной статье высказал убеждение в необходимости сочетания обоих подходов для подлинно научного изучения исторических процессов (Свободная мысль. 1995. № 10). Таким же убеждением руководствовался и автор в своём докладе на этой конференции, выдвинув концепцию системного подхода к изучению исторического процесса с использованием теории сложных систем и опыта современных исследований общественного развития. В нём органически сочетаются как формационный, так и цивилизационный подходы.


В предложенном системном подходе общество — народ, или группа народов, имеющих исторически устойчивую общность в государственных образованиях, — изучается как сложная, развивающаяся, управляемая социокультурная система, как социальный организм, состоящий из взаимосвязанных в определенной структуре элементов, объединенных общим процессом жизнедеятельности в определённых условиях среды обитания и развивающийся по объективным законам с воздействием на него объективных и субъективных факторов. Исторический процесс рассматривается как процесс изменения, развития общества в историческом времени, в ходе событий общественной жизни.


Развитие социокультурной системы идет во взаимосвязи всех ее элементов, включая: развитие человека (интеллект, творческие и производственные способности, нравственность, психология, культура); изменение орудий и средств производства, бытовых условий; развитие социальной структуры и государственности; совершенствование образовательной и информационной сферы.


Cистемный подход предусматривает, что народы развиваются в конкретных природных и исторических условиях в русле своей, складывающейся веками и тысячелетиями цивилизации (культурно-исторический тип общества) и проходят на историческом пути общие (или сходные) для всего человечества ступени социально-экономического развития, соответствующие определённому способу производства, составляющему основу общественно-экономической формации (социальный тип общества). Многомерный исторический процесс при этом рассматривается одновременно с двух взаимосвязанных сторон (цивилизационное и формационное развитие), что более полно отражает историческую реальность общественного развития и позволяет исследовать его закономерности на историческом опыте.


В отличие от законов природы развитие социальных организмов подчиняется особым закономерностям, где учитывается управляющая роль субъекта управления. Эти закономерности, как отмечает выдающийся советский математик, исследователь и мыслитель Н.Н. Моисеев, не жёстко детерминируют определённую модель развития, а носят характер тенденций, ограничивают множественность его траекторий (вариантность) в общем русле и направлении. В общественных науках, считает он, модельное описание процесса (мыслительные модели) «сжимает» множество траекторий развития, а полученный результат является законом или закономерностью.


Такие закономерности можно определить, рассматривая в мировом историческом процессе развитие в разнообразных условиях исторически устойчивых социокультурных систем. Содержание общих для всех закономерностей (тенденций развития) познаётся сопоставлением исторического пути разных народов с учётом специфики их существования и развития.


Развитие общества подвержено влиянию двух типов факторов: объективных и субъективных. В системном анализе исторического процесса учитывается влияние следующих объективных факторов: 1) среда обитания (климатические, геофизические, коммуникационные особенности территории, ее размеры и природные ресурсы); 2) геополитические условия (соседние народы, характер взаимоотно-шений с ними, влияние на другие народы); 3) демографическое движение (численность и плотность населения, интенсивность общения, темпы их изменения); 4) способ производства, развитие производительных сил. К числу субъективных факторов относятся: 5) цивилизационные этнические особенности жизнедеятельности народа; 6) господствующие идеи о социальном устройстве и государст-венном строе; 7) деятельность государственных деятелей, исторических личностей, общественно-политических движений и их лидеров, открытия ученых и изобретателей.


Каждый из этих факторов оказывает влияние на ход исторического процесса в разной степени на разных этапах общественного развития. Под их влиянием процесс развития народов различается по темпам, формам и направленности. В истории известны следующие основные типы развития: 1) быстрые качественные изменения прогрессивного направления (революционный тип); 2) медленные изменения (эволюционный тип, как стихийный, так и путем реформ); 3) топтание на месте (стагнация); 4) попятное движение к прошлому (регресс).


Общий характер развития человечества как сложной глобальной макросистемы — поступательное прогрессивное развитие в историческом времени от низших форм общественной жизни к высшим, с рас-ширением и усложнением видов человеческой деятельности. Наиболее общим законом исторического процесса является закон развития и смены общественно-экономических формаций в соответствии с развитием производительных сил и изменением способа производства. Каждая новая формация является ступенью прогрессивного развития общества, сменяя устаревшую. Так, первобытнообщинную формацию сменил рабовладельческий строй, ему на смену пришел феодализм, которого сменил капитализм. ХХ век дал пример перехода в следующую формацию — социализм (или первую стадию коммунистической формации), проявившийся в трех цивилизациях — российской, китайской и латиноамериканской (Куба). В этом неопровержимая суть исторического материализма как научной методологии познания истории.


Действие общего закона в конкретно-исторических формах развития народов проявляется в ряде закономерностей исторического процесса. Системный цивилизационно-формационный подход позволяет определить три общие закономерности: 1) цивилизационного своеобразия формационного развития; 2) стадиального развития формаций; 3) революционной смены формаций и преодоления реставрации старой формации на ранней стадии новой формации.


1. Закономерность цивилизационного своеобразия формационного развития. Сложившийся веками тип цивилизации на основе накопления поколениями материальной, духовной и политической культур, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие общества в условиях среды обитания и сохранение своей целостности от воздействия других народов, приобретает генетический характер. Цивилизация — культурно-исторический тип общества — оказывает непосредственное влияние на формы и темпы социально-экономических и общественно-политических процессов на каждом этапе формационного развития. Смена формаций дает толчок дальнейшему цивилизационному развитию народа в новых социальных условиях. Так, античное рабовладельческое общество отличалось от египетского; западноевропейский феодализм — от китайского и российского; капитализм европейский отличается от японского, российского и латиноамериканского; социализм российский также отличался как от китайского, так и от латиноамериканского. Особенности китайской цивилизации определили ее более ранний, чем другие цивилизации, переход к феодализму, особенности европейской цивилизации определили её опережающий переход в капиталистическую формацию и воздействие на формационное развитие других народов. Особенности российской цивилизации определили переход первой в XX в. к социализму и последующее влияние на мировой исторический процесс в этом направлении. Таким образом, эта закономерность отражает различие форм и темпов общего для всех формационного развития у различных народов.


2. Закономерность стадиального развития формаций отражает общие для всех цивилизаций тенденции в динамике формационного развития. Общество развивается не только от формации к фор-мации, но и внутри её. Изменения в обществе, происходящие в рамках формации, диалектически готовят её смену новой, следующей. Достаточно известные исторической науке формации проходили три стадии развития: раннюю, полного развития и позднюю, после которой происходит переход в новую, более высокую формацию.


Ранняя стадия — этап формирования и утверждения ведущего способа производства и свойственных ему общественных отношений. Вторая стадия — полное развитие формации на сложившейся экономической основе и зарождение элементов новой, последующей формации. Поздняя стадия — этап разложения общественных отношений старой формации и развития внутри нее элементов новой формации с обострением общественных противоречий, вызывающих неустойчивое состояние социокультурной системы. Длительность стадий и общая продолжительность формаций сокращаются, исторический процесс в целом ускоряется. В начале ХХI века исторически сосуществуют в крупных цивилизациях капиталистическая формация в поздней стадии и социализм ранней стадии. Аналогичное сосуществование имело место и на предыдущих этапах мирового исторического процесса.


3. Закономерность революционной смены формаций и преодоления реставрации старой формации на ранней стадии новой. В ней отражается сущность сложных общественных процессов, происходящих при переходе общества от предыдущей к последующей формации. Смена формации представляет собой качественные изменения общественного строя с переходом политической власти в государстве к новому классу, определяющему характер производственных отношений. Весь ход истории показывает, что она происходит, как правило, в результате социальных взрывов — революций, которые разрушают политические и социальные структуры старой формации и организуют новые для утверждения власти нового господствующего класса.


Прорыв революционным путем происходил раньше в тех странах, где элементы новой формации развились внутри старой в значительной степени, а её государственные структуры оказались более слабыми и легче подверженными разрушению. Переход в новую формацию в редких случаях происходил и эволюционным путем с преодолением кризисной ситуации реформами (напр.: Византия — от рабства к феодализму; Швеция — от феодализма к капитализму; в России эволюционный переход к капитализму сменился буржуазными революциями).


Победоносная революция переводит общество в раннюю стадию новой формации. Однако формирование и утверждение нового общественного строя — длительный исторический процесс. Процесс отмирания старых и утверждения новых общественных отношений со сменой социальной структуры и социальной психологии проходит на ранней стадии формации в борьбе старого и нового укладов, что приводит в ряде случаев к зигзагам и попятному движению, к частичной реставрации старого строя (в Англии частичная реставрация феодализма продолжалась 30 лет, во Франции — 15 лет). Но история не имеет обратного хода, реставрация ведет к новому общественному кризису, и новая формация преодолевает реставрацию, утверждается окончательно в преобразованном виде (вторичная буржуазная революция в Англии в 1788–1789 гг., вторичные революции во Франции в 1830 и 1848 гг.). Переход к социализму в ХХ в. в трёх цивилизациях (Россия, Китай, Куба) также происходил с общей для всех стран и формаций закономерностью. Реставрация капитализма в странах Восточной Европы и разрушенном СССР вызвала глубокий общественный кризис и сложные общественные процессы переходного периода, не получившие ещё своего полного завершения.


Системный, цивилизационно-формационный подход позволил проследить в отечественной истории конкретное проявление общих для всех народов закономерностей и вместе с тем определить особен-ности исторического процесса развития российской цивилизации, ее характерные черты на различных этапах формационного развития. В целом это даёт возможность более полно раскрыть генетику современного российского общества как социокультурной общности российских народов. Нет необходимости доказывать актуальность такого изучения отечественной истории в современных условиях.


Вышеизложенные положения позволяют, на наш взгляд, приступить к созданию модели мирового исторического процесса с целью исследования его закономерностей количественными характеристиками с применением формализованных математических методов в сочетании с неформальными методами анализа данных. Решение этой сложной научно-исторической проблемы позволит более глубоко познать сам ход истории, определить конкретное влияние на исторический процесс различных факторов, а главное — учитывать исторический опыт в моделировании перспектив развития современного общества усилиями учёных различных дисциплин.


Современный уровень междисциплинарных исследований сложных динамических систем показывает, что моделирование мирового исторического процесса представляет собой создание системы моделей, описывающих процессы развития общества в различных формациях и перехода от предыдущих к последующим формациям с учётом действия вышеуказанных факторов. Тип моделирования — имитационная мультидиалоговая открытая система, соединяющая формальные и неформальные методы анализа получаемых данных.


В настоящее время имеется уже значительный опыт создания междисциплинарных моделей глобального развития, который может быть использован в моделировании мирового исторического процесса. Модели, разработанные Дж. Форрестером, Д. Медоузом, В. Леонтьевым, а также отечествен-ными учёными — Н.Н. Моисеевым и группой исследователей ВЦ АН СССР1, дают определенную методологическую и математическую базу для моделирования исторических процессов.


Исходя из приведённой таблицы социально-экономических характеристик формаций, основными параметрами развития общества в мировом историческом процессе при разработке моделей каждой формации (или «уровни» развития по определению Форрестера) целесообразно принять: 1) рост общественного производства, 2) рост материального уровня жизни трудовых слоёв и степень использования ими продукции трудовой деятельности, 3) рост производительности труда и 4) рост культуры населения. Этими показателями определяется прогрессивность развития человеческого общества от формации к формации и уровень прогрессивности развития разных цивилизаций на определенных этапах мирового исторического процесса.


Моделирование исторического процесса позволит дать обоснованные расчётами количественные величины динамики общественного развития как от формации к формации, так и внутри формации в ис-следуемых цивилизациях.


Началом цивилизации принято считать создание государственности классового общества. Общая модель динамики мирового исторического процесса поэтому включает четыре последовательно используемые модели развития общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической соответственно каждому способу производства в избранных для анализа цивилизациях.


Модель каждой формации включает блоки моделей функционирования основных областей жизнедеятельности общества в соответствующей государственной структуре, сложившейся в стадии полного развития формации.


Главную часть модели составляет блок моделей способа производства, отражающий основной экономический закон данной формации, т. е. цель производства, определяемую производ-ственными отношениями — в первую очередь формами собственности на орудия и средства производства. В него входят: модель производства средств жизнедеятельности общества производительными силами; модель распределения ресурсов и продуктов труда в соответствии с формами собственности на орудия и средства производства; модель потребления и накопления.


В этом блоке определяются главные параметры: рост производства, рост материального уровня жизни трудовых слоёв и рост производительности труда. Примыкающий к нему блок моделей роста народонаселения учитывает демографическое движение и соотношение общественного производства и потребления.


К блоку моделей производства примыкает блок развития производительных сил общества – взаимосвязанное развитие человеческой личности, орудий и средств производства. В этом блоке определяется параметр роста культуры населения.


К системе моделей человеческой активности (по терминологии Н.Н. Моисеева) примыкает модель государственных геополитических и внешнеэкономических отношений (войны и использование ресурсов подчинённых территорий и народов), что составляет важную часть общественной деятельности в каждой формации и оказывает прямое влияние на процесс производства и потребления.


Составной частью общей модели функционирования государства формации является блок моделей надстройки, функционирование которой связано со способом производства и определяет в итоге ход общественного развития. Надстройка формируется господствующим классом, призвана обеспечить устойчивость социально-экономического строя и целостность государства от внешнего воздействия.


В этот блок входит модель деятельности госаппарата по управлению обществом, модель религиозных институтов, модель вооружённых сил, которые сопрягаются с моделью развития социальной структуры и динамики социальных отношений.


Обострение социальных противоречий и ослабление системы госуправления приводят в ходе развития формации к системному кризису и разрушению социально-экономического и общественного строя с переходом к общественным отношениям новой формации на основе нового способа производства («бифуркация» по определению Н.Н. Моисеева).


Каждая система моделей, оказывающая влияние на модель способа производства, является своего рода «темпами», воздействующими на количественные показатели основных параметров - «уровней» (по терминологии Форрестера). Все модели имеют «петли обратной связи», замыкающие обозначенный процесс.


Наиболее важными результатами исследования мирового исторического процесса с применением моделирования представляются следующие результаты:


Определение траектории развития формаций в историческом времени (Тистор) по основным показателям прогрессивного развития общества с учётом особенностей цивилизаций и степени влияния различных факторов на исторический процесс.


Определение параметров системного кризиса, вызывающего смену формации («бифуркации»).


Траектория развития капитализма в XXI в. по основным показателям общественного прогресса на основе динамики исторического развития формации и влияния на окружающую среду.


Траектория развития социализма в XXI в. по основным показателям общественного прогресса с учётом опыта истории и возможностей регулируемого роста производства и потребления с сохранением окружающей среды.


При расчётах по моделям развития формаций в XXI в. обязательно учитывать процесс истощения ресурсов и загрязнения среды. В модели социалистической системы необходимо учесть, что история дала пример только ранней стадии и возможна реставрация капитализма на некоторый исторический срок, как это имело место в прошлых формациях с анализом последствий реставрации.


Изложенные положения системного подхода и материалы по основам моделирования мирового исторического процесса — всего лишь общий обзор сложной научно-исторической проблемы в порядке её постановки. Её полная разработка требует усилий коллектива учёных разных специальностей и профессионалов математического моделирования сложных управляемых систем. Автор надеется, что поднятые проблемы вызовут интерес и получат общественный отклик. История — это уникальный, неповторимый опыт общественной жизни, богатейший «банк данных», на основе которого можно формировать подлинно научные модели перспективного развития общественной жизни в отличие от произвола политиков, власть предержащих.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.