СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Основа ценностей социальной работы 2. Философские ценности и идеалы 3. Уровни ценностей ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 1. Моральные качества 2. Этический кодекс и его принципы 2.3.
Этические дилеммы ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы. Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо
достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое. Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует
рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии. Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния. Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему.
Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере. ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Основа ценностей социальной работы В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые
конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, также как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида. Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.
Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека.
Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать. 2. Философские ценности и идеалы Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.
Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности. Философские ценности, содержащиеся в мультикультурном пространстве, выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом
уровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач. Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований, охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера. Они связаны с корпоративными принципами и нормами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности. Микроуровень философских ценностей социальной работы отражает ценностный
спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента. 3. Уровни ценностей Мегауровень Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач. Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);
Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства); Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности); Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека); Солидарность ( Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права) Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг
бедным и нуждающимся); Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой) Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой). Макроуровень Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией. Преимущество индивида по отношению к обществу.
Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям. Готовность к передаче знаний и умений другим. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. Стремление к развитию самопомощи клиента.
Мезоуровень Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы. Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие,
уважение, надежность и др.) ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 2.1. Моральные качества Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма,
согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам. Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик. Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение
к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм. Альтруизм – это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма. Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий,
лишенных себялюбия. Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е. совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими). Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», — в этом общем правиле очень точно
схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое — к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором — великодушие.
Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание). Под сочувствием имеется в виду отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, а также готовности содействовать осуществлению их намерений.
Являясь моральным чувством, позволяющим человеку поставить себя на место других людей, сочувствие ограничивает действие эгоизма, имеющего природную основу. Действительно, оно предполагает такое отношение человека к другим людям, при котором он рассматривает их как в чем-то сходных с ним. Поэтому сочувствие играет важную роль в христианстве, для которого все люди, будучи детьми одного небесного отца, т. е. Бога, равны между собой. Согласно христианству, сострадательное отношение людей друг к другу
(или милосердие), основанное на всеобщей любви, является тем путем, который ведет человека к Богу. Как и альтруизм, сочувствие является необходимым условием социальной работы. Если социальный работник не проникнется им к своим клиентам, то он не будет рассматривать их интересы как первостепенные и для себя, а, следовательно не приложит максимум усилий для решения стоящих перед ними проблем. С другой стороны, в этом случае социальному работнику будет трудно рассчитывать на доверие
своих клиентов, отсутствие которого сделает практически невозможным оказание им эффективной помощи. Поэтому можно сказать, что профессия социального работника, основываясь на альтруизме, требует от него также такого морального качества, как сочувствие. Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (т. е социального работника и его клиента), протекающее при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется
тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а также обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и доверие к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должны
возникнуть доверительные отношения. Основанные на сочувствии и доверии, отношения между социальным работником и его клиентом больше всего похожи на дружбу. Как и дружба, они являются формой межличностных отношений, т. е. направлены на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом неравны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника,
но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы. 2.2. Этический кодекс и его принципы Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в
США В 1997 г. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. Следуя логике научного познания, «принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения и т. д. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся сто отношений с отдельными людьми или группой. Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой.
При всей очевидности и даже банальности звучания, это один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности социального работника. Однако неудивительно, что в настоящее время из-за недостаточной разработанности квалификационных характеристик, можно обнаружить преобладание той или иной отрасли научных знаний (психологии, социальной педагогики, социальной медицины, социологии и т. д.). И именно указанный принцип ориентирует социального работника, с одной стороны, делать только то, что
ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, полученные в процессе обучения, а с другой стороны, он фиксирует содержание, цели и задачи социальной практики как феномен нашего общества, наличие профессиональной деятельности определенной группы специалистов. Деятельность социального работника — это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, обучению. Он должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение,
на ситуацию в социуме. Это особенно важно сейчас, когда распадаются традиционные типы связей, когда в условиях становления до цивилизованных рыночных отношений происходит изменение духовно-нравственной сферы и вследствие бессилия структур государственной власти личность и семья оказались в социально-экстремальной ситуации. Социальный работник должен использовать себя осознанно. Социальный работник, планируя свою деятельность, опирается на практические умения.
Первичным инструментом социального работника является он сам. Поэтому большую роль в его оценке каких-нибудь предрассудков или предпочтений, сильных или слабых сторон личности играет самообразование или самосознание. Базовым элементом практики социальной работы является способность работников строить и поддерживать эффективные отношения по оказанию помощи населению. Эти отношения требуют понимания социальным работником мыслей клиентов, их восприятия и реакций на окружающий
мир. Социальный работник должен быть способен отступать, если это необходимо, от стандартов в работе и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность. Социальный работник должен придерживаться профессиональной объективности. Клиент, прежде чем войти в контакт с профессиональным помощником, пытается либо сам решить свои проблемы, либо обращается за помощью в семью, к друзьям или к другим людям.
Но часто такие контакты носят эмоциональный характер, что мешает ясному пониманию сути проблем и их разрешению. В противоположность помощнику из бытового окружения профессионал вносит новое измерение и в отношения с клиентами, и в выяснение их трудностей, придерживаясь при этом эмоционального нейтралитета. Сохранять нейтралитет, не проявляя при этом безразличия и незаинтересованности, может только достаточно искусно балансирующий социальный работник. Другая крайность состоит в недостаточной заинтересованности
в делах клиента, и это проявляется в неумении (нежелании) пробудить его энергию, в худшем случае у клиента пропадает желание проявлять эмоциональную энергию, необходимую для изменения или разрешения своих сложных житейских ситуаций. Кроме того, профессиональная объективность важна для сохранения психического здоровья социального работника. Эмоциональная же беспристрастность необходима для поддержания собственной независимости и. способности эффективно решать профессиональные задачи.
Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть. Деятельность социального работника ориентирована на людей из всех слоев общества, представляющих различные национальные и этнические образования, культуры, имеющих какие-либо физические или умственные недостатки, на людей разных полов, сексуальных предпочтений и возрастов. Он должен это помнить и уважать ценности своих клиентов.
То, что иногда может показаться социальному работнику отклонением от нормы, в действительности, скорее всего, является нормальным ведением клиента, соответствующим каким-то иным установкам, социальному опыту. Учет этих многообразных восприятий жизни, терпимость по отношению к ним обусловливают эффективность практической социальной работы. Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий.
Процесс оказания помощи людям, связанный с изменяющейся средой, требует, чтобы социальный работник находился в гармонии с миром. Невозможно быть чутким к клиенту и творческим работником, взаимодействовать с широким кругом клиентов, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития и в качестве личности, и в качестве профессионала. Социальный работник должен осознанно применять конкретные звания и навыки в конкретной ситуации.
Социальный работник должен постоянно спрашивать себя, какие конкретные знания применимы в данной ситуации Знания, почерпнутые из самой жизни, в результате практических экспериментов и полученных впечатлений являются ценными, тем не менее, следует тщательно искать и осваивать наиболее прогрессивные теоретические новинки, апробированные и доступные для анализа. Эмпирический базис программы социального обслуживания должен быть результатом тщательного планирования на основе проверенных фактов, а не работой вслепую,
методом предчувствий, «проб и ошибок». Социальный работник должен также осознавать, что вера клиента является могучим стимулом к действию. Для изменения себя или ситуации он должен ощутить внутренние ресурсы, осознать роль собственных ценностей в предстоящей борьбе. Социальный работник обязан воспринимать клиента как неповторимую личность. Полного знания о клиенте не может быть никогда, это невозможно.
Вместе с тем, следует стремиться к тому, чтобы получить знания, необходимые для оказания помощи. При этом главным источником информации служит сам клиент. Социальный работник должен заниматься целостной личностью. Большинство профессий сосредотачиваются только на одном измерении человеческой личности. Например, врачи интересуются главным образом физическим благополучием, учителя занимаются интеллектуальным
развитием, а психологи — эмоциональными процессами. Социальная работа является уникальной среди профессий, поскольку направлена на человека целостного — его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние. Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение проблем. Успех оказания профессиональной помощи во многом зависит от современного понимания разных подходов
к имеющимся проблемам. Социальный работник должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом. Воспринять клиента таким, каков он есть, не означает одобрить все его поступки. Однако каждый из них обязательно должен встретить достойный прием. Коммуникативная связь предполагает, что социальный работник будет избегать установления вины или невиновности клиентов. Это состояние неосуждаемости со стороны профессионального помощника помогает клиентам сосредоточиться
на своих достоинствах, сводя к минимуму страх быть воспринятыми негативно ила неточно. В то же время неспособность работника адаптировать некритический подход приводит к стандартизации или недооценке особенностей, специфичности встречающихся ситуаций. Обслуживание клиентов с достоинством помогает социальным работникам избежать навязывания своих пристрастий или стандартов. Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента.
Профессиональная специализация социального работника формируется на основе изучения различных специфических потребностей человека: физических, психологических и социальных. Но для определения этих потребностей необходимо знать, в какой мере он способен противостоять воздействиям окружающей среды. Социальный работник обязан составить реалистическую картину возможностей своих клиентов, помочь им раскрыть и эффективно использовать свои силы.
Социальный работник должен привлекать клиента к максимальному решению своих проблем. Социальный работник должен работать с клиентом, а не за или вместо него. Мало пользы принесет установление усложненного диагноза ситуации клиента, если он не понимает или не принимает его. Эффективно изменить ситуацию возможно только тогда, когда те, кто должен измениться, сами ясно поймут такую необходимость, и у них появится желание и возможность действовать.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента. Социальный работник должен руководить процессом оказания помощи, а не клиентом. Данный подход устанавливает право клиентов принимать участие в тех решениях, которые повлияют на их жизнь. Социальный работник помогает клиентам исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей. Принцип самоопределения допускает, что клиент способен принять
соответствующие решения в отношении себя или других людей. Иногда это предположение не является обоснованным, ибо не все клиенты представляют себе последствия своих поступков, порой отсутствие способностей или эмоциональная неуравновешенность не позволяют им судить здраво. Поэтому они могут избрать действия, вредные для них самих или для других людей. В таких ситуациях социальный работник должен взять на себя принятие решения.
При этом он использует метод убеждения, принуждения, обращения к властным структурам, закону и т. д. Ответственность за принятие решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость как можно скорее возвратить эту возможность клиенту. Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями.
Один из подходов в профессиональной деятельности социального работника предполагает, что процесс оказания помощи людям состоит в том, чтобы они заучились в настоящем и будущем помогать себе сами. Главным выводом из рассматриваемого принципа является лозунг: делайте для клиента то, что он может сделать для себя сам. Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Личность и семьи, ищущие помощи у социального работника, часто раскрывают сугубо личные аспекты их
жизни, В группах клиенты также могут раскрывать свои тайны, воспринимать ситуации, которые могли быть затруднительными и причиняющими беспокойство в публичной жизни. Кроме того, иногда используемая в социальной сфере информация об отдельных людях, организациях имеет статус секретной, носит конфиденциальный характер. Из этого следует, что все социальные работники должны иметь представление о степени конфиденциальной
информации и условиях работы с ней. 2.3. Этические дилеммы Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры — жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость — являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу
в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, Этический кодекс НАСР провозглашает, что «социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Однако тот же кодекс указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед
организацией — работодателем». Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводят к нарушению гражданских прав клиентов, например, обязательная ежемесячная оплата за квартиру при длительной невыплате заработной платы. Законы постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие.
В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановление ям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Например, социальные работники принимали решение не подчиняться местным законам, требующим ставить власти в известность об издевательствах и рукоприкладстве над детьми, считая, что ребенок подвергнется большему риску, если об этом сообщить местным правозащитным властям. Личные и профессиональные ценности. В основе еще одной группы этических дилемм лежит конфликт
между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Например, социальный работник, являющийся противником абортов, может иметь трудности, обсуждая эту проблему с беременной юной девушкой.
В таких случаях нет простого ответа, и социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами. Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению,
С другой, — в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной, по крайней мере, при определенных обстоятельствах. Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально-
Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу, Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например,
по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией— работодателем. Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют
этическую дилемму. В теоретическом плане в истории философии, этики и религии за многие сотни лет было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут стать основой решений этических проблем и в социальной работе, которые, тем не менее, имеют свои особенности в силу специфики профессии, времени, страны. В известной мере, ситуация облегчается тем, что аналогичные проблемы разрабатываются н в других областях
человеческой активности — науке, технике, медицине, педагогике, психологии и др. Выработанные здесь решения могут быть полезными и для социальной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделана большая работа и изучено большое количество научной литературы на данную тему. В конце контрольной работы можно сделать ряд определенных выводов. Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.
С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия,
этические правила и профессиональные ценности. Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.
Важными моральными качествами в социальной работе являются гуманность, альтруизм и сочувствие (или сострадание). Социальный работник должен всегда придерживаться этического кодекса и соблюдать принципы, формирующие его личность, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой. ЛИТЕРАТУРА 1. Гусейнов «Этика». – М.: Гардарики, 2000. – 428 с. 2.
Курбатова В. И. «Социальная работа» – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с. 3. Медведева Г. П. «Этика социальной работы» – М.: Владос, 1999. – 208с. 4. Павленок П. Д. «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» – М.: «Дашков и К», 2006 – 596с. 5. Столяренко Л. Д Николаева Л. С. «Культурология: 100 экзаменационных ответов» –
М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2005. – 256с. 6. Фирсов М. В. «Теория социальной работы» – М.: Владос, 2001. – 432с. 7. Холостова Е. А. «Социальная работа: теория и практика» – М.: Инфра-М, 2003. – 427 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |