Содержание
Введение
Цивилизация Южной, Центральной и Северной Америки
1.Цивилизация инков
2. Цивилизация ацтеков
2.1. Религия ацтеков
3. Цивилизация майя
4. Цивилизация Северной Америки
4.1. Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки
4.2. Независимая страна
4.3.Двадцатый век
Список литературы
Введение
Тема реферата «Цивилизация Южной, Центральной и Северной Америки» по дисциплине «История мировых цивилизаций».
Цель работы – ознакомиться с цивилизацией Южной, Центральной и Северной Америки, а именно:
- древнейшей цивилизацией инков;
- цивилизацией ацтеков;
- исчезнувшей цивилизацией – майя;
- цивилизацией Северной Америки и др.
История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Она не является традиционной историей (в ней не рассматриваются сценарии и картинки конкретных событий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (потому что мы не погружаемся в процессы воплощения истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки).
Цивилизация Южной, Центральной и Северной Америки
1.
Цивилизация инков
Во время наивысшего расцвета своего могущества в начале 16 века инки, этот аристократический слой, состоявший из нескольких тысяч человек, правил одной из самый крупных империй своей эпохи.
Их владения распространялись почти по всей длине Андских гор от южный границ современной Колумбии и до Чили-Сантьяго ( т.е входили сюда соврем. государства Эквадор, Перу, часть Боливии и Аргентины ).
Инки называли свои владения – Тауантинсуйю – землей четырёх четвертей. В её пределах проживало до 9 млн. человек, составляющих до 100 этнических групп.
Благодаря проявлению своей воли, острого ума, они менее чем за 100 лет создали высокоразвитую цивилизацию без использования колесного транспорта и письма страной управляли великие владыки – воины, каждого из которых звали Сапа Инка т.е единственный, уникальный инка.
Эта огромная империя была завоевана за очень короткий период отрядом испанцев, в 200 чел. Победа была обеспечена событиями, происходящими внутри самой империи. История трагического падения империи инков известна из записей и сообщений самых испанцев, очевидцев и наблюдений чиновников, направленных в новую колонию испанскими правителями.
Слухи о существование золотой земли давно будоражили Европу. Франциска Писсаро – решил лично выяснить правду, он был невежественным человеком, семь лет прослужил в Карибском море. В 1527 г. он добрался до города Тулебеса. Местные жители были гостеприимны, дружелюбны и излишне откровенны. Простодушно рассказали испанцам о богатствах своих храмов. Сил у Писсаро не было и он отправился за подкреплением, которое и получил от испанского короля вместе с титулом губернатора и капитан - генерала на всех завоёванных землях.
В этом время в империи инков шла гражданская война, между братьями за должность Сапа Инки, в такое удачное для себя время в 1532 г. конкистадоры прибыли на земли инков и разгромили их.
На испанцев произвело впечатление инженерное искусство инков: мощенные каменными плитами дороги, с высаженными по обочинам деревьями, вымощенные камнем каналы, по которым текла вода.
С трудом преодолев Анды, 200 чел. испанцев уничтожили 6000 безоружных воинов – инков , не потеряв при этом ни одного человека. Инков ослабила гражданская война и эпидемия черной оспы.
Плененный Атауальпа сохранил все королевские привилегии, за 20 дней научился говорить по-испански и даже немного читать. Он предложил за свою свободу фантастический выкуп: заполнить камеру (6,7м x 5,2м) золотом, верхняя граница проходила чуть выше головы, а также дважды набить серебром индийскую хижину. Для инков золото не имело своей подлинной цены.
Они называли его «потом – Солнца», а серебро «слезами – Луны». Из них инки делали прекрасные вещи, но «валютой» считали ткани. Выкуп за жизнь короля Атауальты переплавили, вес золота достиг 6078 кг, а серебра 11793 кг, но это не спасло короля, он был задушен и сожжен. Слухи о фантастических богатствах просочились за пределы империи, количество жаждущих богатств росло в геометрической прогрессии.
Последствия испанских завоеваний ужасающи.
За 50 лет население империи сократилось с 7 млн., до 500 тыс. Дворцы инков были осквернены, храмы разрушены, найденные императорские мумии сожжены, а прекрасные изделия из золота и серебра в дар Карлу VI отправлялись в Европу.
А он велел их переплавить.
Немногие оставшиеся в живых – инки – ушли в джунгли, продолжая борьбу. Построили г. Вилькабамба, дороги, каналы, 60 каменных сооружений, 300 домов.
Руководил ими король Манко, а после его смерти по очереди 3 его сына.
В 1572 г. Испанцы добрались до города, но увидели, что жители покидали его, сожгли дотла. Преследуя их в джунглях, испанцы схватили последнего вождя. Тупак Амару и казнили его. С его смертью династия инков прекратилась.
Происхождение инков относят приблизительно к 1200 г. н.э., это выходцы из этнической группы горных жителей, облюбовавших долину Куско. Инками назвали от титула правителя Сапа Инка. Основателем поселений был Манко Капан – первый правитель. По их поверьям инки – дети Солнца и их предназначение – образовывать дикарей. Практическое осуществление этого предназначения инки начали в правление Пачакути.
Он, а затем его преёмник Топа Инка Юпанки создали империю, для управления которой требовалась хорошо разработанная система. Захватывая новые земли - они сохраняли на местах вождей, богов, не препятствовали разговаривать на своих местных языках. Но вводился и общий язык кечуа. Он сохранился до настоящего времени, сегодня на нем говорят около 10 млн. человек.
Сапа Инка считался прямым потомком бога Солнца, правил по божественному праву. Его при инспектировании империи несли на золотых носилках в сопровождении многотысячной свиты. Никто не имел права прямо смотреть в его лицо. Он имел гарем из сотен наложниц, но императрица избиралась из числа родных сестер Сапа Инки. Из её потомства выбирался наследник. Трудности возникли, когда внук Пачакути, умер от оспы до официального назначения своего наследника. Уаскар и Атауальпа, развязали гражданскую войну, приведшую к падению империи.
Инки придерживались «параллельного наследования»: мужчины принимая наследство от отца, женщины от матери. Привилегированные инки носили в мочке уха большие серебряные или золотые диски, их вес растягивал уши, за что испанцы назвали их «большеухими».
Для бюрократической отчётности все семьи разбили на десятичные подразделения. Каждые 10 «домашних очагов» управлялись главой одного их них и отчитывались перед главами группы, состоящих из 50 семей и т.д. 100, 500, 5000, 10.000. Это позволило чётко собирать налоги в натуральном виде. Ремесленники изготовляли для императорского дворца произведения искусства, урожай отправляли на склады. Отсюда каждый день выдавались продовольственные пайки, вещи вдовам, сиротам, утратившим работоспособность. Во время стихийных катастроф помощь оказывалась всем поголовно. В результате подобных мер социальной защиты подданные империи никогда не страдали от голода.
Письменности у инков не было, они изобрели замену письма -разноцветные шнурки с узелками – кину (узелок). Кипу кодировали все статистические данные. Крестьяне в Андах до сих пор вяжут узелки. Код узелков был расшифрован в начале 20 века американским археологом Лилэндом Локком. Инки знали «нуль». Создатели кипу освобождались от всех налогов. Чтобы предотвратить злоупотребления властью, Сапа инка, содержал армию инспекторов, из числа знатных инков. Они передвигались инкогнито, проверяя работу местных чиновников. Всю информацию от таких ревизоров в столицу доставляли курьеры по сети созданных дорог. Бегуны (часки) располагались на расстоянии нескольких миль друг от друга, о своём приближении оповещали, дуя в морскую раковину. Известие по этой системе дорог доставлялось со скоростью 250 миль в день. Таким же образом к столу императора доставлялось свежая рыба.
Пачакути заботился о лояльности будущих поколений. Он приглашал сыновей правителей завоёванных им провинций в школу, где обучались дети знати в Куско. Студентов учили религии, геометрии, истории, военной тактике, ораторскому искусству. В 16 лет они проходили испытания – экзамен.
(Постились 6 дней, затем соревнования по бегу – расстояние 4,5 мили, потом должны были стоять не шелохнувшись, когда опытной фехтовальщик наносил им уколы и порезы.) Заканчивалось испытание посвящением в рыцари. Сам Сапа инка брал в руки золотую иглу и протыкал мочки углей. Им вручались золотые диски.
Изнурительным тренировкам подверглись специально подобранные девушки. Число их в империи всегда было постоянные – 15000. Отобранные девочки отправлялись группами по 10 человек в монастыри, где пожилые «мамочки» обучали их ткачеству, крашению тканей, приготовлению особой пищи и чичи (алкогольного напитка), отправлению религиозных обрядов. Через 3 года в Куско император, лично отбирая среди них будущих жён для себя и вельмож. Не прошедшие отбора становились жрицами: жили, как живут королевы, жизнь полна удовольствий, пользовались всеобщим уважением. Дом «женщин-избранниц» стоял в Куско на главной площади.
Самым любопытным был институт - «панака» - группа домочадцев из всех поколений императора за исключением сына, наследника трона. Каждый новый король наследовал власть, а не богатство и начинал завоевание и накопление богатств.
Мумии усопших Сапа инки и их койи сохранялись. Они сидели в пышных одеждах, им прислуживали, предупреждения их желания, кормили, поили, и т.д. Правнук Пачакути счел слишком разорительным для империи содержать многочисленные мумии. В 1559 г. главный судья Куско приказал найти мумии и сжечь их.
По сути, все чудеса цивилизации инков не были их заслугой, они заимствовали идеи у живших прежде них этнических групп. Даже великолепные изделия, приводившие в восторг испанцев, были большей частью сделаны чужими руками.
Цивилизованная жизнь зародилась в Андах примерно 3000 лет назад. Археологам удалось найти высоко в горах храмы и большие города.
В 1890 г. немец археолог Макс Уле провел раскопки возле озера Титакака. Он обнаружил три храма и административных здания. Некоторые блоки весили до 100 тонн, их разрезали и подгоняли с удивительной точностью. Ко времени, когда инки захватили этот регион в 15 в., здесь остались уже одни руины. С помощью углеродистого химического анализа археологи установили, что храмовый комплекс Тиауанако относится к 1 в н.э. Среди наследства этой таинственной культуры следует выделить массивные ворота- Ворота Солнца, сделанные из одного каменного блока. На их перемычке вырезана фигура божества. Такое изображение обнаружено во многих районах Анд. К северу от Тиауанако лежала империя Уари- с четкой планировкой городов и сетью отличных дорог, развитой ирригационной системой. Ремесленники считались лучшими в империи. Инки поглотили эту культуру, заставив работать на себя.
У инков существовали высокие стандарты чистоты, хотя у многих из них не хватало воды для мытья. Никто не имел право проводить время в праздности. По достижении 50 лет работник освобождался от трудовой повинности и налогообложения. По инкским законам браки считались пожизненными и для вельмож, и для простолюдинов. За воровство, грабёж, насилие наказывали немедленной смертью, тюрем не было. В каждом месяце у них было 3 праздничных дня. Танцы носили ритуальный характер, они исполнялись в сопровождении монотонных, гипнотических песнопений. Аккомпанемент состоял из различных ударных и духовых инструментов. Инки с удовольствием слушали публичное чтение поэм-сказаний, которые передавались из поколения в поколение устно.
Потомки народов Тауантинсутю проживают в республиках Перу, Боливия, Эквадор, их около 18 млн., из них 5/6 говорят на кечуа.
Вера восстановление былой славой и могущества обладает поразительной силой: популярными становятся продукты, употребляемые инками, школьники Перу нараспев декламируют список правящих династий инков.
2.
Цивилизация ацтеков
В долине Мехико племена занимавшиеся охотой и рыболовством появились за 20.000 лет до н.э. К 5000 тыс. до н.э. полукочевые племена стали выращивать кукурузу, плести корзины, делать глиняные горшки.
В 1500 до н.э. крестьяне жили в хижинах из необожженного кирпича. 300 лет спустя появились цивилизация ольмеков. Они были первыми в цепи цивилизаций этого региона.
Они не знали колеса, не имели лошадей, изобрели иероглифы и календарь, создали сеть коммуникаций и торговли. Первая великая цивилизация региона запечатлела себя в скульптурах.
К 1000 г. н.э. господство над регионом захватил город Теотиуакан и держал его до 750 н.э. Позже всех в долину Мехико пришли ацтеки. Согласно преданию, бог которому они приносили человеческие жертвы приказал им построить город в том месте, где орел сядет на кактус. Это знамение явилось им на болотистом острове посреди озера Тецкоко приблизительно в 1325 г. Там ацтеки построили город Теночтитлан.
Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до высочайшей цивилизации, что подтверждает обнаружению в 1790 г. под центральной площадью Мехико-календарь ацтеков. На нём изображены общемировые события, они указывали не только на прошлое, но и на будущее – конец света. Для них конец света начался вместе с прибытием Кортеса в 1519 г.
К 1519 г. – болотистое озеро было покрыто сетью зданий, храмов, дворцов, домов знати. Вокруг теснились жилище ремесленников, купцов, крестьян. Теночтитлан являлся центром всех земель. От покоренных народов они требовали драгоценных камней, меди, людей для жертвоприношений богу дождя - Тлалоку и богу войны – Уицилопочтли.
Прежде чем стать повелителями долины, ацтеки почти 100 лет претерпевали мучения. Согласно легенде, их предки в свое время получили божественный приказ покинуть свою родину, где они вели райский образ жизни. Это место называлось Ацтлан. Пробродив более 100 лет они пришли в густонаселённую долину.
Обладая социальной сплоченностью, воинскими мастерством, способностью принимать культуру других народов, ацтеки гораздо быстрее создали цивилизацию, подобную тем, что процветали в Египте, Месопотамии, несколькими тысячелетиями раннее.
Трагичным для этой цивилизации являлась её обреченность. Когда в феврале 1519г. Кортес покинул Кубу, судьба ацтеков была предрешена. Губернатор Кубы - Диего Веласкес назначил его руководителем экспедиции по поиску новых земель и сокровищ для Испании. Кортес проплыл вдоль побережья Юкатана, повернул на запад и высадился в Веракрусе. Монтесума отправил к испанцам послов, предлагая им щедрые дары, золото. Это побудило испанцев двинуться в горы.
Сам Монтесума давно ожидал прибытия вооруженных людей с востока, легенда предсказывала возвращения Кецалькоатля, который за несколько поколений отплыл из Мексики на плоту из переплетённых змей, но обещал вернуться. По ацтекскому календарю днем второго пришествия был предсказан 1-й год Камыша: по странному капризу судьбы это оказался год появления Кортеса в Мексике.
Ошеломлённый и испуганный Монтесума встретил испанские войска со свитой недалеко от города. Войдя в город, Кортес потребовал под страхом смерти явиться в расположение испанцев.
Теночтитлан был величественным городом, там проживало 200.000 жителей (в Лондоне, Риме, Венеции, - около 100.000 жит). Дворец был украшен росписью барельефами, золотыми изделиями.
Испанцы пробыли в городе 6 месяцев. Власть над ацтеками он старался приобрести хитростью и коварством. Он был вынужден вернуться на побережье, временно командующий его войсками дерзко напал на безоружных ацтеков во время их праздника. Это спровоцировало гнев населения. Через 10 месяцев Кортес отомстил ацтекам, уничтожив 2/3 населения, остальные сдались.
Сильная, богатая, быстроразвивающаяся цивилизация, не достигшая своей вышей точки исчезла. Город был опустошен. Камни пошли на строительство Мехико. Через 1000 лет, во время строительства метро в Мехико, были обнаружены величественные статуи 168- тонный бог дождя и др.
2.1
Религия ацтеков
Кортес и его солдаты были поражены особенностью храмов ацтеков: перед ними на особых подставках выставляли черепа врагов, их число 136.000, ступени, ведущие к высокой платформе Великой пирамиды, где жертвам вырезали сердца, почернели от крови. Конкистадор Бернам Диас дель Кастильо был свидетелем жертвоприношения и подробно описал их.
Никакая другая цивилизация не воспитывала такого стремления своих людей к воинской славе, как ацтеки. Самой почётной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне.
Основной воинственности ацтеков была религия. Борьба Солнца с Луной и звёздами повторяется каждую ночь. Поэтому силы божества должны восстанавливаться каждый день и, согласно представлением ацтеков, для этого лучше всего подходит человеческая кровь, которую они называли драгоценной водой.
Чтобы удовлетворить кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных. Все мальчики получали военное образование. В 10 лет их стригли, оставляя один локон на затылке, в знак вступления в воины. С 15 лет они посещали специальные собрания, где ветераны обучали их. Сначала юноша должен был только нести щит воина и наблюдать за сражением. Затем группа из 5 человек, захватывала живого врага. Пленника приносили в жертву, а телом трапезничали юноши, доставившие жертву после этого воин сражались в одиночку.
Ацтеки не старались покорить завоёванные народы, они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врага. Только страх поддерживал поступления дани.
Жертвы приносились не только богу войны, но и другим богам - плодородия и весны. С жертвы сдирали кожу, и празднующие воины носили это жуткое одеяние на себе в течение 20 дней.
Армия ацтеков, выстроенная в боевом порядке, представляла одновременно и прекрасное и ужасное зрелище. Воины облачались в стеганные и пропитанные соляным растворам рубахи, около 2 пальцев в толщину, поверх нее одевали тунику, украшенную перьями, ими плотное покрывало из плотной ткани. Благородные воины носили шлемы в виде голов хищников. Все имели щиты из тростника или огнестойкого дерева. На вооружении были стрелы, пики, дубины, копья.
Использовали своеобразную тактику ведения боя и выигрывали. К 1519 г. они завоевали 370 городов-государств.
Ацтекский календарь изобиловал праздниками, и каждый сопровождался жертвоприношениями.
Одним из самых странных обычаев было подношение богам так называемых вымытых рабов. Этот обряд совершали торговцы.
Людоедство подчинялось строгим правилом, поскольку жертвы становились божественными и повышали социальный статус или успех тех, кто их съедал. Мировоззрение ацтеков было одновременно и пессимистическим: всё, что боги даровали людям, они могут в любой момент отобрать. Чтобы избавить мир от потрясений, они регулярно угощали богов кровью.
Истинный образ ацтеков, нельзя понять, если говорить только о жестоких обрядах. Согласно миропониманию ацтеков, погибшие войны 4 года служат Солнцу, после этого их души возвращаются на землю в виде прекрасных птиц колибри, иволг или бабочек. Они появляются на земле, чтобы пить сок цветов.
Дело в том, что любовь к противоречию ацтеки уравновешивали глубоким почитанием красоты, как в природе, так и в искусстве, непокорный характер сдерживался этическими нормами поведения и порядка. В основе этого лежала любовь к языку. Ацтеки считаются самыми искусными ораторами. В искусстве ацтеки ценили ясность и реализм, наряду с религиозным и церемониальным содержанием. Произведения искусства имели большую ценность ещё и потому, что общество ацтеков не имело денег. Поэтому, что бы мастер ни делал, он правдиво передавал то, что есть.
Мастера изготовляли узорчатые сосуды для пульке, наркотического напитка, получаемого из растения магуэй и потребляемого во время определённых ритуалов. Хотя 500 лет назад украшений существовало бесчисленное множество, лишь немногие дошли до наших дней. Испанцы переплавляли их в слитки и отправляли на родину.
Музыка сопровождала любое празднество ацтеков. На каждой церемонии должны были присутствовать профессиональные певцы и танцоры, им подыгрывали музыканты на флейтах, свистках, раковинах, барабанах. Во дворце Монтесумы того, кто на празднествах сфальшивит или собьётся с ритма, ожидала горестная участь: его заключали под стражу, и он умирал.
Повара Монтесумы готовили ему обед из 30 блюд. Таким образом, величество и могущество ацтеков покоилось на повседневном труде простых людей.
До нас дошли мало предметов их быта. Ацтеки сжигали мёртвых.
Тем не менее, археологи терпеливо, по кусочку собирают разрозненное наследие, ацтеки возвращаются из небытия и занимают надлежащее место в истории цивилизации.
3. Цивилизация майя
На территории совершенной Мексики, Гондураса, Гватемалы сохранились экзотические руины, настенные росписи майя, создавшего свою письменность, обладавшими научными знаниями в области медицины, физики, астрономии, математики, пережившего свой золотой век и павшего под ударами испанских завоевателей XVI в.
В лесах на западе Гондураса в течении тысячи лет был упрятан природой город-призрак. В 1839 г. американский юрист Джон Ллойд Стефенс и английский художник Фредерик Казервуд пришли сюда и открыли миру удивительную цивилизацию. Они дважды устраивали экспедиции. Оказалось, что число городов майя в период расцвета цивилизации доходило до двух сотен. Среди них было 20 городов- мегаполисов с населением свыше 50 тыс. человек. Владения майя занимали весь полуостров Юкатан часть нынешней Мексики, всю тер. Гватемалы, западной окраины Гондураса и Сальвадора.
Численность др. майя доходила до 20млн. человек. Около 1000г до н.э. складывается культурная общность, которая вырабатывает уникальный архитектурный стиль (оригинальные пирамиды, дворцы со ступенчатыми арками), Устанавливает сложные правила политической и социальной иерархии, расширяет сеть торговых путей, осваивает методы интенсивного земледелия.
Они создали сложную систему письменности, с помощью системы взаимосвязанных календарей, позволяющей фиксировать важнейшие исторические даты, сделали астрономические прогнозы и смело заглядывали в столь отдалённые времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления основались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ обозначающий нуль, а в точности астрономических расчётов превосходили своих современников.
Около 900г н.э. наступил закат этой цивилизации истощения ли природных ресурсов, вторжение чужеземцев тому виной, но города опустели, и цивилизация майя переместилась в Юкатан. Но в 1450 г. государственный строй и здесь рухнул.
Древние майя были убеждены, что знают точную дату возникновения мира(11августа 3114 г. до н.э. по юлианскому календарю, а из теории космических циклов выходило, что 21 декабря 2012 г. до н.э. этому миру должен прийти конец).
Но реальный конец для них наступил с приходом испанцев в XVI в.
Первый контакт двух культур происходил при участии Х.Колумба. Проплывая мимо северной части современного Гондураса, он встретил каноэ, сделанное из целого сплава дерева, шириной 1.5м. Это была торговая лодка, европейцам были предложены медные пластины, каменные топоры, какао-бобы, одежда из хлопка.
В 1517 г. три испанских корабля пристали к неизвестному острову. Отбив атаку воинов-майя испанцы нашли украшения из золота. Кортес, покорив империю ацтеков, послал одного из своих капитанов на юг.- завоевывать новые территории. К 1547 г. покорение майя завершилось, лишь часть из них укрылись в лесах и ещё 150лет оставались непокорёнными. Эпидемии оспы, кори, гриппа унесли миллионы жизней майя. Испанцы жестко искореняли их религию, разрушали храмы, разбивали святыни.
Во главе монахов прибыл на Юкатан монах-францисканец Диего де Ланда. Он изучал быт, обычаи местного населения, пытался найти ключ к пониманию письменности. Нашел тайник, в котором хранилось около 30 иероглифических книг. Это были настоящие произведения искусства. Монах решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, дьявольские соблазны, и велел их сжечь.
Спустя 100 лет после прихода европейцев о прошлом майя не осталось и воспоминаний.
С конца XVIII в. забытое прошлое майя стало понемногу проясняться. Один из первых исследователей был капитан испанской армии Антонио дель Рио, получивший задание обследовать каменные руины города, что в 350 км от Гватемала-Сити.
На территории в несколько квадратных км расположился город Паленке со следами былого величия. На низких пирамидах подножиях стояли 4 пышно украшенных дворца.
Отчёт дель Рио был отправлен в Испанию, но затерялся в архивах, зато копия попала в Лондон, к книгопродавцу, он и опубликовал этот отчёт в 1822 г. Через 20 лет голландец Гильермо Дюпэ, повторил экспедицию. С трудом, добравшись до Паленке, Дюпэ пришел в восторг от архитектуры. Он заметил, что у всех людей, изображенных на барельефах, голова была сплющенной формы, из чего и заключил, что местные индейцы, с нормальной головой, никак не могут быть потомками строителей Паленке. По его мнению, здесь жили люди неизвестной, исчезнувшей с лица земли расы, оставившей после себя величественные творения.
С 1830г. губернатором Сев. Гватемалы был назначен 25-летний Хуан Галиндо, который исследовал Паленке и Копан. Он считал, что цивилизация распространялась с востока на запад. Местом рождения мировой цивилизации для него была Центральная Америка.
Его записки попали к Джону Ллойду Стефенсону. Стефенсон научно подошел к изучению развалин городов. Итогом его исследований стали две книги. В 1885 г. Американское антикварное общество послало в Юкатан молодого ученого по имени Эдвард Томпсон, он провёл ряд раскопок и исследований.
Но ключ к пониманию истории майя был найден лишь после того, как молодой знатный индеец майя из племени киче в Гватемале, знавший старинные письмена записал латиницей священное для народа киче произведение «Пополь-Вух»- собрание мифов и легенд. Ученые разгадали более 80% всех иероглифов, а археологи сделали множество поразительных находок.
В малоизвестном поселении Куэльо на тер. государства Белиз и начались разгадки народа майя, нашли массовые захоронения людей, удивительные предметы.
Ученые выстроили следующую историческую цепочку. Около 10000 лет назад, люди с севера двинулись осваивать южные земли (Лат. Америку). В течение последующих 6000 лет они научились земледелию, строили поселки. В 1500 г. до н.э.- начинается отсчёт цивилизации майя.
Возникли крупные центры: Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль. Развивается иероглифическая письменность, общество разделилось на правящую элиту и массы. Появляются новые центры культуры: Паленке и Копан. Достигает расцвета искусство. Но природные ресурсы истощились, вызвав упадок сельского хозяйства. Голод, эпидемии - все это могло послужить причиной заката цивилизации. К 900 г. н.э. строительство в южных равнинах прекращается, города превращаются в руины, но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Для города Чичен-Ица наступает пора процветания. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы, главным городом становится Майяпан. После 250 летнего правления династии Кокомов, в 1441 г. Майяпан был разрушен во время восстания, поднятого соседними городами. После этого цивилизация майя в прежнем виде перестаёт существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной, и готовится принять последний сокрушительный удар- вторжение испанских конкистадоров.
Для процветания майя нужна была экономическая основа. Сначала майя использовали в земледелии подсечно-огневой метод. Но их население увеличивалось. Учитывая эрозию почвы, возникающую при подсечно-огневом методе, майя использовали метод террасного земледелия. Устраивали древние майя и так называемые приподнятые поля. Сооружали они и сложные ирригационные системы примерно с 200 г. до н.э. Единственным средством передвижения по каналам и рекам были каноэ, в них могли разместиться 50 человек.
В восточном побережье Юкатана в г. Серросе формировался торговый центр. Среди самых ценных товаров были нефрит и обсидиан.
Храмы для людей служили местом, где совершался обряд воссоединения с богом и предками, известный под названием « Путешествия в подземный мир».
Чтобы совершить такое путешествие, правитель должен был прийти в состояние высшей степени экзальтации, при котором начинаются галлюцинации, это можно было достичь голодовкой и кровопусканием.
Археологи, проведя огромное количество раскопок, пришли к выводу, что пирамиды майя были местами погребения владык и знати. Целая армия художников, каменщиков трудились, чтобы отдать последний долг одному-единственному человеку.
Найденная гробница Пакама, правившего в 615-683 г. до н.э. удивила необычной пышностью захоронения.
Отсутствие следов каких-либо внешних военных конфликтов и оборонительных укреплений позволило археологам ХХ ст. сделать вывод, что майя вели мирный образ жизни. Военные походы майя носили ритуальный характер.
Жрецы вели наблюдение за небесными телами. Создали солнечный календарь из 365 дней, лунный календарь, но самым важным был астрологический календарь, состоявший из цикла в 260 дней, он определял чуть ли не каждый шаг в жизни человека. Современные данные не могут точно объяснить происхождение этого календаря.
Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, но их вещи глиняные изящные и красивы. Очень любили они делать фигурки из нефрита. В искусстве майя изображение часто передает действия или эмоции.
Предметы, сделанные руками безымянных мастеров до сих пор поражают своей красотой, помогая нам понять давно исчезнувший мир древнейшей цивилизации.
4.
Цивилизация Северной Америки
цивилизация америка инки ацтеки майя
Празднование 500-летия открытия Америки Х. Колумбом проходило под знаком вступления народов открытого для Европы континента в общеисторическую жизнь. Однако коренным народом гибельность встречи воспринимается как катастрофа.
Не изменила этого и попытка найти выход за счет создания «национальных поселений». Выделение специальных территорий для жизни аборигенов не решило их проблем, а пожалуй, ускорило разрушение традиционного образа жизни.
Однако здесь, в Америке, сформировалась новая цивилизация, достигшая сегодня высоких результатов. Остановимся на главных вопросах этой темы.
4.1 Ключевые основания для понимания культуры Северной Америки
В отличие от французов и испанцев, англосаксы ехали в Америку с твердым пониманием, что их ждёт тяжёлый труд в суровой стране. Эта ориентация на тяжелый труд накладывалась на протестантскую этику, отсюда атмосфера первых поселений: молча и напряженно люди очищают поля, строят дороги, дома. Зато они обрели невиданную свободу для определения главных принципов своей жизни: в каждом поселении была своя религиозная община. Но удивительным оказался факт: во всех поселениях создавались довольно богатые домашние библиотеки, собранные не только в Англии, но в других странах. На становление американской культуры сказалось влияние ирландской уэльской, шведской, голландской культур при доминирующем английском влиянии.
Законы строились на английской основе, теология от английской церкви, искусство, образование, стиль жизни… - все шло через Лондон. Здесь не было титулованной аристократии, наследственных привилегий. Образовалось своеобразная социальная лестница, на вершине которой оказались крупные землевладельцы часто неграмотные, но именно их битва за жизнь составляла основу американской культуры.
Рабочие городов и ремесленники составляли слой американского населения, численность которого росла медленнее, чем фермеров. Так формировался третий слой. К последнему принадлежали - рабы (на юге).
Т.е., социальная структура сложилась следующая: рабская внизу, демократическая в среднем составе, аристократическая наверху.
До завоевания американцами независимости культурное развитие шло по-разному в трех регионах - пуританской Новой Англии, торговых срединах колоний и лендлордовского Юга. В Новой Англии господствовал пуританизм. Здесь поколение Кромвеля проявило себя с такой же жестокостью, как и в Англии: по праздникам вся община слушала Библию, и никто не смел работать. К смертным грехам приравнивались пьянство и адюльтер. Но после 1691г. появилась статья закона, согласно которой условием получения права собственности стало наличие собственности, а не принадлежность к церкви пуритан. А прибытие в Америку гугенотов, католика - шотландцев, ирландцев разрядило обстановку строгостей.
Южные семьи, богатые родословной и материальным достатком, жили в абсолютно иной атмосфере: стремление не отставать от Лондона, порождали настоящие очаги европейской культуры, далекой от религиозного фанатизма. На Севере тяжелый труд ради выживания диктовал разрешение жизненных проблем в прагматическом варианте, а на юге высокая культура расцветала на дешевом труде рабов.
Третьим типом культурного приспособления стали срединные колонии, растущие вокруг Филадельфии и Нью-Йорка. Их идеалом было равенство и терпимость.
Центром терпимости к различным верованиям и культурам, центром благоразумия стала Филадельфия. Первая медицинская школа, госпиталь, первый юридический журнал, первая публичная библиотека, первый научный центр астрономии, физики, математики - в Филадельфии.
У истоков культурных традиций североамериканской части западной цивилизации стоял выходец из Бостона - Коттон Мезер, человек необычайной энергии и учености. Именно он способствовал установлению нормальных и регулярных отношений с индейскими племенами, научил поселенцев побеждать оспу, сумел заглушить в людях чувство провинционализма, прибив им чувство полноценности и участия в глобальном цивилизованном процессе.
Джонатон Эдвардс, выходец из Коннектикута, дал Америке признание, его теологические работы читали от Голландии до Бейрута. Благодаря Этим двум великим людям Америка утвердила себе в авангарде великого века Просвещения. В период «охоты на ведьм». Америка не знала чудовищного фанатизма Европы. Судьи Новой Англии быстро остановили поток приговоров и обвинений, найдя в себе смелость, оправдать абсолютное большинство, закладывая основы толерантности.
Как только переселенцы обезопасили свою жизнь, обрели долю досуга вместе с материальным достатком, человеческий разум сразу отошел от теологии к естественным наукам. Широко популярными стали в XVIII в. идеи Ф. Бэкона, провозгласившего способность человека познать тайны природы. Ботаники Клейтон и Митчелл были приняты в Королевское ученое общество. А ещё один член Королевского ученого общества Филадельфии- Франклин Б. в 1743г стал у истоков Американской академии.
Особую роль в становлении североамериканской науки сыграл Бенджамин Франклин. Он поставил молодую Америку рядом с передовой культурой Запада: американские университеты, в основании которых его идеи, подняли американское образование до западного уровня, а основанная им типография начали знакомить американцев с высотами европейской мысли.
Всего столетие понадобилось Америке, чтобы приобрести эстетический вид. К этому времени более 200 выпускников Оксфорда и Кембриджа перебрались жить в Америку. В 1636г был основан первый американский колледж в Гарварде, в 1696г – в Виржинии, чуть позже на севере - Йельский колледж.
В XVIIIв к ним добавились Пристон, Дартмут., Раджерс, Браун и др. Т.о, население Америки получило большие возможностей для образования, чем в метрополии. Большинство американцев уже читало и писало, чему способствовало открытие публичных библиотек.
4.2
Независимая страна
Век Просвещения поднял окраину мира до уровня передовых идей самых развитых стран Евр. Именно это позволило американским колониям начать войну за независимость (1773-1783). Независимость изменила фактически все: идеалы, эстетические нормы, условия культурного развития.
По своей сути Америка превращается в самое большое демократическое государство, открывшее себя внешнему миру, сюда устремляется с нарастающей силой поток эмигрантов.
Основание единой национальной столицы привело к формированию культурного и политического миропорядка в умах американцев. Торговцы, фермеры, городская буржуазия потеснили лоялистов высшего класса, что демократизировало всю систему общественных отношений.
Америка повысила уровень культурного сообщения с внешним миром через введение посольств, легаций, консулатов. Интеллектуальный климат Америки развивался под воздействием следующих факторов: интеллектуальных последствий Великой Французской Революции, во- вторых, французской философской мысли XVIIIв, в- третьих, успехов естественных наук во всей Западной Европе; в- четверых, начала индустриального развития в Англии.
Оптимизм восходящей буржуазии подкрепили два важнейших изобретения - машины для прядения хлопка и парового корабля. Это был победный марш американской цивилизации от одного океана к другому.
Вслед за Франклином выразителем идей в США стал Томас Джефферсон. Веря в возможность постоянного совершенствования, воплотил в Америке образец античного республиканизма, гуманизма. Особенностью американской цивилизации явилось и то, что здесь воцарилась убежденность, что США - это часть общемирового движения человечества к прогрессу, а сами США - маяк для развития.
Предпосылкой создания новой конституционной системы стало высшее образование США. Президент Дж. Вашингтон уже в первом послании конгрессу говорил о необходимости формирования образованной нации, способной на самоуправление, о потребности в создании университетов высшего европейского уровня. Средства на основание такого университета он ставил в своем завещании. Третий президент США Джеферсон приложил огромные усилия для основания университета в Виржинии.
Американская система образования с самого начала имела свои особенности и существенно отличалась от европейской своей практической направленностью. « Пока в Европе читают лекции среди руин Пальмиры, проводят время в диспутах о европейской истории, частицах греческого языка или акцента латинского, молодежь Америки овладевает знаниями, которые усовершенствуют удобства жизни, уменьшают нищету, улучшают страну, распространяют её заселённость, воспевают человеческие взаимоотношения, устанавливают гармонию в политике» - писал близкий друг Франклина, Раш.
Сказалось желание « новых американцев» дать лучшее образование своим детям. Идеи Песталоцци и Руссо заложили естественность в воспитании молодежи, были введены социальные дисциплины. Немаловажную роль сыграла периодическая печать. Около 400 газет выходило в США в начале XIX в.
Начало XIXв для Америки - это мощное воздействие промышленной революции на развитие страны: изменяются культурные интересы, эстетические пристрастия, институты образования. Вместе с промышленным развитием возникает знаменитый американский средний класс, несущий упорядоченную передачу опыта, стабильности.
Америка притягивала людей со всего света. Именно американцы оценили практические возможности науки. Америка воспитала огромную массу людей, которая подходила к жизни без предубеждения и проявила свой талант в создании полезных вещей.
Росли города. За полвека Нью-Йорк удесятерил свое население, достигнув 0.5млн. человек. Здесь стали сооружать тротуары, в 1858 г. муниципалитет Нью-Йорка начал создание центрального парка, полиция надела униформу. По улицам пошли омнибусы. Чикаго, Бостон и Филадельфия не отставали. Городская культура давала импульс всему национальному самосознанию.
Этому же способствовало развития исторической науки. Дж. Банкрофт с 1834г начинает выпуск Истории Соединенных Штатов в 10- томах.
Америка обрела когорту писателей и журналистов мирового уровня: Купер, Готен, Бичер-Стоу, Ирвинг и т.д.
Особенностью США было наличие единого языка с наиболее культурно развитой частью Европы. Восхищение традициями Шекспира и Данте - отличительная черта американской культуры. Американское общество становилось все более приспособленным к веку науки, прогрессу. Так, основанные университеты к 1835 г. имели в учебном расписании изучение рынка и особенностей бизнеса. Изобретения вскоре затмили деятелей культуры, в последние десятилетия XIXв. Эдисон овладел электричеством, братья Райт дали человечеству крылья, Белл телефоном сократил расстояние, Пульман построил комфортабельные вагоны, а Вестингауз- тормоза, Истман изобрел фотографию, Генри Форд собрал первый автомобиль.
Эпоха быстрого капиталистического развития заслонила социальные вопросы.
4.3
Двадцатый век
Практический бизнес становится своего рода культом Америки. Первые десятилетия XX в. американская история виделась как поле противоборства социальных сил, битв человека с природой и за свое положение в обществе.
Джек Лондон, Эптон Синклер восстали против серости, несправедливости, самодовольства. Оздоровительный эффект их атаки на буржуазную культуру пробудили к творчеству писателей мирового уровня- Т.Драйзера, Льюиса, Сэндберга.
К 1925г в Нью-Йорке трудилась 20тыс. профессиональных художников, в музыке джаз начал завоевывать Штатам мировую славу, число симфонических оркестров оказалось больше, чем в Старом Свете. Вильсон и Рузвельт, в политике, Хемингуэй, Фолкнер в литературе, Сарджента, Ла Фарджа, Уистлер в живописи- влияли на духовный мир американцев.
Америка становится лидерам в архитектуре именами Стэнфорда Уайта, Генри Ричардсона, Ричарда Мориса. В 1902г поднялся первый небоскрёб, как результат изобретения железобетона, устойчивого стекла и лифта.
Кризис 30х – этап, после которого лидерство несомненно. Обществом становятся гигантские комплексы мегаполисов, традиционно американский тип- фермер и мелкий бизнесмен уступили дорогу корпорациям и правительству. Определился этнический облик страны, образовался мирный сплав американского населения.
Сформировались национальные черты: умение полагаться на себя, трудолюбие, независимость, чувство цели и порядка.
США стали лидировать в культурном процессе глобального масштаба. Цвет мировой культуры переезжает сюда. С этого времени Америка практикует то, что стало называться к концу XX в. «скупой умов».
Надо справедливо отметить, что именно американская индустрия в 30х-40х давала средства, помогавшие искусству и науке.
Америка конца XX в. – могучая индустриальная держава, с высоким уровнем жизни своих граждан, но и со своими проблемами и противоречиями. После второй мировой она ведет ряд локальных войн с другими государствами, вмешивается в политику и дела многих народов, не обходят ее и глобальные проблемы человечества. Оставаясь лидером, Америка естественно входит в информационное пространство, создав информационное общество XXI в.
Список литературы
1. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки: с др. времен до нач. XX в. – М., 2001.
2. Ацтеки: империя крови и величия// Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. – М.,2007.
3. Башилов В.А. Древние цивилизации Перу и Боливии. – М.: Наука, 2002.
4. Буретин Д. Трилогия«Американцы». – М.,2000.
5. Галич М. История доколумбовой цивилизации.- М.; Мысль, 1990.
6. Джилберт Э. Тайны майя. М.: Вече, 2000.
7. Древние цивилизации./ Под ред. Г. М. Бонгард-Левина – М.,2009.
8. Затерянный мир майя // Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. М.,1997.
9. Инки: владыки золота и наследники славы// Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации – М. ,2007.
10. Ко М. Майя: исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. - М.,2001.
11. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.
12. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь,2009.
13. Шлизенгер А.М. Циклы американской истории. – М., 2002.
14. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. – М.,2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |