Название: Проблема прогресса в сфере морали Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика Тема: "Проблема прогресса в сфере морали" Содержание Вступление 1. Развитие сферы морали 2. Существующие проблемы прогресса сферы морали Заключение
Литература Вступление Я считаю, что тема моей работы является очень актуальной в настоящее время, так как для современного общества нужно изучить проблемы прогресса в сфере морали для дальнейшего её развития. Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать и изучить проблемы прогресса в сфере морали. Главные задачи состоят в следующем: · рассмотреть развитие сферы морали; · проанализировать проблемы прогресса в сфере морали; · сделать выводы по данной теме.
Объект работы - проблемы прогресса в сфере морали. Предмет работы - изучение и анализирование проблем прогресса в сфере морали. Литературными источниками моей работы, в основном, является Интернет, современные учебники по этике, а также конспект лекций. 1. Развитие сферы морали История предоставляет много фактов, свидетельствующих об "облагораживании"
человеческой породы. Во-первых, сфера применения норм морали становится все шире. Они прошли долгую эволюцию от правил для "своих" до заповедей общекосмического масштаба. Сегодня нравственную оценку получает явления, которые прежде считались нейтральным. Мы все острее реагируем на проступки, которые оставили бы равнодушными людей средневековья. Во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни.
Наш век отмечен чудовищными поступлениями, но не под их ли влиянием сама планка морального поднята на новую высоту? Обогатилось содержание простых норм нравственности на примере заповеди "не убий"; значительно сложнее стало понятие о достойном человека существовании. В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей
Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести. Итак, признаками прогресса в сфере морали являются: · возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования; · усиление воздействия нравственных начал на все сферы
общественной жизни; · способность морали преодолевать конфликтные ситуации; · повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма; · дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки; · определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей. Однако среди моралистов всегда находятся скептики, которые сомневаются в каком бы то ни было прогрессе в области морали. И тому есть много причин.
Каждый новый век был отмечен еще более чудовищными преступлениями, чем предшествующий. Две мировых войны, ядерное и химическое оружие сделали XX век едва ли не самым страшным из всех. Современное зло стало куда более изощренным, чем простодушный порок наших малопросвещенных предков. Число негодяев не убывает, а святые исчезают. Выиграв в научно-технической области, мы разрушили гуманитарные основы своей жизни.
В стремлении комфортно устроиться люди пренебрегают друг другом. Новые времена порождают все новые проблемы, не разрешая старых; сфера действия моральных оценок расширяется, все новые и новые явления, прежде считавшиеся нейтральными, ныне называются злом. Таким образом, "количество" зла увеличивается, зло воспринимается все более обостренно. И едва ли не в каждую эпоху слышны рассуждения об "упадке нравов
Даже когда были прочитаны первые, клинописные таблички из библиотеки вавилонского царя Хаммурапи, в них говорилось, что наступившие времена куда хуже прежних. С другой стороны, совершать добрые дела сегодня так же трудно, как и прежде, ценность их ничуть не меньше. Подвиг всегда подвиг. А сострадание и милосердие не меняют своей природы. Добро есть добро, и непонятно, как оно может "развиваться" или "улучшаться".
Сравнивая кодексы различных времен и народов, можно видеть, что они разные, но нельзя сказать, что мораль одних "лучше", чем мораль других. Это было бы дискриминацией, противоречащей духу морали. Таким образом, в определенном смысле в морали невозможен ни прогресс, ни регресс, она всегда как бы равна самой себе. Не следует ли отсюда, что вопрос о прогрессе в морали вообще фикция?
Может быть, его нельзя решить в данной постановке, и поэтому следует отбросить "прогрессистскую" модель развития? Мораль, не столько "подымается" или "опускается" по лестнице прогресса, сколько "переливается" в лучах истории. И все-таки, все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в морали, как и во всех остальных отраслях социального воспроизводства, "в общем и целом наблюдается прогресс".
Главным показателем нравственного прогресса является уровень сознательности и ответственности субъективного фактора. Мораль развивается на основе максимального сближения должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу. 2. Существующие проблемы прогресса сферы морали Основными проблемами прогресса в сфере морали являются:
1. Добро и зло. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства ("старое доброе вино", "добрый конь", "добрая работа", "доброе деяние", "одобрение"), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова "добро". Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. "
Доброе" в одном случае это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д а в другом - есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Добро в этом втором абсолютном значении моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности - к идеалу.
Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла.
Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом - в конечном счете с идеалом. Добро и Зло - наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются универсальной этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений.
Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, Зло есть уничтожение, разрушение блага. Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, первый критерий добра все то, что способствует самореализации сущности человека, его самораскрытию, самовыявлению. Второй критерий добра и одновременно условие, обеспечивающее самореализацию человека, гуманизм и все,
что связано с гуманизацией человеческих отношений. Таким образом, Добро и Зло противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми. Поэтому, разное восприятие людьми добра и зла, определение приоритетов в
этой области мешает прогрессу в сфере морали. 2. Свобода человека. Моральная свобода ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.
Нравственная свобода проявляется в умении: · делать осознанный моральный выбор действий и поступков; · давать им нравственную оценку; · предвидеть их последствия; · осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода - способность приобретения субъектом власти над своими поступками. Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности
и когда моральные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо. Только лишь тогда, когда каждый человек научится быть по-настоящему свободным, эта проблема в моральном прогрессе перестанет существовать. 3. Смысл жизни.
Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая. Одной из центральных проблем морали является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Смысл это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью.
Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни значит, найти свое "место под солнцем". Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же. Таким образом, ответ на вопрос "есть ли смысл в жизни?
" в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто. Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых утверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни - это счастье или наслаждение, но при этом
бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл. 4. Отношение к смерти. "Отношение к смерти - это одна из величайших проблем, с какой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена, но она даже мало продумана. Решение её предоставляется каждому человеку в отдельности.
А ум человека - слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться. Поздно сожалеть, что мысль о смерти заставили врасплох." Эта цитата - из работы Михаила Зощенко "Повесть о разуме" как нельзя лучше раскрывает суть самой проблемы. Пока человек не научится смотреть смерти в лицо, относиться к ней как к чему-то данному свыше, прогресс морали не может проходить в полном объёме.
5. Творчество. Творчество процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него
ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. 6. Соотношение индивидуального и коллективного.
Индивидуальное и коллективное - взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Эти категории указывают на взаимозависимость обособленного бытия людей и объединяющего их способа жизни. Этот способ может быть основан на прямых контактах (непосредственная коллективность) или на использовании различных средств коммуникации (опосредованная коллективность).
Разные формы коллективности предполагают и разные формы индивидуализации людей. Этим в значительной степени и определяются особенности функционирования социальных структур, общественных систем, характеристики обществ и типов социальности. Иначе говоря, для дальнейшего развития сферы морали в современном обществе должно быть чётко определено соотношение индивидуального и коллективного, так как любой индивидуум является составляющим коллектива,
но, в свою очередь, каждый коллектив влияет на развитие индивидуума. 7. Соотношение биологического и духовного. Конечно, каждый человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Он является биологическим существом. Но очевидно, что тело, или вещество человека, не есть сам человек. Собственно соотношение биологического и духовного располагается между животной (инстинктивной) и духовной (идеальной) сторонами человека. Человек может пасть даже ниже животного состояния.
Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы никогда не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми. Очевидно, что проблематика "природы человека" переплетается и отчасти совпадает с проблематикой
"смысла жизни". 8. Моральное самосознание. Понятие "самосознание" используется как целостность, которая включает как процессуальные, так и структурные характеристики. В контексте становления морального сознания личности препятствиями могут быть не только внешние объективные обстоятельства и отношения, но и разные явления и черты собственной личности: гордость, совесть, самолюбие, воля, нерешительность, и так далее.
Это связано с тем, что собственно "Я" человека, иногда даже в большей степени, чем объективные обстоятельства, может выступать как условие, цель или мотив ее, многомерных действий. Если направлять личность к своему потенциальному "Я", сознания и самосознания, источника самой актуализации и творчества, несмотря на обстоятельства, которые могли влиять на нее, человек сам поймет что в ней есть что-то незаменимое, которое не перекрывается
ни знаниями, ни предыдущими достижениями человечества или обстоятельствами современных глобализацийних условий, и это "что-то" есть наиболее ценным в ней. Таким образом, перед человеком возникнет пространство самопознания и самоусовершенствования. 9. Поступок. Сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу,
к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное
намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: · действием или бездействием; · позицией, высказанной в словах; · отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; · действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме.
Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них - в систему всех общественных отношений. Заключение Таким образом, обработав большое количество печатной и электронной литературы, рассмотрев развитие морали, проанализировав проблемы прогресса в этой сфере, могу сделать вывод, что в настоящее время мораль,
действительно, является очень развитой. Но для её дальнейшего прогресса человечеству нужно преодолеть те проблемы, которые стоят на этом нелёгком пути. И, в конце концов, стать наиболее морально развитым. Литература 1. Гусейнов А.А Апресян Р.Г. Этика М.: Гардарики, 2000 472с. 2. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д.: "Феникс", 1999 368 с. 3. Конспект лекций 4. http://www.abccba.ru/abc36.php 5.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |