Название: Пути совершенствования этикета преподавателя Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика 20 План Введение 1. Этикет и его значение в системе образовательного процесса 2. Формирование мастер-класса для преподавателя 3. Речевой этикет преподавателя Заключение Список использованной литературы Введение
В настоящее время преподаватели вузов ориентированы, в основном на традиционный подход, но сегодня необходим иное отношение к учебному процессу. Он представляет органическое сочетание классических и инновационных методов в обучении, внедрение инновационных форм и методов обучения, новых образовательных и информационных технологий для привития у студентов самостоятельности, инициативности, активности в обучении. Прежде чем раскрыть, научить и привить такие навыки у студентов, необходимо развить их в самих преподавателях.
Образовательный процесс - двустороннее явление. Тесное сотрудничество, доброжелательные взаимоотношения между студенчеством и преподавательским составом - одно из слагаемых успеха и качества учебного процесса. Ведь студенты наблюдают за поведением преподавателей и делают выводы об их системе ценностей. "Преподаватель, оставляющий без внимания нарушения этических принципов образования или легкомысленно относящийся к этому явлению, закладывает в сознании студента мысль, что основные ценности учебы и более
того, жизни, в студенческом коллективе не заслуживают серьезных усилий". Система образования должна быть свободна от коррупции. Вопросы академической честности или нечестности в вузовской среде, как преподавательской, так и студенческой, не в первый раз являются предметом разговоров, дискуссий, публикаций. Но все это было на уровне рассуждений и попыток объяснения (или оправдания?) причин и следствия проявления
нечестности, в общем. В общественном сознании укоренилось мнение, что в вузах сплошь и рядом встречаются: нарушения профессиональной этики различного характера от морального давления, унижения студента до расцвета коррупции; слабый уровень качества образования и воспитания по причине некомпетентности и невоспитанности педагогов. Исходя из этого, мною в качестве одной из мер повышения уровня преподавания и борьбы с проявлениями академической нечестности, предложена идея разработки
Кодекса профессиональной этики преподавателей. Кодекс профессиональной этики главной целью ставит пропаганду и поддержание высоких этических норм профессиональной деятельности, поведения, взаимоотношений в академическом сообществе. Он определяет принципы деятельности, стандарты профессионального поведения и деловой этики преподавателя КБТУ во взаимоотношениях с коллегами, со студентами и органами управления учебного заведения. Кодекс профессиональной этики преподавателей отражает этические стандарты и нравственные ценности,
обеспечивает стабильность и качество учебного процесса. Этические нормы в системе образования невозможны без верховенства закона, демократических процедур и стандартов, которые, несомненно, должны быть соблюдены и отражены в Кодексе. Не следует забывать, что преподавательское общество - это часть общества в целом. И вопросы его поведения в жизни и профессиональной деятельности касаются государства.
В этой связи огромна роль экономической и социальной политики государства. Считаю необходимым выявление причин и следствий поведения преподавателя, нарушающих морально-этические нормы. Цель работы - изучить современные направления распространения позитивного опыта в развитии этикет преподавателя. 1. Этикет и его значение в системе образовательного процесса Несомненно, что поведение, являясь образом жизни и действий, обусловливается рядом особенностей человека:
его характером и темпераментом, потребностями, взглядами, убеждениями, вкусами, привычками и пожеланиями. Личность, способная контролировать свое поведение и соответствовать общественным требованиям, обладает культурой поведения. Этот взгляд вполне соответствует утверждению Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, выявивших закономерность развития культуры поведения. Каждой исторической ступени в овладении силами природы, писали они, соответствует ступень в овладении
человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы, иными словами, формировал свою культуру поведения. Культура поведения соотносится с поведением личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает
в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку.
Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Нередко синонимом культуры поведения определяют поведенческую культуру. Мы разводим эти понятия. Поведенческая культура охватывает поведение в аспекте многовекового общественного
развития и включает в себя совокупность всех поведенческих явлений, выработанных человечеством. Начало ее формирования относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе
монарха, при выполнении посольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях. Уже в середине III-го тысячелетия до н.э. в Древнем Египте была составлена «Инструкция по поведению», о содержании которой мы можем только догадываться,
поскольку до нас дошло лишь ее название. Первыми компонентами поведенческой культуры являлись обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание Господа, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять Создателя. В эпоху
Возрождения сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как великому творению Господа, давшего человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Человек, неустанно развивавший в себе эти качества, считался достойным уважения. Так в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении посредством поведения уважения к достоинству человека. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие
правила, суть которых заключалась в демонстрации уважения к человеку, в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям. Поведенческая культура и культура поведения находятся в тесной взаимозависимости. Содержание поведенческой культуры (ПК), как общественного установления, воздействует на культуру поведения отдельной личности (КПЛ). Член общества, хочет того или нет, обязан руководствоваться правилами, принятыми
в обществе, поскольку нельзя, как известно, живя в обществе, быть от него свободным. Вместе с тем, поведение конкретного члена общества оказывает влияние на состояние поведенческой культуры, хотя это явно и не обнаруживается. Кроме того, в каждой социальной группе, например, среди педагогов, существуют свои поведенческие правила, которые мы ввели в понятие «культура поведения общественной группы» (КПОГ). Культура поведения группы воздействует и на все общество в целом, и на каждого члена
группы, а также зависит от них. Культура поведения педагога не только зависит от общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым.
В рамках огромной социальной группы - воспитателей, учителей, преподавателей учебных заведений - также вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет. Этикет тесно связан и с поведенческой культурой, и с культурой поведения. Он является компонентом поведенческой культуры, но компонентом наиболее высоким, вобравшим в себя черты других ее компонентов. Наличие этикета в обществе является показателем культуры общества, демонстрацией
тех или иных нравственных и эстетических принципов. Несомненно также, что он является продуктом цивилизации. Немецкий исследователь цивилизации Н. Элиас, отмечал: личность формируется в процессе социального взаимодействия людей, но, вместе с тем, она «активно влияет на этот процесс, меняя границы между "я", "мы", "они"». Личности этикет необходим: владение этикетом свидетельствует о наличии у
личности высокого уровня культуры поведения. Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя
- в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений как со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом.
Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например, преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога.
В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. [1] 2. Формирование мастер-класса для преподавателя Главная цель мастер-класса - повышение и совершенствование этики и общей культуры преподавателя.
Основные задачи: 1. Ознакомление с материалами, представленными ведущими мастер-класса, 2. Сбор материала по проблеме (конспекты уроков, дидактические материалы, презентации, методические рекомендации и др.), 3. Обсуждение проблемных вопросов по некоторым секретам межличностного общения, 4. Выполнение заключительного задания по этикету учителя и ученика, 5. Подведение итогов. Для того чтобы вписать свой ответ, выберите команду "
Изменить" из меню "Выберите действие" в верхней части экрана. Напишите свой ответ под каждым утверждением/вопросом. После ответа обязательно укажите в скобках свою фамилию и инициалы. 1. Какие правила поведения в образовательных учреждениях Вы знаете? В образовательном учреждении учащиеся должны здороваться с любым учителем (или взрослым человеком),
которого встречают в стенах школы. При приветствии группы учителей нельзя называть по имени только одного из них. Учитель, входя в здание, приветствует всех, кто стоит у входа, а не только тех детей, у которых проводит уроки. Учителя и администрация должны приветствовать друг друга, быть образцом поведения для школьников: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада встрече в мастер-классе! Приятно видеть знакомые имена! Добрый день, коллеги!»
Мне бы хотелось затронуть тему поведения учителя на ученых советах и собраниях. К сожалению, довольно часто можно наблюдать, как педагоги, которые призваны учить своих студентов правилам этикета, сами не всегда выполняют эти правила. Наверное, и вам эта ситуация знакома. Попробую обозначить те неукоснительные правила, которые следует выполнять. На собрание не стоит опаздывать, лучше прийти за 5-10 минут до его начала.
Не стоит брать с собой для проверки тетради и журналы для заполнения. Цель собрания - решение и обсуждение важных вопросов, которые учитель может упустить из своего внимания, или не вникнув в проблему задавать вопросы невпопад, вызывая тем самым недовольство коллег.С уважением относиться к выступлениям коллег, не перебивать, давая возможность выступающему высказать свою мысль полностью. Во время выступления, докладов нельзя разговаривать с коллегами, попутно обсуждая
услышанное, даже если вы не согласны с тем, что услышали. Обсуждение должно носить конструктивный характер и затрагивать именно тему обсуждения, а не наболевший вопрос, который не дает покоя конкретному педагогу. Все личные вопросы лучше задать в индивидуальном порядке, исключением может стать только то, если ваш вопрос или ситуация иллюстрирует обсуждаемую тему.
Во время выступления необходимо придерживаться регламента, но коллегам не стоит демонстративно посматривать на часы и выкрикивать с места, для этого есть ведущий собрания, который решает все организационные вопросы. Во время реплик или выступлений с места необходимо встать и по возможности повернуться лицом к сидящим, чтобы коллеги разговаривали с Вами, а не со спиной. Сами выступления должны носить дружелюбный характер, высказывания должны быть тактичными.
Ни в коем случае нельзя во время обсуждения профессиональных вопросов переходить на личные качества коллег. Недопустимо обсуждать поведение или работу коллеги в его отсутствие. Во время собрания необходимо выключить мобильный телефон или убрать звук. После выступлений или собрания в целом необходимо поблагодарить коллег и организаторов собрания за подготовку. Если вы заметили какие-то неточности или шероховатости в проведении собрания, лучше сказать
об этом в тактичной форме индивидуально после собрания. Если во время выступления коллега допускает стилистическую ошибку не стоит хором исправлять ее, ставя человека в неловкое положение, лучше также это сделать после собрания индивидуально. Задание на мастер-классе. Вы, молодой преподаватель (учитель), пришли на корпоративную вечеринку. Подумайте, каким образом можно изменить ситуацию в свою пользу?
Как оказаться в центре беседы? Как заставить относиться к себе как к равному, с должным вниманием и уважением? Необходимо, во-первых, решить, что это тебе нужно и получать удовольствие от общения с коллегами. Во - вторых, занять активную позицию в общении, подходить к тем людям, которые вызывают симпатию, хотя психологи советуют войти в наибольшую компанию, послушать, о чем разговор, и включиться в него, при этом говорить спокойно, решительно и непринужденно.
Целеустремленное движение привлекает внимание. Рассмотрим ситуации, которые могу возникнуть в образовательном учреждении. Ситуация 1: Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”. Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д.
Учительница: “Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”. Оценка: Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать. Прогнозирование: Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю.
Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю. Решение: Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель.
В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр слова: “Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку” дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке. Ситуация 2:
Урок немецкого языка. Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик. Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Очередное задание - подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение. Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”. Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”. Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать” Ученик: “Да я перескажу”. Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик,
обругав ее матом, хлопает дверью. Учитель, ничего не сказав, продолжает урок. Оценка: Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость. Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания
(вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить. Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением. Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до
глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства. Прогнозирование: Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса. Решение: Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него
задание, за которое в конце урока он получит оценку. 3. Речевой этикет преподавателя Понятие речевой этикет преподавателя и просто речевой этикет не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как «правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной
принадлежности, обстановки общения» [3]. Особенность понятия речевой этикет преподавателя обусловлена спецификой педагогического речевого общения - «задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека». По мнению А.К. Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [2]. Понятие речевой этикет следует отграничивать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно,
ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [4]. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания. Под соответствием литературно-языковым нормам имеется в виду правильность речи, т.е. соблюдение норм современного русского языка. Следует опираться на оценки вариантов в словарях.
Они весьма определенны: правильно - неправильно; допустимо - недопустимо; допустимо и то и другое [5]. Важным компонентом языковой культуры является языковое мастерство. Это не только следование нормам литературного языка, но и «умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный» [4]. Оценки речевого мастерства менее категоричны: лучше, хуже, вернее, яснее, точнее, уместнее.
Типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателей являются: использование единиц со сниженной стилистической окраской; злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. Речь преподавателя должна стать для обучающихся «риторическим идеалом» не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета.
Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать студенту то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» [6].
Данное утверждение приобретает еще большую актуальность, когда мы говорим о формирующейся личности молодого человека, для которого каждое неосторожно выбранное слово может оказаться трагичным. В условиях перехода от школы к 1-му курсу, когда происходит изменение целевых установок и приемов учения, преподавателям вузов необходимо убедить и побудить вчерашних школьников работать на понимание, а не на запоминание. Это требует от преподавателя огромных затрат сил и времени, и определяющую роль в этой
ситуации играет здоровый психологический климат в вузе, создание которого невозможно без использования преподавателями правил речевого этикета, основная задача которого - установление контакта доброжелательного и доверительного общения. Но соблюдение требований речевого этикета важно еще и потому, что процесс обучения и контроль знаний несут в себе элемент стресса для студентов, в особенности на начальных курсах, т.к. происходит процесс адаптации вчерашних учеников к системе обучения в вузе.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы добрым вежливым словом и уважительным отношением помочь пройти этот путь адаптации, а также смягчить стрессовые ситуации во время контроля знаний. Исследователи подчеркивают, что «важно стремиться взвешивать каждое свое слово, понимать, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека» [7]. Большое значение имеет ориентация на учебный диалог.
Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с преподавателем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению. К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если студент привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него
мгновенной перестройки. Студенту необходимо увидеть в преподавателе заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как владеет преподаватель правилами речевого этикета. При характеристике коммуникативного поведения преподавателя очень важны такие свойства, как тон речи, манера обращаться к студентам, отвечать им, оправданность использования оценочных суждений, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих сказанному.
В книге В.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» приводятся слова А.С. Макаренко о том, что очень важно, каким тоном говорит педагог; что одну и ту же фразу можно произнести пятьюдесятью способами. Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют
со стороны преподавателя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, объясняя это тем, что преподаватель - «тоже человек». «Тоже человек» - не оправдание; такого рода поведение - признак его профнепригодности. Заключение Современному специалисту необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно; не отрицание этикета под предлогом,
что это только техника, тогда как важны нравственные нормы и принципы. Необходимо знание сущности и содержания этикета, осознание его целесообразности и разумности. А для этого в профессиональной подготовке необходимо, во-первых, введение специальной учебной дисциплины, содержанием которой будет этикет и теоретические основы обучения его правилам детей дошкольного возраста. Во-вторых, надо, чтобы студент в процессе познания азов профессии наблюдал нравственное, эстетичное
и этикетное поведение преподавателей вуза, наглядно видел, что соблюдение этикета отражает внутреннюю сущность педагога, показывает (детям, родителям, студентам, коллегам) отношение преподавателя к окружающим людям, его готовность к личностно-ориентированному общению, проявлению педагогического такта. Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности, объясняется рядом выполняемых им функций: регулятивной, опознавательной, идентификационной, коммуникативной, этической,
эстетической, воспитательной. Эти функции могут быть использованы и субъектом педагогической деятельности. Этикет является регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Нередко соблюдение или отрицание студентами этикета дает преподавателю вуза дополнительные сведения об участниках процесса педагогической подготовки, например, принадлежность к той или иной социальной
группе и национальности, представление о семье и семейном воспитании студента, уровне его образованности, настроя на общество, общественную жизнь и педагогическую профессию. Соблюдение этикета студентом и преподавателем способствует установлению успешных, нередко и доверительных, отношений между ними, что создает благоприятные условия для успешного воспитания педагога-дошкольника. Создаются условия для укрепления в студентах нравственного потенциала и эстетического восприятия жизни,
людей, природы. Наконец, соблюдение этикета способствует совершенствованию личности, взявшей на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность самому быть приятным участником общения, как делового, так и личного. Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета.
Современное педагогическое учебное заведение, будь то детский сад, школа, колледж или университет, является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим показателям людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим
образом в той или иной группе детей и взрослых людей. Но для этого недостаточно изучения этикета на специальных занятиях. Он должен видеть, как поступает преподаватель, осуществляющий профессиональную подготовку, поступает ли он в соответствии с возникшей ситуацией, успешно ли строит свои отношения с коллегами и студентами, помогает ли ему соблюдение этикета добиваться успеха в педагогической деятельности.
Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям. Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении
человеком уважения и доброжелательности к людям, в выполнении для этого ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательном отношении к людям, мы говорим о нравственном отношении, или нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, студент видит, что преподаватель, входя в аудиторию,
здоровается со студентами первым, и узнает, что есть такое правило: первым здоровается тот, кто приходит к коллективу людей. Но и поздороваться преподавателю следует так, чтобы настроить студентов на доброжелательно-деловой лад, а значит, улыбнуться, не допустить хмурого или недовольного взгляда. Смотреть на студентов так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с преподавателем, и чтобы они тоже видели: преподаватель, как и они, рад этой встрече.
В данном случае мы говорим о технологии поведения преподавателя, через которую он демонстрирует нравственное отношение к тем, кто пришел к нему овладевать педагогической профессией. Литература 1. Жураковский В Приходько В Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра. // Высшее образование в России 2009 № 3. 2. Михальская А.К. Педагогическая риторика
М 2008. 3. Акишина А.А Формановская Н.И. Русский речевой этикет М 1983. 4. Васильева А.Н. Основы культуры речи - М 2000. 5. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М 2005. 6. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. //Популярная психология. Хрестоматия М 2007. 7. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета
С Пб 2007.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |