Нравственные основы права» Выполнил: Слушатель 5 курса ФЗО, группа 56, шифр 00/131 капитан милиции Титов Юрий Викторович, домашний адрес: г. Ставрополь, ул. Ленина, 272-а, кв. 9. Проверил: Воронеж, 2004 г. Содержание. Введение 1. Право и мораль, их взаимосвязь, общие черты и отличительные особенности 1.1.
Взаимосвязь права и морали 2. Общие черты права и морали 3. Отличительные особенности права и морали 2. Профессиональная этика работника правоохранительных органов 3. Нравственные качества работника правоохранительных органов 4. Нравственная культура работника правоохранительных органов 1. Понятие нравственной культуры 2. Структура нравственной культуры 4.3.
Профессионально – нравственная деформация и ее факторы 5. Моральный выбор в служебной деятельности работника правоохранительных органов Заключение Список использованной литературы 22 Введение. Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных
социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку.
Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным. Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души»,
дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами. Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество.
Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения. Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку
извне. Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.
Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности.
Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость. Элементами морального регулирования являются: - идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве; - система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей; - особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм,
в том числе общественное мнение. 1. Право и мораль, их взаимосвязь, общие черты и отличительные особенности 1. Взаимосвязь права и морали Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей.
Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных
отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе.
В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими
условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»:
«поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом. На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических
понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui»- «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем.
Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом.
Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность. На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий
тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований ном права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа.
В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия
между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других
медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку дело «доктора Смерти» является показательным примером «столкновения» между нормами морали и права. Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности. 1.2. Общие черты права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Что же общего между правом и моралью? Право и мораль: - и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом; - имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; - им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; - они состоят
из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе; - имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы; - представляют собой средства активного воздействия на поведение людей. 1.3. Отличительные особенности права и морали Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности
морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные
воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде
случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере
гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех» утверждал Цицерон. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и селу власти государства,
обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального
осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок
привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает. Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в
конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения
к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке
нормативных актов государства. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле,
что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают
приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным
нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев. Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.
Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм. 2. Профессиональная этика работника правоохранительных органов В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями
— это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступ¬ностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли. Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их мо¬ральный облик и способно
при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, мораль¬но воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравствен¬ная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает за¬метное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граж¬дан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманиза¬ции общества, расширения гласности о деятельности
правоохра¬нительных органов значение профессиональной морали их со¬трудников заметно возрастает. В научном смысле слова этика — это философская наука, объ¬ектом изучения которой является мораль во всех ее проявлениях, т.е. как одна из форм общественного сознания, как нравственные отношения и как нравственная практика, поступки. Однако в жизни под этикой нередко понимают саму моральную практику, определенные нравственные качества и нормы поведения людей, моральные правила, кодексы, заповеди, обычаи
и т.д имеющие то или иное конкретное проявление. Поэтому существуют такие понятия как «этика поведения», «этика воспитания», «этика се¬мейной жизни», «этика политической борьбы», «трудовая этика», «этика милицейской службы». Исходя из сказанного, профессиональная этика может рас¬сматриваться либо как теория профессиональной морали, либо как определенные моральные требования к работникам, обуслов¬ленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и дея¬тельности
людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Вместе с тем во всяком обществе есть такие профессии, труд работников которых наиболее строго «опекается» моралью, регламентируется ею. К числу таких профессий, бесспорно, относятся профессии сотруд¬ников органов внутренних дел. В наш лексикон уже прочно вошло понятие «милицейская этика», такое же «право на жизнь» имеют и «этика пожарной службы» и др. Недостаточное внимание к профессиональной эти¬ке (и в науке, и
еще больше на практике) наносит нашему обще¬ству не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутрен¬них дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффек¬тивности оперативно-служебной деятельности, подрывает пре¬стиж милицейских профессий. Профессиональная этика включает в себя определенные ка¬тегории этики и моральные принципы, лежащие в основе дея¬тельности людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они должны обладать,
нравственные нормы, регламен¬тирующие их служебную деятельность, и ряд других моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональ¬ный долг», «служебное достоинство», «профессиональная честь» есть мундира». Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность», «справедливость», «гуманизм», «коллективизм» и ряд других.
Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профес¬сионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует ини¬циативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия.
3. Нравственные качества работника правоохранительных органов. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, эти лица должны обладать определенными моральными качествами, быть нравственно воспитанными.
Следователей, прокуроров, адвокатов, судей ,должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость ,и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, муже¬ственны и решительны, трудолюбивы. Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообраз¬ных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров,
И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, кор¬ректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отноше¬нии каждого человека—преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоцио¬нальное и умственное
напряжение, как бы ни тяжело было сдер¬живать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяс¬нялись. Соблюдение этих нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Указанные нравственные качества, будучи профессионально необходимыми для следователей, прокуроров,
судей и адвокатов, самым непо¬средственным образом оказывают влияние на укрепление и повы¬шение престижа органов предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры и суда, на эффективность осуществления задач уголовного судопроизводства. 4. Нравственная культура работника правоохранительных органов 4.1. Понятие нравственной культуры Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана
с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством. Советский военачальник М.В. Фрунзе, отмечал «армия с устойчивой моралью будет армией непобедимой». Его слова мог бы поддержать Ганнибал столкнувшийся с тем, что в течение одного месяца, в Капуе, его войско занимаясь грабежами, разбоями и увеселениями морально разложилось превратившись в вооруженный сброд, что предопределило победу римлян.
Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура». Нравственность как известно, это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обра¬ботка, совершенствование, образование, воспитание.
Субъекта культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слон, профес¬сиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельно¬сти и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает
качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций че¬ловека, насколько эта деятельность соответствует определенны» требованиям и нормам. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, вы¬работанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной
культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего обще¬ства и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в яичных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей резко снизилась. Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Правда, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили и тот факт, что многие из них на
деле показали свою высокую нравственную культуру, свои прекрас¬ные нравственные качества, а иные, выполняя свой служебный долг, к сожалению, отдали во имя блага Отечества самое дорогое - свою жизнь. В структурном отношении культуру личности можно рассмат¬ривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, изба¬вит нас от серьезных ошибок, С точки зрения соотношения духовно¬го и практического в
ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что культура - это духовный потенциал личности в действии. 4.2. Структура нравственной культуры В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувст¬венный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно
и глубоко, умом и сердцем оце¬нивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического или рационального уровня нрав¬ственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными
государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, зако¬номерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нрав¬ственные чувства и эмоции личности. Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, резуль¬татом деятельности
ума и сердца, становятся важной целью переда¬точного механизма от нравственного сознания к нравственному по¬ведению. Культура нравственных потребностей - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования обще¬ственной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше
уровень нравственных ка¬честв. Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного соз¬нания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания Он вклю¬чает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, мо¬ральных правил, нравов, обычаев и т.д выработанных и закреплен¬ных личностью в процессе жизненного опыта Это своего рода первоэлементы морального сознания.
В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны, и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые,
собственно моральные. Другие три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль. Например, интимные чувства - это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отно¬шениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия,
приязнь и неприязнь. Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувст¬вами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию, многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного
и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабилизированы. Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в от¬ношении целых народов, стремление выдавать
желаемое за действи¬тельное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональ¬ным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпи¬мость к обычаям, языку других народов. Не изжиты эти факты и в настоящее время. Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято на¬зывать собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести.
Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной де¬формации сотрудника. Выделяются качества, характеризующее культуру общения со¬трудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может про¬стить рабочему, студенту, продавцу, представителям многих кругах профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой
культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах. Важным структурным элементом нравственной культуры лич¬ности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид общественных отношений, которые практически- не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравствен¬ной оценке. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме, и по способу связи между людьми.
4.3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы Между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна. Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность, прежде чем из правопослушного гражданина она превратится в преступника. То же отно¬сится и к служебному коллективу, когда в нем начинают преобла¬дать негативные нравственные
ценности, так называемые «нравственные антиценности». Во всяком случае любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных уста¬новок. В конечном счете это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»).
Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально - нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами - показателями морально-психологического климата в служебного коллективе: • скрытая критика условий труда; • неточное выполнение приказаний; • групповые сборища во время работы; • опоздания и длительное отсутствие во время работы; • уход с работы ранее положенного времени; • распространение
слухов; • небрежное обращение с оборудованием и техникой. Появление факторов - показателей негативного морального психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. Они служат как бы крас¬ными лампочками, предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации,
начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива. Эта деформация характеризуется следующими показа¬телями: • формально-бюрократические методы руководства (высокоме¬рие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным) • злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помо¬щи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств
и оружия); • терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фак¬там невыполнения служебного долга; • формализм и упрощенчество при оформлении документации; • нарушения процессуального кодекса; • психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений); • приоритетная ориентация в коллективе на моральные анти¬ценности; • неразборчивость в средствах; • формирование атмосферы круговой поруки; • грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызван¬ные служебной необходимостью,
как норма поведения за рулем; • бытовое разложение, пьянство. • грубые нарушения законности при одобрительном отноше¬нии к этому многих членов служебного коллектива; • разглашение служебной тайны; • сращивание с преступным миром; • групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.). Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуще¬ствляющих воспитательную
работу с личным составом. Для свое¬временной нейтрализации и профилактики негативных факторе» нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявле¬нии зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие при¬чины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние
причины): • негативный пример руководства; • перегруженность работой; • низкая нравственная воспитанность коллектива; • низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм», низкий уровень • низкий социальный престиж правоохранительных органов; • воспитательной работы; • негативное воздействие семьи (там, где это есть); • изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов; 5. Моральный выбор в служебной деятельности работника правоохранительных органов.
Кому неизвестен древнейший сказочный сюжет о перекрестке трех дорог и добром молодце, определяющему по каменному указателю последствия, к которым приведет его каждый вариант пути: «Направо пойдешь налево пойдешь » Ситуация выбора на перепутье пришла в сказку из реальной действительности. Любой человек в жизни сталкивается с тысячами ситуаций, требующих определить его нравственную позицию и воплотить в поступок. Сказать «да», или «нет». Пройти мимо, или вмешаться.
Человек принимает решения, руководствуясь долгом и совестью, представлениями о добре и зле, нравственном и аморальном. Выбор сопровождает человека на протяжении всей жизни, составляет ее особенность, как в своей притягательной силе, так и в своей противоречивой сложности. Моральный выбор личности — сторона человеческой деятельности. Существенной чертой любого вида человеческой деятельности является акт выбора: ситуация содержит несколько
возможностей и разрешается предпочтением одного из вариантов. Структура морального выбора конкретизируется его масштабом— от выбора единичного поступка до «смысла жизни», его субъектом — группа, обществом в целом, его объектом — выбор идеалов и ценностей, линии поведения и конкретных средств реализации ситуативных задач. Для того чтобы создать условия этического обеспечения выбора, следует проанализировать особенности мотивации
выбора, соотношение целей и средств, свободы и ответственности в выборе, нравственных регуляторов (долга, совести, законности) и целесообразности в выборе. Объективная возможность выбора не означает социальной и моральной безграничности диапазона морального выбора. Возможность выбирать обусловлена образом жизни человека, его местом в системе социальных отношений, определенными, закрепленными в культуре, системами моральных ценностей.
Только осознание, понимание обстоятельств, в которых действует человек, делают его свободным, обеспечивают ему успех в достижении целей. Только путем познания необходимости, а не на основе своего личного желания человек может узнать границы своих возможностей, свободы выбора необходимых действий в тех или иных ситуациях, а также предвидеть их последствия. Свобода — широкое понятие, выступающее в общефилософском плане как выбор действий, основанный на осознанном могуществе человека над природой и общественными
условиями его существования. Столкновение и взаимодействие различных стремлений, интересов неизбежно требует установления пределов, границ свободы. В этом случае мерой свободы личности является ее ответственность, как умение правильно пользоваться свободой, соотносить свою волю, свое желание с интересами окружающих людей, проявить максимальное усилие творческой активности в решении задач, поставленных перед личностью и обществом. Иначе говоря, ответственность выступает как бы гарантом от произвола личности, от ее стремления
поступать так, как ей заблагорассудится. Итак, в объем понятия «свобода» включается господство человека над слепыми силами природы, овладение процессами общественного развития, власть человека над своими страстями, поступками. Мораль как свобода — это область моральной деятельности, которая выступает как господство человека над своими поступками, достигаемая при помощи познания моральной необходимости. Моральная ответственность выступает мерой нравственной свободы.
Принято различать моральную ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную ответственность как возможность и способность личности на основе свободного выбора принять какое-либо важное решение, сознательно совершить поступок, соответствующий социальным и моральным требованиям, способствующий осуществлению общественных целей и задач. В первом случае ответственность проявляется тогда, когда человек, наделенный нравственным сознанием,
зная нормы, принципы нравственного поведения, законы общества, в котором живет, в то же время нарушает их. В результате в его поступке личные и общественные интересы противопоставляются. В этом случае общество определяет меру наказания за нарушение общественных обязанностей, норм и правил поведения. В основном эта форма ответственности распространяется на отрицательные действия и поступки человека, вызвана общественной необходимостью отвечать за нарушение законов, правил поведения, за невыполнение
общественной задачи, порученного дела. В научной теории эта форма моральной ответственности именуется отрицательной и является предметом изучения не только этики, но и права. Отрицательная форма ответственности, обладающая юридической спецификой и санкционированная государственными учреждениями, законами, отличается от негативной моральной ответственности. Юридическая ответственность всегда включает в себя неотвратимость наказания за нарушение законов.
Часто случается так, что человек, привлекающийся к юридической ответственности, может и не осознать справедливости предъявленных ему обвинений за совершенный поступок. Ответственности же в моральном плане свойственна самооценка своего поступка. В этом случае угрызение совести, самобичевание или порицание окружающих людей является достаточной формой наказания за аморальный поступок. Более того, внутренне осознав свою вину, личность самостоятельно
предпринимает практические шаги к исправлению своего поступка, стремится завоевать признание коллектива, окружающих людей. Позитивная форма моральной ответственности основывается не на осуждении противоправного поведения, а на стимулировании таких человеческих действий и поступков, которые жизненно необходимы обществу, оказывают существенное влияние на ход будущих событий. Эта форма моральной ответственности охватывает большую область человеческих поступков и мыслится как
творческое осознание своих способностей и возможностей в выполнении обязанностей. Важное значение в проявлении позитивной формы моральной ответственности имеет социально-политическое и нравственное содержание позиции, избираемой индивидом. Это усиливает активность личности, приобщает ее к общественным делам. Человек глубже осознает свою связь с происходящими событиями, активно включается в ход исторического
творчества. А его ответственность приобретает в высшей степени нравственный смысл, превращаясь во внутренний стимул деятельности. Возможность и способность выбора, а также нравственный долг — вот что определяет меру ответственности. Получив объективную возможность поступать так или иначе, личность должна действовать определенным способом — именно ее выбор является условием разрешения ситуации. Средством адекватного ответа личности на ситуацию и является принятие решений «со знанием дела».
Способность к моральному выбору оказывается таким же объектом моральной ответственности, как и само стремление к решению ситуации морального выбора. Морально свободный человек должен всегда, везде, в любой ситуации, невзирая ни на какое давление извне, ни на какие опасности лично для себя, действовать только согласно своим внутренним убеждениям, поступать согласно своей совести. И если верно, что только внутренняя правдивость еще не определяет сущность моральной свободы, то не
менее верно и то, что без внутренней честности моральная свобода вообще пустой звук. Решающим, определяющим элементом моральной свободы субъекта является его практическая нравственная деятельность. Моральный выбор является одним из главенствующих моральных требований в применении работником органов внутренних дел целей и средств. Это выражено в том, что, во-первых, вступая в контакт с различными категориями людей, сотрудник должен эффективно использовать то средство, которое в нравственном отношении
более оправдано (к примеру, возможное изучение биографических и личностных сведений о подозреваемом, произведенное самостоятельно, с нравственной точки зрения более оправдано, нежели допрос его близких родственников). Здесь важно заметить, что сами методы и средства деятельности сотрудников могут быть как морально нейтральными, так и включать элементы принуждения и ограничения. Очевидно, что первое есть моральное «зло». Во-вторых, собранные доводы для достижения одной цели не
должны уничтожать нравственного характера более высокой цели (скажем, решение участковым инспектором милиции не привлекать того или иного человека за административное правонарушение, принятое из соображения «решить по человечески», не сообразуется с профессиональным долгом неотвратимости наказания за содеянное). В-третьих, соразмерность средств и цели, когда применение одного средства достаточно для достижения цели и не требует дополнительных средств. К сожалению, в практике органов внутренних дел достаточно
распространены еще случаи дополнительных ограничений прав личности (замена одной меры пресечения, достаточной для решения поставленной цели, другой, более жесткой), и т. д. Отсюда основными этическими требованиями, регламентирующими сам процесс выбора, являются: непоколебимость идейных позиций, с которых он должен рассматривать все вопросы борьбы с преступностью; непримиримость к любым нарушениям закона; реализация профессионального долга как нравственного императива (высшего
нравственного требования); недопущение формализма, небрежности, равнодушия и поспешности в принятии решений, безразличия к судьбе человека. Грубость, невыдержанность, бестактность не могут быть оправданы никакими ссылками на «неделикатность» области, в которой работает милиция, тем более что в действительности значительная часть ее деятельности охватывает в высшей степени деликатную область человеческих взаимоотношений. А в словаре русского языка, наряду с другими значениями слова «деликатный», есть и такое: «требующий
осторожного и тактичного поведения». Заключение Следует подчеркнуть, что профессиональная этика и правовая (служебная) эстетика сотрудника органов внут¬ренних дел тесно связаны между собой, взаимопроникают друг в друга. Это, в частности, проявляется в тождественности, од¬нозначности оценок поступков сотрудников с моральной и эсте¬тической точки зрения: высоконравственное с позиции этики поведение с эстетической точки зрения всегда красиво и, напро¬тив, безобразное поведение не может быть нравственным и одоб¬ряться
служебной этикой. Знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника куль¬турным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов внутренних дел. Подводя итог сказанному, выделим: невнимание к нравственной культуре, к нравственно – психологическому климату служебного коллектива ведет не только к снижению качества служебной деятельности,
но и к ее деградации и полному развалу. Список используемой литературы. 1. Булденко К.А Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудника органов внутренних дел, -Хабаровск, 1993. 2. Волченко Л.Б, Добро и зло как этические категории, -М 1975 3. Дубов Г.В Взаимосвязь морали, культуры поведения и этикета сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии МВД СССР, -М 1990 4. Ибрагимов М.
М Куличенко В.В Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел Киев, 1990. 5. Кодекс чести рядового, и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: Утв. приказом МВД России от 19.11.93 г. № 501. 6. Кукушин В.М Твоя профессиональная этика М 1994 7. Леоненко В.В Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства
Киев, 1981 8. Любичев С.Г Этические основы следственной тактики М 1980. 9. Подоляк Я.В Офицеру об этикете М 1991 10. Профессиональная этика, под ред. Дубова Г.В Опалева А.В М 1998 11. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / Под. ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалёва
М 1999. 12. Совет молодому милиционеру: (О культуре поведения на службе ив6ыту) М 1996
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |