Реферат по предмету "Этика и эстетика"


Мораль и религия

Мораль и религия” Выполнил:Кузьмин Сергей Александрович группа ю-106 Проверила:Егорова Ольга Анатольевна 20045 г. Содержание 1. Введение 1.1 Понятие морали….3 стр. 2. Главная часть 2.1 Сущность и функции религии как вида духовного производства…4 стр. 2.2 Сходство и различие морального и религиозного сознания 4стр.

2.3 Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культыры…7 стр. 2.4 .Противоречия религиозного учения о морале…9 стр. 3. Заключение… 4. Литература… Введение Понятие морали Само слово (термин) “мораль” восходит к латинскому слову “mores”, которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер». В этом плане слово «нравственность» является своеобразной калькой слово «мораль».

Мораль предстовляет собой довольно сложное явление. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Особенность морали залючается в том , что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях.

Практически везде, где живет и действует человек. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов – уважай старших, не убий, не кради и т.д. Наряду с моралью существует слой высших ценностей – жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно

Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Духовность , о котором в последнее время много говорят- это пожалуй , наиболее четко эту проблему поставило христианство , которое , как правило , говорит о трехчастном строении человека:тело, душа и дух. Душа нередко «обслуживает» тело , устремлена на земные радости, радости общения с природой, другими людьми. Дух же всегда устремлен к Богу , к Высшему.

У истинно верующего человека , считают религиозные праповедники, дух господствует и над душой, и над телом. Если рассуждение богословов «перевести» на светский я светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору

простейших правил поведения. Сущность и функции религии как вида духовного производства. Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали. Кант как-то заметил, что “моральный закон открывает мне жизнь , независимую от живой природы и даже всего чувственно воспринемаемого мира ” . Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времён, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ(духов,

позже богов).Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки.О том,сколько широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиоз¬ность которых порой ставилась под сомнение. Так, древне¬греческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверж¬дал: «Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь». По его словам, только те люди «любезны бо¬гам, которым ненавистна

несправедливость». Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мысли¬телей античности. Христианские богословы традиционно говорят о боже¬ственной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Религиозная трактовка происхождения морали обла¬дает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчерки¬вает универсальный, общечеловеческий характер морали.

Божественные предписания распространяются на всех лю¬дей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны — и богатый, и бедный, и царь, и президент, и послед¬ний холоп. Религиозное учение в определенной мере предо¬храняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, воз¬вышает нравственные искания до высоких смысложизнен-ных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных

оценках и суждениях Сходство и различие морального и религиозного сознания. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые раз¬личные, порой противоположные точки зрения. С одной сто¬роны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне до¬статочно категорично утверждают, что мораль не в состоя¬нии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней.

Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл свое¬го бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиоз¬ность которых была весьма проблематичной. Много веков спустя (в XVIII в.) французский про¬светитель Вольтер, резко обличавший католическую церковь, в то же самое время

заявлял, что, если Бога не было бы, то его следовало бы выдумать — для того, чтобы обеспечивать выполнение нравственных заповедей: «Я хочу, чтобы мой управляющий, моя жена и моя при¬слуга верили в Бога. Я думаю, что в этом случае меня бу¬дут меньше обкрадывать и обманывать». Даже ярый ате¬ист П.А. Гольбах признавал, что накоторые люди отвергают религию только потому, что она является для них стеснительной уздой, мешает им вольготно предаваться порокам.

Но с другой стороны, также с глубокой древности изве¬стна и противоположная точка зрения на характер взаимо¬действия религии и морали. Надо признать, что характер воздействия религии на нравственную жизнь человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, напри¬мер, христианство и религию Древней Греции, боги которой особой моральностью не отличались), от того, какие компо¬ненты религии и в чьих целях используются, от историчес¬кой эпохи, культуры народа и т.д.

Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и их спецификой, их различи¬ями (хотя иногда пытаются отождествить религию и мо¬раль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет собой путь к Добру, высшим нравственным ценностям, к нравственному совершенствованию. А религия есть путь к Богу, скорее почитание Бога.

Эти два пути могут совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать Авраама (библейский патриарх) за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя ангел в послед¬нее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намере¬ние у Авраама убить сына было несомненно.

Во имя спасе¬ния души грешника их сжигали на кострах инквизиции. этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или сатаны как смерти. В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании .Именно: рай и ад, грех (как нару¬шение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление ви¬ны пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают спе¬цифические чувства — любовь к

Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию. Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общест¬венное мнение. Но между религией и моралью имеются не только раз¬личия, но и определенное сходство. Это выражается, прежде всего в том, что религии, особенно современные, буквально пропитаны нравственной

проблематикой, понятиями мо¬рального сознания (долг, стыд, совесть (сердце), справедли¬вость, вина и т.д.). В конкурентной борьбе различные кон¬фессии, как отмечал еще Вл. Соловьев, обличают друг друга именно с позиции морали. К сожалению, лишь немногие ре¬лигиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали. Впрочем, еще Вл. Соловьев писал, что «можно с одинаковым правом говорить, что нрав¬ственность

основывается на религии и что религия основы¬вается на нравственности. Ведь нравственные нормы, вытекающие из чувства стыда, жалости, благочестия сутъ безусловные выражения самого Добра История знает религии и религиозные учреждения бесстыдные, бесчело-вечные и тем самым нечестивые. Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не толь-ко религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в Бога, во втором — вера в тор-жество

Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна пол-ноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных пережи¬ваний. Сближает мораль и религию явное стремление к ус-тойчивости своих исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! — вещает священно-служитель; будь справедливым, честным!

Наконец, отметим, что отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность. Вл. Соловьев писал, что религия охраняет безусловное достоинство каждой человеческой личности (как образа божьего). То же самое можно сказать и о морали. Словом, и мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не сухие «канцелярские» понятия,

а образы. Таким образом, между религией и моралью имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше «отягощается» нравственной проблематикой. Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культыры. Уже простая констатация того факта, что нравственная проблематика занимает весьма важное место в религиозном учении, неизбежно подводит нас к признанию заметного вклада, который внесли религиозные мыслители в

развитие нравственной культуры человечества. Отметим основные проявления этого вклада. 1.Прежде всего, следует признать, что христианские авторы рассматривали, хотя и специфически, основные понятия морального сознания (добро и зло, справедливость, нравственная свобода и ответственность, совесть, долг, вина и т.д.), пытались дать свое толкование главным проблемам теории морали (происхождение и сущность морали, ее структура, функции морали и др.).

Не столь уж редко исследования богословов были отправной точкой для светских этиков. 2. Религиозные проповедники довольно обстоятельно освещали сложности, противоречия моральной жизни и че¬ ловеческой личности. В частности, они детально описывали «добротоделания». Парадоксы внут¬реннего мира определенной части человечества резко об¬личаются в следующих словах преподобного Ефрема Сири¬ на: «Учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться

не хочу, а других утверждать охочь; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, что¬ бы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, что¬ бы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому». Богословы довольно тщательно исследовали процесс «гре¬ хопадения», приобщения к злу. Вл. Соловьев, опираясь на труды церковных писателей, выделил три главные ступени овладения дурных влечений

нашим «Я». Сначала, писал русский религиозный философ, возникает в нашем созна¬ нии какое-нибудь дурное представление, которое «вызы¬ вает дух на помысл о нем». На этом этапе достаточно одного акта воли, чтобы отвергнуть этот помысл и уйти таким об¬ разом с пути греха. Однако если этого не произошло, то этот помысл перерастает в сладострастную картину, от которой уже не столь легко отделаться. Здесь уже необходимо от¬ влечение ума «размышлением в противоположном

направ¬ лении». Но если и этого не сделано, то весь наш дух отдает¬ ся греховному помыслу и наслаждается им. 3.Многие христианские проповедники высказали очень полезные советы совершенствования нравственного воспитания, советы, которые и в наше время удивляют своей глубиной, проникновением в человеческую душу. Эти советы и сейчас могут пригодиться для любого воспитателя, педагога. Так, упоминавшийся христианский моралист авва Дорофей отмечал, что, впадая в злословие, мы нередко

осуждаем те грехи, которыми страдаем сами. И далее: «За случающиеся поступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличению приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай влас-тительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо

и сильнее убеждает и успока-ивает ближнего». Резонно замечание аввы Дорофея и по поводу того, что одного лишь знания добродетели мало, ибо важно еще иметь и навыки свершения добра. Тем более, что утверж-дение добра осуществляется не столь просто: без борьбы, без скорбей не бывает добродетели. В известной мере с суждениями аввы Дорофея перекликаются высказывания преподобного отца

Иоанна Лествични-ка:«Многими трудами и усилиями приобретается в нас нрав добрый и благоустроенный; но и приобретенное многими усилиями может быть утрачено в одно мгновение». А вот другое его весьма утонченное изречение: «Когда совершенно будем чисты от лжи, тогда, впрочем, со страхом и только по требова-ную нужды, можно будет прибегнуть и ко лжи». Полезно и слеедующее замечание отца Иоанна: «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит

тебе о ближнем». И еще одно его изречение: «Мужеством приобретается победа». Высказываний подобного рода можно привести еще немало. Современные христианские проповедники продолжа¬ют позитивные традиции нравственного богословия. Они, например, рекомендуют пастырям акцентировать свое вни¬мание на лучших сторонах внутреннего мира человека, «ви¬деть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное ве¬личие его и этому величию служить».

4. Христианские мыслители не только обогащали тео¬рию нравственного воспитания, но и сами непосредственно приобщали свою паству к нравственной культуре, воспиты¬вали ее. В этой связи следует отметить, что священнослу¬жители занимались нравственным просвещением. В про¬шлые века рядовой прихожанин по существу только в храме мог услышать нравственную проповедь. Огромным воспитательным воздействием обладает и сам процесс богослужения.

В специфической, возвышаю¬щей атмосфере храма рядовой верующий получал опыт об¬лагороженного межличностного общения, воспринимал вы¬сокую эмоционально-нравственную культуру. Священно¬служители рекомендуют верующим приходить на богослужение с соответствующим настроением, очиститься духовно и телесно. В процессе богослужения нравственные переживания могут достигать довольно высокого накала и приводить к своеобразному катарсису, очищению души.

Благотворительная деятельность, несомненно, обла¬дает высоким нравственным потенциалом, возвышает и тех, кто непосредственно участвует в ней, и окружающих. Ходи¬ли легенды о благотворительной деятельности Иоанна Кронштадтского, а ныне о матери Терезе. Противоречия религиозного учения о морале. В то же время, раскрывая нравственный потенциал рели¬гии, не стоит его преувеличивать, а тем более

абсолютизиро¬вать. Тем более, что нередко крупные религиозные деятели, проповедники сами критически его оценивают, весьма сдер¬жанно, а порой и резко характеризуют повседневную жизнь рядовых верующих. Вряд ли имеет позитивное нравственное значение наличие острых противоречий не только между различными мировыми религиями, но и между отдельны¬ми разновидностями христианства. Так, некоторые право¬славные авторы критикуют западных богословов за то, что они на первое место ставят

вторую заповедь о любви к ближнему, а заповедь о любви к богу отодвигают на второй план, т.е. они исходят скорее из милосердного ближнего, нежели из милосердного Бога. А это, по мнению православ¬ных проповедников, искажает сами основы нравственности ,ибо человеку в ней отводится слишком значительное место. Идеологи различных разновидностей христианства апеллируют в первую очередь к Библии. Это лишний раз свидетельству¬ет о наличии в самом

Священном писании множества раз¬личных противоречий, разноликих тенденций. Для религиозно-этической мысли существует немало острых вопросов. Например, вопрос о существовании зла. Попытки религиоз¬ных мыслителей побудить человека примириться с сущест¬вующим злом (страданиями, несправедливостью и т.д.) вряд ли находят понимание у многих верующих. Точно также весьма трудной, как мы отмечали, для религиозных идеоло¬гов является и проблема свободы.

Абсолютная свобода ведет к умалению могущества Бога. Впрочем, абсолютная свобода реально и не существует, ибо человек во все времена, во всех обстоятельствах чем-либо ограничен. Но может быть, дей¬ствительно все волосы на голове человека сочтены и ни один волосок не упадет без воли Бога? В этом случае человек пе¬рестает быть личностью и превращается в робота, которому дана программа действия. В какой же мере человек незави¬сим от

Бога? Вопрос очень трудный для религиозного мыш¬ления. «Трагизм и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной нор¬ме и нравственном законе, а вопрос об отношении между свободой Бога и свободой человека». В последние десятилетия стала весьма острой для ре¬лигиозной мысли и проблема соотношения между служени¬ем Богу и служением человеку, т.е. между вертикальными и горизонтальными устремлениями личности. С одной сторо¬ны, если индивид отдает все свои силы служению

высшему, горнему миру, подготовке к загробному блаженству, то не¬избежно умаляются, а порой и даже обесцениваются обя¬занности перед близкими. Практически это выражается в уходе «с головой» в выполнение предписаний культа (мо¬литва, посты и т.д.). Но в этом случае встает вопрос о значи¬мости религии в решении многих социальных проблем. Если же, с другой стороны, верующий увлечется исключительно служением ближнему, общественной жизнью, то на второй план отходят религиозные убеждения, подготовка к загроб¬ной жизни,

а поведение верующего становится мало чем от¬личным от жизни неверующего. Гармонии, как признают многие богословы, достичь удается редко. В богословских изданиях идет подспудная и явная борьба, полемика между социально настроенными модернистами и консерваторами, отстаивающими приоритет чисто религиозных ценностей. Противоречиво и христианское понимание сущности самого человека.

С одной стороны, он венец творения, «образ Божий», а с другой — у человека падшая, тяготеющая ко злу природа. Как после подобных утверждений относиться к че¬ловеку, к его устремлениям, его делам? Следует признать, что в религиозной проповеди все-таки доминируют обличи¬тельные мотивы. Тем самым могут обесцениваться и дейст¬вительно высокие, гуманистические порывы. Заключение. В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство,

что всепрощение в христиан¬стве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер Есть даже такая поговорка: «Не согрешив — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Подобная практика может ослаб¬лять нравственное горение, стремление к самосовершенство¬ванию, требовательность к самому себе и к другим. Не всегда приемлем для простых верующих и культ страдания, который присутствует в ряде произведений бо¬гословской мысли и по настоящее время.

Помимо антигу¬манности, этот культ является фактически выражением пренебрежительного отношения к этому «грешному» миру, который в конце концов должен быть заменен «новым небом и новой землей». Словом, можно утверждать, что религиозно-нравст¬венная проповедь не свободна от целого ряда проблем и про¬тиворечий, которые ослабляют ее нравственный потенциал. Поэтому к этой проповеди следует относиться не чисто апо¬логетически, а конструктивно с учетом ее позитивных

и не¬гативных сторон. Используемая литература. 1. Конспект лекций: Тема сущность морали 2. Попов А.А. «Этика»,М 1988. 3. Гусейнов А.А Апресян Р.Г «Этика» .М 1999 4. Фролов И.Т. «Этика науки».М 1986. 5. Раушенбах Б. «Религия и нравственность» \Знамя,1991,№ 1 6. Фейнерг «Наука,исскуство,религия».\Вопросы философии,1997,№ 5



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :