Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Нейролингвистическое программирование

СОДЕРЖАНИЕ





Введение                                                                         
                                              3



1.  
Немного
истории                                                                                                   
5



2.  
Нейролингвистическое
программирование: поиск решения                         7



Заключение



Список использованных
источников                

















































ВВЕДЕНИЕ





Прежде всего, следует
отметить, что тема реферата неразрывно связана с так называемым
нейролингвистическим программированием (НЛП). Поставим своей задачей
рассмотреть это относительно молодое направление в практической психологии, те
навыки и техники, которые позволяют успешно решать сложные терапевтические
проблемы. Хотя нам и рекомендуется ограничиться изучением книги Ричарда
Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения», мы попробуем рассказать вам
поподробнее о том, что такое НЛП, какие методы и инструменты оно использует.
Кроме названной выше, базовыми книгами по НЛП считаются труды Джона Гриндера и
Ричарда Бэндлера: «Трансформация», «Из лягушек в принцы», «Гипнотические
шаблоны Милтона Эриксона», «Рефрейминг», а также труд Вилла Макдональда
«Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами».   



На первый беглый взгляд,
НЛП – это коктейль из нейрологии, теории систем и структурной лингвистики. Это
практика эффек­тивной коммуникации. Или, в более точных словах, — набор
методов, позволяющих переориентировать отношение индивида к собственно­му
субъективному опыту. НЛП учит, как изменить ваш собственный опыт, если вы им
недовольны, и как еще усилить наслаждение, если в вашей жизни все в порядке.
Владея полезными терапевтическими инструментами, наиболее эффективные из
которых рассматриваются в этой работе,  вы сможете проследить внутренние
процессы человека, обращая внимание лишь на неосознаваемые движения глаз, вы
сможете всего за несколько минут изменить свои неприятные эмоциональные реакции
и многое другое.



НЛП часто описывается как
сфера деятельности, находящаяся на переднем крае науки об общении и изменении
поведения. НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на
информатике и компьютерном программировании, однако еще более тщательно
укорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может
быть проверено непосредственно вашим собственным опытом или наблюдениями за
другими людьми.



























































НЕМНОГО ИСТОРИИ





Нейролингвистическому про­граммированию
всего лишь четверть века. Главные отцы-основа­тели – Джон Гриндер и Ричард
Бэндлер – познакомились и начали исследования в 1972 году, а сам термин
появился только весной 1976 года. Позиционировалось это новояв­ленное
программирование, как первая прикладная эпистемология (наука о том, как мы
что-либо узнаем об окружающем мире).



Начальный этап развития НЛП зиждился на
исследованиях в области лингвистики, системного подхода к человеку, моделиро­вания
гештальт-терапии, гипнотерапии и семейной терапии. Чело­век и его языковые
(лингвистические) проявления были описаны в кодах репрезентативных систем,
стратегий, субмодальностей, от­деления намерения от поведения. Далее так
закодированный (то есть описанный в этих терминах) человек становился объектом
для применения техник шестишагового рефрейминга, изме­нения персональной истории,
якорения, визуально-кинестетиче­ской диссоциации и т. д., применяемых
психотерапевтами. К чести основателей НЛП, они быстро сообразили, что никакого
отношения такой подход не имеет к тому, чтобы делать человека методами НЛП
мудрым: он только помогает человеку избавиться от негативных эмоций и
переживаний, лишь блокируя их, а о том, как избежать их впоследствии, ничего не
говорится.



Второй этап развития НЛП
связан с обобщением результатов первого этапа развития НЛП, с работами Грегори
Бейтсона (Gregory Bateson) по теории информа­ции и биологии, книжками Карлоса
Кастанеды, а также с опытом изучения африканских магических традиций, который
получили некоторые отцы и матери-основательницы НЛП. Задача ставилась так:
какие описания можно было бы предложить для человека, чтобы переместить акцент
чуть-чуть ближе к «мудрости»? Заодно такой перенос акцентов защищал НЛП от
критики за излишнюю технологичность и бездуховность «перепрограммирования».



Описания были найдены и
получили наименование New Code. Человек
описывался при этом (программировался, кодировался) в терминах состояния, отношения
сознания и несознания (uncon­scious), баланса между практикой и
спонтанностью, позиций воспри­ятия, характерологических прилагательных,
внимания, множест­венности описаний.



На нынешнем этапе
развития НЛП исследователи пытаются включить в НЛП самые последние достижения
философии, computer science и других, не менее «респектабельных» наук.















































НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ:



ПОИСК РЕШЕНИЯ





Ведущие
специалисты в области НЛП, моделируя работу луч­ших психотерапевтов того време­ни,
анализируя методы и процесс ведения терапевтического сеанса, обнаружили
некоторые зако­номерности, которые затем успеш­но обобщили. Основным постула­том
их исследования была идея о том, что если нечто умеет делать хоть один человек
в мире, то этому можно научить и всех остальных. В результате была сформулиро­вана
идея разделенности лично­сти. Много людей при общении употребляют фразы типа
«...ка­кая-то часть меня совершенно с тобой согласна, но другая — нет». Такие
«час­ти» исследователи сочли полез­ными явлениями, которые можно использовать
как терапевтический инструмент.



В общих чертах это
выглядит так. Вот человек, который что-то уме­ет — и не просто умеет, а делает
это намного лучше, чем другие. Чаще всего он и рад бы поделиться с другими
своим умением, но как? Все известные языки хороши для описания внешних
объектов, но теряют определенность, когда речь заходит о происходя­щем внутри
человеческой психики. Кроме того, действительно хоро­ший навык срабатывает
автомати­чески, куда быстрее, чем сознание успевает отследить, что и как про­исходит.
Как говорит Ричард Бэндлер на семинарах, «мы все де­лаем быстро, мозг просто не
может работать медленно».



Основатели НЛП обратили
вни­мание на следующее: не что человек думает, а как именно он это думает. К
тому времени уже было известно, что сигналы от разных органов чувств
обрабатываются мозгом раз­дельно и что существуют заметные признаки того,
какого именно рода информация обрабатывается в дан­ный момент: непроизвольные
дви­жения глаз, тип дыхания, подбор слов для описания происходящего.
Различаются пять потоков инфор­мации (в НЛП их называют система­ми
представления или модально­стями): визуальный (все относящее­ся к зрению или
то, что видно сейчас, картинки-воспоминания и конст­руируемые, воображенные
картин­ки), аудиальный (все относящееся к слуху: слышимые, слышанные и
воображенные звуки), кинестети­ческий (все телесные ощущения: осязание, эмоции,
движения, тем­пература, давление и т. д.), ольфакторный (обоняние) и
густаториальный (вкус).





Вторая часть НЛП — накоплен­ные
готовые модели. Есть модели выдающихся психотерапевтов, есть модели выдающихся
продавцов, есть модели выдающихся про­изводителей рекламы. Собствен­но, от
практика даже и не требуется умения моделировать, он только обучает уже
созданным и очищенным от лишних шагов мо­делям поведений.





Итак, чем же НЛП лучше
других терапевтических технологий? Скоростью, эффективностью и гибкостью. Кроме
того, в терапии НЛП отли­чается невиданной доселе мягко­стью в отношении
клиента. Работа идет «без извлечения содержания»: как сказано выше, модели НЛП
ка­саются не того, о чем думают, а только того, как думают. Соответственно, все
делается значительно быстрее — вся информация о себе у вас уже есть, терапевт
лишь подсказы­вает, что с ней делать. Он натрени­рован замечать вашу реакцию, а
ес­ли что-то трудно или неприятно, то всегда может подобрать легкую и приятную
именно для вас замену. К тому же именно сам клиент и оцени­вает конечный
результат.





Поскольку терапия в НЛП —
это обучение клиента некоторой модели, ему полностью передает­ся вся техника.
Он сможет сам ис­пользовать эту технику и в буду­щем, то есть становится сам
себе терапевтом для целого класса про­блем. Вообще, в последнее время все
заметнее тенденция перехода от моделей выдающихся терапев­тов к моделям
выдающихся клиен­тов. Потихоньку на смену схеме «проблема — решение» пришла
куда более мощная схема «зада­ча — инструмент». В чем преиму­щество? Вас
обучают не эффек­тивной методике решения уже воз­никших проблем, а тому, как эф­фективно
исключить само возник­новение проблемы. Начните сразу с того, что хотите
получить, с абсо­лютного оптимума. Получите его, и проблемы отпадут сами собой.
Ска­жем, стоит лакомке обучиться стра­тегии питания естественно строй­ного
человека, как это само собой ликвидирует все проблемы, свя­занные с избыточным
весом.





Сколь часто вам
приходилось слышать высказывания типа «У нее блестящее будущее» или «У него
было яркое прошлое»? Подобные выражения — это не просто метафоры. Они
представляют собой точные описания способа мышления говорящего; эти описания
являются ключом к познанию того, как полезным образом изменять структуру вашего
собственного опыта.



Например, прямо
сейчас отметьте, как вы рисуете для себя картину предстоящего вам приятного
события, а потом сделайте эту картину ярче и заметьте, как меняются ваши
ощущения. Когда вы увеличиваете яркость этого изображения, вы сильнее
«стремитесь» к нему? Большинство людей сильнее реагируют на более яркие
картины; некоторые сильнее реагируют на более тусклые изображения.



Теперь возьмите приятное
воспоминание из своего прошлого и буквально сделайте цвета ярче и контрастнее.
Как наличие «яркого прошлого» меняет интенсивность вашей реакции на него? Если,
раскрашивая свое воспоминание в более яркие цвета, вы не замечаете разницы в
ощущениях - попробуйте увидеть его в черно-белом варианте. В то время как
изображение теряет свой цвет, ваша реакция, скорее всего, ослабевает.



 «Оставьте свое прошлое
позади» — обычный совет по поводу неприятных событий. Выберите воспоминание,
которое все еще заставляет вас плохо себя чувствовать, — а потом отметьте, где
вы его сейчас видите и сколь далеко от вас расположено изображение. Возможно,
оно находится перед вами, довольно близко. Теперь возьмите этот образ и
физически отодвиньте его далеко за себя. Как это меняет ваше отношение к этому
воспоминанию?



Таковы некоторые, самые
исходные, примеры простоты и силы новых паттернов НЛП — «субмодальностей»,
разработанных Ричардом Бэндлером. Одной из самых ранних моделей НЛП была идея
«Модальностей» или «Репрезентативных систем». В последние десять лет на
большинстве НЛП-тренингов преподано множество разнообразных, быстрых и
практических способов использования этого знания о модальностях для изменения
состояния и поведения. Субмодальности — это более мелкие элементы внутри каждой
модальности. Например, некоторыми из зрительных субмодальностей являются
яркость, цвет, размер, расстояние, расположение и фокус. Знание о
субмодальностях открывает целое новое царство способов изменения, еще более
быстрых, простых и конкретных.



Субмодальности — большой, многообещающий и почти
самостоятельный раздел НЛП. Полезность модели субмодальности для любой
внутренней работы доказана блестящей практикой; что же касается ограничений
этой модели — об этом после некоторой тренировки у Вас сложится собственное впечатление.



Существуют только три
главные модальности, но внутри каждой из них много субмодальностей.
Субмодальности — это в буквальном смысле способы, которыми наш мозг сортирует и
кодирует опыт. Субмодальные техники изменения можно использовать для
непосредственной модификации программного обеспечения человека — тех способов,
какими мы думаем о своем опыте и реагируем на него.



Один из основных
принципов НЛП состоит в том, что порядок или последовательность переживаний,
подобно порядку слов в предложении, влияет на их значение. Другой
основополагающий принцип НЛП заключается в том, что слова есть лишь
неадекватные ярлыки для опыта (другими словами, лучше один раз попробовать, чем
сто раз услышать).



Паттерны — это
инструменты. Как любые инструменты, их нужно использовать, чтобы понять
полностью, и практиковаться в их использовании, чтобы делать это с надежной
эффективностью.



«Я считаю более
правильным описывать НЛП как образовательный процесс. По сути, мы разрабатываем
способы научить людей пользоваться их собственными мозгами», - говорит Ричард
Бэндлер.



НЛП представляет собой
возможность изучить субъективность.



Особый акцент на
целенаправленном использовании вашего мышления иными способами, чем вы уже это
делаете, — отсутствует. Вы можете научиться пользоваться своим мозгом более
функциональными способами. В этом и состоит НЛП.



О чем нам нужно знать
больше — это о субъективном опыте научения, так чтобы вы могли управлять своим
обучением и лучше контролировать собственный опыт и то, чему вы учитесь.



Большинство из вас видели
компьютерные игры. Программировать их достаточно трудно, потому что приходится
пользоваться теми очень ограниченными механизмами общения, которыми снабжена
машина. Одна из задач программирования называется моделированием. Задача
моделирования — заставить компьютер делать нечто, что может делать человек.
Моделирующий пытается взять лучшую модель способа, каким человек выполняет
задачу, и сделать ее доступной для машины.



Самая интересная
информация, какую вы можете получить, это знание о субъективности другого
человеческого существа. Если некто умеет делать нечто, то мы хотим
промоделировать это поведение — и наши модели будут моделями субъективного
опыта.





Цвет, расстояние,
глубина, длительность, четкость, контраст, пределы, движение, скорость,
оттенок, прозрачность, пропорции, ориентация, передний план/задний план и т. д.
Выяснив, как они работают, вы можете комбинировать их, чтобы получить еще более
интенсивные изменения.



Подумайте, на что была бы
похожа ваша жизнь, если бы все свои приятные переживания вы вспоминали как
мутные, отдаленные, расплывчатые, черно-белые фотоснимки, зато все неприятные —
как ярко-цветные, близкие, панорамные, трехмерные фильмы. Отличный способ
впасть в депрессию и думать, что жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. У
всех нас есть хорошие и плохие переживания; вся разница часто в том, как мы их
вспоминаем.



Люди часто редактируют
прошлое.



Вот структура того, что
он говорит: «Я закодировал свой опыт так, что живу в состоянии иллюзии».



Однако те же самые люди
верят, что можно притвориться, будто вы снова проживаете свое детство, и что
можно вернуться и изменить его. Тот факт, что вам не нравится случившееся,
означает, что событие «незавершенно», так что вы можете вернуться и «завершить»
его так, как вам нравится больше. Это превосходное переформирование, и очень
полезное.



Я считаю, что в этом
смысле все незавершенно: вы можете только поддерживать любое воспоминание,
убеждение, понимание или другой умственный процесс изо дня в день, если постоянно
занимаетесь этим. Поэтому он продолжает происходить. Если у вас есть какое-то
понимание процессов, продолжающих его поддерживать, вы можете изменить его
всякий раз, когда он вам не понравится. Модифицировать прошлые переживания
действительно довольно просто. Наложение на неприятные воспоминания приятной
музыки, прокручивание их с конца, что меняет смысловое содержание. 





Вы сможете открыть все
многообразие манипуляций, которые можно проделывать со своим мозгом.



Когда вы переживаете
что-то неприятное, люди часто говорят: «Позже, когда вы на это оглянетесь, вы
сможете рассмеяться». В промежутке должно существовать нечто, что вы
проделываете внутри своей головы, что позже делает неприятный опыт забавным. Я
хочу, чтобы вы сравнили эти два воспоминания, чтобы выяснить, чем они
отличаются. Вот моя философия: Зачем откладывать на потом лучшее самочувствие?
Почему бы не «оглянуться и не посмеяться», переживая это впервые?



Теперь подумайте о двух
воспоминаниях из своего прошлого: одном приятном и одном неприятном. За
одну-две секунды переживите эти два воспоминания заново, так, как вы обычно это
делаете.



Дальше отметьте,
ассоциированы вы были или диссоциированы в каждом из этих воспоминаний.



Ассоциировано — значит
вернуться и заново пережить опыт, глядя на него своими собственными глазами. Вы
видите в точности то, что видели, находясь там в действительности. Вы можете
увидеть перед собой свои руки; но не сможете увидеть лицо, если только не
посмотрите в зеркало.



Диссоциировано — значит
смотреть на образ из памяти с любой точки зрения, кроме своих собственных глаз.
Вы можете увидеть его так, словно смотрите вниз с самолета; или словно вы —
некто другой, смотрящий фильм о себе в этой ситуации, и т. д.



Теперь вернитесь в каждое
из этих двух воспоминаний по очереди и определите, ассоциированы вы или
диссоциированы в каждом из них.



Каким бы способом вы ни
вспомнили эти два случая, делая это естественно, нужно, чтобы вы вернулись и
попробовали пережить их другим способом. Это следует сделать для того, чтобы
выяснить, как это меняет ваши переживания. Если в воспоминании вы были
ассоциированы, сделайте шаг назад из своего тела и посмотрите на это событие
диссоциировано. Если вы были диссоциированы, то войдите в картину или натяните
ее на себя, пока не ассоциируетесь. Отметьте, как такое изменение зрительной
перспективы меняет ваше чувственное ощущение этих воспоминаний.



Воспроизводя воспоминание
ассоциировано, вы вновь ощущаете чувственную первоначальную реакцию, которую
испытывали в тот момент. Воспроизводя воспоминание диссоциировано, вы можете
видеть на картинке то, как вы испытываете те первоначальные чувства, не ощущая
их в этот момент в своем теле.



Идеальная ситуация —
воспроизводить все ваши приятные воспоминания ассоциировано, так, чтобы вы
легко могли насладиться всеми положительными эмоциями, которые их сопровождают.
Когда вы диссоциированы от своих неприятных воспоминаний, при вас по-прежнему
вся зрительная информация о том, чего вам может понадобиться избежать или с чем
иметь дело в будущем, но без неприятной эмоциональной реакции.



Ассоциироваться с
приятными воспоминаниями и диссоциироваться от неприятных — вот что вы учите
делать свой мозг. Весьма скоро он схватит суть и автоматически проделает то же
самое со всеми остальными вашими воспоминаниями.



Научить кого-либо, как и
когда ассоциироваться или диссоциироваться, — это один из наиболее глубоких и
всеобъемлющих способов изменения качества человеческого опыта и возникающего в
результате поведения. Диссоциация особенно полезна для интенсивно неприятных
воспоминаний.





Мозг обучается путем
быстрого прокручивания паттернов.



Мы очень часто не
меняемся. Изменяется наш способ мышления.



Создание мотивационной
стратегии.



 «Вы когда-нибудь
предусматривали такой вариант: быть предусмотрительным заранее?»





Многих людей беспокоит
«отсутствие мотивации», и примером тому является неспособность подняться утром.



У нее есть внутренний
голос, который звучит сонно и спокойно. Потом, когда он говорит: «Я должна
встать», он начинает ускоряться и изменять эту интонацию на более оживленную и
бодрую. Пусть этот голос начнет говорить с вами сонным и спокойным тоном.
Теперь пусть он немного ускорится, станет чуть громче и бодрее. Заметьте, как
изменяются ваши ощущения.





Если вы хотите
замотивировать себя позитивно, вам нужно подумать о том, что в задаче
действительно привлекательно. Если вам не приятна сама задача, то привлекательно
то, что она выполнена.



Некоторые люди принимают
паршивые решения, но поскольку они не очень мотивированы — то и не наживают
себе больших неприятностей. Если вы обучите их действительно эффективной
стратегии мотивации, они действительно воплотят все эти дурные решения и
совершат кучу глупых, неуместных и, возможно, опасных поступков. Поэтому
прежде, чем обучать человека новой мощной стратегии мотивации, будьте уверены,
что в нем уже есть эффективный способ принятия решений. Если нет, то научите
его новой стратегии принятия решений прежде, чем новой стратегии мотивации.





О поведении можно думать
еще и так, что оно организовано вокруг неких очень прочных вещей, называемых
«убеждениями». Обо всем поведении можно думать, что оно мобилизуется нашими
убеждениями. Убеждения — вещи поистине феноменальные. Они могут принудить даже
милых людей пойти и убивать другие человеческие существа из-за идеи, и даже еще
испытывать из-за этого приятные ощущения.



У вас может даже быть
несколько пониманий одного и того же содержания, и им не обязательно
конфликтовать друг с другом. Вера имеет тенденцию к гораздо большей
универсальности и категоричности, чем понимание.





Изменение субмодальных
характеристик.



Я часто говорил, что
хорошая работа в НЛП — это сбор информации и незначительное вмешательство,
которое проводится мягко и быстро.



Центральные убеждения
организуют большую часть человеческого поведения. Если вы производите изменение
в центральном убеждении, то часто получаете глубокую внутреннюю реорганизацию.
Если это более периферическое убеждение, изменения не такие разительные.



Большинству людей полезно
изменить убеждение в том, что они неспособны чему-либо научиться, применив одну
из описанных техник. Многие пробуют что-то один раз. И если у них не
получается, то они делают вывод, что не могут этому научиться. Убеждение иногда
может даже быть неправильным, но оно позволяет мне совершать поступки и
получать результаты, которые мне никогда даже в голову бы не пришли, если бы я
предположил, что люди ущербны от рождения. Всегда необходимо действовать и,
если надо, корректировать результаты.





Большинство исследований
процесса научения являются «объективными». НЛП занимается исследованием
субъективного опыта в процессах, при помощи которых люди чему-то обучаются.
«Объективные» исследования обычно изучают людей, имеющих проблемы; НЛП изучает
субъективный опыт людей, имеющих решения. Если вы хотите научить детей читать,
то имеет смысл исследовать людей, которые могут читать хорошо.



Когда мы придумали
название «Нейролингвистическое Программирование», множество людей сказало: «Это
звучит как «управление мозгом». Как будто это что-то плохое. Если вы не начнете
контролировать и использовать свой собственный мозг, то вам придется просто бросить
его на произвол судьбы.





 «Интеграция якорей».



Сопоставление с чем-то
уникальным во всех трех основных системах восприятия: слуховой, зрительной и
кинестетической.



 «Мельчение»: разбиение
большой задачи на меньшие, более выполнимые части.



Способность к обучению на
самом деле реализуется не тогда, когда некто наполняет вас содержанием, а когда
некто может обучить вас тому механизму, при помощи которого это можно сделать:
субъективным структурам и последовательностям, необходимым для научения.





Следующая субмодальная
модель может быть применена практически к чему угодно. Это очень плодотворная
техника, программирующая мозг на движение в новом направлении. Чтобы облегчить
вам ее изучение, начните с чего-то очень простого и легкого.



Техника взмаха дает мозгу
направление. Человеческие существа склонны избегать неприятного и стремиться к
приятному. Сначала имеем большой яркий образ сигнала к поведению, которое ему
не нравится. С угасанием и сморщиванием этой картины неприятное уменьшается.
Становясь больше и ярче, приятный образ влечет его к себе. Таким образом,
буквально устанавливается направление движения для его мозга. Когда вы даете
направление своему мышлению, у вашего поведения возникает очень сильная склонность
двигаться в том же направлении.



Эта модель очень
плодотворна. Вместо того чтобы подставлять конкретное поведение, вы создаете
направление. Чтобы задать это направление, вы используете очень мощный
мотиватор — то, что часто называют «я-образом».



Процесс взмаха не доводит
до конечной точки — он подталкивает в определенном направлении. Если вы увидели
себя делающим что-то конкретное, то вы запрограммируете только один этот новый
выбор. Если вы видите себя человеком с другими качествами, то новый человек
сможет породить много новых конкретных возможностей. Как только вы определите
направление, человек начнет генерировать конкретное поведение быстрее, чем вы
можете предположить.



Когда вы начинаете
использовать свой мозг, чтобы заставить его делать то, что вы от него хотите,
вам приходится тщательно определить направление, в котором вы хотите, чтобы он
двигался, и сделать это надо заранее. Разочарование — не единственная вещь,
которая требует адекватного планирования. Все остальное тоже требует. Без
адекватного планирования у вас появляется неосознанное стремление делать то,
чего вы не хотите делать: ворошить старые воспоминания и плохо себя из-за них
чувствовать; совершать поступки, разрушающие ваш организм; кричать на людей,
которых вы любите; вести себя подобно цыпленку, когда вы в ярости.



Все это можно изменить,
но не тогда, когда вы находитесь внутри ситуации. Вы можете перепрограммировать
себя позже, либо запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для
получения результатов; они учатся придерживаться направлений. Если вы знаете,
как работает мозг, то можете определить свои собственные направления. Если не
знаете — это сделает кто-то другой.



Вам нужно создать
направление, на котором образ старой проблемы ведет к решению, а образ решения
создает реакцию растущей интенсивности.



Как и во всем остальном,
в НЛП, чем больше вы знаете о том, как работает изменение, и чем лучше вы
откалибровали поведенческие реакции, тем более вы способны действовать.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ





НЛП представляет собой
одно из самых неординарных и заманчивых направлений современной психотерапии,
целью которого является стремление научить человека самостоятельно справляться
со своими проблемами, научить управлять его своим мозгом. Думаю, любой
нормальный человек согласится выучиться быть еще умнее, красноречивее,
внимательнее, предусмотрительнее, обаятельнее, убедительнее, стабильнее,
спокойнее, самостоятельнее и увереннее. От самого человека требуется только
одно – работать над самим собой в нужном направлении, стремиться к совершенству.



Существует одна вещь,
лучше всего остального определяющая, знает ли человек, что такое НЛП. Это не
набор техник; это отношение. Это отношение, связанное с любопытством, с
желанием узнавать, желанием быть способным воздействовать. Изменить можно все.
Только растущее чувство заинтересованности позволяет вам зарядиться
энтузиазмом, который делает даже самую приземленную или самую поразительную
задачу стоящей, забавной и увлекательной.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





1.   Ричард Бэндлер. Используйте свой мозг
для изменения: Электронный вариант.



2.   Компьютерный еженедельник
«Компьютерра» #18 (246) от 11 мая 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.