Тайна имени Выполнила работу Собинова Екатерина ученица 95 кл. МОУ «СОШ№55» Руководитель Рептюх Татьяна Васильевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№55» г.Омск-2009г. СОДЕРЖАНИЕ I Введение. II Основная часть: a) результаты анкетирования б) как появляются имена в) значения имен г) прозвища д) этикетные нормы обращения III Вывод. IV Библиография.
II Тайна имени а) Результаты анкетирования Я решила узнать, как мои одноклассники относятся к своему имени. В результате проведения анкетирования у своих одноклассников, задав вопросы: -Нравится ли вам ваше имя и почему? -Хотели бы вы себе другое имя? -Какое значение вашего имени? -Какое женское и мужское имя вам больше всего нравится, и какое больше всего не нравится? – выявила что, 85% нравится своё имя, а 15% не нравится;
20% хотели бы себе другое имя, а 80% не хотят менять своё имя; 40% знает значение своего имени, 60% не знает значения; больше всего нравятся имена: женские – Ксения, Александра, Анастасия, Валерия, Екатерина; мужские – Алексей, Александр, Дмитрий. Не нравятся имена: женские – Анастасия, Яна, София, Елизавета; мужские – Илья, Глеб,
Виталий. Большинство писало своё имя в четвёртый пункт ответа на вопрос. б) Как появляются имена? Родители выбирают имя своему ребен¬ку, вкладывая в него свои надежды и пожелания. Чтобы понять важность имени в жизни человека, можно просто обратиться к прямому смыслу этого слова - имя, имею, имение. У древних славян существовал обычай, когда ребенку давали самые непритязательные имена, допустим Кривоногий или Рыжий, однако при посвящении во взрослую жизнь человек сам должен был
добыть себе имя в бою, состязании, труде или иных занятиях. По характеру и личным достоинствам он и получал свое настоящее имя. При этом наши предки ясно осознавали, что в именах людей заключаются их личность и душа хотя бы уже потому, что трудно обратиться к человеку иначе, чем через его имя. Так, спящий человек может не реагировать на обращения типа «эй, ты», но назови его по имени - и он
заворочается. Иными словами, человек плохо представляет себя без своего названия, и потому все достоинства и недостатки имени всегда будут влиять на него. Даже самый просвещенный скептик, выбирая имя для своего собственного ребенка, почему-то старается выбрать из огромной массы имеющихся имен наиболее красивое и благозвучное. в) Значение имён У каждого из нас есть имя. Оно выделяет человека среди других людей. Много-много лет назад установили значение каждого имени.
Например, Александр — мужественный, защитник людей; Анастасия - "воскресение"; меня зовут Екатерина – моё имя означает "чистая, непорочная"; Елена - "светлая, сияющая"; Мария - "отвергающая"; София - "мудрая"; Евгений - "благородный"; Илья - "сила божья"; Максим - "величайший";
Павел - "маленький". Существуют словари имён, в которых подробно описан гороскоп имени человека, его характер и т.п. Например: Словарь русских личных имен Н. А. Петровского (М Советская энциклопедия, 1966). Со своим именем человек живет всю жизнь. Если он хороший, добрый, помогающий людям, о нем говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени».
И это значит: не поступай плохо. Имя отождествляется с человеком, через него он осознает сам себя и общается с окружающими, и если уже звучание имени способно вызвать в людях какое-либо чувство, то это чувство будет автоматически переноситься на обладателя имени. К примеру, если в русском языке имя Акакий вызывает улыбку, то, поверьте, смеяться будут не над звучанием слова, а над человеком. А это бывает обидно, особенно если учесть, что человек-то не сам себя так назвал.
Да он, вообще, меньше всех виноват в том, что носит это глупое имя! Однако не только имя влияет на человека - огромное значение имеет и прямо противоположная зависимость. Мало ли было на свете положительных или отрицательных героев, как живших реально, так и созданных фантазией литераторов? А ведь их образы точно так же отождествляются с их именами! Взять хотя бы имя Адольф - вполне ведь нормальное имя, но после бурной деятельности немецкого фюрера
назвать так русского ребенка означает бросить вызов всему обществу. Едва ли это пройдет незамеченным и будет воспринято людьми с пониманием. Или же имя Васисуалий, которое, будучи основательно осмеяно Ильфом и Петровым, теперь способно вызвать разве что улыбку. Редкость имени способна подчеркивать как негативные, так и позитивные его аспекты.
Точно так же и наоборот - чем более распространено имя, тем слабее его воздействие. Следующий важный момент - энергия, заключенная в имени, может по-разному проявляться в различных странах, поскольку она неразрывно связана с языком, произношением и культурой народа. Так, имя Акакий, столь неблагозвучное для русского уха, прекрасно звучит в Грузии. Или, скажем, у иностранца, не читавшего классику, имя
Васисуалий может не вызывать никаких ассоциаций. В конце концов, у каждой культуры свои герои. Кроме этого, те имена, которые воспринимаются нами как «импортные» и необычные, у себя на родине гораздо более привычны и незаметны. г) Прозвища Не только имя влияет на человека, фамилия и отчество также имеют огромное значение - ведь и они отождествляются с той или иной личностью человека. Одно из главных правил этикета звучит так: не ставь другого человека в неудобное положение.
Имена могут звучать ласково, строго, по-деловому; бывают детские и взрослые. Ещё есть прозвища: добрые и ласковые или неприятные; первые сближают людей друг с другом, подчёркивают их особую близость, вторые – обижают людей и приводят к обидам и ссорам. Часто дети прозвища придумывают друг другу. В них выделяется самая яркая черта характера или внешности: Болтун, Рыжик, Неумеха, Трус, Ушастый, Малыш, Синеглазка,
Принцесса и др. В Словаре русского языка С.И. Ожегова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, – можно по-разному. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные
слова, реплики, фразы, обращения, клички и прозвища. Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Например, в семье ребенка ласково зовут «лопоухий». У мальчика действительно большие и оттопыренные уши. Мама утверждает, что малыш с удоволь¬ствием воспринимает это прозвище, а, став старше, не будет переживать
и, обращать внимание на обидные слова ребят по поводу его ушей. Конечно же, мама не права, в устах сверстников «лопоухий» будет звучать насмешливо, ребёнок станет комплексовать и замкнётся в себе. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству. Прозвища могут быть уважительными, если отмечается деятельность того или иного человека (Ярослав
Мудрый, Иван Грозный). Современные фильмы о преступном мире перенасыщены носителями кличек и неуважительных прозвищ: не стесняются и политические деятели, публично присваивая друг другу новые «имена» (Паша-Мерседес, Горби).Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы. Клички могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой
нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка),
Шкаф. В семьях широко распространены добрые клички и обращения к детям, и этом смысле дети имеют немало положительных примеров уважительного и доброжелательного обращения друг к другу. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному.
В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства. В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией
их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер. Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного
качества. В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу. Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в
жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого. Пример детской жестокости, гонений на одного из своих
сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички:
Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств. На мой взгляд, именно прозвища подчеркивают весомую роль имени в жизни личности. Метко прозвище характеризует кого-либо, и в этом нет ничего удивительного - ведь и даются они для того, чтобы выделить какую-то особо характерную черту, присущую человеку.
Причем что интересно: в процессе рождения прозвища большую роль играет не только логическое сопоставление (сравнение человека с каким-либо животным или предметом), но также и подсознательное значение слова. в) Этикетные нормы обращения Каждого из нас можно назвать ласково и нежно: Митя, Машенька, Олежка, а можно по-взрослому: Дмитрий, Мария, Олег. Любой человек любит, чтобы к нему обращались по имени или по имени-отчеству.
Это зависит от того, взрослый он или ребенок, а также от того, кто с кем говорит. В семье мы называем друг друга по имени. Некра¬сиво, когда близкие люди называют друг друга, по фамилии. По имени-отчеству ваши папы могут называть родителей ваших мам, а мамы — ро¬дителей пап, делая это в знак особого уважения. Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно
и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер
личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи— умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям Культура поведения в обществе рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной
человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием. Не правда ли, всеобъемлющее определение! Выходит, что культура поведения человека — это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств.
А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену. Обращение к собеседнику – это самый яркий и самый употребительный этикетный знак, потому что мы действительно, так или иначе, называем человека – либо по его социальной роли, либо по своему собственному отношению к нему. Такой этикетный знак может быть самым общим, не личностным, и тогда общение наше – на верхней
ступеньке формального, а может быть и индивидуально-личностным. Что же такое обращение? Как свидетельствуют словари и грамматики, обращение называет того, к кому направлена речь, или адресата. Следовательно, специфика обращения, прежде всего в том, что оно привлекает внимание собеседника и одновременно называет его. Так люди вступают в речевой контакт. Обращения к знакомым людям, кроме привлечения внимания, в очень большой степени отражают отношение
к адресату, у нас так много образований с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Мамочка, Мамусенька, Мамулечка и многие другие. Это же в значительной степени относится и к собственным именам. В русском языке существует несколько форм личного имени: полное паспортное—Елена, Николай; сокращенное — Лена, Коля; уменьшительно ласкательные — Леночка, Ленусенька и др Коленька, Колечка и др.; уничижительное —
Ленка, Колька. При этом суффиксальных образований и ласковых, и унизительных очень много. Эта особенность русского языка привлекает внимание тех исследователей, которые изучают наши обращения с точки зрения, с позиции носителя какого-либо иностранного языка. Так, немецкая исследовательница Г. Титц, в родном языке которой также есть суффиксальные имена, пишет об особом богатстве в этом отношении русского речевого этикета.
Для нашего национального языкового сознания естественным является то, что например, женщина, носящая имя, отчество и фамилию Валентина Ильинична Кузьмина, в разные моменты общения может быть: Валентина Ильинична Валентина Валя Валечка Валюта а в некоторых случаях даже Ильинична! или просто Кузьмина! И мы без труда каждый раз выбираем для обращения именно нужную форму. Обращение в форме полного паспортного имени Ольга
Николай! используется сравнительно нечасто, а может (при привычном Оля Коля!) создавать в какой-то степени официальную тональность общения, помечать серьезность предстоящего разговора, а иногда даже некоторое недовольство говорящего. Можно представить себе, например, такой разговор матери с дочерью: Женя, вымой посуду. И через какое-то время ослушавшейся дочери:
Евгения, тебе сколько раз повторять? Правда, указанный оттенок получают те имена-обращения, которые способны давать сокращенную форму (Оля, Коля, Женя, Валя и т. д.), но таких имен подавляющее большинство. Некоторые же имена сокращений не допускают, поэтому и употребляются как обращения в полной форме, естественно, уже без всяких оттенков. Это Вера, Зоя, Нина, Игорь,
Андрей и другие. (Естественно, эти имена, как и все другие, дают уменьшительно-ласкательные суффиксальные формы: Зоечка, Верочка, Игорек, Андрюша и др.) Сокращенная форма имени (Петя, Саша, Таня) в повседневном обращении к друзьям и родственникам (детям, внукам, братьям, сестрам и т. д.)наиболее употребительна и стилистически нейтральна. Интересно попутно заметить, что, например, в болгарском языке имена, которые, на взгляд русского, сокращены,
оказываются полными паспортными формами. Таковы болгарские полные официальные имена Катя, Гриша, женское имя Петя, Сия (от Анастасия) и др. Уменьшительно-ласкательные имена-обращения в русском языке многочисленны. Это и Танечка, и Натуся, и Витюша и многие, многие другие. Они имеют, как правило, положительную эмоционально-экспрессивную окраску и применяются в интимно-дружеских
и семейных отношениях. Сколько вариантов изобрел (и изобретает) здесь русский язык! Интересно в этом отношении справиться со Словарем русских личных имен Н. А. Петровского (М Советская энциклопедия, 1966). Так, от всем известного имени Владимир словарь приводит 25 производных! В том числе Вава, Воля и другие не очень-то широко употребительные.
Характерно, что многие суффиксальные производные имена в современном употреблении встречаются именно в функции обращения и невозможны в описательном контексте. Собственное имя с суффиксом -к(а): Колька, Наташка — имеет иную эмоционально-экспрессивную окраску. Его типичное и частое употребление в среде детей, подростков вызывает порой недовольство взрослых, так как с ним связана грубоватая тональность общения.
В самом деле, иначе как фамильярно-грубоватыми и не воспринимаются такие, например, обращения: Танька, иди сюда! Петька, перестань кричать! и подобные. Но, как и в других случаях, здесь все дело в том, кто и к кому, при каких взаимоотношениях обращается. В среде подростков раскованность отношений, определенная фамильярность, возможно, допустимы; эта же раскованность, свидетельствующая об интимной доверительности (конечно, при соответствующей интонации!
) чувствуется и в обращении взрослых к детям в этой форме. Хотя, безусловно, рекомендовать ее к употреблению не следует. Отчество, образованное от имени отца при помощи суффиксов -ович (Петрович), -евич (Николаевич), -ич (Ильич) для мужчин и -овна (Петровна), -евна (Николаевна), -ична, -инична (Никитична, Ильинична) для женщин, как известно, появляется у ребенка при рождении (даже раньше имени), однако
в употребление входит значительно позже, по достижении человеком социальной зрелости, скорее всего, при начале самостоятельной работы. Называние по имени-отчеству — свидетельство определенной степени уважения к взрослому человеку. Неуважаемый взрослый может и не удостоиться имени-отчества. Как видим, при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника,
в зависимости от характера их взаимоотношений и официальности — неофициальности обстановки. Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И все это богатство нюансов обеспечивают разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени
и варианты имен, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка! Теперь, вероятно, стала понятной фраза "обращение — самый яркий и самый употребительный этикетный знак". Наша мимика, наши жесты, наша речь, всё наше поведение и общение должны быть всегда на высоте, и многим стоит поработать над ними. I ВВЕДЕНИЕ Актуальность – при рождении каждый человек получает фамилию от
родителей, отчество от отца и имя, которым родители его наделяют. Каждое имя имеет своё значение, о котором, к сожалению, не все знают, поэтому я решила собрать материал о значении имени и культуре общения. Цели: 1 – Собрать материал о правилах речевого этикета обращения друг к другу. 2 – Создать словарик «Значения имён». Задача: Систематизировать собранный материал. Методы исследовательской работы:
1 – Работа с научной литературой, с поздравительными именными открытками, гороскопами; 2 – Проведение анкетирование одноклассников. 8 Городские этические чтения «Духовно - нравственная культура в развитии общества» БИБЛИОГРАФИЯ www.nameinfo.ru Книга «Этикет для детей и взрослых» И.Н.Курочкина. Издательский центр «Академия», Москва 2001г. Книга Н.И.Формановской «Вы сказали: «Здравствуйте!», речевой этикет в нашем общении».
3-е издание, издательство «Знание». Москва 1989г. Книга Дмитрия и Надежды Зима «Тайна имени». Москва 2004г. ВЫВОД В результате исследовательской работы я собрала и систематизировала материал о значении имён, об их влиянии на человека, о правилах речевого этикета обращения друг к другу, создала словарик «Значения имён». Перспектива: провести классный час «Тайна имени», используя да
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |