едеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Институт кибернетики, информатики и связи
Отделение информационных технологий и вычислительной техники
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»
НА ТЕМУ
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
«Паровозы и локомотивы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Студента _____________________________________ «____» _______________2008г.
Ф.И.О. студента подпись дата
Группа АОСиУтп-06-(11)-1
Специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»
Руководитель __________________________________ «____»______________2008г.
Ф.И.О. руководителя подпись дата
Тюмень 2009
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Институт кибернетики, информатики и связи
Отделение информационных технологий и вычислительной техники
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Студент _________________________________________________________________
(Ф.И.О., группа)
Тема курсового проекта: Автоматизированная информационная система
«Паровозы и локомотивы»
утверждена на заседании цикловой комиссии
протокол № от «_____» ______________г.
Срок сдачи курсового проекта ______________
Перечень вопросов подлежащих исследованию или разработке:
а) Актуальность и значимость темы
б) Анализ предметной области проектируемой АИС
в) Разработка и описание информационного обеспечения АИС
г) Разработка и описание программного обеспечения АИС
д) Разработка руководства пользователя
Руководитель курсового проекта подпись, дата
Зав. отделением подпись, дата
Задание принял к исполнению подпись, дата
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 Системный анализ предметной области 6
1.2. Логическое проектирование БД (ER - анализ) 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
В настоящее время автоматизированные информационные системы (АИС) стали неотъемлемой частью информационной системы практически любого предприятия. Они позволяют сохранять информацию в базу данных, предоставляют оперативный доступ к сохраненной информации, отображая ее пользователю в удобной форме.
Более сложные информационные системы могут производить пополнение базы данных в автоматическом режиме, выполняя замеры каких-либо параметров периодически, или активизируя систему сбора по определенному событию. Некоторые виды информационных систем занимаются не только сбором информации, но и дают рекомендации оператору, или вообще самостоятельно управляют технологическим процессом предприятия (или какой-нибудь частью процесса).
Разрабатываемая в рамках данного проекта автоматизированная информационная система позволит пополнять базу данных программы информацией о производимых заводом партиях паровозов и локомотивов. Кроме того, пользователь АИС (менеджер компании) получит оперативный доступ к внесенной в базу данных информации с помощью сервисных функций сортировки, поиска и фильтрации.
Задачи по разработке АИС очень актуальны. Требования к функциональным возможностям современных информационных систем с каждым днем все более возрастают.
Тема разработки АИС завода по изготовлению локомотивов не нова, т.к. не один завод сейчас не может работать без развитой информационной системы предприятия. Цель создания АИС – учебная, поэтому разработанная информационная система обладает минимальными функциональными возможностями.
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1.1 Системный анализ предметной области
Анализ предметной области проектируемой АИС
В рамках данной работы проектируется автоматизированная информационная система завода, который производит паровозы и локомотивы партиями.
Ответственным за выпуск партии назначается главный инженер, который полностью руководит процессом сборки, отвечает за своевременную поставку материалов и выполнение запланированных работ в намеченные сроки.
Заводская партия состоит из паровозов или локомотивов только одной модели, например: партия №542 состоит из 12 электровозов марки
ЭЛ-В-343-8.
Модель локомотива имеет габариты (длину, ширину, высоту), вес и фото.
Модели паровозов или локомотивов можно классифицировать по типам: паровоз, электровоз, маневровый поезд, электровоз-тягач, предназначенный для грузоперевозок и т.д.
Каждая модель комплектуется определенной моделью двигателя, например: ДВ-Э-234-3.
Различные модели двигателей имеют различные мощности.
Модели двигателей можно классифицировать по типам: электродвигатель, паровой двигатель и т.д.
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Разработать информационную систему «Паровозы и локомотивы»
РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Необходимо разработать информационную систему завода, выпускающего паровозы и локомотивы партиями.
База данных информационной системы должна содержать следующую информацию: Тип, ФИО инженера, Дата начала выпуска, Количество, Дата окончания выпуска, Размеры, Вес, Тип двигателя, Мощность двигателя, Фото.
Информационная система должна выполнять следующие операции:
1. Сортировка по полям – Тип, ФИО инженера, Дата начала выпуска, Мощность двигателя.
2. Поиск по полям - ФИО инженера, Тип, Мощность двигателя, Дата начала выпуска.
3. Фильтрация по полям на диапазон значений - ФИО инженера, Тип двигателя, Мощность двигателя, Вес.
ОПИСАНИЕ ОБЬЕКТОВ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИК:
ОБЬЕКТ 1 – тип двигателя
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЬЕКТА 1:
1. Код типа двигателя
2. Название типа двигателя
ОБЬЕКТ 2 – модель двигателя
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЬЕКТА 2:
1. Код модели двигателя
2. Название модели двигателя
3. Мощность модели двигателя
ОБЬЕКТ 3 – тип локомотива
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЬЕКТА 3:
1. Код типа локомотива
2. Название типа локомотива
ОБЬЕКТ 4 – модель локомотива
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЬЕКТА 4:
1. Код модели локомотива
2. Название модели локомотива
3. Вес модели локомотива
4. Длина модели локомотива
5. Ширина модели локомотива
6. Высота модели локомотива
7. Фото модели локомотива
ОБЬЕКТ 5 – партия локомотивов
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЬЕКТА 5:
1. Код партии локомотивов
2. Дата начала выпуска партии локомотивов
3. Предполагаемая дата завершения выпуска партии
4. Количество локомотивов в партии
5. Главный инженер, ответственный за выпуск партии
6. Модели локомотивов в партии
ОБЬЕКТ 6 – инженер
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЬЕКТА 6:
1. Код инженера
2. Ф.И.О. инженера
ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ИНФОРМАЦИЮ
Коды всех объектов уникальны
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
1. Оператор заполнения
2. Менеджер
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧ «Оператор заполнения»
1. Заполнение БД
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧ «Менеджер»
1. Быстрая сортировка информации (Тип, ФИО инженера, Дата начала выпуска, Мощность двигателя)
2. Быстрый поиск информации (ФИО инженера, Тип, Мощность двигателя, Дата начала выпуска)
3. Фильтрация по интервалу значений (ФИО инженера, Тип двигателя, Мощность двигателя, Вес)
Формирование атрибутов исходного отношения
1. ИД_ТД –
Код типа двигателя
2. НАЗВАНИЕ_ТД –
Название типа двигателя
3. ИД_МД –
Код модели двигателя
4. НАЗВАНИЕ_МД –
Название модели двигателя
5. МОЩНОСТЬ_МД –
Мощность модели двигателя
6. ИД_ТЛ –
Код типа локомотива
7. НАЗВАНИЕ_ТЛ –
Название типа локомотива
8. ИД_МЛ –
Код модели локомотива
9. НАЗВАНИЕ_ИЛ –
Название модели локомотива
10. ВЕС –
Вес модели локомотива
11. ДЛИНА -
Длина модели локомотива
12. ШИРИНА -
Ширина модели локомотива
13. ВЫСОТА -
Высота модели локомотива
14. ФОТО –
Фото модели локомотива
15. ИД_ПЛ –
Код партии локомотивов
16. дата_нач –
Дата начала выпуска партии локомотивов
17. ДАТА_КОН –
Предполагаемая дата завершения выпуска партии
18. КОЛИЧЕСТВО –
Количество локомотивов в партии
19. ГЛАВ_ИНЖЕНЕР –
Главный инженер, ответственный за выпуск партии
20. МОДЕЛЬ_ПЛ –
Модели локомотивов в партии
21. ИД_И –
Код инженера
22. ФИО –
Ф.И.О. инженера
Выделение сущностей и связей между ними.
Исходя из системного анализа и атрибутов исходного отношения, можно выделить следующие сущности с ключевыми атрибутами:
1. Тип двигателя (ИД_ТД)
2. Модель двигателя (ИД_МД)
3. Тип локомотива (ИД_ТЛ)
4. Модель локомотива (ИД_МЛ)
5. Партия локомотивов (ИД_ПЛ)
6. Инженер (ИД_И)
Выделенные сущности находятся в следующих связях:
1. ТИП_ДВИГАТЕЛЯ определяет любую МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ
2. ТИП_ЛОКОМОТИВА определяет любую МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА
3. ИНЖЕНЕР отвечает за выпуск ПАРТИИ_ЛОКОМОТИВОВ
4. МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ устанавливается на МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА
5. МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА определяет ПАРТИЮ_ЛОКОМОТИВОВ
Построение диаграммы ER–ТИПА с учетом всех сущностей и связей между ними.
1. ТИП_ДВИГАТЕЛЯ определяет любую МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ
Модель двигателя | Тип двигателя | |
Модель двигателя 1 | Тип двигателя 1 | |
Модель двигателя 2 | Тип двигателя 2 | |
Модель двигателя 3 |
1 М
2. ТИП_ЛОКОМОТИВА определяет любую МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА
Модель локомотива | Тип локомотива | |
Модель локомотива 1 | Тип локомотива 1 | |
Модель локомотива 2 | Тип локомотива 2 | |
Модель локомотива 3 |
1 М
3. ИНЖЕНЕР отвечает за выпуск ПАРТИИ_ЛОКОМОТИВОВ
Партия локомотивов | Инженер | |
Партия 1 | Инженер 1 | |
Партия 2 | Инженер 2 | |
Партия 3 |
1 М
4. МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ устанавливается на МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА
Модель локомотива | Модель двигателя | |
Модель локомотива 1 | Модель двигателя 1 | |
Модель локомотива 2 | Модель двигателя 2 | |
Модель локомотива 3 |
1 М
5. МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА определяет ПАРТИЮ_ЛОКОМОТИВОВ
Партия локомотива | Модель локомотивов | |
Партия локомотива 1 | Модель локомотивов 1 | |
Партия локомотива 2 | Модель локомотивов 2 | |
Партия локомотива 3 |
1 М
Построение обобщенной ER-диаграммы
Инженер
Тип локомотива
1
1
м
Партия локомотивов
Модель локомотива
м1 м
м
Тип двигателя
1 м 1
Модель двигателя
Формирование набора предварительных отношений с указанием предлагаемого первичного ключа.
1. ТИП_ДВИГАТЕЛЯ определяет любую МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ
Отношение | МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ | |
Первичный | ИД_МД | |
Внешний | ТипДвигателя | добавляем |
Отношение | ТИП_ДВИГАТЕЛЯ |
Первичный | ИД_ТД |
2. ТИП_ЛОКОМОТИВА определяет любую МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА
Отношение | МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА | |
Первичный | ИД_МЛ | |
Внешний | ТипЛокомотива | добавляем |
Отношение | ТИП_ЛОКОМОТИВА |
Первичный | ИД_ТЛ |
3. ИНЖЕНЕР отвечает за выпуск ПАРТИИ_ЛОКОМОТИВОВ
Отношение | ПАРТИИ_ЛОКОМОТИВОВ | |
Первичный | ИД_ПЛ | |
Внешний | ГлавИнженер | добавляем |
Отношение | ИНЖЕНЕР |
Первичный | ИД_И |
4. МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ устанавливается на МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА
Отношение | МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА | |
Первичный | ИД_МЛ | |
Внешний | ТипЛокомотива | |
Внешний | МодельДвигателя | добавляем |
Отношение | МОДЕЛЬ_ДВИГАТЕЛЯ |
Первичный | ИД_МД |
5. МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА определяет ПАРТИЮ_ЛОКОМОТИВОВ
Отношение | ПАРТИЮ_ЛОКОМОТИВОВ | |
Первичный | ИД_ПЛ | |
Внешний | ГлавИнженер | |
Внешний | МодельЛокомотива | добавляем |
Отношение | МОДЕЛЬ_ЛОКОМОТИВА |
Первичный | ИД_МЛ |
В результате выполнения данной работы спроектирована информационная система завода по изготовлению паровозов и локомотивов партиями.
Проведен анализ предметной области, в результате чего выделены объекты предметной области, их характеристики и взаимосвязи.
Результатом логического проектирования стало построение обобщенной ER-диаграммы базы данных автоматизированной информационной системы, которая послужила прототипом для создания физической модели БД.
Физическая модель базы данных создана в СУБД (система управления БД) Microsoft Access. Данная СУБД является одной из самых функциональных из ряда современных локальных БД. Она имеет интуитивно понятный пользовательский интерфейс, включающий в себя встроенный графический редактор БД.
База данных АИС состоит из 6 таблиц, связанных между собой реляционными связями один-ко-многим.
Разработанная информационная система создавалась в учебных целях, поэтому обладает минимальным набором функциональных возможностей и не претендует на внедрение в информационную систему предприятия.
В ходе работы автором получены навыки по проведению системного анализа предметной области с целью выделения объектов предметной области, их взаимосвязей и последующего логического и физического проектирования. Кроме того, получен практический опыт создания баз данных в СУБД Microsoft Access.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |