Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области. Отец его - Сергей Алексеевич - был учным агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе.
Среди детских рукописей Сержи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке. Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Сержа уже сочинил фортепианную пьеску под названием Индийский галоп. Вскоре появились и другие сочинения.
Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу Великан на собственный сюжет. Образованием Сержи вначале занимались его родители, которые были просвещнными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец приучил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике.
Мать - Иностранным языкам с детства Сергей Сергеевич знал два языка - французский и немецкий, позже английский. Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому-нибудь крупному музыканту. Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории.
Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьзные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов
Красный мак, Медный всадник, концерта для голоса с оркестром и других сочинений. Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу Пир во время чумы по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально-серьзного отношения к музыке, самостоятельности суждений и - совершенно детских черт.
Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сержи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение. Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов литература, театр, шахматы. Любопытно его мальчишеское увлечение железной дорогой, быстрым и точным движением. Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст сво новое ощущение жизни, е молодости, е движения. В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришл
на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вл Н. А. Римский-Корсаков. Это мне нравится - весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. Примная комиссия Е е состав входили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков была восхищена абсолютным слухом и умением
читать с листа. Сержу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовки, в котором он родился и провл детство, хмурый Петербург, где предстояло серьзно и долго учиться. Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов
Анатолия Константиновича Лядова гармония, контрапункт, Николая Андреевича Римского-Корсакова инструментовка. В консерваторские годы обогатилась и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов.
Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси. Интерес к изучению классической и современной музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.
Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Вс, что он написал, было новым по манере и по содержанию - молодым, задорным, смелым. Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира.
Так, в1921 году в Чикаго состоялась премьера веслой, блестящей оперы Прокофьева Любовь к трм апельсинам по сказке итальянского писателя Карло Гоцци. В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано
Сказки старой бабушки, в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась вс острее. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостат свои песни, мои песни писал Прокофьев. В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью откликнулся на предложение С. П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой жизни в
России. Сюжет балета, названного Стальной скок, оказался наивным, индустриальным. Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему, писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году. За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижрами Стоковским и
Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими. Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его. Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли В ушах должна звучать русская речь Здесь я лишаюсь сил. И наконец он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями
Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссрами, балетмейстерами, писателями. Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу ценителей, а к огромным массам народа. Композитор много и увлечнно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерами героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости
и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях. В 1935 году создан балет Ромео и Джульетта по трагедии Шекспира. Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и
Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулети. До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих
лиц Ромео и Джульетты дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому и оставить балет, который приобрл мировую славу премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский 1938 год. Вместе с кинорежиссром
Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом. В 1939 году написана опера Семн Котко по повести В. Катаева Я сын трудового народа.
Действие е происходит на Украине в1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине. В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте. Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку Петя и Волк.
Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определнным инструментом оркестром или группой инструментов Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных инструментов. Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижр.
Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную Автобиографию. Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Люб л танцевать, быть среди людей. Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера
Война и мир. Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические мирные сцены, в которых участвуют
Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухо в с другой - монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков - Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике
героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера Война и мир написана не на условный стихотворный текст либретто, а подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придат особенную достоверность вокальным партиям героев оперы. Война и мир - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.
В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора пятая симфония, посвящнная величию человеческого духа первая серия кинофильма Иван Грозный - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном светлый сказочный балет Золушка. Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре. В последующие годы появилось ещ несколько новых работ.
Среди них опера Повесть о настоящем человеке по одноимнной книге Б. Полевого, прославляющая мужество советских людей в годы войны балет Сказ о каменном цветке по П. Бажову - о радости творчества, обращнного к народу оратория На страже мира на слова С. Маршака концерт-симфония для виолончели с оркестром. Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита Зимний костр для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра
на слова С. Маршака посвящена советским пионерам. Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение - мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева. В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения
театров и концертов. Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день. Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти места, совершал далкие прогулки если позволяло здоровье. Сюда приезжали к нему музыканты - почитатели и исполнители его музыки композитор
Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие воспоминания о великом композиторе. Умер С. С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |