Реферат по специальной педагогической подготовке Формирование игрового аппарата. Постановка рук скрипача. студентки I V курса оркестрового факультета Амосовой Елены Научный руководитель И.Г. Веденин Минск По статье Иосифа Гутмана «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях». В статье «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях» рассматривается важнейшая
задача естественной и целесообразной постановки рук скрипача и их движения в исполнительском процессе - проблема, которая возникает в самом начале обучения игре на скрипке, а также излагаются принципы и методические подходы к организации свободного и рационального технического аппарата. Автор статьи отстаивает справедливое убеждение в отсутствии некоей универсальной, пригодной абсолютно для всех учеников, наиболее оптимальной и единственно правильной постановки рук скрипача и объясняет
невозможность ее существования многообразием индивидуальных природных особенностей человека. И. Гутман, опираясь на разработанный в процессе личной педагогической практики опыт и многолетние наблюдения над различными формами скрипичной постановки, выделяет три основных формы скрипичной постановки, которые можно считать типовыми. Прежде, чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной постановки, следует сказать о методических установках, лежащих в основе работы педагога с учениками на ранней стадии обучения
игры на скрипке. Так как во время игры руки скрипача производят сложные и различные для каждой руки движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь минимальными усилиями высокого художественного результата. Руки должны быть свободны, а движения - экономны. Далее автор говорит о том, что важным недостатком старой скрипичной педагогики являлось усиленное внимание
к внешнему выражению игрового процесса - виртуозности пальцев и смычковой технике, в ущерб вопросу управления игровыми движениями. Не уделялось должное внимание работе предплечья правой руки. Большое значение отводилось кисти, изолированной от движений руки в целом, находящейся в низком положении, будучи прижатой к корпусу. При таком положении правой руки отсутствовало естественное вращательное движение предплечья, рука двигалась почти вертикально и кисть «провисала».
Результатом являлось слабое звучание в верхней части смычка. Чтобы придать разнообразие звучанию, искусственно ослаблялся звук у колодки при помощи использования небольшого количества волоса, а в верхней части смычка использовалась вся его ширина. Существовало множество этюдов, специально написанных с целью освоения вышеуказанного искусственного навыка. Т.е. работа двигательного аппарата скрипача сводилась к выработке механических, неосознанных
и неконтролируемых мозгом движений, что препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую палитру исполнителя. Современная же школа игры строится на индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому строению рук на научных началах: учитываются данные анатомии, психологии и психофизиологии. Таким образом, современная методика обучения скрипача основывается не на механических упражнениях для выработки скрипичной техники, а на сознательной организации игровых движений, регулируемых мозгом.
Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения является воспитание в ученике сосредоточенности и способности к самонаблюдению в занятиях, так как неправильные приемы игры, закрепленные в процессе выработки игровых навыков, могут помешать дальнейшему гармоничному развитию скрипача как в техническом, так и в художественном планах. В начальном периоде обучения закладывается фундамент развития скрипача, поэтому на первых стадиях обучения очень важно освоение основных элементов техники правой и левой рук.
Еще один важный момент работы над постановкой рук начинающего скрипача - это необходимость привития ему рациональных игровых навыков. Нерациональные, неудобные приемы игры придется исправлять, что влечет за собой иногда большие физические и психологические трудности. Особенно сложно поддаются исправлению внутренние напряжения, выражающиеся, в частности, в нарушении нормального дыхания при игре, зажатии голосовых связок (а, соответственно, и всех мышц шеи и плечевого
пояса). И еще сложнее перестроить прочно укоренившиеся недостатки игрового аппарата. Поэтому правильная постановка рук и движений у начинающего скрипача должна вырабатываться своевременно, во избежание приобретения непрофессиональных привычек и «зажатостей». Типовые двигательные положения корпуса и рук скрипача Положение рук скрипача при игре не является естественным.
Поэтому необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки могли бы максимально свободно двигаться и выполнять необходимые движения без излишних затрат энергии. Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу и анатомическим и физиологическим особенностям играющего можно достичь свободы игрового процесса. И.Гутман выделяет три основные формы скрипичной постановки и рассматривает их как три типовые двигательные
положения рук скрипача - суженное, среднее и расширенное. Двигательные положения рук, образующиеся при некотором увеличении угла между направленностью скрипки и корпуса, когда руки еще не принимают форм, присущих одному из указанных типовых положений, называются зонами. Зная типовые двигательные положения и их зоны, можно найти рациональное положение рук и корпуса индивидуально для каждого скрипача. Характеристика типовых двигательных положений и их различия 1.
Суженное типовое положение. Скрипка находится под прямым углом к корпусу, прямо перед играющим. Руки приближены к корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка развернуты вправо. Левое плечо подано вперед, правое - назад. В результате такого «компактного» положения рук кисти и пальцы становятся более округлыми. Суженное двигательное положение больше всего подходит учащимся небольшого роста и тем, чьи руки короче. 2. Среднее типовое положение.
Плечевой пояс распрямлен за счет увеличения угла между корпусом и скрипкой. Руки принимают более высокое положение; кисти становятся более обтекаемыми, пальцы - менее закругленными. Плоскость движения смычка горизонтальнее. Данное положение подходит скрипачам среднего роста с нормальной длиной рук. 3. Расширенное типовое положение. Руки еще более отдалены от корпуса, чем при среднем типовом положении, левое плечо отведено назад, а правое - вперед.
Кисти рук менее обтекаемы. Движение смычка становится почти горизонтальным. Расширенное типовое двигательное положение подходит для учащихся высокого роста с длинными руками. Первичные игровые навыки во всех типовых положениях формируются при игре в середине смычка и в первой позиции. Навязывание ученику не свойственного для его анатомии типового положения, а также смешение разных положений может привести к формированию не подходящей для данного ученика постановки, неправильных
навыков и, как следствие, ведет к закрепощению и перенапряжению игрового аппарата. По тем же причинам недопустимо копирование постановки рук других исполнителей или педагога, если эта постановка не соответствует естественному строению рук и корпуса ученика. Постановка левой руки скрипача Исходный прием организации двигательного положения пальцев на грифе - состояние руки, подобное собиранию пальцев в кулак.
В этом положении пальцы свободны, легко скользят по струне, например, при исполнении хроматизмов, энергия пальцев равномерно распределяется при падении их на струну. В результате отпадает потребность в специальных упражнениях для разыгрывания - к примеру, упражнения Генкеля или Шевчика. В таком положении на грифе пальцы принимают правильный разворот в сторону лица исполнителя. Пальцы при такой направленности не перекрещиваются, что создает (совместно со слуховым
контролем) основу для чистой интонации. Важную роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец. Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающих скрипачей, которые можно рассмотреть отдельно. сильное давление на шейку скрипки - сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно двигаться. слишком глубокий охват шейки скрипки - деформирует положение кисти. Кисть «провисает», третий и четвертый пальцы находятся далеко от струн. чрезмерное отведение пальца
к порожку также создает проблемы для третьего и четвертого пальцев. Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных нот. От всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость пальцев и, в конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя. Какого-либо определенного, единственно правильного положения на грифе как большого, так и остальных пальцев не существует, так как все зависит от длины, строения пальцев и рук играющего.
При разных двигательных положениях будут различны и точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки. Большой палец должен легко прилегать к шейке скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке. При этом для каждого типового двигательного положения существуют варианты наиболее рациональной и удобной постановки. Для первого, суженного типового двигательного положения (для исполнителей с недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки скрипки.
Благодаря этому кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также более округлы и собранны. Среднему типовому двигательному положению соответствует менее глубокий охват шейки скрипки. Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой фаланги. Кисть и пальцы более пологи. Расширенное типовое двигательное положение (для скрипачей, обладающих длинными пальцами) предполагает неглубокий охват шейки скрипки.
Большой палец прилегает к ней серединой ногтевой фаланги, указательный - верхней частью основной фаланги. Точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки и грифом не остаются неизменными, так как рулевое движение во время игры меняет их. Для каждого типового положения характерна и различная степень охвата струн подушечками пальцев. Более округлое положение пальцев подразумевает соприкосновение со струной меньшей площадью подушечки, и наоборот. Главное в постановке левой руки - легкость прилегания пальцев к шейке
скрипки, так как место соприкосновения с ней большого и указательного пальцев является одной из важнейших точек опоры (наряду с ключицей и нижней челюстью). Общая постановка левой руки должна быть максимально удобной для каждого конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всем арсеналом музыкально-технических средств, используемых в современном скрипичном исполнительстве. Влияние основных типовых двигательных положений на игровой
аппарат скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает необходимость индивидуального подхода к анатомическому строению каждого отдельного учащегося и отказа от стандартной, единой для всех постановки левой руки. Литература 1. Иосиф Гутман. «Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях». 2. «Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М. Берлянчик). Москва, Издательство «Классика XXI»,
2006.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |