Глинка -гениальный русский композитор. ПодобноПушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки опернойи симфонической. Истоки музыки Глинки уводят врусское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. В 1804году, 20 мая, в селеНовоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки.
Был он в детстве слабым и болезненным ребенком. Первые годы жизнипровел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленскогокрая. Здесь он узнал и полюбил народнуюпесню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинкиглубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданнолюбившей его. В домашнем быту у родных Глинкичасто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных
музыкантов. Музыкапроизводила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходилрассеянный. Музыка-душа моя сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразныепроизведения. Были среди них и русские песни. Вспоминая свои детскиевпечатления, Глинка писал Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве,были первою причиной того, что впоследствии я преимущественно разрабатывать народную русскую музыку.
Всякий приезд крепостногооркестра был для мальчика праздником. Со скрипкой на которой он учился уодного из крепостных музыкантов или флейтой маленький Глинка присаживался кмузыкантам и по слуху играл с ними Отец часто гневался на меня, что я нетанцую и оставляю гостей вспоминалвпоследствии Глинка но при первой возможности я снова возвращался к оркестру .
Вскоре в доме появиласьгувернантка В.Ф.Кламмер. С ней Глинка занимался географией, русским,французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано. Мальчик училсялегко и проявил особенные способности к языкам и рисованию. С 1817 по 1822 год Глинкаучился в Петербурге в Благородномпансионе при Главном педагогическом институте. Этот пансион считался одним излучших учебных заведений.
Среди его преподавателей были такие незаурядные люди.Как А. Куницын один из любимых учителей Пушкина , профессор географии К.Арсеньев - горячий противник крепостничества.Преподавателем русской словестности и воспитателем Глинки был В. Кюхельбекер друг Пушкина, будущий декабрист. Кюхельбекер учил чувствовать имыслить . Нет сомнения в том, что он способствовал развитию у
Глинки чувствалюбви и уважения к народу, готовность служить ему. В одной комнате с Глинкойжил брат Пушкина Лев Сергеевич. Благодаря ему, Глинка в юные годы познакомилсяс великим поэтом, который бывал впансионе, навещая Кюхельбекера, товарищапо лицею и младшего брата. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина. В этигоды он серьезно занимался и музыкой, брал уроки фортепианной
гитары и теории музыки. Глубокое впечатлениепроизвели на него три урока, взятые у знаменитого пианиста Джона Фильда. Успешноизучал Глинка языки - латинский, французский, немецкий, английский иперсидский. Часто бывал в театре, особенно увлекался оперой и балетом. Во времялетних каникул усердно занимался с крепостным оркестром своих родственников,дирижируя им.Поокончании пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения.
Нослужба тяготила его она отрывала отзанятий музыкой, мешала творчеству. Вскоре он вышел в отставку.ВПетербурге Глинка сближается с передовойинтеллигенцией, бывает на вечерах у поэта Дельвига, знакомится с Жуковским и Грибоедовым.К этому времени юноша был уже автором многих фортепианных пьес и романсов. Так, в 1825 г. он написалроманс Бедный певец и элегию
Не искушай .Большое впечатление произвела на молодого Глинку поездка на Кавказ,предпринятая им для лечения минеральными водами.25апреля 1830 г. Глинка уехал в Италию. Об этой поездке он давно мечтал, стремясь усовершенствоваться в искусстве . Предполагалось, что теплый климат Италииулучшит его расстроенное здоровье.ВИталии Глинка с большим увлечение занималсяпением, знакомился с лучшими певцамии композиторами, сочинял
арии витальянской манере. Прожив в Италии около 4-х лет, он поехал в Германию.ВБерлине он познакомился с известным немецким теоретиком Зигфридом Деном и втечение 5-ти месяцев брал у него уроки. По словам Глинки, Ден привел в системуего музыкально-теоретические знания и навыки.Заграницей Глинка написал несколько ярких романсов
Веницианская ночь , Победитель , Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фаготаи ряд др. произведений. Вдали от родины возникла идея создания отечественной оперы. Вернувшисьв 1834 г. в Россию, Глинка с увлечениемстал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Сюжет подсказалему поэт Жуковский, но либретто для него писать не стал, как обещал. Глинкепришлось обратиться к услугам барона Е. Розена.
Оперу назвали Жизнь за царя , хотя впервоначальном плане, который составил Глинка, она называлась Иван Сусанин - отечественная героико-трагическая опера . В своем произведении Глинка прославил героическийподвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью во имя Родины.ОпераГлинки с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 г. на сцене Большоготеатра в Петербурге. Передовые людирусского общество высоко оценили ее.
Зато аристократическая публика насмешливоназывала музыку ямщицкой кучерской .Послепремьеры Ивана Сусанина композитор увлекся идеей создания оперы на сюжетпоэмы Пушкина Руслан и Людмила . Композитор мечтал о том. Чтобы сам Пушкин написалдля него либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому.Либреттосоздавалось постепенно по плану, составленному
Глинкой. Стихотворные отрывки изпоэмы Пушкина чередовались с более или менее искусными стихами друзейкомпозитора. Позднее поэт-любитель В. Ширков с помощью Глинки окончательнозавершил и привел в порядок либретто. Руслан и Людмила Глинки первая русская сказочно-этическая опера. Онапроникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. В финале оперы народпрославляет витязя Руслана, мощь и силу древнего
Киева. Работа над оперойрастянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает саристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Тогдаже была сочинена музыка к трагедии Князь Холмский . Н. Кукольника увертюра, симфонические антракты и 3песни, одна из которых Ходит ветер уворот стала народной . Тогда же родились многие извокальных шедевров
Глинки Ночной смотр на слова Жуковского. Я помню чудное мгновенье и Ночной зефир на словаПушкина, Сомненье и Жаворонок на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства Вальс-фантазия для фортепиано, затем был оркестрирован, а позднее переделан вобширную оркестровую пьесу. 27 ноября 1842 г. ровно через 6 лет со дня первойпостановки
Ивана Сусанина - состоялась премьера второй оперы Глинки Руслан и Людмила . Демократическая публика и передовая интеллигенциясумели оценить неповторимую красотугениального создания Глинки. Муз.писатель В.Ф. Одоевский выступил со статьей,посвященной новой опере На русскоймузыкальной почве вырос роскошный цветок он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебельи запятнать его черви спадут на землю,а цветок останется.
Берегите его онцветок нежный и цветет лишь один раз в столетие . Зато придворная знать встретила оперу с холоднымравнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя,великий князь Михаил Павлович провинившихся офицеров он посылал не под арестна гауптвахту, а на представление Русланаи Людмилы , считая это наказанием. В1844 г.
Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. ВПариже Глинка познакомился с фр.Композитором Г. Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведенийГлинки. 2 года Глинка провел в Испании. Используя записи испанских нар.танцев,Глинка в 1845 г. написал замечательноесимфоническое произведение концертную увертюру
Арагонская хота в 1848 г уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра Ночь в Мадриде . Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия Комаринская на на темы 2-хрусских песен свадебной лирической Из-загор, гор высоких и бойкой плясовой.Последние годы Глинка жил в Петербурге. То в Варшаве,Париже и Берлине.
Композитор был полон творческих планов, но обстановка враждыи недоброжелательства мешала творчеству.Несколько начатых партитур он сжег.Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была еголюбимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. В доме композиторасобирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывалу него Даргомыжский, муз. Критики А.Н. Серов и В.В. Стасов, Балакирев М.А. Подвпечатлением знакомства с
Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, чтокасается музыки со временем он будет второй Глинка .Глинкаумер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбищеАлександро-Невской лавры.Светлаяи жизнеутверждающая музыка Глинки великое достояние русской музыкальнойкультуры.
На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различныестороны глинкинского творчества.Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки.Продолжатели дела Глинки так же, как и он, стремились своим искусством служитьнароду, правдиво воссоздавать в своих произведениях народную жизнь. И в этомнепреходящее значение его творчества. Р Е Ф Е Р А Т ТЕМА Русские и советские композиторы.
Жизнь итворчество Михаила Ивановича Глинки 1804 1857 г. Выполнил ученик 5-Б класса Герасименко Костя. г. УФА-2003г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |