Главное в работе с начинающими, а тем более с 5-6 летними детьми, это заинтересовать ребёнка. Поэтому желательно любое задание превращать в игру. Например, знакомство с клавиатурой может превратиться в занимательную сказку. Обращаем внимание маленького ученика на клавиши, на группировки по 2 и по 3 чёрных клавиши. Обычно не составляет труда даже у 4-х летнего ребёнка находить 2 чёрные клавиши, которые у нас превращаются
в 2 чёрные высокие горы. А между 2-х этих гор течёт РЕка (выделяем ударением слог РЕ), это нота РЕ.(и в дальнейшем по этой аналогии). Дальше, на левом берегу реки живёт ДОбрый дед, а на правом МИшка. Они работали на ФАбрике, к-я стояла у подножия 3-х чёрных гор. На фабрике дед и мишка делали СОЛЬ ( здесь можно попросить родителей проделать дома опыт по выпариванию
соли, т.е. над газом подержать чайную ложку с раствором соли, что дальше происходит всем известно). А за 3-мя чёрными горами жил СИний дракон. Он ночью перелетал через 3 высоких чёрных горы, пробирался на фабрику и воровал у деда с мишкой соль, к-ю они складывали в мешки, затем дракон возвращался к себе домой, спускался на крылечко (на клавишу ЛЯ) и пел песенку «Ля-ля-ля». На 1-м уроке рассказывается вся сказка целиком, и в зависимости от способностей ребёнка задаётся задание
на дом находить на клавиатуре 3-4 или сразу все 7 нот. Ещё один вариант сказки. Находим 2 чёрные клавиши –это глазки у собачки, а белая нота между ними –нос. Нажимает ребёнок на клавишу и собачка рычит. Легко запоминается нота РЕ. Слева от собачки ДОмик, в котором она живёт, а справа МИска. Дальше видим забор из 3-х чёрных клавиш. Около забора росла
ФаСоль. А возле ДОмика росла СИрень. ЛЯгушка очень любила сидеть в тени СИрени. На следующих уроках идёт знакомство с октавами, регистрами. Поиск 1,2, и т.д. октав не вызывает затруднение. А вот малую и большую октавы дети часто путают. Поэтому здесь можно рассказать так, поскольку нижний регистр у детей ассоциируется с медведем, который ходит внизу, в овраге. То когда мы «идём к медведям в гости», нам на встречу выбегает маленький медвежонок
(малая октава), а за ним идёт большая медведица. Теперь можно приступить к изучению нот 1-й октавы. (Параллельно с изучением нот, идёт процесс постановки руки). Рука у любого человека уже «поставлена» от природы, стоит опустить расслабленную руку вниз и посмотреть, как должны выглядеть пальцы, осталось только научиться нажимать на клавиши. Если у ребёнка трудности с понятием свободная, расслабленная рука, надо сначала познакомить его со
строением руки, сколько суставов на ней и попросить напрячь их по очереди, а затем расслабить. Обычно это у всех хорошо получается. Можно ещё посоветовать упражнение «деревце»: ученик поднимает руки вверх и тянется, растёт. Затем «подул ветерок» и листики – кисти рук сгибаются в расслабленном состоянии, «ветер» дует дальше, сгибаются руки в локтях- это сломались маленькие веточки, а затем и большие ветки, когда руки падают вдоль туловища. Можно и вообще «срубить» деревце, т.е. ребёнок наклоняется,
а свободные руки «болтаются». Начинаем прикасаться к клавишам традиционно 3-м пальцем. «подушечкой». Начинаем перелёты «дедушек»: с 1-й октавы «летим на воздушном шарике» в гости в малую октаву, в большую. А в 1-ю, 2-ю и т.д. октавы у нас летают гномики. Иногда «дедушка устаёт» и идёт пешком, нажимаются подряд все клавиши. В данном вопросе каждый педагог проявляет свою фантазию, как может.) Итак, вернёмся к изучению нот. 1-я октава – это 1-й домик.
Разумеется, сначала объясняется, что такое нотный стан, откуда ведётся счёт линеечек. Для совсем маленьких детей пусть линеечки ассоциируются с этажами в домике. Рисуется это примерно так: Дома ребёнок может раскрасить нотный домик. На рисунке наглядно видно, где дедушка, где мишка, где мешочки с солью. Сразу можно задать 3 ноты. Работа с нотами сводится к следующим пунктам:
1. написать строчку новой ноты 2. уметь сказать, где находится нота 3. диктанты (с помощью родителей. Кто-то диктует вразбивку, а ребёнок пишет) 4.показ нот по альбому, в дальнейшем по учебнику 5.по мере ознакомления с длительностями нот – ритмизация всё это делается ЕЖЕДНЕВНО. Пояснения к 4-му пункту. На урок ученик приносит простой альбом для рисования, который расчерчивается, нотная тетрадь для маленького ребёнка не пригодна.
Т.к. он не в состоянии ещё так мелко писать, рука не слушается. И по мере изучения нот задание усложняется (примеры прилагаются). Ноты пишутся по 4 и разделяются тактовой чертой, хотя о тактах ребёнок ещё не знает. Во всяком случае у него вырабатывается привычка возвращаться глазами на нужный такт. Показ нот происходит «УКАЗОЧКОЙ», т.е. прямым 2-м пальцем, а остальные пальцы сжаты в кулак.
Для совсем маленьких детей на первых порах показ нот заменяется игрой в почтальона. Делаются «письма» на ширину клавиш, которые «почтальон», а это может быть и сам маленький ученик, или любимая игрушка, разносятся по адресу, т.е. кладутся на нужную клавишу. По мере прибавления изучаемых нот, прибавляются и «письма». Здесь даётся воля фантазии педагогу. Можно рассказать, кто пишет письмо, и как мишка огорчился, что
его письмо попало к кому-то другому, если ребёнок ошибся и положил «письмо» не на ту клавишу. Для более интересного изучения нот можно сделать макет с пуговицей. Важно сразу направить сообразительность учащегося в нужное русло, а именно, что бы ученик понял, как находятся ноты на клавиатуре, «если они на линеечках сидят», или «в окошечки глядят». Даже познакомившись с 5-7 нотами, можно на уроке давать задания на сообразительность, т.е. передвигая
пуговицу-ноту на макете по линейкам и по дополнительным линейкам сколь угодно вверх или вниз, а ученик всё это показывает на клавиатуре. То же самое и ноты между линеек. А так же усложнять задание, спускаясь не с линейки на линейку, а чуть ниже и всё это в той части макета, где ученик ещё не знает нот. Дойдя до ноты си 2-й октавы, можно показать, что это волшебная нотка, т.е. как ни переверни макет, название у ноты не изменится.
А нота до 1-й октавы, это вообще ворота в страну скрипичного ключа, если пойти направо, и в страну басового, если пойти налево. Как только выучили ноты 1-й и 2-й октавы, то эти прежние листы в альбоме можно перевернуть «вверх ногами» и получатся новые задания для показа нот. Так же это всё пригодится и при изучении басового ключа, поскольку ключ не рисуется. Параллельно идёт ознакомление с длительностями нот.
На урок приносятся кружки и ножницы, а также коробка карандашей. Кружочки желательно иметь 2-х сторонние: с одной стороны белые, с другой чёрные или, в крайнем случае, просто тёмные. Знакомство с длительностями нот начинаем с пресловутой фразы «если нота белая – это нота целая». Ученику говорится, что музыканты всего мира договорились, что эта нота звучит до тех пор, пока не досчитаешь до 4-х. Можно считать по-простому: раз, два, три, четыре а можно «по-музыкантски»:
раз-и, 2-и, 3-и, 4-и. Для наглядности карандашом делим кружок на 4 части. Затем, разрезаем кружок на 2 части. В руках у ребёнка 2 половинки, где прекрасно видно, как считать каждую из них. Дальше каждую половинку делим опять пополам. Получается 4 сегмента. Ученику наглядно понятно, что этих частей 4. поэтому и нота называется четвертная. Теперь можно задать на дом: разложить на столе из только что получившихся частей написанный пример.
До этого надо договориться, что мы будем расселять нотки по квартирам в большом доме. А сколько ноток будет жить в квартире можно узнать, посмотрев какая цифра сверху около ключа. Раскладывая на столе эти примеры вместо тактовых черт используем карандаши. Дети с удовольствием расселяют нотки по «квартирам». Сначала это будут простые примеры. Разложив на столе, выполнив всё правильно, надо около каждой ноты
положить руку и сказать, сколько эта нотка считается. Часто дети сами заказывают, сколько четвертей будет у них жить в квартире. Первые примеры могут выглядеть так: В зависимости от способности ребёнка через пару уроков переходим к восьмым нотам. Выполняем аналогичные задания: Не надо бояться вставлять в примеры синкопы, когда всё это наглядно на столе, дети легко с этим справляются.
Когда этот наглядный навык будет закреплён, эти же примеры, которые раскладывали на столе, теперь ритмизируем на одной ноте «указочкой» если ребёнок все же будет ошибаться. Можно к каждой нотке пририсовать «ножки». А обычную схему длительностей нот можно немного наглядно упростить. Можно приступить и к изучению 16-х нот. Обычно маленьким детям трудно считать их, как правило счёт получается примерно таким: ра-аз и-и, два-
а и-и и.т. рисуем ритмические фрагменты и заучиваем слова. Теперь можно задавать примеры раскладывания на столе с 16-ми нотами. Когда этот процесс будет освоен хорошо, можно задавать эти примеры ритмизировать «указочкой» на любой понравившейся ноте. Для начала следует войти в ритм, просчитать 2 или 3 т пустых такта, потом в этом же ритме проговаривать встретившиеся на пути 16-е ноты:
Для более сообразительных детей можно давать примеры ритмизации для 2-х рук, т.е. дать ребёнку поиграть в барабанщика. Все эти упражнения служат хорошей подготовкой для быстрого разбора текста. Ведь не секрет, что интерес к музыке теряется, как только появляются трудности с разбором текста: нужно узнать нотку, найти её на клавиатуре, да ещё нажать нужным пальчиком, причём просчитать её и ещё прикоснуться к клавише нужным приёмом и с нужной динамикой, а после этого вернуться глазами к следующей ноте.
От этого изобилия «забот» обычно происходит нелюбовь к разбору новых произведений. Поэтому при данной методике, когда знание нот и ритма «входят в плоть и кровь» ребёнка, обычно таких «трагедий», как разбор новой пьесы не происходит. Гарантируется хорошее продвижение ученика, радость от общения с инструментом. В дальнейшем ритмизация «указочкой» уже задаётся не по тетрадке, а по учебнику, т.е. задание усложняется, т.к. уже надо не просто показать ноту, но и просчитать её.
Конечно первые примеры очень простые: это начальные номера из школы Николаева или Милича, ребёнку это совсем не трудно, наоборот интересно, т.к. он уже слышит мелодию и радуется, что у него получается. И так надо на каждый урок задавать ритмизацию как можно больше, дойдя до трудных номеров в 2 руки, задавать отдельными руками. Если руки просто чередуются, то учащийся уже привыкает пользоваться обеими руками.
На этой стадии как правило ребёнок уже научился правильно прикасаться к клавишам 3-м пальцем. Теперь эти же номера начинаем проходить уже поставленной рукой. Большую радость доставляет ученику, если педагог будет аккомпанировать, т. е. «оденет мелодию», которую исполняет ученик «в красивые одежды». Очень заинтересует ребёнка, если одну и ту же мелодию он услышит, играя с педагогом в разных жанрах. Можно одну и ту же мелодию превратить (изменив соответственно и
аккомпанемент и темп ) и в марш, и в колыбельную и в плясовую и.т.п. Тут же ученику внушается на всю жизнь мысль, что «мелодия – это царица музыки». Очень хорошим упражнением на эту тему, а вернее игрой будет «одевание одной нотки в разные одежды- аккорды» обычно ученику очень нравится эта игра, ученик нажимает любую ноту, а учитель на другом инструменте играет аккорд. Ребёнок прислушивается, фантазирует. (каждый музыкант знает, что к одной ноте можно пристроить
множество аккордов, к-е по-разному окрасят звучание этой ноты). А «одежды» эти могут быть и яркими, весёлыми, и тусклыми, грустными. Фантазии здесь безграничны. В дальнейшем, если у ребёнка разовьётся интерес. Он сам будет «одевать нотки в аккорды», это хорошо развивает слух, наряду с подбором простейших мелодий. Возможно это будет началом «композиторской» деятельности ученика.
Для самых маленьких подойдёт игра «найди спрятавшуюся нотку». Она заключается в следующем: ученик отворачивается, педагог нажимает одну из нот в 1-й октаве и нажимает педаль, ученик поворачивается и начинает её искать на клавиатуре, предварительно спев её. Можно это проделать и на разных инструментах. Тут развивается и слух и сообразительность, т.к. важно ещё определить. «куда пошла следующая нотка» -вверх или вниз.
Родители дома вполне могут поиграть так со своим ребёнком. Обычно всё это в пределах 1-й октавы. В заключении совет для слабых пальчиков. Если спросить ребёнка, к-й пальчик самый слабый, все называют 5-й. Но тут можно добавить, что ещё и 4-й, продемонстрировав следующий опыт. Если положить кулачок на стол, а потом поочерёдно выдвигать пальчики, то все будут шевелиться, т.е.
стучать по столу, кроме ….4-го. (Пальцы после «шевеления» надо опять убрать в кулак и выдвинуть следующий.). дело в том, что анатомически строение связочного аппарата 4-го пальца полностью зависит от связочного аппарата 3-го пальца, поэтому сам по себе, выдвинутый из кулака он и не шевелится. Упражнения для слабых пальцев, а особенно для тех, к-е прогибаются в обратную сторону состоят в следующем: (кстати на них не надо тратить специально времени, достаточно выполнять их по дороге в школу и на обратном
пути) нужно поочерёдно «делать колечки» 1 палец с 5-м, затем его же с 4-м, с 3-м и со 2-м. Причём делать именно колечки, чтобы пальцы были круглыми и крепко-крепко сжать. Продержав так сколько возможно, затем освободить пальцы. Отдохнуть и перейти к следующей паре. Желательны ежедневные упражнения в течение всего 1-го года обучения. Ещё хорошим упражнением является отжимание от стены на пальцах.
Подойдя к стене , не доходя 1-го шага, поставить «домики», пальцы естественно должны быть круглыми, не прогибаться, под ладонью воображаемое яблоко. На первых порах сделать пару отжиманий, со временем всё больше. Как балерины проводят много часов у станка, укрепляя и развивая мышцы, прежде чем выйдут на сцену, так и маленький пианист должен посвятить некоторое время своим маленьким балеринам-пальчикам, укрепляя их упражнениями. В данной работе больше уделено внимания теоретической стороне обучения, но
главное в обучении, это привить ребёнку любовь к музыке, развить слух, научить слушать извлекаемые звуки. Все должно «идти от уха», но это уже тема для другой серьёзной работы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |