Реферат по предмету "Информатика"


Автоматизированное рабочее место налогового инспектора

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования


«Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина»


Факультет: экономики


Дисциплина: информационные технологии в налогообложении


Реферат


Аавтоматизированное рабочее место налогового инспектора


Выполнила студентка 3 курса


Специальности:


Налоги и налогообложение


Группы Н-31


Сёмочкина Алёна


г. Рязань 2011


Оглавление


Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение, основные принципы построения. 4


1.1Принцип системности. 5


1.2 Принцип гибкости. 5


1.3 Принцип устойчивости. 5


1.4 Принцип эффективности. 5


1.5 Практический опыт использования АРМ.. 6


Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах. 8


2.1. «Старая налоговая система». 8


2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест. 9


Глава 3. АРМ налоговых подразделений. 10


3.1.АРМ специалистов налоговых органов. 10


3.2. АРМ руководителя налоговой службы.. 11


3.3 АРМ внутри налоговой инспекции. 12


Заключение. 17


Список использованной литературы.. 18




Введение


Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывается воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.


В настоящее время положение коренным образом изменились. Абсолютное большинство стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. Именно поэтому знание налогового законодательства является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.




Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение, основные принципы построения


Возрастающие темпы информатизации общества повышают значение вычислительной техники в управленческих процессах. Использование возможностей современной вычислительной техники для автоматизации процесса обработки информации позволяет увеличить производительность труда, повысить эффективность работы с документами и ускорить обмен управленческой информацией.


В настоящее время большое распространение получила концепция распределенных автоматизированных систем управления, направленных на локальную обработку информации. Это позволяет организовать разделение труда управленческого персонала и автоматизировать выполнение им своих функций. Для реализации данной идеи необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ).


Автоматизированное рабочее место (АРМ)
— комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.


Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:


- системность;


- гибкость;


- устойчивость;


- эффективность.




1.1 Принцип системности


Под принципом системности понимается следующее: автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.


Принцип гибкости имеет огромное значение при создании современных и эффективно работающих автоматизированных рабочих мест. Данный принцип означает возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ.




1.2 Принцип гибкости


Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.




1.3 Принцип устойчивости


Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.




1.4 Принцип эффективности


Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.




1.5 Практический опыт использования АРМ


Практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему автоматизированному рабочему месту:


своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя;


минимальное время ответа на запросы пользователя;


адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;


возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;


надежность и простота обслуживания;


дружественный интерфейс;


возможность работы в составе вычислительной сети.


Рассмотрим структуру автоматизированного рабочего места и связи между его составными частями.



Как показано на схеме, АРМ состоит из технических и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методики аналитической документации, позволяющей пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.




Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах


Перед любой системой, которая прошла сложные этапы становления, неизбежно встает необходимость перемен. Налоговая система не исключение.




2.1. «Старая налоговая система»


Что же такое «старая налоговая система» и почему она перестала соответствовать современным условиям? Ее недостатки и проблемы можно перечислять бесконечно, а именно:


-отсутствие единых функциональных обязанностей и, как следствие, дублирование функций разными отделами инспекции.


-почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную.


-не было специализированных подразделений, которые отвечали бы за информирование налогоплательщиков, и без которых трудно разобраться в налоговых тонкостях.


Одному инспектору приходилось выполнять множество налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер, проводить камеральную проверку данных, консультировать налогоплательщика, оформлять реестр принятых деклараций. При выполнении такого количества разнообразных операций неизбежны бесконечные ошибки.


Еще один серьезный недостаток прошлого - закрепление за инспектором конкретных налогоплательщиков. В связи с этим возникала благоприятная почва для злоупотреблений служебным положением, и масса рабочего времени уходила на помощь в составлении отчетов и консультаций.


Для того, чтобы внедрить четкое функциональное разделение, разработана не только типовая структура инспекции, вставшей на путь модернизации, но и типовые должностные инструкции на каждое рабочее место с пошаговым описанием своего отрезка работы в общем производственном цикле. Речь идет о внедрении автоматизированных рабочих мест.




2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест


Как известно, в налоговые органы поступает огромный объем информации, которую необходимо собирать, анализировать и увязывать друг с другом. Сложность заключается в том, что в электронном виде для формирования таких данных налогоплательщики используют различные программные продукты. А зачастую данные поступают в налоговую не в электронном виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать поступившую информацию, нужно либо перевести ее в унифицированную форму, либо ввести вручную. Этой проблемой и продиктована необходимость применения самых современных методов ввода информации. Для этого МНС России, начиная с 2003 года, внедряет в работу налоговых органов программный комплекс «Система электронной обработки данных местного уровня». Он дает возможность принимать информацию по телекоммуникационным каналам связи или на магнитных носителях. Эта единая интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный контроль, выездные проверки. Она ориентирована и на функциональный принцип работы, и электронный документооборот.


Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных.




Глава 3. АРМ налоговых подразделений




3.1.АРМ специалистов налоговых органов


В налоговых органах выделяют автоматизированные рабочие места специалистов, которые можно разделить на группы:


· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;


· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;


· АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;


· АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.




3.2. АРМ руководителя налоговой службы


Автоматизированное рабочее место руководителя в налоговой службе позволяет:



· получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных финансовых органов;


· обеспечивать руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;


· использовать диалоговые программные средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;


· обеспечивать оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.


Следует подчеркнуть, что автоматизированное место руководителя в налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.


Для автоматизированного рабочего места руководителя налоговой сферы также разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты, сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений, автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только в бумажном, но и в электронном виде.




3.3 АРМ внутри налоговой инспекции


Исходя из предложенной выше информационной технологии работы инспекции, возможна организация следующих АРМ внутри районной налоговой инспекции.


АРМ по обработке документов юридических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях должны предусматривать возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использование этих справочников в основной базе данных, автоматически вводить информацию, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.


АРМ по обработке информации по юридическим лицам должны как минимум состоять из следующих подсистем.


1. АРМ «РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»


Предназначен для ввода информации по контролируемым предприятиям и учредителям предприятий (физическим и юридическим лицам), получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц, по указанным реквизитам.


По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:


· наименование плательщика;


· юридический адрес;


· фактический адрес;


· номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего;


· полные атрибуты учредителей плательщика (как юридические, так и физические лица);


· дата регистрации;


· размер уставного фонда;


· данные о директоре и бухгалтере;


· форма собственности;


· организационно-правовая форма;


· вид деятельности;


· место регистрации;


· регистрационный номер;


· сведения о филиалах;


· иностранные инвестиции;


· информация о всех счетах предприятия (валютные, текущие, субсчета и др.);


Все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска плательщика в информационно-поисковой системе.


Изначально при регистрации любого нового предприятия все исходные данные о нем должны заноситься в компьютер с присвоением ему определенного номера и при необходимости передаваться юридическим службам для занесения его в Госреестр.


Получаемая в результате ввода первичной информации база данных является основой для камеральных проверок и ведения лицевых карточек предприятий, предоставляя пользователю возможность вести поиск по любой комбинации данных и получать распечатку результатов этого поиска.


2. АРМ «КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА»


Служит для автоматизации процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, стоящих на учете в налоговой инспекции.


АРМ должен при проведении камеральной проверки реализовывать следующие основные функциональные возможности:


-осуществление в автоматическом режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм отчетности, начисления налогов;


-формирование на компьютере достоверной базы данных в результате приема квартальной и годовой отчетности, которую можно использовать для автоматической генерации форм отчетности налоговой инспекции перед вышестоящими организациями;


-выдача рекомендаций инспекторскому составу для документальных проверок;


-получение информации для её последующего использования в других АРМ.


-должна быть предусмотрена возможность для предприятий и организаций сдавать отчетность в налоговую инспекцию на дискете и проводить все проверки отчетных документов до встречи с налоговым инспектором.


Кроме того, АРМ «КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА» должен дать возможность осуществить переход к новым формам и методам организации налогового контроля, высвободить основную часть квалифицированных налоговых инспекторов для проведения документальных проверок.


3. АРМ «ВЕДЕНИЕ ЛИЦЕВЫХ КАРТОЧЕК ПРЕДПРИЯТИЙ»


Предназначен для ведения лицевых карточек предприятий по бюджетам и видам налогов. Он должен обеспечить следующие функции:


фиксировать платежные документы;


автоматически производить вычисление сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной предприятием в бюджет, ведение лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет независимо от даты ввода информации;


получить справку о недоимках и переплатах по предприятиям;


проводить авансовые платежи с разбивкой по срокам;


печатать инкассовые поручения.


4.АРМ «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»


Преследует цель проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором при камеральных проверках, и позволяет выбрать предприятия для документальной проверки.


Анализ состояния предприятий проводится на основе данных, полученных как при регистрации, так и при камеральной проверке. На их основе в компьютере формируется список предприятий, вовремя не прошедших камеральную проверку, и имеется возможность; автоматизированной печати адресов из существующей базы данных по предприятиям перед закрытием их расчетных счетов или в целях какой-либо другой переписки. Предприятиям, сдавшим отчет не вовремя, начисляются финансовые санкции, и составляется протокол об административном правонарушении — нарушении налогового законодательства и т.д.


АРМ для обработки документов физических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях разрабатывается на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов физическими лицами, в том числе подоходного налога, налога на имущество, земельного налога, налога с транспортных средств и др.


АРМ для обработки документов физических лиц должен осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов физических лиц, предусмотренных законодательством России:


· подоходный налог;


· НДС;


· налог со строений;


· налог на транспортные средства;


· земельный налог;


· налог на имущество;


· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;


· налог на рекламу.


На основании первичных документов, поступающих из государственных учреждений и от физических лиц, должна автоматически рассчитываться сумма налога, печататься платежное извещение и открываться лицевой счет. Система должна автоматически вести лицевые счета по всем видам налогов, распределять уплаченные суммы по срокам уплаты.


По всем видам налогов необходимо автоматически вести бухгалтерские отчеты:


· сводку начислений;


· ведомость доначислений и сложений;


· реестр уплаты возвратов;


· список недоимщиков.


5.АРМ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ»


Позволяет работать с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и распоряжениями Государственной налоговой службы РФ и Государственной налоговой инспекции по области и городу, а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой службы.


Основная функция АРМ — сопровождение исковых заявлений в суд и арбитраж.




Заключение


Использование различных технологий на рабочем месте, децентрализация управления влечет за собой децентрализованную обработку информации и децентрализованное применение средств вычислительной техники непосредственно на рабочем месте.


В таких системах АРМ является главным инструментом общения человека с вычислительных системах, используемый для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.


Таким образом, автоматизированное рабочее место в бюджетной и на­логовой системах представляет собой
совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения функциональных задач специалистом и реализации его управленческих функций. Автоматизированное рабочее место можно рассматривать как инструмент специалиста для реализации функций управления.




Список использованной литературы


1. http://orags.narod.ru/manuals/inf_zo/texts/itu2_3.htm


2. http://prepod2000.kulichki.net/item_284.html


3. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.: ил.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.