Реферат по предмету "Музыка"


М.И. Глинка

М. И. Глинка Введение Начало XIX века - время культурного и духовного подъма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Михаил Иванович Глинка - российский композитор, родоначальник русской классической музыки.

Оперы Жизнь за царя Иван Сусанин, 1836 и Руслан и Людмила 1842 положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. Камаринская 1848, Испанские увертюры Арагонская хота, 1845, и Ночь в Мадриде, 1851, заложили основы русского симфонизма.

Классик русского романса. Патриотическая песня Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Детство Глинки Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города

Ельни Смоленской губернии. По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох.

Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно 1815-16 и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались страстью к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших

городах, сохранялись лишь в сердце России Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил Что я могу поделать Музыка - душа моя.

В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано. Начало самостоятельной жизни В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян.

Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который хаживал к нам в пансион к брату своему.

Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт

Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило

его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824 в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне около того же времени он познакомился с

Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению. Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию Не искушай меня без нужды и романс Бедный певец на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся.

Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы Не искушай меня без нужды, Бедный певец, Память сердца, Скажи, зачем, Не пой, красавица, при мне,

Ах, ты, душечка, красна девица, Что красотка молодая. В начале лета 1829 года вышел в свет Лирический альбом, изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка. Первое заграничное путешествие 1830-1834 Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение

на водах Германии и в теплом климате Италии, так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию.

Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов Венецианская ночь, Победитель, Патетическое трио для фортепиано кларнета , фагота .

Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Вернувшись в Россию , Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина . Этот сюжет ему подсказал написать либретто . Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена.

Это либретто прославляло самодержавие ,поэтому ,вопреки желанию композитора оперу назвали Жизнь за царя. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров Жизнь за царя, 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем

Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина Руслан и Людмила. Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет Руслана и Людмилы. В 1838 году началась работа над сочинением, Композитор мечтал о том ,чтобы сам Пушкин написал для нее либретто ,но преждевременная смерть поэта помешала этому .

Либретто создавалось по плану составленному Глинкой . От народно-героической оперы Иван Сусанин.вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом ,но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле,

Глинка подал директору прошение об отставке в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии Князь Холмский, Ночной смотр на слова Жуковского, Я помню чудное мгновенье и Ночной зефир на слова Пушкина, Сомнения, Жаворонок. Сочиненный Вальс-фантазия для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую

пьесу. 27 ноября 1842 - ровно через шесть лет со дня первой постановки Ивана Сусанина - состоялась премьера второй оперы Руслан и Людмила в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторского характера драматургии. Вскоре оперу совсем сняли со сцены редко ставился и

Иван Сусанин. В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения Вальс-фантазию 1839 и дивный романс на стихи Пушкина Я помню чудное мгновенье 1840. Новые странствия 1844-1847 В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во

Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал концертную увертюру

Арагонская хота вернувшись в Россию Глинка пишет еще одну увертюру Ночь в Мадриде, тогда же была сочинена симфоническая фантазия Камаринская на тему 2-х русских песен свадебной лирической Из-за гор, гор высоких и бойкой плясовой. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине.

Он был полон творческих планов. В 1848 - Глинка начал сочинять крупные произведения на тему Илья Муромец. Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию. В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя Тарас Бульба. В 1855 работа над оперой Двумужница. Последнее десятилетие Зиму 1851-52 Глинка провел в

Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой Новой русской школы творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине . В январе 1857 г после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из Жизни за царя,

Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить Записки. Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры. Значение творчества Глинки

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке, так писал известный критик. В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы народная музыкальная драма и опера-сказка он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой. Основные произведения Глинки Оперы Иван Сусанин 1836 Руслан и Людмила 1837-1842 Симфонические пьесы Музыка к трагедии Кукольника Князь

Холмский 1842 Испанская увертюра 1 Арагонская хота 1845 Камаринская 1848 Испанская увертюра 2 Ночь в Мадриде 1851 Вальс-фантазия 1839, 1856 Романсы и песни Венецианская ночь 1832, Я здесь, Инезилья 1834, Ночной смотр 1836, Сомнение 1838, Ночной зефир 1838, В крови горит огонь желанья 1839, свадебная песня

Дивный терем стоит 1839, Попутная песня 1840, Признание 1840, Слышу ли голос твой 1848, Заздравный кубок 1848, Песнь Маргариты из трагедии Гете Фауст 1848, Мери 1849, Адель 1849, Финский залив 1850, Молитва В минуту жизни трудную 1855, Не говори, что сердцу больно 1856.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.