ПРОГРАММА По предмету "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС" 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины – воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками. Задачи дисциплины – развитие музыкальных способностей, мышления, воображения; – формирование концертмейстерских
умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху); – развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы; – накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми; - формирование готовности к практической деятельности в школе. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена
работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов. Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам: –
аккомпанирование солисту, ансамблю, хору; – транспонирование, творческое обращение с нотным текстом; – объединение аккомпанемента с партией солиста; – подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним; кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям: – управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники; – исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением; – разучивание нового произведения с солистом, хором-
классом; - самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Виды учебной работы Всего часов Семестры Общая трудоемкость дисциплины 5 Аудиторные занятия 30 Лекции - - Практические занятия 30 Семинары - - Лабораторные работы - - И (или) другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа 110 Курсовой проект (работа) - - Расчетно-графические работы - - Реферат - - И (или другие виды самостоятельной работы) - - Вид итогового контроля (экзамен, зачет) экзамен Э 4. Содержание дисциплины Содержание дисциплины по ГОС Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей,
эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование
Тематический план дисциплины № п/п Разделы и темы дисциплины Практические, семинарские занятия (ч.) Самостоятельная работа (ч.) 1. Элементы концертмейстерской работы 2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним 3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений 3 14 5.
Чтение с листа и транспонирование 6. Подбор по слуху 7. Навыки концертного исполнительства 8. Игра в ансамбле 14 ИТОГО 110 Содержание разделов дисциплины 1. Элементы концертмейстерской работы Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента.
Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. 2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую
пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. 3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических
вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой). 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений В эскизной работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля,
умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений. 5. Чтение с листа и транспонирование Свободное чтение нотного текста с листа.
Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий),
непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста. При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д. 6. Подбор по слуху В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно оформляется.
Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами
обучения. 7. Навыки концертного исполнительства Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле. 9. Игра в ансамбле Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка – фортепиано).
Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |