Как, Вы не любите Шнитке Альфред Гарриевич Шнитке сейчас является самым известным ипочитаемым российским композитором. После смерти слава Шнитке возросла внесколько раз. Прошедший недавно фестиваль заставил звучать музыку этогокомпозитора в лучших залах Москвы. Газеты и журналы наполнились очерками истатьями о нем. Музыкант XXI века , лучший композиторсовременности - такими титулами награждают его критики, обычно
не щедрыена похвалу. Складывается впечатление, что стало модно любить музыкуШнитке. А точнее, говорить об этом, неважно правда это или нет.У музыкантов сформировался четкий стереотип - музыка Шниткепонятна не всем и если ты отказываешься признавать ее ценность и красоту - тыпросто не дорос до этого. Мол, станешь умнее, тогда и поговорим снова о нем, азаодно и о всех современных композиторах.
Шнитке в музыкальной среде стал впоследнее время таким же элементом имиджа, как Мерседес определенной модели у бизнесменов. Неважно, что есть машины лучше - главное,выглядеть престижно в глазах тебе подобных. Явственней всего это проявляется в музыкальных беседахстудентов или школьников. Часто приходится слышать что-то наподобие да унас сейчас в оркестре Реквием Шнитке. Такая ерунда! это кто-нибудь изоркестрантов.
По сценарию здесь сразу же должен вступиться кто-то из более высокопоставленных , теоретик или композитор - Не понимаешьнастоящей музыки - и молчи. Тебе она недоступна . Остальные обязательноважно кивнут и разойдутся довольные друг другом. А простофиля оркестрант никапли не изменив своего мнения про композитора в следующий раз отзовется о немв совершенно в другом тоне. Наверное, слишком простовато я обрисовал схему, но ведьименно по ней
и происходит раздувание личности или произведенияискусства, именно так раскручивают политических деятелей, эстрадных певцов,именно поэтому рождается сумасшествие вокруг черного квадрата Малевича или 33 Джона Кейджа. Именно таким образомподдерживается мнение о Николае Петрове как пианисте или Ростроповиче какдирижере. Я не хочу сказать, а король то голый , но все жеменя несколько смущает, что большинство не замечает
некоторую скупость иблеклость его одежды. Хочу оговориться - Шнитке я знаю хорошо. Безусловно, я быне решился написать все, что собираюсь без того, чтобы не изучить егодостаточно хорошо. Даже во время печати этого очерка я слушаю самое сильноепроизведение Шнитке - Историю доктора Фауста , до сих порпытаясь отыскать что-то, чего не нашел. Еще одна деталь - я считаю, что лучшим наследием Альфреда
Гарриевича были егоисследования и статьи, здесь его талант раскрывается в наибольшей степени. Но,я о музыке. Итак, что так покорило слушателей не только России, но и всегомира? Может, мелодии Шнитке? Может, они у него запоминаются легко и надолго каку Россини? Может, проводятся так широко и певуче, что захватывает дыхание, каку Чайковского? Нет. Я не могу назвать полноценной мелодией те связанные друг сдругом ноты у одной группы
инструментов, которые не наполнены экспрессией,которые не стремятся вперед, к определенной точке, которые не выстроены помузыкальным законам, которые порой противоестественны. Мне неинтересно ихслушать и если я и запомнил что-то из них, то лишь благодаря тому, что ониповторялись большое количество раз, причем в узнаваемом виде без изменений 8симфония, начало . Борис Чайковский верно подметил, что порой кажется,будто ноты в этих мелодиях могли бы с таким же успехом
следовать в другомпорядке и с другим ритмом. Может, Шнитке умел великолепно развивать материал? Гм делов том, что тип развития, присущий Шнитке настолько микроскопичен и сложен, внем используются настолько малые составные интонации, что он просто не можетбыть услышан человеком как нечто единое и осознаваемое. В лучшем случае - не спервого раза, в худшем т.е. не в худшем, а в самом трудном - только спартитурой
в руках и карандашом, чтобы отмечать интонационные связи, пока ты непотерял музыкальную нить размышлений. Должно быть, после Рихарда Штрауса,который довел развитие мелодии до невероятных высот, разрабатывая и комбинируякаждую, даже самую мелкую интонацию причем у Штрауса это похоже скорее не нарасшифровку чего-то непонятного, а на путешествие в мир прекрасного, где тебяпроводят через ряд прекрасных преобразований темы, показывают тебе из чего онасостоит и что
можно с ней сделать, тонко играют с ней и оставляют ощущениекрасивого волшебства. Причем красота здесь - ключевое слово,я к нему еще вернусь трудно придумать что-то новое, оригинальное и достойное,но ведь нашли же свой мелодический стиль Вячеслав Артемов, Борис Чайковский,Георгий Свиридов, Родион Щедрин etc. Тогда, быть может, в своих симфонических произведенияхШнитке предстает прекрасным
знатоком оркестра, как Римский-Корсаков? Можно,можно конечно спорить на эту тему, но для меня всегда использование огромногоколичества ударных, любовь к кластерам и совершенно несбалансированным меднымаккордам будет свидетельствовать о слабости Шнитке как оркестратора. Впрочем,проблема здесь глобальней - хорошо оркестрованное произведение, этопроизведение, которое условно выстроено, и гармонично, красиво звучит, вкотором есть логика тембрового развития и взаимодействия,
а для Шнитке такиепонятия как красота и гармония не являются ориентирами точнее говоря, этого неслышно из его музыки . Здесь мы подходим к следующему вопросу Так может быть, музыка Альфреда Гарьевича просто красива игармонична? Может, она несет в себе заряд положительных эмоций? Может, онауспокаивает, делает нас более терпимыми?
Может после всех этих, так любимыхкомпозитором музыкальных нечистот выражение не мое, а кого-то изкучкистов и брутальных звучаний наступает очищение, успокоение, некий катарсискак у Гия Канчели? Может, наперекор всему проходит тема любви и надежды, котораяпобеждает условное зло? Домашнее задание ответить на эти вопросы самостоятельно, желательно,после прослушивания произведений Шнитке. На выбор любая из симфоний лучше изранних ,
Реквием, История доктора Фауста, Concerto grosso 2. P.S. Что у Шнитке действительно великолепно получается, так это внезапные островкистилизации под барокко. После малых секунд, тритонов и септим этовоспринимается как нечто совершенное и прекрасное И так обидно, когда это так быстро прерывается. P.P.S. А ведь кроме Шнитке в нашей стране творит столько хорошихкомпозиторов
Андрей Рубцов. Oboist mail.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |