Может ли художник стоять в стороне от жизни Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу Он, прежде всего, обязан быть гражданином в свом искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчиннной
непрерывному дерзанию поискам, завоеванию вс новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа. Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Сержа полюбил серьзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на рояле. В детстве талантливый ребнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных
языка. Очень рано у него появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провл в е стенах десять лет. Репутация Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе е профессоров находились первоклассные музыканты такие как Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах -
А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром 1912 год в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью.
Настоящий смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал Вот дивное дарование Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен. Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки
Прокофьева рождены новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После окончания консерватории молодой композитор ездил за границу в Лондон, где проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной С.Дягилевым. Появление балета Ромео и Джульетта составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах.
Либретто разработано композитором совместно с режиссром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства, Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению реализма.
Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы подчинены содержанию. К сюжету Ромео и Джульетта обращались часто Ромео и
Джульетта увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а также - 14 опер. Ромео и Джульетта Прокофьева это богато развитая хореографическая драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чтких музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно показывает основу шекспировской трагедии. В нм сохранена основная последовательность сцен сокращены лишь немногие сцены 5 актов трагедии сгруппированы
в 3 больших акта. В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине эпоха описываемых событий XV век. Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию церемонность эпохи в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами веслые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах веронской улицы, в скоморошьем
Танце масок, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора весельчак Меркуцио. Одним из важнейших драматических средств в балете Ромео и Джульетта является лейтмотив это не краткие мотивы, а разврнутые эпизоды например тема смерти, тема обреченности. Обычно музыкальные портреты героев у
Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства 1 тема его зарождение 2 тема расцвет 3 тема его трагический накал. Центральное место занимает в музыке лирическая струя тема любви, побеждающая смерть. С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний
Ромео и Джульетты более 10 тем особенно многогранно охарактеризована Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео вначале он охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблнного и отвагу бойца. Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны, нежны характеризующие зрелое чувство
влюбленных наполнены сочными, гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и юношеских шалостей представляет вторая линия линия вражды стихия слепой ненависти и средневековой причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды грозный унисон басов в Танце рыцарей и в сценическом портрете Тибальда олицетворение злобы, надменности и сословной спеси,
в эпизодах боевых схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо ученого-гуманиста, покровителя влюблнных, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешнности. Она подчркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям. Разбор балета В балете три акта четвртый акт эпилог, два номера и девять картин
I действие экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу. II действие. 4 картина светлый мир любви, венчание. 5 картина ужасная сцена вражды и смерти. III действие. 6 картина прощание. 7, 8 картины решение Джульетты принять снотворное зелье. Эпилог. 9 картина смерть Ромео и Джульетты. I акт 1
Вступление начинается с 3 темы любви светлой и скорбной знакомство с основными образами 2 тема с образом целомудренной Джульетты-девочки грациозной и лукавой 3 тема с образом пылкого Ромео сопровождение показывает пружинистую походку юноши. 1 картина 2 Ромео Ромео бродит по предрассветному городу начинается с показа лгкой походки юноши задумчивая тема характеризует его романтический облик. 3Улица просыпается скерцо на мелодии танцевального склада,
секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту, озорство, как символ здоровья, оптимизма тема звучит в разных тональностях. 4 Утренний танец характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков музыка скерцозна, шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся характеризует тип движения. 5 и 6 Ссора слуг Монтекки и Капулетти, Бой нет ещ яростной злобы, темы звучат задиристо, но задорно,
продолжают настроение Утреннего танца. Бой как этюд моторное движение, бряцание оружия, стук мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически. 7 Приказ Герцога яркие изобразительные средства театральные эффекты угрожающе медленная поступь, острый диссонант звучания ff и наоборот разряжн, пустые тонические трезвучия pp резкие динамические контрасты. 8 Интерлюдия разрядка напряженной атмосферы ссоры.
2 картина В центре 2 картины портрет Джульетты-девочки, резвой, шаловливой. 9 Приготовления к балу Джульетта и Кормилица звучат тема улицы и тема Кормилицы, отражающая е шаркающую походку. 10 Джульетта-девочка. Разные стороны образа проявляются резко и неожиданно. Музыка написана в форме Rondo 1 тема Лгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной бегущей
мелодии, и, что подчркивает е ритм, остроту и подвижность, завершается сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими трезвучиями As, E, C движущимися вниз по терциям 2 тема Изящество 2 темы передано в ритме гавота нежный образ Джульетты-девушки кларнет звучит игриво и насмешливо 3 тема отражает тонкий, чистый лиризм как самую значительную грань е образа изменение темпа, фактуры, тембра флейты, виолончели звучит очень прозрачно 4
тема coda в самом конце звучит в 50 Джульетта выпивает напиток предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти каждый танец нест драматическую функцию. 11 Под звуки Менуэта официально и торжественно собираются гости. В средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги
Джульетты. 12 Маски Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках веселятся на балу мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака причудливый марш сменяется насмешливой, шуточной серенадой. 13 Танец рыцарей разврнутая сцена, написанная в форме Rondo, групповой портрет обобщающая характеристика феодалов как характеристика семейства Капулетти и Тибальда. Refren скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжлой поступью
баса создат образ мстительности, тупости, заносчивости образ жестокий и неумолимый 1 эпизод тема вражды 2 эпизод танец подруг Джульетты 3 эпизод Джульетта танцует с Парисом хрупкая, утончнная мелодия, но застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2 тема Джульетты-девушки. 14 Вариация Джульетты. 1 тема звучат отголоски танца с женихом смущение, скованность.
2 тема тема Джульетты-девочки звучит грациозно, поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту из вступления в ритме Менуэта видит е танцуя, а второй раз с характерным для Ромео сопровождением пружинистая походка. 15 Меркуцио портрет весельчака острослова скерцозное движение полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск, остроумие, иронию
Меркуцио как бы вприпрыжку. 16 Мадригал. Ромео обращается к Джульетте звучит 1 тема Мадригала, отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное ожидание. Прорывается 2 тема шаловливая тема Джульетты-девушки звучит живо, весело, впервые появляется 1 тема любви зарождение. 17 Тибальд узнат Ромео зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей. 18 Гавот разъезд гостей традиционный танец. Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев,
Сцене у балкона, 19-21, завершающей I акт. 19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты. 1 тема любви из Мадригала звучит эмоционально-возбужднно у виолончели и английского рожка. Вся эта большая сцена19 Сцена у балкона, 29 Вариация Ромео, 21 Любовный танец подчинена единому музыкальному развитию сплетаются несколько лейттем, которые
постепенно приобретают вс большую напряжнность в 21, Любовном танце, звучит восторженная, экстатичная и торжественная 2 тема любви безграничный диапазон певучая и плавная. В Code 21 тема Ромео впервые видит Джульетту. II акт 3 картина II акт изобилует контрастами народные пляски обрамляют сцену венчания, во 2 половине5 картина атмосфера празднества сменяется трагической картиной поединка
Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио. Траурное шествие с телом Тибальда кульминация II акта. 4 картина 28 Ромео у патера Лоренцо сцена венчания портрет патера Лоренцо человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций. 29 Джульетта у патера Лоренцо появление новой темы у флейтылейт-тембр
Джульетты дуэт виолончели и скрипки страстная мелодия, полная говорящих интонаций близка человеческому голосу, как бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания, завершает сцену. 5 картина В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски перевоплощает самую веслую тему
Улица просыпается, которая в 5 картине звучит мрачно, зловеще. 32 Встреча Тибальда и Меркуцио тема улицы искажена, е цельность разрушена минор, острые хроматические подголоски, завывающий тембр саксофона. 33 Тибальд бьтся с Меркуцио темы характеризуют Меркуцио, который бьтся лихо, весело, задиристо, но без злобы. 34 Меркуцио умирает сцена, написанная Прокофьевым с огромной психологической глубиной, основана на
постоянно возвышающейся теме страдания проявившейся в минорном варианте темы улицы вместе с выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека усилием воли Меркуцио заставляет себя улыбаться в оркестре обрывки прежних тем, но в далком верхнем регистре у деревянных гобоя и флейты возвращения тем прерывают паузы, необычность подчркивают чужие заключительные аккорды после d moll h и es moll. 35 Ромео решает мстить за смерть
Меркуцио тема боя из 1 картины Ромео убивает Тибальда. 36 Финал грандиозное ревущая медь, плотность фактуры, однообразный ритм приближающие к теме вражды. III акт III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически отстаивающих свою любовь особое внимание образу Джульеттыглубокая характеристика Ромео дана в сцене
В Мантуе, куда сослан Ромео эта сцена введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен. На протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви, приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного действия. 6 картина 37 Вступление воспроизводит музыку грозного приказа
Герцога. 38 Комната Джульетты тончайшими примами воссоздатся атмосфера тишины, ночи прощание Ромео и Джульеттыу флейты и челесты проходит тема из сцены венчания 39 Прощание небольшой дуэт полон сдержанного трагизма новая мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречнность и живой порыв. 40 Кормилица тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг
Джульетты характеризуют дом Капулетти. 41 Джульетта отказывается выйти за Париса 1 тема Джульетты-девочки звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты звучит скорбно, застыло, ответом ей служит речь Капулетти тема рыцарей и тема вражды. 42Джульетта одна в нерешительности звучат 3 и 2 тема любви. 43 Интерлюдия тема прощания приобретает характер страстного призыва, трагической решимости
Джульетта готова умереть во имя любви. 7 картина 44 У Лоренцо сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент, когда монах дат снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому Холодный томный страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар автоматически пульсирующее движение передат оцепенение, глухо вздымающиеся басы растущий томный страх.
45 Интерлюдия рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты звучит 3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды. 8 картина 46 Снова у Джульетты - продолжение сцены страх и смятение Джульетты выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-девушки. 47 Джульетта одна решается чередуются тема напитка и 3 тема Джульетты, е роковой судьбы. 48 Утренняя серенада.
В III акте жанровые элементы характеризуют обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры Утренняя серенада и Танец девушек с лилиями введены для создания тончайшего драматического контраста. 50 У постели Джульетты начинается с 4 темы Джульетты трагической. Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва в самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема
Джульетты. IV акт Эпилог 9 картина 51 Похороны Джульетты этой сценой открывается Эпилог замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти у скрипок приобретает скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео. 52 Смерть Джульетты. Пробуждение Джульетты, е гибель, примирение Монтекки и Капулетти. Финал балета светлый гимн любви, основанный на постепенно возрастающем, ослепительном
звучании 3 темы Джульетты. Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура Ромео и Джульетты была такой необычной, что потребовалось время для вживания в не. Возникла даже ироническая поговорка
Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете. Лишь постепенно вс это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как по общему мнению считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская музыка и спектакль
Лавровского проникнуты шекспировским духом. Список литературы. 1 Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса 2 И. Марьянов Сергей Прокофьев жизнь и творчество 3 Л. Далько Сергей Прокофьев популярная монография 4 Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.
А.Прохоровой и Г.С. Скудиной.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |