Реферат по предмету "Иностранный язык"


Хаос и космос в лирике ФИ Тютчева

Хаос и космос в лирике Ф.И. Тютчева


Прежде всего необходимо установить, в каком смысле следует понимать слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии, - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития. Он неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же - это мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная, живое, разумное существо, вместилище космического ума, души, тела.


Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с определением поэзии Тютчева как философской лирики. Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой философией. Однако в лирике поэт выражает своеобразие своего художественного переживания не только в колорите своего творчества, но и в характере подбора и формирования определенного материала, то есть "нуждается в извлечении из мира всего, соответствующего своей натуре". Если этот материал пересекается с философской проблематикой, то можно говорить о философской лирике.


Но в философии и поэзии различается в первую очередь способ использования языка. В философском поэтическом произведении имеется не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее обозначение, декларирование философемы, которая живописуется словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, "ощутительных" образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не будут представлять собой истинного художественного произведения.


Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились "величайшая яркость и обрисованность объективно-эпического момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной силой и богатством ее лирико-музыкального элемента". Первая черта лирических произведений Тютчева - "всеобщее предметное чувство", носящее космический характер. Это чувство имеет объективный и реалистический характер. Другой поэт мог бы ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что природа откликается на его настроения. Для Тютчева все чувства и настроения - проявления космического бытия как такового. Целостная жизнь, физические явления воспринималась им как жизнь самой природы, самих вещей, космоса, "как состояние и действие живой души". Природа для него есть сама по себе комплекс живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который послушен воле художника:


Не то, что мните вы, природа!


Не слепок, не бездушный лик -


В ней есть душа, в ней есть свобода,


В ней есть любовь, в ней есть язык…


Даже там, где основная тема произведения - явления личной внутренней жизни, они представляются поэту проявлением жизни всего космоса. Душевная жизнь ощущается им как область, входящая в порядок объективного бытия и подчиненная космосу, "внешний свет природы становится внутренним светом разума и сознания". У Тютчева душа "бьется на пороге как бы двойного бытия", порыв радости представляется как проникновение стихии в душу человека ("как бы эфирною струею по жилам небо потекло"), старческая любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед грозой, а слезы - "капли дождевые зачинающей грозы". Это не просто образы, а восприятие их подлинно космической природы, то, что было названо Франком "космизацией души" - перенесение в личную жизнь категорий космического порядка.


Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для него есть символ великого и невыразимого космического целого, некого "иного" - космоса в философском смысле этого слова. Поэзия Тютчева делает конкретные впечатления жизни в ее целом предметом восприятия, художественным центром, вокруг которого расположены частные поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная "религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности ее тем. Времена года, день и ночь, свет и тьма, любовь, море, душа - все это у Тютчева предмет художественного описания в своей общей, стихийной природе. Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается космическая сторона жизни. Это может достигаться как прямым указанием на присутствие высших сил (например, гроза - проявление демонических сил: "Одни зарницы огневые, / Воспламеняясь чередой, / Как демоны глухонемые / Ведут беседу меж собой…"), так и посредством эпитетов, зачастую парадоксальных - "звучные волны ночи, гремящая тьма, поющие деревья" и т. п., которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые, внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал космоса".


Осознание в творчестве всего как единого и признание в видимом духовного начала - это пантеизм. Однако само конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращении ко всей его поэзии мы ясно видим, как эта двойственность пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример - стихотворение "День и ночь":


День - сей блистательный покров -


День, земнородных оживление,


Души болящей исцеленье,


Друг человека и богов!


Но меркнет день - настала ночь;


Пришла - и с мира рокового


Ткань благодатную покрова,


Собрав, отбрасывает прочь…


И бездна нам обнажена


С своими страхами и мглами,


И нет преград меж ней и нами -


Вот отчего нам ночь страшна!


День и ночь здесь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последняя же - олицетворение "бездны безымянной" - названа Тютчевым хаосом:


О чем ты воешь, ветр ночной?


О чем так сетуешь безумно?..


О, страшных песен сих не пой


Про древний хаос, про родимый!


Как жадно мир души ночной


Внимает повести любимой!


Из смертной рвется он груди


И с беспредельным жаждет слиться!..


О, бурь уснувших не буди -


Под ними хаос шевелится!..


Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь. И, что самое главное, не только светлое начало, но и хаос божествен, прекрасен и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами: "родимый" хаос, "святая "ночь.


Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не только в природе, но и в самой человеческой душе:


...человек, как сирота бездомный,


Стоит теперь и немощен и гол,


Лицом к лицу пред пропастию темной.


И чудится давно минувшим сном


Ему теперь все светлое, живое...


И в чуждом, неразгаданном, ночном


Он узнает наследье родовое.


Темная стихия страсти, угрюмый "огнь желания" таит очарование даже более сильное, чем светлая "пламенно-чудесная" игра, день - лишь "отраден и чудесен", ночь - "святая", воля к смерти и воля к жизни одинаково привлекательны для человека:


И в мире нет четы прекрасней,


И обаянья нет ужасней,


Ей продающего сердца…


В человеке - желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального "эфирного" мира:


Сумрак тихий, сумрак сонный,


Лейся в глубь моей души,


Тихий, томный, благовонный,


Все залей и утиши…


Дай вкусить уничтожения,


С миром дремлющим смешай!


Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска, охватывающая при встрече с проявлениями хаоса, - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достигается блаженство самоуничтожения. Эта тоска - причина трагедии человека. Человек - лишь "греза природы". Отсюда - ощущение себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни:


Душа моя, Элизиум теней,


Что общего меж жизнью и тобою!


В лирике Тютчева образно выражена мысль о том, что стихия хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая ограниченности человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним.


На этом новом уровне противопоставление хаоса и идеального начала - космоса - находит выражения не в образах "дня и ночи", а в образах "тишины, успокоения и зноя "и столкновение их - это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания. Здесь подчеркивается черта, присущая самому космосу - сила возвышения над самим собой. Хаос, таким образом, - олицетворение "преодоления земного и смертного".


"Обе разнородные силы как бы с обеих сторон сближаются между собой и выявляют присущую им высшую гармонию, недостижимую вне духовного преобразования, страдания и умирания". Этот синтез достигается Тютчевым и в описаниях осени:


Есть в светлости осенних вечеров


Умильная, таинственная прелесть…


Ущерб, изнеможение, и на всем


Та кроткая улыбка увядания,


Что в существе разумном мы зовем


Возвышенной стыдливостью страдания.


И в описании состояния старого человека: "одна улыбка умиления в измученной душе моей". И в описании "вещей души человека", бьющейся "на пороге двойного бытия": "Душа готова, как Мария, / К ногам Христа навек прильнуть..."


Итак, в лирике Тютчева, "самой ночной души русской поэзии", открывается в неподвижной, завершенной форме, в чистой красоте божественное единство космоса и хаоса, в борьбе между которыми протекает "злая жизнь с ее мятежным жаром".


Список литературы


Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.


3унделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.


Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль. Кн. 11. 1913.


Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева. В сб. Соловьев В.С.


Философия искусства и литературная критика. М., 1917.


Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб., 1914



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности работы с несовершеннолетними состоящими на учете за употребление наркотических средств
Реферат Chronicle
Реферат Ford Expedition Vs Chevy Tahoe Essay Research
Реферат «Что дальше: прогноз по рынкам до конца года» Воробьев Евгений Владимирович
Реферат Основы измерения времени
Реферат Гендерное измерение в современном социально-коммуникативном дискурсе: роль рекламы
Реферат Анализ пропорциональности развития рынка банковских услуг
Реферат Роль товарного знака и упаковки товара в формировании его ценности
Реферат Pope Leo X Essay Research Paper 1518
Реферат Flatland Essay Research Paper FLATLAND by Edwin
Реферат Основы психолого педагогической коррекции
Реферат Hate Crimes Polluting America Essay Research Paper
Реферат Математическая интерпретация геодинамических процессов массивов горных пород Гиссарского и Туркестанского хребтов (республика Таджикистан)
Реферат Иларион Киевский
Реферат Таможенное право (Контрольная)