О.Ю. Заславская
Управленческая компетентность в рамках педагогического вуза, как и ее составляющие, могут быть сформированы на разных уровнях. Наиболее простое деление на два уровня: на первом сформированы умения и навыки работы в стандартных условиях, а на втором — наличие личностного компонента [2]. Первый уровень управленческой компетентности представляет собой умение организовать работу и обучение в режиме диалога, второй уровень предполагает умение организовать работу в группах, в том числе и в группах разного состава. Если говорить о рефлексии, то первый уровень — это рефлексия учебной, образовательной деятельности, а на втором — рефлексия становится инструментом самопознания, самообразования, позволяет проследить цепи причинно-следственных отношений в собственном, субъективном мире.
С учетом особенностей смысловых характеристик «управленческой компетентности» как понятия можно подбирать средства, позволяющие ее развивать, условия, в которых компетентность может быть сформирована у педагогов в той или иной степени.
При создании условий для развития и формирования управленческой компетентности учителя информатики акцент делается на качественном, а не количественном (увеличение часов и предметов) преобразовании подготовки в области методики обучения информатике. В данном случае главным для учителя является конструктивный поиск управленческого смысла приобретаемых знаний в области методики обучения информатике, теоретической информатики, информационных и телекоммуникационных технологий [1].
В подготовке будущего учителя информатики можно выделить несколько этапов.
На первом этапе (формальная управленческая деятельность) управленческая деятельность сводится к формированию, преобразованию материала в «модель» (конспект, схема, формула и т. д.). Данная работа носит технический, отстраненный от личности характер и воспринимается как внешняя, учебная задача. Рассмотрим формулировку уровневых целей учебной темы на примере раздела «Автоматизация информационных процессов. Компьютер» курса «Информатика и ИКТ» (табл. 1).
Данный раздел включает изучение следующих тем [3]:
Информационная деятельность человека. Эволюция информационных технологий (Эволюция ЭВМ).
Архитектура компьютера. Принципы работы компьютера.
Аппаратное обеспечение компьютера.
Устройство персонального компьютера.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Таблица 1
Формулировка целей для учащихся по уровням обучаемости
Целеполагание для ученика | Уровень I (репродуктивный) | Уровень II (прикладной) | Уровень III (творческий) |
Понимать особенности смены поколений ЭВМ | Знать поколения ЭВМ и их особенности | Уметь визуально отличать различные поколения ЭВМ | Уметь выявлять поколения ЭВМ по определенным признакам |
Уметь перечислять основные принципы построения ВМ (архитектура фон Неймана) | Знать основные принципы фон Неймана | Уметь определять информационные потоки по функциональной схеме компьютера | Уметь определять аппаратное обеспечение ПК |
Иметь представление о назначении, составе и характеристиках основных устройств компьютера | Знать основные устройства компьютера | Уметь определять характеристики аппаратного обеспечения | Уметь определять области применения компьютера |
Понимать суть автоматизации информационных процессов средствами компьютера | Знать информационные процессы | Уметь выделять информационные процессы в конкретной деятельности | Уметь определять средства автоматизации информационных процессов |
Следующий шаг — выделение и соотнесение нескольких вариантов, видов моделей, перевод «контента» из одной модели в другую, их «кодификация».
Далее (в рамках технологической деятельности), построив «кодификационную модель», то есть выделив концептуальные основы, учитель приближается к пониманию методологии предмета управления, выделяет научный метод, на котором основан материал, формирует комплекс возможных методов, механизм их соотнесения и перевода. Для выяснения эффективности на данном этапе возможно использовать «подбор» различных методов. Таким образом, управленческая деятельность учителя становится «осмысленной», воспринимаемой как личный методологический выбор, который он должен выбрать и отстоять. Появляется понимание структуры управленческой деятельности (выделение объекта, предмета, субъекта, методов). В ходе организации и осуществления учебно-познавательной деятельности формируется умение «чувствовать», выделять и соотносить различные методы обучения информатике. Можно говорить о развитии «управленческой компетентности» учителя.
Рассмотрим пример реализации технологического компонента управленческой компетентности на примере составления уровневых заданий для самостоятельной работы по сформулированным целям (1 строка таблицы).
Вариант заданий по теме:
«Автоматизация информационных процессов. Компьютер».
Задание № 1. Расставьте поколения ЭВМ в хронологическом порядке с указанием элементной базы.
1946—
1975—
1966—
1955—
Ответ:
1946 — электровакуумная лампа.
1955 — транзистор.
1966 — интегральная схема.
1975 — большая интегральная схема.
Задание № 2. Определите, к какому поколению относятся представленные ЭВМ.
А) с)
Ответ: А — первое поколение, B — четвертое поколение,С — второе поколение, D — третье поколение.
Задание № 3. Заполнить пробелы в таблице.
Поколение | Быстродействие (операций в 1 секунду) | Устройства ввода/вывода | Программное обеспечение | Примеры |
I | Перфоленты, перфокарты | Машинные коды | ||
II | Магнитная лента, магнитные барабаны | Традис, М-20, IBM-720, БЭСМ-6 | ||
III | 1-10 млн | ЕС-1030, IBM-360 | ||
IV | Более 100 млн |
Ответ:
Поколение | Быстродействие (операций в 1 секунду) | Устройства ввода/вывода | Программное обеспечение | Примеры |
I | 10-20 тыс. | Перфоленты, перфокарты | Машинные коды | Стрела, БЭСМ, МЭСМ, UNIVAC |
II | 100-1000 тыс. | Магнитная лента, магнитные барабаны | Алгоритмические языки | Традис, М-20, IBM-720, БЭСМ-6 |
III | 1-10 млн | Магнитные диски | Операционные системы | ЕС-1030, IBM-360 |
IV | Более 100 млн | дискеты, оптические и лазерные устройства | Базы данных, экспертные и пользовательские системы | Корвет, УКНЦ, IBM-486, персональные сборки |
Понимание субъектности деятельности (ценностная деятельность) в рамках учебного курса, его методологического основания подготавливают
базу для выделения ценностных оснований управленческой деятельности. Учитель подходит к выделению собственной системы ценностей и ее соотнесению с другими. В дальнейшем способность «соотнести» свою деятельность с деятельностью других индивидов, малых или больших групп приводит к возможности «мобильно» реагировать на изменения, учитывая их ценностные основания. Учитель, обладающий «управленческой компетентностью», способен на основании соотнесения ценностных позиций выходить на уровень организатора не только своей, но и чужой деятельности, управлять ею.
Результатом выполнения данного утверждения может стать технологическая карта урока.
Целеполагание ученика | Целеполагание учителя |
Знать названия и функции устройств компьютера. Уметь различать назначение и типы компьютера по составу устройств. Знать сущность принципов построения архитектуры компьютера. Иметь представление о на - значении, составе и характеристиках основных устройств компьютера. | Предметные цели: помочь обобщить знания о разных типах вычислительной техники и компьютеров; научить определять назначение компьютера и его тип по составу устройств, познакомить с историей и этапами развития вычислительной техники; познакомить с принципами построения архитектуры компьютера; помочь отработать навыки работы с компьютером. Развивающие цели: организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении устройств компьютера; организовать деятельность по отработке учениками навыков определения разных типов компьютеров; организовать отработку навыков системного мышления при анализе функциональной схемы компьютера; определять необходимое аппаратное обеспечение для автоматизации информационных процессов. Личностно ориентированные (личностные, воспитательные, социализирующие, метапредметные и интегрированные цели): помочь учащимся осознать значение вычислительной техники в науке и обществе; помочь учащимся в выборе необходимых устройств компьютера для выполнения учебных задач; |
Целеполагание ученика | Целеполагание учителя |
помочь в освоении взаимодействия с различными техническими устройствами для успешного обучения и овладения новыми знаниями; помочь учащимся осознать эффективность организации собственной деятельности с помощью необходимых технических средств. |
Совокупность формальной деятельности, технологической деятельности и ценностной деятельности составляет «управленческую компетентность» будущего учителя информатики. Она позволяет ему адекватно и мобильно реагировать на изменения педагогической ситуации, не теряя при этом собственного целеполагания, сохраняя профессиональную образовательную способность и возможность успешно достигать результата, изменяя при необходимости формы и методы обучения информатике, организуя учебно-познавательную деятельность школьников.
Для внедрения предлагаемой методологической системы в качестве основополагающей концепции организации образовательного процесса необходимо:
внесение дополнения в курс «Теория и методика обучения информатике», позволяющего определить методологию предмета «управления» в области методики обучения информатике;
формирование у студентов, будущих учителей информатики, начальных управленческих знаний, умений и навыков при освоении программы специальных курсов «Информатизация управления образовательным процессом», «Педагогический менеджмент», «Информационный менеджмент», внедряющих комплекс возможных методов управленческих воздействий на ученика, механизм их соотнесения и реализации, выявляющих совокупность условий и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности учителя информатики в процесс информатизации образования;
разработка для будущих учителей информатики в рамках прохождения педагогической практики специальной системы заданий, которые позволят подготовить базу для выделения собственных ценностных оснований управленческой деятельности, умения выявлять и решать учебновоспитательную задачу, осуществлять взаимодействие участников процесса обучения с позиции управленческой компетентности.
Список литературы
Галеева Н.Л. Подходы к управлению учебной деятельностью учащихся на уроках информатики / Н.Л. Галеева, О.Ю. Заславская // Информатика и образование. - 2010. - № 3. - С. 44-50.
Заславская О.Ю. Модель, алгоритм и содержание подготовки учителя информатики в современных условиях / О.Ю. Заславская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2007. - № 4. - С. 24-30.
Кузнецов А.А. Содержание обучения информатике в основной школе: на пути к фундаментализации / А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун,
О.Ю. Заславская, И.В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2010. - № 4. - С. 5-18.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |