И.В. Левченко
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки магистров образования по направлению 050100 «Педагогическое
образование» [3] описание видов методической деятельности и соответствующих профессиональных компетенций носит исключительно общий характер. Для составления на основе этого стандарта образовательных программ и последующей разработки рабочих учебных программ по методике обучения информатике необходимо конкретизировать и расширить предлагаемый перечень профессиональных компетенций в области методической деятельности, опираясь на рекомендации Минобрнауки России [2].
В соответствии с ФГОС ВПО выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в области методической деятельности:
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).
Формировать методические компетенции предлагается в процессе освоения базовой части общенаучного цикла (дисциплины «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования») и профессионального цикла (дисциплины «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»). Однако перечисленные дисциплины лишь частично ориентированы на методический аспект деятельности будущего магистра в области образования по информатике. Поэтому за счет вариативной части профессионального цикла необходимо включить в учебный план дисциплину, которая будет направлена на фундаментальную методическую подготовку (например, «Методика обучения информатике в профильной школе») [1].
При конкретизации и расширении методических компетенций необходимо учитывать современную направленность методической подготовки на овладение системой научных знаний в области теории и методики обучения информатике, методологией научного познания, на усиление ее методологической и теоретической составляющей, на приобщение студента к научной деятельности, на формирование умения адаптироваться в различных психолого-педагогических и социально-экономических условиях, прогнозировать развитие той или иной педагогической ситуации, на выделение фундаментальных основ информатики и т. д.
С точки зрения глобальных целей методическая подготовка магистра образования в области информатики направлена на формирование цельной личности, способной раскрыть и развить те способности учащихся, которые нужны им и обществу, обеспечить образование и гармоничное развитие личности учащегося с помощью фундаментальных основ информатики, сформировать у учащихся элементы информационной культуры и потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.
В связи с этим выделим требования к образовательным результатам освоения методических компетенций:
владеть системой научных знаний в области теории и методики обучения информатике;
обладать информационным мировоззрением и информационной культурой;
владеть методическим мышлением, которое заключается в видении процесса проектирования и организации обучения информатике;
владеть логико-алгоритмическим и системно-комбинаторным стилем мышления, что позволит формировать целостный курс информатики на основе интеграции содержания вокруг системообразующих стержней;
владеть общей методологией организации и проведения педагогического эксперимента;
уметь внедрять результаты исследовательской деятельности в педагогическую практику, уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся;
уметь выявлять и использовать стержневые системообразующие и инвариантные знания в области информатики и методики обучения информатике;
уметь видеть и объяснять причинно-следственные связи в изучаемом материале, закономерности изучаемых процессов, развитие формируемых понятий информатики;
уметь конкретизировать цели обучения информатике, адаптировать и применять различные методы, формы и технологии обучения, средства информационных и телекоммуникационных технологий;
обладать потребностями в активной деятельности, в творчестве, в непрерывном самообразовании и саморазвитии;
уметь контролировать и оценивать результаты обучения и собственную деятельность, анализировать процесс обучения школьной информатике, предвидеть последствия применения различных средств;
готовность к осуществлению профессионального взаимодействия с коллегами, коллективом учащихся, отдельными учащимися и их родителями;
готовность к эффективному обучению информатике школьников, к применению сформированных знаний и умений на практике.
Выделенные методические компетенции магистров образования являются универсальными, по своей сути основополагающими методическими знаниями и умениями, составляющими фундаментальные основы методической подготовки.
Конкретизируя методические компетенции, можно сформулировать требования к образовательным результатам исходя из теоретико-методических и предметно-методических задач подготовки магистра образования.
В результате подготовки в области общих (теоретических и методологических) вопросов методики обучения школьной информатике магистру образования необходимо:
■ знать
значение методики обучения информатике в профессиональной подготовке учителя информатики;
объект и предмет, цели и задачи методики обучения информатике, законы, закономерности и принципы обучения информатике в школе;
взаимосвязи методики обучения информатике с другими науками;
компоненты алгоритмической и информационной культуры;
компоненты методической системы обучения информатике в школе;
цели и задачи обучения школьной информатике, педагогические функции курса информатики, значение информатики в общем образовании школьника;
структуру непрерывного обучения информатике в средней общеобразовательной школе;
назначение, функции и содержание государственных общеобразовательных стандартов по информатике;
основные концепции обучения школьной информатике, программы и учебники, разработанные на их основе;
критерии оценки программ и школьных учебников;
содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;
структурные элементы урока информатики и требования к нему;
принципы дифференциации содержания обучения информатике;
содержание методических линий школьного курса информатики;
особенности реализации методов, форм и средств обучения на занятиях по информатике;
способы использования компьютеров на уроках информатики;
функции, виды контроля и оценки результатов обучения;
состав, назначение, классификацию и основные требования к учебному программному обеспечению по курсу информатики;
основные требования к школьному кабинету информатики;
требования к комплекту учебной вычислительной техники;
санитарно-гигиенические нормы работы учащихся за компьютером;
■ уметь
иллюстрировать примерами реализацию закономерностей и принципов обучения информатике в школе;
использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;
формулировать дидактическую цель урока информатики и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;
использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике;
провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики;
планировать учебный процесс по курсу информатики;
составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их;
выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики;
выбирать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения на занятиях по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, в соответствии с особенностями учащихся;
использовать возможности информационной среды, средств информационных и телекоммуникационных технологий при организации образовательного процесса по информатике;
разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;
оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания;
организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;
использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;
проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;
использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;
владеть
систематизированными психолого-педагогическими и научно-методическими знаниями и умениями для проектирования и реализации образовательного процесса по информатике;
навыками использования документов нормативного и рекомендательного характера при проектировании и реализации образовательного процесса по информатике;
навыками постановки и достижения дидактической цели и задач урока;
навыками использования различных методов, форм и средств, педагогических и информационных и телекоммуникационных технологий для организации познавательной деятельности учащихся;
методикой организации профильных и элективных курсов информатики, отвечающих специализации образования на старшей ступени школы;
методами, формами и средствами для проведения контроля знаний и умений;
навыками проведения занятий по информатике различных типов;
способами саморазвития и самообразования.
В результате подготовки в области частных (прикладных) вопросов методики обучения информатике в школе магистру образования необходимо:
знать
содержание требований к знаниям и умениям учащихся по информатике, зафиксированных в государственном стандарте;
приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;
последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики;
методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;
методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;
методику организации исследовательской деятельности на занятиях по информатике с учащимися разного возраста;
методику введения и формирования понятий курса информатики;
методику обучения разработке алгоритмов;
методику обучения правилам курса информатики;
методику обучения решению задач курса информатики;
уметь
устанавливать иерархию целей и определять вариативные цели изучения конкретных понятий, конкретного учебного материала по информатике;
использовать приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;
применять уровневую и профильную дифференциацию при обучении информатике;
проектировать методику работы над конкретным вопросом школьной информатики, разрабатывать ориентировочную основу деятельности для учащихся;
решать методические задачи, связанные с отбором содержания, последовательностью изложения учебного материала, с обоснованием выбора методов, форм и средств при обучении школьников основам информатики;
применять методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;
использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;
создавать вариативную методику обучения конкретному учебному материалу в зависимости от целей и реальных условий обучения информатике;
вводить и формировать понятия курса информатики;
обучать разработке алгоритмов;
обучать правилам курса информатики;
обучать решению задач курса информатики;
владеть
навыками использования возможностей информационной среды предметной области информатики для решения профессиональнопедагогических, в том числе и методических задач;
методикой обучения фундаментальным основам школьной информатики, навыками реализации учебных программ по курсу информатики;
методикой формирования обобщенных способов деятельности с использованием средств ИКТ;
навыками использования современных методик и технологий обучения для обеспечения качества образовательного процесса по информатике;
навыками организации самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся по информатике.
Выделенные методические компетенции магистров образования в области информатики, которые получены в результате конкретизации и расширения указанных в ФГОС ВПО профессиональных компетенций в области методической деятельности, позволяют разрабатывать образовательные программы и рабочие учебные программы по методике обучения информатике, проводить диагностику методической подготовки будущих учителей информатики старшей школы.
Список литературы
Левченко И.В. Совершенствование методической подготовки учителя информатики в контексте фундаментализации образования / И.В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2009. - № 1 (17). - С. 48-54.
От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов // Высшее образование в России. - 2010. - № 8-9. - С. 3-10.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») // URL: http://mon.ru/doc/fgos/7200/.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |