Реферат по предмету "Москвоведение"


Старообрядческая Москва

Старообрядческая МоскваПатриарх Никон начал церковнуюреформу в середине 17 века не с благословения Божьего, а с проклятий, анафем,кровопролитий и убийств. Все трепетали перед ним, никто из архиереев не смелвыступать со словами обличения. Поскольку патриарх вторгся в государственноедело, царь Алексей Михайлович стал тяготиться им. Ожидая просьб и унижений состороны главы государства,

Никон на литургии в Успенском соборе Кремля 10 июля1658 года снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашескийклобук, взял вместо посоха простую клюку и отправился в Воскресенскиймонастырь, названный им Новым Иерусалимом теперь г.Истра . Но оношибся, Алексей Михайлович не стал упрашивать Никона не покидатьпервосвятейшеского престола. В 1660 годуцарь созвал в

Москве собор, на котором было решено из- брать нового патриарха.А в 1666-67 годах новый собор лишил Никона священного сана и сделал егопростым монахом. Уйдя с патриаршегопрестола, Никон признал свою реформу ошибочной, стал издавать в Воскресенскоммонастыре старопечатные книги. Умер в 1681 году, так и не помирившись с царем,архиереями и церковью.Собор избрал нового патриарха- Иоасафа, одобрил новую печать, утвердил новые обряды и чины.

Наложилпроклятия на старые книги и обряды. Эти законы и действия еще более усугубилицерковный раскол.Положение староверов в Россиив 17 столетии было похоже на гонение христиан в Римской империи в 2-3 веках.Чтобы сохранить старую веру, старообрядцы бежали на окраины Руси и за границу.Старое священство вымирало,новое не приходило, еще хуже дело обстояло с богослужением. Священники не имелиправа освящать церкви, если нет антиминса плата с частицами святых мощей.

Правда, кое- где антиминсы сохранились,остались и запасы мирра, освященного еще патриархами Филаретом и Иосифом доцерковного раскола.Часть старообрядцевпосчитала, что раз нет епископов, а священство сошло на нет, значит, на то воляБожья. Они стали совершать богослужения без священников и стали называться беспоповцами . Особенно много беспоповцев было на севере европейской части России, среди болотАрхангельской, Вологодской губерний и в

Карелии.В Москве возникло два центрастарообрядчества - поповское и беспоповское. Первое - за Рогожской заставой,второе - у села Преображенского. В обоих случаях причиной образования центров послужилаэпидемия чумы моровой язвы , случившаяся в 1771 году.Старообрядцы попросилиразрешения хоронить чумных покойников за Рогожской заставой, и постепенно здесьвозникло духовное пристанище.

Был построен храм во имя священника Никона. В 1792 году МатвеемКазаковым был возведен храм Покрова Пресвятой Богородицы. С внешней стороныхрам напоминает огромный дом, зато внутри он поражал великолепием настеннойросписи и древними иконами.Покровский собор был летним.В 1804 году Василием Баженовым был возведенхрам во имя Рождества

Христова.На Преображенском кладбище в1784 году была построена соборная часовня во имя Успения Богородицы, а в1805-1808 годах - Крестовоздвиженская часовня. Постепенно окружающий дворобрастал различными постройками, часть которых сохранилась до сих пор.Московское старообрядчествоиздавна отличалось от других сословий своим богатством. Крупные фабрики изаводы московского промышленного района, известного на всю

Россию, созданыфабрикантами-старообрядцами, владевшими огромными капиталами. Московскоекупечество в основной своей массе принадлежало к староверам, среди нихвстречаются знаменитые на всю Россию фамилии меценатов и жертвователей.В 1800 году, устав боротьсясо старообрядцами, господствующая церковь, усилиями митрополита Платона,основала единоверческую церковь. Единоверцам было разрешено молиться по старомучину и старым книгам, но подчинятьсясвященному

Синоду.Печальным событием стало длястарообрядцев распоряжение Николая I об опечатании алтарей РогожскогоБогадельного Храма Покрова и других соборов Рогожской и Преображенской общин.После смерти Николая I для старообрядцев не наступило существенных послаблений.Только после издания царского указа о веротерпимости в 1905 году в

Покровскомсоборе было разрешено начать нормальноебогослужение.В три часа дня Страстнойсубботы в Покровском храме был прочитан указ императора. К этому времени наРогожское кладбище стеклась масса верующих. Когда вошли в алтарь, ужас охватилприсутствующих пол прогнил, киоты развалились, иконы попадали на пол,изображения на них истерлись, а одежды священников истлели.

Понадобилось немалотрудов и средств на восстановление и реставрацию. Ведь в течение 49 лет, когдарука человека не прикасалась к запечатанным алтарям, в них погибло большое количество редких археологических ценностей и святынь,которых нельзя было купить ни за какие деньги.16 апреля 1905 года навсегдаостанется в памяти московского старообрядчества как историческая грань,положенная между печальным прошлым и новой эпохой относительной свободывероисповедания, которая продолжалась всего 12

лет. Это была золотая пора,когда по всей Российской империи как грибы после дождя росли приходы, издавалсявсеобщий старообрядческий журнал Церковь , открылось в 1912 годупервое высшее учебное заведение - Старообрядческий институт.Рогожская библиотекаотличалась редкими древнеправославными и старопечатными книгами. При проведенииописи было учтено 517 книг из них 50 рукописных . В том числе Никон -Черная Гора изд. в 1366 г Служебная

Евангелия 1551г. ,Ирмосы певческие, написанные в Ростове в 1622 г и др.До революции существовалсамостоятельный туристический маршрут По старообрядческойМоскве . Он рекомендовал любителямстарины зайти в Покровский собор и ознакомиться со старыми иконами 14-17 вековновгородских и строгановских писем. Там хранилась самая древняя икона Спас Грозное Око 14 века,греческого письма .

Материал взят ссайтаhttp moskvoved.narod.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.