Реферат по предмету "Москвоведение"


Складывание радиально-кольцевой планировки Москвы

Реферат по москвоведению по теме Складывание радиально-кольцевой планировки Москвы ученика 9 Д класса школы 1061 Деменкова Ильи. Москва . 1997 г. План 1 Введение. Планировка Москвы . 2 История складывания рад кол. планировки Москвы а Экономико-географическое расположение древней Москвы и

Кремль б Китай-город в Белый город и Земляной город г Камер-Коллежский вал д Окружная железная дорога е МКАД 3 Особенности Москвы в связи с е планировкой . 4 Проблемы и Перспективы . Введение. Одним из важнейших факторов , влияющих на развитие столицы Российской Федерации , города Москвы является его планировка - радиально-кольцевая или ветвисто-веерная

. Такая планировка характерна для древних европейских городов и представляет собой структуру , подобную показанной на рис. 1 рис.1 Данная планировка выгодна для населнных пунктов , выполняющих одновременно роли транспортно-промышленного узла и военно-тактического центра , каковыми являлись большинство древнерусских городов , не исключая и Москвы , с той только разницей , что Москва выполняла больше транспортную функцию , так как изначально располагалась на пересечении нескольких

торговых путей , а позднее и сама стала крупным транспортным узлом . Радиально-кольцевая система планировки является синтезом радиальной , идеальной для транспортных узлов планировки рис.2 и классической цепи фортификационных сооружений рис.3 . рис.2 рис.3 К несомненным преимуществам радиально-кольцевой планировки следует отнести е компактность , быстроту внутригородского перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях .

Основным же недостатком данной планировки является неизбежность транспортной перегрузки центральной части города . Наряду с Москвой классические примеры радиально-кольцевой планировки представляют такие города , как Париж и Вена . Менее выражена она в Берлине и Брюсселе . Нынешняя радиально-кольцевая планировка сложилась в Москве далеко не сразу . О том , как развивалась структура

Москвы на протяжении веков , рассказано во втором параграфе . История складывания радиально-кольцевой планировки Москвы . Предпосылки к складыванию радиально-кольцевой структуры появились в Москве изначально , с момента основания города . Причиной этому послужило то , что Москва была основана на пересечении нескольких торговых путей

Торжок-Тверь-Москва-Рязань , Углич-Тверь-Москва-Курск и др. Но в те времена Москва ещ не была круглой , то есть не обладала радиально кольцевой планировкой кремлвские стены - от первых деревянных до возведнных Иваном Калитой - имели вид треугольника , расположенного на мысе между реками Москвой и Неглинной . У небольшого торгового городка , каким была тогда Москва , нет ни возможности , ни необходимости преодолевать какие-либо препятствия на пути своего роста

, тем более водные . Напротив , река давала защиту получше многих крепостных стен , и селиться за е линией было бы неразумно . Даже после постройки прочных каменных стен , закрепивших размеры Кремля , город продолжал расти в основном на восток , где в начале XVI века при Иване Калите возникла стена Китай-города , включившая в состав города посады , возникшие ещ при первых кремлвских стенах . Но наступил момент , когда

Москва увеличилась настолько , что для е роста перестали быть помехой сначала маленькая Неглинная , а затем и большая Москва-река . Две новые линии городских укреплений , возведнные в конце XVI века , зафиксировали постепенное округление границ города . Первая линия - стены Белого города - напоминала сильно выгнутую подкову , концы которой упирались в Москву-реку . Стена , шедшая вдоль реки , соединяла концы подковы со стенами

Кремля и Китай-города .В общем , Белый город представлял собой почти полное кольцо .Когда сто пятьдесят лет спустя его стены сломали , на освободившемся месте разбили широкие бульвары .Все вместе они составляют , то что мы сейчас называем Бульварным кольцом . А первое полностью замкнувшееся кольцо вокруг города образовали стены Земляного города , перешагнувшие и Москву-реку , охватив

Замоскворечье . Сейчас на месте стен Земляного города пролегло знаменитое Садовое кольцо . Следующее кольцо городской ограды - Камер-Коллежский вал - сооружалось в середине XVIII века уже не в оборонительных целях , а как таможенная граница города - вал ограничивал территорию , на которой действовала спиртная монополия откупщиков , приобретших право исключительной торговли спиртным в пределах

Москвы . Это кольцо длинной около 37 км было неправильной формы . Особенно далеко оно отступало от центра на северо-восток , где лежали важные и многолюдные пригороды - Преображенское и Лефортово , а на северо-западе и юго-западе подходило близко к центру , как будто было вдавлено . Камер-Коллежский вал фактически стал границей города , но царское правительство ещ долго не признавало этого . Например , в 1806 году было объявлено , что московская городская полиция может

распоряжаться внутри всего Камер-Коллежского вала , но при этом официальной границей города по-прежнему считалось Садовое кольцо .Московская дума много раз обращалась к правительству с просьбой установить соответствующую истинным размерам города границу , но всякий раз получала отказ . Возможность установить новые границы города появилась лишь в 1917 году . К этому времени вокруг Москвы возникло ещ одно кольцо -

Окружная железная дорога . Она не предназначалась для городского движения и весьма слабо соответветстовала реальным границам города , но , тем не менее она была признана официальной границей Москвы . Окружная дорога стала своего рода чертой , подытожившей рост города за семь с половиной веков - до самой Октябрьской революции. Но уже через полгода Думу заменил Московский совет , и он границах города надолго забыли .

Вспомнили об этом вопросе только в конце 20-х - начале 30-х годов . И вот , в 1935 году был разработан грандиозный Генеральный План развития и реконструкции Москвы . Подобные Планы создавались и позже - в 1971 году , например - но они являлись скорее продолжением мыслей , изложенных в Генеральном Плане 1935 года . План должен был выявить перспективные направления развития столицы и предотвратить

стихийную , неорганизованную застройку . Он предлагал сохранение исторически сложившейся планировки города и одновременное введение в не новых элементов - таких , как длинные прямые проспекты преимущественно в южной части столицы и крупные зелные массивы . В соответствии с Планом вдоль границ Кремля и Китай-города было проложено Центральное полукольцо , состоящее из цепочки площадей , соединнных широкими проспектами .

На всм протяжении расширили и благоустроили Садовое кольцо , в местах пересечений с радиальными магистралями соорудили транспортные развязки . Были начаты работы по сооружению колец - Третьего и Паркового . Полной реализации Плана помешала война , но отдельные участки колец удалось соорудить .Позднее , в Генеральном плане 1971 года идея разгрузки Центра от транспортных потоков получила дальнейшее развитие .

Казалось , исправление векового недостатка планировочной схемы Москвы не за горами , но этого не произошло . Прокладка новых улиц среди сложившейся застройки , сооружение многочисленных транспортных развязок - тоннелей , эстакад , мостов оказалось делом долгим и дорогим .Кроме того , осуществление работ натолкнулось на упорное сопротивление ревнителей старины , отрицавших всякую возможность реконструкции старых московских улиц .

Правда , вс-таки одно новое кольцо Москва получила .Им стала Московская кольцевая автомобильная дорога МКАД , сооружнная в конце 50-x годов как скоростная магистраль , все пресечения которой были устроены на разных уровнях . Изначально это 109-километровое кольцо предназначалось для лишь для пропуска в обход города транзитного автотранспорта , но к сегодняшнему дню сильно возросла его роль для внутригородского

движения . Москва уже достаточно давно вышла за пределы МКАД , но она выполняла роль административной границы Москвы целую четверть века . Особенности Москвы в связи с е планировкой . Кольца вокруг Москвы в разные времена возводились с разными целями сооружнные до Камер-Коллежского вала являлись фортификационными сооружениями , после - попытками разгрузить от транспорта

Центр . Вообще , вопрос транспортной перегруженности центральной части города в городах радиально-кольцевой планировки стоит очень остро . Например , центр Парижа ежедневно в час пик выдерживает поток в 15 000 автомобилей . В Москве ситуация едва ли не хуже . Но есть у Москвы и приятные особенности так , радиально-кольцевая планировка способствовала архитектурному разнообразию столицы . Московский столичный регион - один из популярнейших рекреационных районов мира , и этом он

обязан не каким-то отдельным достопримечательностям , а планировке Москвы . Москва быстро перешагнула единственные преграды на свом пути - реки Неглинную и Москву , поэтому в ней наиболее полно проявились преимущества радиально-кольцевой планировки - по городу можно быстро передвигаться , что особенно заметно при использовании метрополитена . Кстати , Московский метрополитен в свом роде уникален , его схема практически единственная , имеющая

так сильно выраженную радиально-кольцевую структуру . В общем , основной особенностью Москвы является то , что в ней наиболее сильно выразились черты радиально-кольцевой планировки . Проблемы и Перспективы . Основная проблема Москвы - транспортная перегруженность Центра - сейчас уже близка к разрешению. Московская кольцевая автодорога расширяется , и вс больше московских автомобилистов предпочитают е

внутригородским магистралям . Но проблем никогда не будет слишком мало . Москва растт и скоро - через десяток - другой лет - встанет необходимость сооружения нового кольца вокруг города . Однако этому не предатся достаточного значения самые новые московские территории , так называемые выбросы за пределы МКАД возникают и растут почти стихийно , нарастая по тем направлениям , по которым Москва уже растянута - в северной и южной частях столицы в них не просматривается никакого

намка на радиально-кольцевую планировку . О следующей кольцевой магистрали надо думать уже сейчас и соответствующе развивать выбросы . С ростом Москвы и , соответственно , усложнением передвижения внутри города должна будет возрасти роль метрополитена .И наступит момент , когда одной Кольцевой линии метрополитена , примерно соответствующей Садовому кольцу , станет недостаточно . Здесь наблюдается та же ситуация , что и с выбросами - о новом

кольце пока не задумываются и строят ветви метрополитена без учта того , что скоро - лет через 50-60 - оно станет необходимым . В целом , после решения проблемы транспортной перегруженности Центра основным вопросом развития столицы Российской Федерации , города Москвы станет планировка новых городских территорий . Список использованной литературы . 1 Москва . Энциклопедия .

1980 год . Советская энциклопедия , 1980 г. 2 Москва . Человек-Город-Природа . Экспериментальное учебное пособие для старших классов . Рогачв А.В. Дрофа , 1994 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.