Реферат по предмету "Москвоведение"


Из истории московского дома

Из истории московского домаАрхитекторы любят говорить, что город это прежде всего дома. Действительнотак. А что же представляет собою московский дом? Однозначно ответитьневозможно. Даже в наши дни Москва предстает во все большем разнообразии формжилища и архитектурных обликов жилого дома. Но начнем со старины. Всредневековом городе, а во многом и в восемнадцатом-девятнадцатом веках главнымтипом жилья был усадебный

дом, он мог быть совсем бедным или, напротив,достигать масштабов дворца, но при этом Москва оставалась одно-двухэтажной иутопала в зелени садов. Следы тех давних времен можно было зачастую наблюдатьеще каких-нибудь тридцать-сорок лет тому назад. В Марьиной роще, в Останкине, врайоне Петровского парка можно было оказаться на совершенно сельской улице, гдеразгуливали куры, стояли водопроводные колонки, а на тротуар свешивались из-задеревянных заборов

весною ветви сирени, а осенью желтые головы золотыхшаров.Когда появились в городе первые каменные жилые палаты, с точностьюсказать трудно. Но даже среди того немногого, что сохранилось, есть жилыездания, датируемые шестнадцатым-семнадцатым веками. Век шестнадцатый оставилнам правда, в сильно перестроенном виде палаты бояр Романовых в Зарядье инеподалеку Старый Английский двор.

От века семнадцатого и восемнадцатого дошло уже больше. Среди каменных домовмосковской знати эпохи царя Алексея Михайловича и Петра Великого сохранилисьпалаты в Лаврушинском переулке, палаты Юшковых-Головиных теперь они называютсяКрасными и палаты саются в глаза неимоверной толщины стены, маленькие оконныепроемы чтобы сберечь тепло , узкие проходы и низкие двери, проходя черезкоторые рискуешь разбить

себе лоб, если вовремя не пригнешься. Эпоха классицизма в жилищном строительстве ничего не изменила в жизнипростолюдинов, но радикально переменила облик усадеб московского дворянства.Городская дворянская усадьба с тех пор стала самостоятельным культурнымявлением, без которого не мыслится сегодня ни один курс истории московскойархитектуры. Немало потрудились в этом жанре знаменитый зодчий

Василий ИвановичБаженов и его ученик Матвей Федорович Казаков. Баженову приписывается проект документов не сохранилось, увы самого красивого, как считают многие, дома вМоскве дома П.Е. Пашкова, эффектно поставленного на холме прямо напротивБоровицких ворот Кремля. Ему же принадлежит проект усадьбы Долгова на БольшойОрдынке, где теперь работает институт Латинской

Америки. Признанным мастером усадебного строительства показал себя Матвей Казаков.Больше десяти лет строилась усадьба для известного горнозаводчика ПрокопияАкинфовича Демидова в Гороховском переулке. Дом поражал не только изяществомвнешних форм, но и богатством внутренней отделки здесь и лепнина, и роспись, инаборный паркет. При усадьбе был устроен сад со скульптурой.

Почти столь же была богата и усадьба Ивана Барышникова на Мясницкой. Она можетслужить примером образцовой классической планировки, когда главный дом,фланкированный симметричными крыльями иногда флигелями , отделялся от краснойчерты улицы внутренним двором-курдонером, который замыкался красивой оградой своротами. Главный вход в здание отмечался классическим портиком, хотя его обликмог в некоторых, разрешенных канонами классицизма пределах изменяться, чтопридавало разнообразие

фасадам, ставшим украшением центральных улиц Москвы. Интересна работа Казакова на Пречистенке усадьба Хрущевых-Селезневых, сегодняболее известная как Государственный музей А.С. Пушкина. Зодчий мастерскиобыграл наугольное расположение дома, придав несколько иной облик боковомуфасаду вдоль Хрущевского переулка. Вообще, иногда и мастера классицизмаотступали от строгой симметрии в планировке.

Известный пример усадьбаЛуниных, построенная Дементием Жилярди и украсившая Никитский бульварпослепожарной Москвы. Разный облик боковых крыльев усадебного дома не нарушаетцельности восприятия, поскольку дом воспринимается проходящими по бульвару нефронтально, а под острым углом с той или другой стороны.Восстановление московского жилья после наполеоновского пожара и разрушения

Москва тогда лишилась трех четвертей всего жилого фонда вызвало к жизни ещеодно интересное архитектурное явление так называемый ампирный особняк. Этонебольшой, как правило, домик, украшенный портиком с колоннами и часто имеющийнад первым этажом жилую надстройку в центральной части здания мезонин. Попринятой системе налогообложения такой дом с мезонином считался одноэтажным, чтобыло выгодно владельцам. В общем же эта архитектура поработала на созданиенаиболее уютного, милого сердцам многих поколений

москвичей образа городскогожилья. Гуляя в переулках Арбата, Пречистенки, Замоскворечья - мы продолжаем исегодня умиляться формам этих давно уже не жилых, но по-прежнему отдающихтеплотою человеческого жилья домиков. Среди них дом декабриста ВладимираШтейнгеля в Гагаринском переулке, дом А.К. Поливанова в Денежном,собственный особняк архитектора

М.И. Лопыревского в Калошином. ЛитератураАвтор А.СВЯТОСЛАВСКИЙ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.