Реферат по предмету "История"


Конституция Муравьева Н.М.

Реферат подготовила студентка 11 «И» группы Грицкевич Е.С.


Рязанская Государственная Сельскохозяйственная Академия им. П.А. Костычева.


Кафедра социально-гуманитарных наук.


Рязань, 2005


Северное общество декабристов, тайная революционная организация в России в 1821—25, самая крупная в движении декабристов. Создана в Петербурге на основе существовавшего ранее «Союза благоденствия». Основатели общества: Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский. В декабре 1823 был принят устав общества, определявший конечную цель (установление республики), структуру и поведение членов. Во главе организации стояла Дума, избираемая на год из 3 человек, общество имело управы (группы). Члены общества делились на два разряда: «старейшие», или «убеждённые», и «согласные». Первые выбирали Думу, контролировали её действия, принимали новых членов, возглавляли управы. Без согласия «старейших» нельзя было предпринимать никаких действий. Права «согласных» были очень ограничены. Важнейшим идеологическим документом С. о. д. была «Конституция» Н. Муравьева, излагавшая программу революционных преобразований в России. Она не была принята как программа всем обществом, но поддерживалась многими его членами, сторонниками умеренных реформ и тактики (установление конституционной монархии, сохранение помещичьего землевладения и зависимости крестьян от помещиков). В 1823 в С. о. д. вступил К. Ф. Рылеев, придавший обществу более демократическое и радикальное направление. Вокруг него сплотились наиболее решительные члены организации (братья А. А., Н. А. и М. А. Бестужевы, И. И. Пущин, П. Г. Каховский, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. И. Якубович и др.), которые с конца 1824 заняли руководящее положение в обществе. Под влиянием группы Рылеева и П. И. Пестеля, приезжавшего в Петербург в 1824, С. о. д. начало приближаться к революционной программе Южного общества декабристов. Оба общества наметили совместное выступление на 1826, но изменение обстановки в связи со смертью императора Александра I вынудило Северное общество декабристов выступить 14 декабря 1825. Согласно выработанному обществом плану намечалось силой оружия принудить Сенат объявить о свержении правительства и созыве Учредительного собрания, которое решило бы вопрос о конституции и форме правления в России. Колебания и дворянская ограниченность взглядов, свойственные всем декабристам, послужили основной причиной поражения первого организованного вооруженного выступления против самодержавия.


Муравьев Никита Михайлович (11.09.1795 – 20.04.1843) родился в Петербурге. Отец - Михаил Никитич Муравьев, писатель, попечитель Московского университета, товарищ министра народного просвещения, сенатор; мать - баронесса Екатерина Федоровна Колокольцева. Воспитывался дома, затем в Московском университете, по окончании которого в 1812 определен в департамент Министерства юстиции в чине коллежского регистратора. В 1825 - капитан Гвардейского генерального штаба. Один из основателей Союза спасения, член Коренного совета Союза благоденствия, член Верховной думы Северного общества, автор проекта конституции.


Арестован 20.12.1825 в с. Тагино Орловской губернии, доставлен в Петербург, заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по I разряду, приговорен в каторжную работу на 20 лет. Узник Читинского острога и Петровского завода (1826-1836). Обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа, где и умер. Жизненная тропа его пролегала через разные города, в том числе Витебск, Минск... Здесь он создавал проект конституции будущего русского государства, вошедшей в историю как “Конституция” Муравьева. 14 декабря 1825 года Никиты Муравьева не было среди тех, кто вышел на Сенатскую площадь Петербурга. Но за активное участие в декабристском движении он был арестован и приговорен к смертной казни. После прошения Муравьева о помиловании (документы есть и в Национальном государственном архиве Беларуси) она была заменена двадцатилетней каторгой. Кстати, известное стихотворное послание декабристам Пушкина “Во глубине сибирских руд...” везла ссыльным жена Никиты Муравьева, отправившаяся за ним вслед на каторгу. В 1977 году по решению ЦК Компартии Беларуси в Минске была открыта мемориальная доска, увековечивающая память о пребывании Никиты Муравьева в нашем городе. Автор — скульптор Сергей Вакара, к слову, он создал и памятник Максиму Богдановичу. Об установлении этой доски в свое время ходатайствовал известный отечественный литературовед Семен Букчин, автор книги “К мечам рванулись наши руки (документальные повести о связи декабристов с Белоруссией)”.


Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее. Никита Муравьев изучил всевозможные действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанскую конституцию 1812 г. и многие другие.


Воспроизведено по выпуску N4 "Библиотеки декабристов", напечатанному в 1907 году в Московской типографии "Русского товарищества"


Конституция Муравьева, хотя и не была совершенно окончена, представляет собой один из наиболее законченных конституционных проектов, составлявшихся декабристами.


По собственным показаниям Муравьева свой проект он начал писать осенью 1821 года, но вскоре сжег его; позже он опять принялся за составление проекта, копии с которого, по словам Муравьева, находились "некоторое время у каждого из главных членов".


Первая редакция заключает 93 статьи и краткие положения статей о Народном Вече, палате представителей, Верховной Думе, Императоре и др.


Содержание:


I. О народе Русском и правлении


II. О гражданах


III. О состоянии, личных правах и обязанностях Русских


IV. О России


V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом


VI. О народном Вече


VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей


VIII. О Думе верховной


IX. О власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов


X. О верховной исполнительной власти


XI. О внутренних властях и о правительствах Держав


XII. О правительствующей власти Держав


XIII. О исполнительной власти Держав


Глава
I. О народе Русском и правлении


1. Русской народ является свободным и независимым, и не может быть ни чьей принадлежностью.


2. Источник Верховной власти - народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.


Глава
II. О гражданах


3. Гражданство - право участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей, непосредственно, т.е. быть самому избираемым.


4. Граждане – это те жители Российской Империи, которые пользуются вышеопределенным правами.


5. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия:


1. возраст – не менее 21 года


2. Известное и постоянное жительство,


3. 3дравие ума.


4. Личная независимость.


5. Исправность платежа общественных повинностей.


6. Непорочность перед лицом закона.


7. Недвижимая собственность: 500 руб. серебряными или движимой - на 1000 р. серебряными.


8. Через 20 лет по приведении в исполнение это документа, не обучившийся русской грамоте не может быть признан гражданином.


9. Права гражданства теряются - на время:


1. Судебным объявлением о расслаблении ума.


2. Нахождением под судом.


3. Судебным определением о временном лишении прав.


4. Объявленным банкротством.


5. Общественною недоимкою.


6. Нахождением в услужении при ком-либо,


7. Неизвестностью местопребывания, занятий и средств к пропитанию.


Навсегда:


1. Вступлением в подданство иностранного государства.


2. Принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего правительства.


3. Приговором суда к бесчестному наказанию, влекущему за собой лишение гражданских прав.


4. Если гражданин без согласия Веча примет подарок, пенсию, знак отличия, титло или звание почетное, или приносящее прибыль от иностранного правления, Государя или народа.


Глава
III. О состоянии, личных правах и обязанностях Русских.


10. Все Русские равны перед законом.


11. Русскими считаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, пока они не объявят, что не хотят пользоваться этим преимуществом.


12. Каждый Русский обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда это востребует закон.


13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным.


14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства.


15. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются.


16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим


17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра 25 р. с., поступает на суд присяжных.


18. Всякое уголовное дело слушается с присяжными.


19. Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу, но в течение 24 часов ему должны объявить письменно о причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается.


20. Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука.


21. Никто не может быть наказан в силу закона, обнародованного до преступления.


22. Этот документ определяет каким чиновникам и в каких обстоятельствах предоставляется право давать письменные приказания задержать кого-либо из граждан, сделать домовой обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Также определит он ответственность за такие поступки.


23. Право собственности священно и неприкосновенно.


24. Земли помещиков остаются за ними.


25. Крестьяне экономическое и удельные будут называться общими владельцами как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поскольку земля, на которой они живут, представляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное Правление крестьян уничтожается.


26. Последующие законы определят, каким образом эти земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян.


27. Поселяне, живущие в арендных имениях, становятся вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны.


28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в званье общих владельцев.


29. Разделение людей на 14 классов отменяется.


30. Жалование священнослужителям будет производиться и впредь.


31. Кочующие племена не имеют прав гражданских.


32. Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества.


33. Каждое такое общество имеет право делать себе постановления.


34. Никакое иностранное общество не может иметь в России подведомственных себе обществ или сотовариществ.


35. Никакое нарушение закона не может быть оправдано повелением начальства.


36. Граждане имеют право обращаться со своими жалобами и желаньями к народному Вечу, к Императору и к правительствующим сословиям Держав.


37. Подземелья и казематы крепостные, вообще все так называемые Государственные темницы уничтожаются.


38. Обвиняемые не должны быть заключены в одних местах с осужденными, заключенные за долги или за легкие проступки - с преступниками и злодеями.


39. Тюремное начальство должно быть избираемо гражданами из людей добросовестных, и которые были бы в состоянии ответствовать за всякий противозаконный и бесчеловечный поступок с заключенными.


40. Нынешние полицейские чиновники выбираются и заменяются по выборам жителей.


41. Всякий гражданин, который бы насилием или подкупами нарушил свободный выбор народных представителей, предается суду.


42. Никто не может быть, обеспокоиваем в отправлении своего Богослужения по совести и чувствам своим, лишь бы только не нарушил законов природы и нравственности.


Глава
IV. О России.


43. В законодательном и исполнительном отношениях все России делятся на 13 Держав, 2 области и 368 Уездов или Поветов.


Все население полагается в 22,630,000 жителей мужского пола, и по этому предположению Россия делится на:














































































Жители М.П. Державы Столицы
450000 I Ботничевская Гельсингфорс
1685000 II Волховская Г. Св. Петра
750000 III Балтийская Рига
2125000 IV Западная Вильно
2600000 V Днепровская Смоленск
3465000 VI Черноморская Киев
750000 VII Кавказская Тифлис
3500000 VIII Украинская Харьков
2450000 IX Заволжская Ярославль
2000000 X Камская Казань
1425000 XI Низовская Саратов
490000 XII Обийская Тобольск
250000 XIII Ленская Иркутск
Московская область Москва
Донская область Черкаск

Державы делятся на уезды, уезды на волости от 360 до 1500 жителей мужского пола. В судебном отношении державы делятся на округи равные нынешним губерниям.


Глава
V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом.


44. В каждом уезде граждане, имеющие недвижимой собственности на 500 рублей серебром или движимой на 1000 рублей серебром, собираются в уездном городе и выбирают тысяцкого на один год.


45. Каждый из общих владельцев, имеющий капитал, означенный выше, участвует в выборах непосредственно и не лишается прав избирательства качеством общего владельца.


46. Чтобы быть тысяцким, нужно: быть старше 21 года, непорочное поведение и недвижимого имения в собственном своем владении ценою не менее 1500 фунтов чистого серебра (30000 рублей серебром) или движимого не менее 3000 фунтов чистого серебра (60,000).


47. Должность тысяцкого состоит в следующем:


1) Он созывает граждан для выборов представителей выборных, членов дум, Держав и пр. и председательствует в их собраниях


2) Исполняет определения судей, посылает вызовы к суду, объявляет определения правителей Держав, составляет список присяжных


3)Собирает общественные доходы


4) Наблюдает за общественными темницами и исполнением уголовных наказаний.


5) Охраняет судей во время отправления ими их должности, представляет требования Уезда, говорит всегда от его имени, берет под стражу нарушителей порядка


6) Составляет два списка тех из граждан уезда, которые владеют недвижимым имением ценою не менее 1500 фунтов чистого серебра или движимым ценою не менее 3000 фунтов чистого серебра; 2-й тем, кои владеют недвижимым имением не менее 250 фунтов или движимым не менее 500 фунтов чистого серебра.


48. Все списки должны быть напечатаны и обнародованы.


49. В Уездах, в которых вовсе не находилось людей, владеющих имением в 1500 фунтов чистого серебра, или в которых находилось бы менее 20, должно выбирать на те места, в которые требуется это условие, из определенного большинством голосов избирателей числа владельцев и капиталистов, которые приближаются своим имуществом к требуемому состоянию, включая в число сие и тех немногих или того, кто бы пользовался означенным имуществом.


50. Тысяцкий должен непременно объявить сколь велико его имущество.


51. Тысяцкий должен иметь жительство в уезде.


52. Тысяцкий избирает себе двух или трех помощников, смотря по величине уезда, и назначает себе писарей и ездовых.


53. Он наблюдает за их поведением, может отрешить и заменить другими.


54. Каждый тысяцкий, помощник и старейшина получают вознаграждение по окончании года: тысяцкий в 1500 р. серебром, помощник 500, старшина в 100 р. сер.


55. Когда уезд слишком обширен, чтобы все те, которые пользуются правом гражданства, могли бы удобно собираться в одно место, то тысяцкий назначает два, три или четыре собранья в разных местах в одно и то же время. В одном присутствует он сам, в другом его помощники.


56. В волостном выборе участвуют все граждане без изъятия и различия.


57. Обыватели каждой волости избирают на год или более Волостного Старейшину. Обязанности его - отбирать показания обывателей, имеющих недвижимую или движимую собственность, разделить их на вышеозначенные статьи и представить тысяцкому.


58. Волостные старейшины находятся под особенным начальством тысяцкого, который поверяет доставленные ими сведения, принимает обвинение жителей и показания их.


Глава
VI. О народном Вече.


59. Народное Вече, состоящее из верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.


Глава
VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей.


60. Палата представителей составлена из Членов, выбранных на два года гражданами Держав.


61. Во время своего избрания представитель должен жить в избравшей его Державе.


62. Лица, принявшие на себя подряды и поставки на общественные требы, не могут до совершенного окончания оных быть представителями.


63. Кроме обозначенных условий, чтобы быть представителем, требуется Доверие большого числа избирателей уезда или Повета с следующими ограничениями: иностранец, получивши права Русского Гражданства, может быть избран в представители только через 7 лет после его Гражданствования.


64. Число представителей определяется по сравнению с населением следующим образом: каждые 50000 обывателей мужеского пола посылают в палату представителей одного представителя. В числе сих 50000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное жилище, не принимая в счет кочующих племен.


65. Подробное исчисление всех жителей должно быть сделано через три года после приведения этого Устава в исполнение, а потом через каждые 10 лет должна происходить новая перепись.


66. До тех пор назначается число представителей 450.


67. Писарь, назначенный тысяцким, записывает имена всех присутствующих избирателей и количество голосов, отданных за него.


68. Этот список сей, утверждается подписью всех присутствующих чиновников и писарей, запечатывается и немедленно отправляется к Державному Дьяку, к которому он должен быть доставлен в течение двух недель.


69. Державы дают представителей:










































Ботничевская 9 Украинская 70
Волховская 33 Заволжская 40
Балтийская 14 Камская 40
Западная 42 Низовская 28
Днепровская 52 Обийская 10
Черноморская 69 Ленская. 5
Кавказская 15 Московская обл. 10
Донская обл. 15 ВСЕГО 450

70. Правительственной власти каждой Державы предоставляется распределить число представителей на уезды или поветы и означить, сколько представителей избирает один уезд или повет, или в малочисленных краях, сколько уездов или поветов участвует в выборе одного представителя.


71. Нежели в представительстве какой-либо Державы откроются места, то исполнительная власть той Державы немедленно созывает избирателей, чтобы оное наполнить.


72. Палата представителей сама избирает своего председателя, она одна пользуется правом предавать суду Сановников Империи.


Глава
VIII. О Думе верховной.


73. Верховная Дума состоит из трех граждан каждой Державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской области. Всего - 42 члена. Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и Державными Думами.


74. Немедленно по прибытии в столицу членов Верховной Думы они разделяются на три разряда, по возможности, равных. Члены первого разряда выходят из Думы по истечении 2-х лет. Члены второго разряда - по истечении 4, члены третьего разряда - по истечении 6 лет, так что треть всей Думы возобновляется каждые два года новым избранием. Если же в продолжение двух годов между выходами откроются места, смертью членов, или увольнением, то исполнительная власть этих Держав сделает временное назначение, пока правительное собранье не заменит их.


75. Условия, необходимые, чтобы быть Членом Верховной Думы::


30 лет возраста,


9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той Державе, которая его избирает,


недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 3000 фунтов чистого серебра.


76. Дума избирает сама своего председателя, наместника председателя и прочих своих чиновников. Председатель наблюдает за порядком рассуждений, но не имеет права голоса. Наместник занимает его место при его отсутствии.


77. Верховной Думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками Империи.


Глава
IX. О власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов.


78. Народное Вече собирается, по крайней мере, раз в год. Открытие его заседаний назначается в первый вторник декабря месяца.


79. Каждая Палата сама судит о правах и выборе своих членов.


80. Каждая Палата имеет право наказывать своих членов за непристойное.


81. Заседания обеих Палат публичны. Женщины и несовершеннолетние до 17-летняго возраста не допускаются на заседания обеих Палат.


82. Каждая Палата ведет дневные записки своих рассуждений и печатает временя от времени.


83. Члены Верховной Думы и представители получают из общественной казны вознаграждение за свое служение, за каждый день, в котором они присутствовали на заседаниях, равное 21 золотнику чистого серебра (5 руб. серебром).


84. Член Палаты, уличенный в преступлении, до приговора судебного исключается Палатою своею.


85. Никакой должностной человек не может быть членом ни той, ни другой Палаты, пока он будет сохранять свою должность.


86. Никакой член Думы, ни представитель в продолжение всего времени, на которое он избран в это звание, не может быть назначен ни в какую гражданскую должность.


87. О всяком предложении налогов или набора ратников должно быть обсуждено в Палате Представителей, но Дума может делать изменения, как и во всяком предложении. Эти изменения в предложении о налогах тогда только становятся действительными, когда Палата Представителей это допустит.


88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате.


89. Всякое предложение, получившее согласие Думы и Палаты представителей должно еще быть представлено Императору, чтобы получить силу закона.


90. Ежели Император по прошествии 10 дней не возвратит представленного ему проекта, то оный получает силу закона.


91. Проект, отвергнутый одной из Палат, может быть вновь представлен только в следующий съезд Народного Веча.


92. Народное Вече имеет власть постановлять и отменять законы судные и исполнительные, то есть:


1) Издать для России Уложение Гражданское, Уголовное, Торговое и Военное, уставить Учреждения по благочинию и правила судопроизводства и внутреннего управления присутственных мест.


2) Объявлять законом в случае нашествия или возмущения, что такая область находится на военном положении и под военными законами.


3) Обнародовать закон о Всепрощении.


4) Распускать правительственные собрания Держав в случае, если бы они преступали пределы своей власти, и повелеть избирателям приступить к новым выборам.


5) Объявлять войну.


6) Устройство, содержание, управление, расположение и движение войск сухопутных и морских, система укрепления пределов, берегов, пристаней, набор, пополнение войск и внутренняя стража зависят от узаконения Народного Веча.


7) Налоги, займы, поверки расходов, пенсии, жалованья, все сборы и издержки, одним словом, все финансовые меры. Но оно не может утвердить никакой бюджет более, нежели на два года.


8) Все меры Правительства о промышленности, о богатстве народном, учреждения ямов, почт, содержание сообщений сухопутных и водяных, заведение новых, учреждение банков.


9)Покровительствует Наукам и полезным Искусствам, дает сочинителям и изобретателям исключительное право пользоваться определенное число лет их сочинениями и изобретениями.


10) Постановления правил награждения для гражданских чиновников, устройство порядка службы во всех отраслях управления и статистические отчеты всех частей правительства.


11) Получа донесение Министра, в случае болезни телесной или нравственной Императора, кончины или отреченья объявляет регентство или провозглашает Наследника Императором.


12) Избирает Правителей Держав.


93. Народное Вече не имеет власти учреждать новых конституционных законов, ни отменять существующих.


94. Народное Вече, составленное из мужей избранных народа Русского и представляя Его собою, приемлет наименование Его Величества.


95. Народное Вече определяет общие налоги и издержки, предоставляя частные распоряжениям правительственных собраний Держав.


96. 1) Люди, известные ныне под названием мещан, освобождаются от платежа излишней против экономических и других пошлин подушной подати и сравниваются в платеже с ними.


2) Что невзрослые люди до 17 лет и достигшие 60-ти летнего возраста освобождаются от подушного оклада.


97. Народное Вече от времени до времени издает в общенародное сведение подробный отчет всякого общественного прихода и расхода.


98. Народное Вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо Вероисповедание, или Раскол.


99. На речь Императора Председатели обеих Палат должны отвечать, что Народное Вече займется предлагаемыми ему предметами.


100. Народное Вече имеет право взять частную собственность в общественное употребление за справедливое вознаграждение, но для этого должен быть предварительно выдан закон обыкновенным порядком, т.е. оный должен пройти через обе Палаты и быть утвержден Императором. В нем должны быть изъяснены подробно:


1) Количество и настоящая цена


2) Условия или суммы, предлагаемые частным лицам в вознаграждение за принужденную продажу.


Глава
X. О верховной исполнительной власти.


I раздел - об императоре.


II раздел - временный правитель.


III раздел - главы приказов.


101. Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства. Его права и преимущества:


1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.


2) Он соединяет в себе всю исполнительную власть.


3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее к вторичному рассмотрению закона.


4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.


5) Он Верховный Начальник всякого отделения Земских Войск, поступающего в действительную службу Империи.


6) Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого исполнительного департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.


7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.


8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех отношениях с иностранными Державами.


9) Не может помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества.


10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.


11) Он наполняет все места, сделавшиеся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которые имеют силу до окончания первого съезда Думы.


12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу, как-то:


1) Главу казначейского Приказа (Мин. Фин.).


2) Главу Приказа сухопутных сил (Мин. Воен.).


3) Главу Приказа морских сил (Морск. М.).


4) Главу Приказа внешних сношений.


13) Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народного Веча: Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России.


102. Император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественного Казначейства сумму, равную цене 102000 фунтов чистого серебра (2,000,000 рублям серебряным), в которых он никому не обязан давать отчета.


103. Особы, составляющие Семейство Императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию Правительства, как и все прочие, и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.


104. Так называемый Двор не может иметь существования, признанного законами в земле благоустроенной, и для того Император властен иметь Обер-Камергеров, Камергеров, Обер-Гофмаршалов, Обер-церемониймейстеров, Обер-Гофмейстеров, Обер-Шенков, Шталмейстеров, Камер-Юнкеров, Камер-Пажей, Пажей, Штатс-дам, Гоффрейлин и прочее.


105. Правитель Империи не может удалиться из оной без важных неудобств:


1) Ход дел в Правлении замедляется.


2) Равновесие властей расстраивается.


3) Неприлично, чтобы первослужитель Народа находился не среди оного.


4) Народ может претерпеть важные оскорбления в лице его от Иностранцев.


5) Такое путешествие повлечет за собой издержки, возбраненные сим Уставом


6) Сверх того, в отделении от отечества Император может скорее следовать внушениям иностранных завистников и сделаться орудием их злоумышлений, а потому Император ни в каком случае не имеет права выехать из пределов Отечества, даже в заморские владения отечества.


106. Выезд Императора из России не иначе представляется, как оставлением оной и отречением от звания Императорского; в таком случае Народное Вече немедленно провозглашает наследника его Императором.


107. Совершеннолетие Императора полагается 18 лет; в случае объявленной Министрами неспособности телесной или нравственной Императора и признанной Народным Вечем наследник его заступает место временного Правителя (Регента), буде это временный недуг, или место Императора, буде нет надежды на поправление его здоровья.


108. В случае если бы Наследник Императора еще не достиг 18-ти летнего возраста, тогда место Правителя России занимает Председатель Думы Верховной, председательство же Думы Верховной переходит его Наместнику. Через каждые 4 года избирается новый Правитель поочередно - в первый раз Думою из всей Палаты Представителей, во второй Палатою представителей из среды Верховной Думы и так далее до совершеннолетия Наследника.


109. Член Думы или народный представитель, занимающий место Правителя России, во все время получает вознаграждение, ежегодно, равное ценности 2000 фунтов чистого серебра (40000 рублей серебряных).


110. Если бы болезненный припадок или кончина Императора случились в такое время, когда распущено Народное Вече, то члены Приказов обязаны под своею ответственностью созвать немедленно обе Палаты иди, по крайней мере, Верховную Думу.


111. Женщины не наследуют императорской власти.


112. Кроме мирных трактатов, отчетов, представляемых Народному Вечу, о состоянии России, предложения мер или издания законов, грамот Посланникам, Чиновникам Империи и законов, утвержденных Народным Вечем, Император не подписывает ни одной бумаги. Все остальные бумаги, отчеты, предписания и донесения подписывают Главы Приказов, каждый по своей части, а иногда все вместе, когда дело идет о постановлении для всех общем, или когда они подают свое мнение Вечу.


113. Все гражданское Чиновники, Главы Приказов, Правитель временный и пр. могут быть лишены своих должностей, если вследствие обвинения Палатою Представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какия-либо преступления и, наконец, нежели окажутся неспособными.


114. Всякой Чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие.


Глава
XI. О внутренних властях и о правительствах Держав.


115. Правительство каждой Державы состоит из трех отдельных независимых друг от друга властей, но содействующих к одной цели, а именно: правительствующей, исполнительной и судной.


Глава
XII. О правительствующей власти Держав.


116. Правительствующая власть каждой Державы поручается правительствующему собранию, состоящему из Палат Выборных и из Думы. Правительственное собрание созывается в столичном городе каждой Державы.


117. Раздел первый - о Палате Выборных.


1) Палата выборных составлена из членов, избранных гражданами на один год.


2) Чтобы быть выборным, должно ответствовать условиям: жительство в державе, для иностранного уроженца - семилетнее исправление Российского гражданского звания, не должно находиться в подрядах общественных на то время.


3) Число выборных определяется следующим образом: каждые 10000 жителей мужского пола посылают одного выборного в Правительствующее собранье своей Державы, и так число оных выборных будет следующее:





в Ботническом - 45


В Волховском - 181


В Балтийском - 75


В Западном - 212


В Днепровском - 260


В Черноморском - 345


В Кавказском - 75


В Украинском - 350


В Заволожском - 245


В Камском - 201


В Низовском - 142


В Обийском - 49


В Ленском - 25


В Московском - 50


В Донском - 15



118. Раздел второй. - О Державной Думе.


1) Дума составлена из членов, избранных на 4 года теми же избирателями, как и выборные.


2) Члены Думы должны отвечать следующим условиям: иметь, по крайней мере, 30 лет возраста, иметь жительство в Державе, которая их избирает на то время, и пользоваться уже 9-ти летним Гражданством в России.


3) Число Членов Державных Дум полагается около трети числа выборных, а именно:





В Ботнической - 15


В Волховской - 60


В Балтийской - 24


В Западной - 70


В Днепровской - 86


В Черноморской - 115


В Кавказской - 25


В Украинской - 115


В Заволожской - 80


В Камской - 67


В Низовской - 47


В Обийской - 16


В Ленской - 8


В Московской - 16


В Донской - 5



4) Дума на своем собрании немедленно разделяется на четыре части, по возможности равные, из коих одна ежегодно по жребию выходит и заменяется новыми выборными. Так что в продолжение 4-х лет вся Дума возобновляется.


119. Раздел третий - о внутреннем устройстве и власти правительствующих собраний.


1) Каждый год правительствующее собрание съезжается в столичном городе .


2) Каждая палата избирает сама своего председателя и делает постановления для внутреннего своего управления.


3) В обеих Палатах выбывшие члены могут быть снова избраны.


4) Никакой должностной человек не может, пока он будет сохранять свою должность, быть членом ни той, ни другой Палаты.


5) Заседания обеих Палат происходят при открытых дверях, по предложению Правителя Палаты должны совещаться тайно, равным образом, когда в Палате выборных или в Думе 1/3 наличных членов того востребует. Каждая Палата ведет дневные записки своих рассуждений и печатает оные от времени до времени, кроме того, что они предложат оставить в тайне. Ни которая из Палат не может без согласия другой отсрочить своих заседания более, нежели на 3 дня, ни перенести оных в другое место, кроме того, в котором заседают обе Палаты.


6) Ни в каком случае, кроме измены, преступления или нарушения общественного порядка, нельзя брать под стражу членов Правительствующего собранья ни во время заседаний, ни на путь их в державный город, ни во время возвращения из оного. Члены не отвечают за обнаруженное ими мнение в Палате.


7) Каждая Палата имеет право отринуть предложение другой Палаты или правителя Державы.


8) Если Правитель сделал возражение против предложения, то происходит в Палатах вторичное об оном рассуждение.


9) Правительственное собрание каждой Державы имеет право:


1. Делать постановления, касающиеся до внутреннего управления Держав.


2. Делать новое разделение края, более сообразное с нуждами и средствами жителей.


3. Устанавливать, в каких городах или местечках будет происходить выбор народных представителей, и каким образом этот выбор должен происходить.


4. Делать всякие постановления, сообразные с сим Уставом и с постановлениями, оным не отмененными.


5. Учреждать налоги для собственного управления Держав и составлять казну.


6. Делать всякого рода общественные заведения, учебные учреждения, школы и прочее.


7. Содержать и приводить в порядок сообщения.


8. Правительствующее собрание имеет право просить Народное Вече о созыве Народного собрания для изменения конституционного Устава.


9. Они вправе:


1) Заключить какой-либо союз, договор или трактаты.


2) Заключать мир или объявлять войну,


3) Чеканить монету.


4) Раздавать титулы дворянства и учреждать знаки отличия.


5) Налагать подати на ввоз товаров без согласия и позволения Народного Веча.


6) Содержать в мирное время войско или вооруженных кораблей без позволения Верховного Народного Веча.


79. Каждая Держава должна оказывать совершенное доверие и уважение к общим постановлениям и определениям другой Державы.


80. Каждая Держава обязана по требованию суда выдать исполнительной власти другой Державы тех, которые скрываются от судей своих, или от следующего его наказания.


Глава
XIII. Об исполнительной власти Держав.


120. Исполнительная власть каждой Державы поручена Державному Правителю, его Наместнику и Совету. Условия, чтобы быть Правителем, суть следующие: 30 лет возраста, для иностранца, получившего право гражданства, девятилетнее пользование оным, жительство в той Державе, недвижимое имение, равное цене 1500 фунтов чистого серебра, или движимое, равное цене 3000 фунтов чистого серебра (30000 или 60000 серебряных рублей).


121. Через каждые 3 года Народное Вече избирает Правителей из списков кандидатов.


122. Права и занятия Правителя следующие: Правители Держав имеют надзор за находящимися в Державе чиновниками министерств.


1) Подтверждать законы, предполагаемые Правительствующим собранием, или принуждать к вторичному рассуждению, имеет право предлагать законы на рассмотрение обеих Палат.


2) Отсрочивать заседание обеих Палат на то время, на которое они того желают; в случае же, если бы они не были в том между собой согласны, он имеет право, чтобы согласить их, отсрочить заседания до того времени, которое ему покажется приличным.


3) Не может однако же, хотя бы и в нисколько приемов, отсрочить заседания Правительствующего собранья более, нежели на 90 дней сряду.


4) Закрывает ежегодно заседания Палаты выборных и распускает.


5) В случае заразительной болезни или какой-нибудь другой опасности, угрожающей жизни Членов Правительствующего собрания, он может созвать оное в другом каком-либо городе или месте той Державы.


123. Правитель по окончании своего служения может быть назначен на то же место вторично только по прошествии четырех лет.


124. В последний вторник ноября месяца каждые три года обе Палаты собираются в комнату и приступают вместе к выбору посредством баллотировки Наместника и Советников. Выбор производится 2/3 голосов всех присутствующих членов.


125. Чтобы быть Наместником Державным и Советником те же условия нужны, что и для Правителя.


126. Число Советников для каждой Державы следующее:


Для Держав: Волховской, Западной, Днепровской, Черноморской, Украинской, Заволжской, Камской - по девяти;


Для Держав: Балтийской Кавказской Низовской - по семи


Для Держав: Ботнической, 0бийской, Ленской - по пяти;


Для областей: Московской, Донской - по пяти.


128. Постановления и мнения Совета вписываются в особую книгу и подписываются присутствующими Членами.


129. Если Член Совета не согласен с мнением большинства, то имеет право требовать, чтобы мнение его было записано и сполна. Совет участвует во всех мерах и постановлениях Правителя.


130. В случае равенства голосов мнение Правителя решит. Советники за каждое заседание во все время съездов Правительствующего Собрания получают то же вознаграждение, что выборные и члены Думы.


131. Наместник Правителя имеет следующие права:


1) В продолжение временного отсутствия Правителя председательствует в Совете, но не имеет голоса, и так Совет имеет всю исполнительную власть в отсутствии Правителя.


2) Если же место Правителя сделалось праздным его смертью, болезнью или по другой какой-либо причине, то Наместник занимает его место совершенно и вступает в его права.


3) Получает вознаграждение ежегодное, равное цене 150 фунтов чистого серебра (5,000 рублей серебром).


132. 1) Державный Дьяк. 2) Державный Казначей. 3) Державный Собиратель пошлин. Все три избираются каждые три года обеими соединенными в одну комнату Палатами.


133. Правитель, Наместник, Блюститель, Дьяк, Казначей и все гражданские чиновники могут быть лишены своих званий. Если вследствие обвинения Палатою выборных будут уличены Думою и осуждены за измену, расхищение общественных денег, другия какия-либо преступления или порочное поведение.


***


Как уже сказано, конституция Никиты Муравьева не была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Идеология Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков. С конституцией Никиты Муравьева письменно спорили декабристы Николай Бестужев, Торсон, Штейнгель, по-видимому, С. Кашкин и др. В ряде вопросов с ней не соглашался Николай Тургенев. Но особенно важно отметить, что в Северном обществе было немало республиканцев по убеждениям.


Проект Н. Муравьёва обсуждался в Северном обществе, но он не стал документом, выражающим взгляды всех членов общества. Всё большую силу в Северном обществе набирало радикальное течение, главой которого стал Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 – 1826 гг.). Значительную известность ему принесла литературная деятельность: популярна была его сатира на Аракчеева “К временщику” (1820г.), а также “Думы”, прославлявшие борьбу с тиранией. Рылеев придерживался республиканских воззрений. В Общество он вступил в 1823 году и уже через год был избран его директором.


Наиболее напряжённая деятельность декабристских организаций приходится на 1824 – 1825 гг.: велась подготовка к открытому вооружённому выступлению, шла упорная работа над согласованием политических платформ Северного и Южного обществ. В 1824 году было принято решение к началу 1826 года подготовить и провести объединительный съезд, а летом 1826 года осуществить военный переворот.


Во второй половине 1825 года силы декабристов увеличились: к Васильковской управе Южного общества присоединилось Общество соединённых славян. Оно возникло в 1818 году как тайное политическое “Общество первого согласия”, в 1823 году преобразовалось в Общество соединённых славян. Целью организации было создание мощной республиканской демократической федерации славянских народов.


В мае 1821 года о заговоре декабристов стало известно императору: ему донесли о планах и личном составе Союза благоденствия. Но Александр I ограничивался словами: “Не мне их казнить”. Своей позиции до конца жизни он не изменил, несмотря на то, что доносы продолжали поступать (последние Александр I получил в октябре 1825 года).


Список литературы


Дружинин И. М. Декабрист Никита Муравьев. М„ 1933.


Восстание декабристов. М-Л, 1925, т. 1.


Нечкина М.В. Декабристы. Гл. Конституция Муравьева.


История СССР, 1861-1917гг., Просвещение, 1989г.


Журнал «История СССР»


Журнал «Вопросы истории»


Газета «Неделя», рубрика «Исторический клуб»


Дружинин Н.М. Программа северных декабристов, «Изв. АН СССР. Серия истории и философии», 1951, т. 8, №1


Восстание декабристов. Библиография. Сост. Н. М. Ченцов, М. — Л., 1929;


Движение декабристов. Указатель литературы 1928-1959, сост. Р.Г. Эймонтова, М.1960.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Билеты по земельному праву
Реферат Маршалловы Острова
Реферат Эволюция с позиций синергетики и общей теории систем
Реферат Уборка картофеля
Реферат Исправительные работы как вид уголовного наказания
Реферат Действия владивостокских крейсеров и бой 1 августа 1904г В Корейском проливе
Реферат Анализ экономического положения Болгарии в 1995г.
Реферат Держава франків становлення розвиток та причини розпаду
Реферат Закономерности устойчивости почв к деградации под влиянием сельскохозяйственного использования
Реферат 22. Налоги на прибыль
Реферат Развертывание систем персонального радиовызова
Реферат Первичная клеточная оболочка и ее структурные особенности
Реферат Zusammenspiel der Realiatete als eines der Hauptprinzipien des Sujetaufbaus im Roman Stiller von Max Frisch
Реферат Современная молодежная субкультура и музыка
Реферат Шпаргалки по истории государства и права Казахстана