Московский городской педагогический университет Исторический факультет Кафедра Отечественной истории Реферат На тему: « История Бутырской улицы Савёловского района». Выполнила: студентка 4 курса МГПУ 41гр. Курдюкова Т.С Преподаватель: профессор, д.и.н Ершова Т.В Москва 2010 Содержание Глава I. Исторический экскурс
Бутырской улицы Савёловского района. &1.История Савёловского района… 3 &2.Флаг и герб района….5 &3.История Савёловского вокзала….6 &4 История Бутырской улицы… 8 Глава II. Современный облик района. &1. Характеристика района…11 &2. Архитектурные памятники района….13 &3 Публикации о районе….14 &
4. Современная карта района… 16 Список используемой литературы. Глава I. Исторический экскурс Бутырской улицы Савёловского района. &1.История Савёловского района Район находится на стыке Северного, Центрального и Северо-восточного административных округов Москвы. Название район получил от Савёловского вокзала (который, однако, находится на территории соседнего
Бутырского района), а тот в свою очередь получил название от дворцового села Савёлово (сейчас является частью города Кимры Тверской области). Граница Савёловского района проходит по улицам Нижняя Масловка, Верхняя Масловка, улице 8-ого Марта, железнодорожной ветки рижского направления, Бутырской улице, эстакаде на Новослободскую улицу.
Это место было заселено ещё в средневековье. Района Савеловский заселялся издревле. В 16 веке здесь уже было много деревень хуторов. Через эти земли проходила дорога в древний Дмитров. Земли эти также назывались бутырскими. Территория Савёловского района на карте Москвы 1917 года. История
Савёловского и Бутырского районов во многом является общей — в современный Савёловский район вошла западная часть Бутырок. Это находит своё отражение в топонимах, например Савёловский вокзал находится на территории района Бутырский, а Бутырский рынок на территории района Савёловский. Село Бутырки (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделенные от крупных полем или лесом) лежало
на древней дороге из Москвы в Дмитров, в настоящее время это Бутырская улица и Дмитровское шоссе. В XVI веке Бутырками владел боярин Никита Романович Захарьин, дед первого царя из рода Романовых, Михаила Романова. В 1623 году они перешли к его сыну боярину И. Н. Романову и назывались деревней Бутыркиной, в которой было только два крестьянских двора.
К 1647 году деревня разрослась. Здесь была построена деревянная церковь Рождества богородицы (сейчас Бутырская улица, 56), и деревня стала называться «село Рождествено на Дмитровской дороге» Старинная летопись за 1647 год сообщает: «В селе было пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек». Следовательно, уже в XVII веке здесь было 80 процентов ремесленников.
А в средневековой Руси торгово-ремесленные расселения, обычно в городских предместьях, назывались посадами. Отсюда – посадские люди. Москвичами жители Бутырок стали считаться с 1767 года, когда слобода-посад была включена в состав древней столицы. В 1667 г. «село Бутыркино отдано под селидьбу солдатам Матвеева полка Кравкова» (стрельцам). Тут же были поселены пленные поляки и литовцы.
В конце XVII генерала Гордона. Полк был переведен в Смоленск, и в 1767 г. военное ведомство передало слободу в ведение полиции. В это время в слободе находилось уже 262 двора военнослужащих, солдатских жен и вдов и 94 двора «разночинческих», в том числе «купецких, господских людей и крестьян разных вотчин, дошедших к ним от военно-служащих безо всяких крепостей, по одним только поступным письмам».
Полиция не хотела было брать слободу в свое ведение, но Сенат обязал включить её в состав города, причислив к 5-й (Сущевской) части, разбив на два квартала и поставив будки, в «которые посылать на караул с дворов обывательских». Таким образом, слобода стала частью города. В русских говорах словом «бутырки» обозначали крестьянский двор, стоявший отдельно в стороне от села. Именно такой была в
XVI в. деревня Бутырки в три двора, стоявшая на Дмитровской дороге за селом Сущёвом и принадлежавшая боярину Никите Романовичу Захарьину, деду первого царя из династии Романовых. От Никиты Романовича Бутырки унаследовал его сын Иван Никитич Романов, дядя царя Михаила. При нём деревня увеличилась до 79 дворов, а к её землям, кроме имевшихся 50
десятин, было прирезано еще 233. После смерти И.Н. Романова Бутырки перешли к царю Алексею Михайловичу, при котором здесь разместился стрелецкий полк «солдатского строя» под командованием Матвея Кравкова. Это произошло в 1657 г. Об этом становится известно из одной челобитной, в которой говорилось, что «в 7165 (1657 — Авт.) году выбраны они из разных городов в солдаты и указано им жить в слободе
Бутырках, а та земля преж сего была боярина Ивана Никитича Романова». В 1742 г. Бутырская слобода был отделена от города Камер-Коллежским валом, на котором появилась Миусская (Бутырская) застава. Но даже в середине XIX в. между Бутырской заставой и Ново-Дмитровской (Новослободской) слободой находились огромные, почти незастроенные участки земли.
В 1808 г. в слободе было всего 807 га земли. Все земли принадлежали церкви Рождества богородицы. В слободе стояло 134 дома. Из прудов села вытекала река Неглинная. В 1823 году за Бутырской слободой Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов. В 1843 году московский купец Ралле, будучи одновременно французским подданным, основал парфюмерную
фабрику, ныне именуемую объединением «Свобода». Бутырская улица особенно оживилась после открытия в 1865 году севернее Бутырок Петровской земледельческой и лесной академии, между академией и Бутырками появилось много дач московских жителей. В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. В 1886 г. по Бутырской улице от Бутырской заставы до академии стал ходить «паровичок» — маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками
трамвайного типа. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок (мозаичное изображение на эту тему можно найти на путевых стенах станции метро «Савёловская»). В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский. В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором в конце Бутырской улицы прошла соединительная железнодорожная ветка между
Николаевской (Октябрьской) и Александровской (Белорусской) железной дорогами. Ветка специально предназначалась для передачи царских поездов с одной дороги на другую, почему и называлась Царской. В 1897—1899 годах параллельно Бутырской улице была проложена Савёловская железная дорога к Верхней Волге, а в 1902 в начале улицы появился Савёловский вокзал. А в 1899 году из депо на Нижней
Масловке вышел первый московский электрический трамвай, его маршрут пролегал от современной Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по Масловке в Петровский парк. В конце XIX века появилось несколько предприятий: парфюмерная фабрика Ралле, прядильная фабрика Анонимного общества, меднолитейный и арматурный завод Дергачева и Гаврилова, чугунолитейный завод Густава
Листа и др. В 1922 году паровичок был заменен трамваем. Позже улица была освобождена и от трамвая (он прошёл по соседней Вятской улице), асфальтирована, и по ней стали ходить троллейбусы. Территория вошла в Свердловский район Москвы, который тянулся узкой полосой из центра Москвы и включал так же Красную площадь. В 1965 году в районе
Нижней Масловки преобладали частные деревянные дома, во многих дворах держали домашнюю птицу, коров. В 1966 около вокзала была сооружена трёхуровневая Савёловская эстакада. 31 декабря 1988 года была открыта станция метро Савёловская, а в 1991 Серпуховско-Тимирязевская линия метро была продолжена, открылась станция Дмитровская. В 2001 году была построена транспортная развязка на пересечении улиц
Нижная Масловка и Новая Башиловка, по ним прошло Третье транспортное кольцо. &2.Флаг и герб района Геральдическое описание герба В щите московской формы стропило, сопровождаемое: сверху справа в красном поле композицией из половинок шестерни справа и колеса слева, с наложенным гаечным ключом в столб; сверху слева в красном поле четырьмя перекрещенными колосьями; снизу в голубом поле кошелем с весами над ним. Все фигуры серебряные. Объяснение символики герба
Серебряное стропило символизирует расположенный на территории муниципального образования Савеловский вокзал - северные железнодорожные ворота Москвы. Композиция, состоящая из половинок шестерни, колеса и гаечного ключа, как символ транспорта и промышленности, напоминает о первом в Москве внутригородском паровозике - «паровичке» с пятью-шестью вагончиками, а также о проживании на территории муниципального образования в
XVII веке посадских людей, ремесленников и торговцев. Четыре перекрещенных колоса символизируют основанный в 1823 году обществом сельского хозяйства Бутырский хутор. Кошель, сопровождаемый весами, символизирует торговое прошлое посадских людей, проживавших в XVII веке на территории муниципального образования. Описание флага Флаг муниципального образования Савеловское представляет собой двустороннее, прямоугольное
полотнище с соотношением сторон 2:3. Полотнище разделено белым стропилом, выходящим из нижних углов полотнища, с вершиной в середине верхнего края полотнища. Ширина концов стропила составляет 5/48 длины (5/32 ширины) полотнища флага. В верхней, красной части полотнища, прилегающей к древку, помещено изображение композиции из половинок шестерни справа и колеса слева, с наложенным гаечным ключом.
В противоположной от древка верхней, красной части полотнища, помещено изображение четырех перекрещенных колосьев. Все фигуры изображения - белые. Габаритные размеры каждого изображения составляют 1/5 длины и 5/16 ширины полотнища флага. Центры изображения расположены на расстоянии 1/6 длины полотнища от бокового края полотнища и на расстоянии 1/4 ширины полотнища от верхнего края полотнища. Габаритные размеры нижнего, голубого треугольника составляют 13/15 длины и 3/4 ширины полотнища флага.
В треугольнике помещено изображение белого кошеля и белых весов над ним. Габаритные размеры изображения составляют 7/24 длины и 17/40 ширины полотнища. Центр изображения равноудален от боковых краев полотнища и на 1/4 ширины полотнища смещен от центра полотнища к его нижнему краю. &3.История Савёловского вокзала Савеловский район известен своей близостью к Савеловскому вокзалу.
В 2002 году исполнилось 100 лет самому молодому вокзалу Москвы - Савеловскому, единственному московскому вокзалу, имя которому дал не город, а село. Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат.
Во многом благодаря его энергии концессия на постройку дороги, первоначально выданная другой частной компании - Второму Обществу подъездных путей, была передана "Ярославке". В 1897 г. Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив Высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, что находится на берегу Волги, напротив
Кимр. Новая ветка была не очень крупной - 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. Для строительства Савеловской линии было создано специальное Управление "под заведыванием начальника работ инженера
К.А.Савицкого". Дорога предполагалась однопутной, пропускная способность - две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения - 20 верст в час. Пути стоили с двух сторон - от Москвы и от Савелова. Рельсы использовались только отечественных заводов - Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Строительство началось с прокладки соединительной ветки
от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково, откуда, собственно, и должна была начаться Савеловская дорога. Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Савеловская ветка была продлена от станции Бескудниково до
Камер-коллежского Вала. Получив - после многочисленных проволочек - разрешение Московской Городской Думы, строители завезли к Бутырской заставе песок, камень и другие материалы. Возведение здания планировалось завершить к зиме 1899 года. Однако работы были неожиданно приостановлены, так как Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила Правлению
Общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги купить у них участок Савеловской дороги от станции Бескудниково до Савелова. Пассажирский вокзал предполагаемые новые хозяева собирались строить в другом месте. Тем временем к началу 1900 г. основные работы на Савеловской ветке были завершены, и было открыто временное движение. Поезда до Савелова отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные
неудобства: доехав по Ярославской дороге до "поста 10-ой версты", они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги. Летом 1900 г. Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, и продажа московского участка Савеловской линии Виндаво-Рыбинской железной дороге не состоялась. В сентябре 1900 года строительство вокзала возобновилось.
Руководил работами инженер А.С.Сумароков. Есть предположение, что именно он стал автором проекта. Здание вокзала было довольно скромным, не имевшим даже парадного входа, в основном - одноэтажным и лишь по центру - двухэтажным, для размещения служебных квартир. Отдельно от пассажирской станции устраивался так называемый воинский барак, значительно превосходивший своими размерами вокзальное здание. В нем предполагалось разместить временную пассажирскую станцию.
В некотором отдалении раскинул свои пути и Грузовой двор. Строительные работы были завершены к весне 1902 года. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю) вокзал, получивший название Бутырский, был освящен и от него отправился первый поезд. "Новое здание вокзала писал тогда "Московский листок" и весь станционный двор с утра были убраны
флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд. Около 12 ч. дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашенными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершенным в зале III кл. пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания св. водою все присутствующие были приглашены в зал 1 кл
где было подано шампанское". Открылось регулярное движение поездов. Вначале в сутки их курсировало две пары: в 10.35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7.30 вечера - почтовый. Строительство железнодорожной линии и вокзала преобразило жизнь тихого уголка Москвы от Новослободской по Сущевскому валу до Марьиной рощи, с одной стороны, и до Бутырского хутора и Петровско-Разумовского, где прежде жили в основном лишь извозчики, мастеровые и
огородники, с другой. Недалеко от станции промышленник Густав Лист построил новый завод с расчетом на рабочую силу из пригорода. Московские домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов, резко поднялись цены на землю. Напомним, что вокзал строился за городской заставой, то есть за пределами Москвы. Однако Московская Городская Дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом,
оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда. И с 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы. Таким образом, жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу. Долгие годы Бутырский вокзал (переименованный позже в
Савеловский) успешно выполнял свою работу, но по мере роста перевозок, особенно пригородных, стал отставать от времени, ветшал. В 80-х годах было принято решение о его капитальном ремонте и реставрации. Проект подготовил коллектив Института Мосжелдорпроект под руководством Я.В.Шамрая. Работы велись несколько лет. Движение поездов при этом не прекращалось, билетные кассы работали во временных помещениях. 1 сентября 1992 г через 90 лет после постройки, обновленный и помолодевший
вокзал вновь распахнул свои двери. Он стал двухэтажным, но сохранил прежний архитектурный облик. И сегодня Савеловский вокзал - это современный пассажирский комплекс, предлагающий пассажирам железных дорог широкий спектр услуг. &4 История Бутырской улицы Старое название: Большая Бутырская улица. От улицы Нижняя Масловка до Дмитровского шоссе. В этой местности известна с
XVI века как деревня Бутырки. В старорусском языке слово «бутырки» означало крестьянский двор, находящийся в стороне от поселения, либо подгородную деревню, отделенную от основного селения полем или лесом. Именно такой была в XVII веке деревня Бутырки в три крестьянских двора, стоявших на Дмитровской дороге за селом Сущёвым. Между селом и деревней простирались поля. В первой половине XVII века деревня увеличилась до 79 дворов.
Большинство ее жителей занималось ремеслами и продажей изделий рук своих, так как окрестные земли были «худые». О Бутырках сообщает «Географический словарь Российского государства » 1801 года: «Из слобод, составляющий предместья столичного города Москвы, при озерке или болоте, из которого текут речки Неглинна и Пресня. В ней прежде царь Алексей Михайлович населил 500 дворов поляков, а по окончанию
Польской войны вмещен и полк солдатский, который Бутырским Московским именовался». Во второй половине XVII века Бутырки перешли в казенную собственность, и в 1667 году здесь разместили «выборный» московский стрелецкий полк. После стрелецкого бунта, в котором бутырцы не приняли участия, на должности командиров были назначены офицеры-иностранцы. В 1687 году полк возглавил шотландец
Патрик Гордон. Для молодого царя Петра Бутырский полк послужил образцом при создании Преображенского и Семеновского полков. В Бутырках стрельцы сначала стояли постоем в крестьянских избах, а затем начали строить собственные дома, обзаводиться огородами, содержать лавки и торговать беспошлинно. В 1682-1684 годах «иждивением Бутырского полка» на месте деревянной была возведена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По храму село с тех пор стали называть «Бутырки,
Рождествено тож». В 1740-х годах Бутырский полк был выведен из Москвы. С уходом полка Бутырки превратились в одну из заурядных московских слобод. В 1767 году слободу передали в ведение московской городской полиции, и вскоре она вошла в состав Москвы. В это время в Бутырках селились в основном мещане и мастеровые. «Число жителей в Бутырской слободе простирается до 900 человек, что не должно казаться удивительным по скромному объему
большей части домов, из которых в иных живут по два или по три человека, — сообщали «Московские губернские ведомости» в 1853 году. — Понятно, что жители Бутырок (говорим о постоянном населении) нисколько не взыскательны насчет удобств городской жизни, которые прославляются здесь в виде пяти овощных лавок и трех увеселительных заведений. Ремесленников здесь также очень немного, и по числу первое место между ними принадлежит типографщикам. Не подумайте, впрочем, что на
Бутырках была хотя бы одна какая-нибудь типография. Нет, здесь только приютилось значительное число наборщиков, тередорщиков, батырщиков, подъемщиков и словолитцев из разных городских типографий, особенно из Университетской. Почему и когда типографский люд выбрал преимущественно Бутырки местом своего жительства — неизвестно точно так же, как и то, содействует ли их постоянное пребывание
здесь распространению любви к литературе между бутырскими жителями. С экономической точки зрения можно объяснить любовь типографщиков к Бутыркам дешевизной здесь квартир и тем, что многие из них имеют в слободе свои домики. Старожила рассказывают еще, что когдато Бутырки славились по Москве вкусными баранками. Но теперь об этой славе остались одни предания».
Газета «Московская летопись» 26 мая 1886 года так характеризовала эту местность: «Бутырки — шестой участок Сущевской части, следовательно, в городе. Тем не менее вы встретите здесь массу «холостых» хибарок (без печей и зимних рам), которые служат для незатейливой публики дачами за 15-25 рублей в лето. Во время оно Бутырки славились своими баранками и бубликами, теперь — как летняя резиденция московских жуликов, ночующих здесь под открытым небом среди обширных огородов.
В криминальной хронике Бутырки не участвуют, жулики не трогают своих, и потому не только случаи открытого нападения, но и простого воровства здесь чрезвычайно редки. Через Бутырки идет путь в Петровское-Разумовское. Улица поливается обывателями, если очень уж пыль одолеет, из ковшов, чайников, полоскательных чашек и пр.» В конце XIX — начале XX века Бутырки превратились в промышленный район.
Послереволюционная история Бутырок — это история их почти сплошной новой застройки. Старинное название сохранилось также в наименовании района Бутырский ; улицы и Бутырский Вал, площади Бутырской Заставы. Память о стоявшем в этой местности стрелецком полке зафиксирована в названная Полковой и Стрелецкой улиц, 1-4-го Стрелецких переулков.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы значилась полковою Бутырского полка. В 1682-1684 годах в честь победы России над крымским ханом на средства полка деревянную церковь заменили каменной. Это был большой пятиглавый собор, золотые купола которого издали видели подъезжающие к Москве по Дмитровской дороге. Отдельно стояла надвратная шатровая колокольня, очень изящная и изысканная,
схожая с колокольней церкви Николы Явленного на Арбате. Одновременно были построены трапезная на 2000 человек, церковно-приходская школа и богадельня. На престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября вокруг церкви шумела большая ярмарка, разбивали шатры и балаганы. В лавках продавались знаменитые бутырские баранки. Веселились на ярмарке «бутырщики» — так стали называть живших здесь работников типографии
Московского университета. В 1915 году рядом с церковью начали строить миссионерское подворье с большим, на полторы тысячи молящихся, храмом, аудиториями, музеем, магазином, часовней. После 1917 года храм уничтожили почти полностью. Его обезображенный остов можно видеть с Большой Новодмитровской улицы. Место, где некогда находились многочисленные храмовые постройки, отмечает здание, являющееся остатком колокольни. В нижнем ярусе звонницы в 1999 году освящена церковь во имя
святого благоверного князя Димитрия Донского. Бутырская улица была в XVI—XVIII вв. главной улицей Бутырской слободы, или просто Бутырок. В старину «бутырками» назывались небольшие селения, отделенные от главного селения полем или лесом. Наши Бутырки до XVIII в. были именно таким селением, отделенным от Москвы обширным полем. Бутырки лежали на древней дороге из
Москвы в Дмитров, бывший волжской пристанью столицы. В XVI в. Бутырки принадлежали боярину Никите Романовичу Захарьину, деду первого царя из рода Романовых. В 1623—1624 гг. они перешли к его сыну боярину И. Н. Романову и назывались деревней Бутыркиной, в которой было только два крестьянских двора. В 1646—1647 гг. деревня разрослась. Здесь была построена деревянная церковь
Рождества Богородицы, и деревня стала называться «село Рождествено на Дмитровской дороге», «да в селе (было) пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек». Следовательно, уже в XVII в. здесь было 80% ремесленников. В 1649 г. село отошло в казну. При этом «по государеву цареву и великого князя
Алексея Михайловича всеа Русии и по Соборному Уложению тоя церкви прихожаны отписаны на Государя и вывезены к Москве в черные сотни». Но в 1667 г. «село Бутыркино отдано под селидьбу солдатам Матвеева полка Кравкова». Тут же были поселены пленные поляки и литовцы, которые называли себя «панами», почему в XVIII в. их улица названа Панской. В конце XVII в.
Бутырским солдатским полком командовал любимец Петра I генерал Гордон. Полк участвовал в Азовских походах 1695— 1696 гг. и в сражении под Полтавой в 1709 г. В память этого события одна из улиц Бутырок в 1922 г. названа Полтавской. В 1682—1684 гг. на Бутырской улице была выстроена вместо деревянной каменная церковь
Рождества Богородицы — типа большого соборного храма, с отдельно стоявшей шатровой колокольней. Она служила украшением села. В 1742 г. город подошел вплотную к Бутыркам. У начала Бутырской улицы проходил Камер-Коллежский вал с заставой, почему последняя и называлась Бутырской. Слобода в это время называлась Бутырской солдатской слободой. Но скоро полк был переведен в Смоленск, и в 1767 г. военное ведомство передало слободу в ведение полиции.
В это время в слободе находилось уже 262 двора военнослужащих, солдатских жен и вдов и 94 двора «разночинческих», в том числе «купецких, господских людей и крестьян разных вотчин, дошедших к ним от военнослужащих безо всяких крепостей, по одним только поступным письмам». Полиция не хотела было брать слободу в свое ведение, но Сенат обязал включить ее в состав города, причислив к 5-й (Сущевской) части, разбив на два квартала
и поставив будки, в «которые посылать на караул с дворов обывательских». Таким образом, слобода стала частью города. В 1808 г. в слободе было всего 807 га земли. Все земли принадлежали церкви Рождества Богородицы, очевидно, как скупленные у прежних владельцев, а возможно и как пожертвованные; все они сдавались ее настоятелем и церковным старостой в аренду за 1 435 руб. в год. В слободе стояло 134 дома. Из прудов села вытекала река
Неглинная. В 1823 г. за Бутырской слободой, на правой стороне Дмитровской дороги, Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для производства сельскохозяйственных опытов. По хутору образовавшиеся впоследствии вблизи него улицы получили название Хуторских. Историк Москвы И. М. Снегирев в 1825 г. посетил хутор, «где осматривал с англичанином
Рожером, смотрителем сего заведения, земледельческие орудия и поля, засеваемые по новой системе плодопеременной». Сейчас этот хутор — целый благоустроенный поселок с несколькими улицами и многоэтажными домами. Бутырская улица особенно оживилась после открытия в 1865 г. в Петровско-Разумовском Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А.
Тимирязева). Между академией и Бутырками (за огородами) появилось много дач московских жителей, и движение по улице настолько возросло, что в 1886 г. по ней от Бутырской заставы до академии стал ходить «паровичок» — маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками трамвайного типа. Старожилы еще помнят, как в первые годы после открытия движения впереди паровичка скакал на лошади мальчик-форейтор («фалетура», как его называл простой народ), трубивший в рожок для
предупреждения несчастных случаев. Промышленное развитие Москвы захватило в конце XIX в. и Бутырки. Здесь появилось несколько предприятий: парфюмерная фабрика Ралле, прядильная фабрика Анонимного общества, меднолитейный и арматурный завод Дергачева и Гаврилова, чугунолитейный завод Густава Листа и др. Церковь Рождества Богородицы разбила свои земли на строительные кварталы (Церковные и другие
улицы) и участки и сдавала их под застройку в долгосрочную аренду или продавала в собственность. Это способствовало застройке слободы домами хозяйчиков-кустарей, трактирщиков, извозчиков и т. п. В1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором в конце Бутырской улицы прошла соединительная железнодорожная ветка между Николаевской (Октябрьской) и Александровской (Калининской) железной дорогами.
Ветка специально предназначалась для передачи царских поездов с одной дороги на другую, почему и называлась Царской. По ней Царскими были названы и соседние проезды в Бутырках, переименованные в 1922 г. в Хуторские улицы и проезды. В 1897—1899 гг. параллельно Бутырской улице с востока была проложена Савеловская железная дорога к Верхней Волге, и в начале улицы появился
Савеловский вокзал. В 1899 г. мимо него прошел трамвай от современной Пушкинской площади в Петровский парк по Масловке. В советское время Бутырская слобода стала рабочим районом. Прежние фабрики и заводы были значительно расширены, появилось много новых. Около предприятий построены многоэтажные дома для рабочих и прекрасный клуб. В 1922 г. паровичок был заменен трамваем. Позже улица была освобождена и от трамвая (он прошел по соседней
Вятской улице), асфальтирована, и по ней стали ходить троллейбусы. Улица достаточно широка (ок. 45 м). Старые двухэтажные деревянные дома и домики по обеим сторонам улицы заменяются ныне многоэтажными каменными зданиями. Глава II. Современный облик района. &1. Характеристика района Граница Савеловского района проходит по осям: Полосы отвода
Рижского направления МЖД; Бутырской улицы; Эстакады на Новослободскую улицу до улицы Нижняя Масловка; Улицы Нижняя Масловка; Улицы Верхняя Масловка; Улицы 8 Марта; Западной и северной границам автобусной станции «8 Марта». Основные магистрали: Бутырская ул ул Нижняя
Масловка, ул.Верхняя Масловка, ул.8 Марта.Статистика района Общая площадь района 270 га Общая длина дорог 20 км Площадь зеленых насаждений 46,9 га Строений жилых 245 Общая площадь жилого фонда - Общее население района 57,1 тыс.чел. в т.ч. : • Дети от 0 до 16 лет 9,7 тыс.чел. • Трудоспособное население 30,8 тыс. чел. •
Старше трудоспособного возраста 16,6 тыс.чел. Поликлиники всего 5 Центр Социального обслуживания 1 Общеобразовательные школы 6 Учебно-воспитательные комплексы - Колледжи 3 Музыкальные школы 1 Детские дошкольные учреждения 9 Кинотеатры 1 Библиотеки 3 Парки культуры и отдыха 1 Выставочные залы - Спортивные залы -
Плоскостные спортивные сооружения 1 Спортивные площадки 12 Детские спортивные школы 2 Основные предприятия района: ОАО Косметическое объединение «Свобода» ОАО «Горизонт» ОАО МФК «Рассвет» ООО «Московское учебно-производственное предприятие ? 6 ВОС» ОАО «ГипроНИИавиапром» ОАО «РТИ им.академика
Л.А.Минца» ЗАО «Хамильтон Стандарт-наука» Список органов власти осуществляющих свои функции и полномочия на территории Савёловского района Северного административного округа города Москвы со справочной и контактной информацией об учреждениях. Органы власти Савёловского района Москвы: Управа Савёловского района города Москвы Москва, Петровско-Разумовский проезд, дом 5
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Савёловское Москва, Петровско-Разумовский проезд, дом 4 / 8 Отделение по району Савёловский ОУФМС России по городу Москве в САО Москва, 2-я Квесисская улица, дом 25 Отдел внутренних дел по району Савёловский САО города Москвы (ОВД Савёловского район)
Москва, 1-я Квесисская улица, дом 28 Жилищный отдел Савёловского района САО города Москвы Москва, Волоколамское шоссе, дом 7 Савёловский районный суд САО города Москвы Москва, улица Бутырский Вал, дом 7 Савёловская межрайонная прокуратура САО города Москвы Москва, Хорошёвское шоссе, дом 16
Объединённый военный комиссариат Савёловского района (ОВК Савёловского района) Москва, улица Бутырский Вал, дом 7 Управление социальной защиты населения Савёловского района САО города Москвы (РУСЗН Савёловского района) Москва, улица Верхняя Масловка, дом 24 &2. Архитектурные памятники района
Храм святителя Митрофана Воронежского (Митрофаниевская церковь) —православный храм в районе Савёловский города Москвы. Единственный придел храма освящён в честь Митрофана Воронежского. Относится к Всехсвятскому благочинию Московской епархии. Построен в 1894—1895 при Елизаветинском приюте для сирот на средства купца Митрофана Грачёва. Закрыт в 1935 году. В 1990 году вновь передан верующим. •
История В 1892 году было принято решение о создании Елизаветинского приюта для детей-сирот до 7 лет совместно с существовавшим с 1877 года Ольденбургским приютом, располагавшимся на территории, принадлежавшей Высоко-Петровскому монастырю. 17 мая (4 мая по ст. стилю) 1893 года приют с нововозведённом двухэтажным помещением был открыт и освящён. На церемонии присутствовала великая княгиня
Елизавета Федоровна. Вскоре встал вопрос о строительстве храма при приюте, поскольку ближайший, Благовещенский храм в Петровском парке располагался в более чем километре от приюта. Вопросами строительства занялся купец, благотоворитель, казначей Московского совета детских приютов Митрофан Семёнович Грачёв. Получив благословение митрополита Московского
Сергия на строительство храма, он поручил разработку проекта архитектору Георгию Александровичу Кайзеру. 12 мая 1894 года проект был утверждён. Строительство закончено через год с небольшим, а 4 ноября (22 октября по ст. стилю) 1895 года, в день празднования Казанской иконы Божией матери храм был освящён. После смерти Митрофана Семёновича его вдова Варвара
Николаевна выстроила рядом с храмом двухэтажный дом причта. Над северной частью храма была устроена усыпальница, где похоронили Грачёва, правда, позже, перед закрытием храма его прах перенесли на Введенское кладбище. После революции, в 1922 году приют был закрыт. Помещения использовались под коммуналки. В 1930-е годы территория была разделена между
Машиностроительным заводом имени Калинина и Метростроем, использовавший помещения приюта под общежития. В 1960-е годы на территории было построено многоэтажное конструкторское бюро авиационного завода «Горизонт». Сам храм действовал до 1935 года. После революции храм пытались занять обновленцы, но тогдашнему священнику отцу Владимиру Медведюку удалось отстоять храм. После закрытия в здании церкви заводское училище, ремонтная база. Во время Великой Отечественной войны в храме располагалась столовая.
После войны здесь помещались спортивная школа, заводской склад. С 1985 года здание пустовало. Здание было возвращено Православной Церкви в феврале 1990 года. К моменту передачи храм находился в аварийном состоянии: отсутствовала крыша, была сломана колокольня, повреждено убранство. Проект восстановления церкви и дома причта безвозмедно выполнил архитектор
Сергей Яковлевич Кузнецов. 10 марта 1990 года состоялось освящение возвращённой церкви. К концу года завершилось возведение колокольни. Силами прихожан за два года церковь была полностью восстановлена. В 1992 году построен приходской дом. 5 ноября 1995 года храм освятил патриарх Алексий II. В 1996 году в доме причта была освящена домовая церковь в честь великой княгини
Елизаветы Фёдоровны. При храме действуют воскресная школа, хоровая школа, школа иконописи. Община принимает активное участие в сборе средств на строительство Храма преподобного Андрея Рублёва на Верхней Масловке. Иконы и святыни Особо почитается икона святителя Митрофана Воронежского, единственная сохранившаяся после закрытия храма. &3
Публикации о районе Звуки "Аккорда" на Нижней Масловке Дарья Лиговская — Газета "Савеловский посад" № 12(18) ноябрь 2005 г. ОАО "Косметическое объединение "Свобода" стаья СТАРЕЙШЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РАЙОНА Газета "Савеловский посад" ИЗБА НА МАСЛОВКЕ Зданию Центра ремесел исполнилось сто лет
Ольга Лейтман, Наталия Бурцева, Ольга Свирина — Газета "Север Столицы" № 24(24) 2006г. Щит Родины Роман Хабибуллин — Газета "Савеловский посад" №20(39) декабрь 2006г. Витебск и Москва становятся ближе Нина Тулинова — Газета "Витьбичи" (Республика Беларусь) №79(2321) 2006г.
НА ИВАНОВСКОЙ ЗЕМЛЕ Т.А.Потапова — Газета "Савеловский посад" №8 (50) май 2007г. Уникальные ремесленники Михаил Ратников — Журнал "Москва и москвичи" №1-2 2007г. Аромат «Свободы» В.Метальникова. — Журнал "Москва и москвичи" №1-2 2007г. Савеловская «ИВА» Василий Сергеев — Журнал "Москва и москвичи" №1-2 2007г.
Победят лучшие Елена Ординарцева — Газета "Савеловский посад" № 20(39) декабрь 2006г. Ближе к людям М.Степанова — Газета "Савеловский посад" № 17 (36) октябрь 2006г. "На торжествах в республике Беларусь" Федин В.Т. — Савеловский посад №12 июль 2006 г. ООО Фабрика "Художественная вышивка" Елена Ординарцева — Газета "
Савеловский посад" № 8(27) май 2006г. О создании окружного Бизнес-интернет центра на базе Центра развития предпринимательства САО г. Москвы. Н.А.Глушко - директор НП "Центр развития предпринимательства САО г.Москвы" — газета "Савеловский посад" "Не боги горшки обжигают или творчество для всех"
НП "ЦРП САО" — Газета "Савеловский посад" июль 2005г. Рубрика:"Малый бизнес" Настоящий Айболит живет ближе, чем вы думаете «Вот пришью тебе новую ножку, и опять побежишь по дорожке». К.Чуковский Ольга СЕВАСТЬЯНОВА — Газета "Савеловский посад" № 6 июнь 2005 г. Попасть «в точку фортуны» и удержаться на гребне волны удается не многим.
Газета "Савеловский посад" № 6(16) июнь 2005г. Районный этап городского конкурса «Улучшаем свое жилище» Ткаченко В.А. — & 4. Современная карта района Список используемой литературы. 1. Изображения взяты с сайта : http://images.yandex.ru/ 2. Официальный сайт управы Савёловского района: http://sav.sao.mos.ru/ 3.
Информационный сайт: http://ru.wikipedia.org/ 4. Имена московских улиц: топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. 5. Аверьянов К. А. История московских районов: Энциклопедия. — М.: Астрель, АСТ, 2008. 6. Иванов К. А. Флаги государств мира. — М.: Транспорт, 1971 7. Колодный Л. Е. Москва в улицах и лицах. Центр. — М.:
Голос-Пресс, 2006.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |