МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТ экономики СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Экономика и управление на предприятии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Культурология на тему N19. Художественные традиции исламского мира ГРУППЫ СТУДЕНТА АДРЕС ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Минск 2004 Вопрос 1. Философские традиции ислама Ислам одна из трх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных
просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всм мире исповедуют ислам. Название Ислам происходит от арабского слова салам, что в буквальном переводе означает мир, но имеет ещ дополнительное значение подчинение. Таким образом, более полное название этой религии можно перевести
как абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу. Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Маулид день рождения Пророка Мухаммеда отмечается 12 числа месяца раби ал - аввал по лунному календарю. Согласно древней мекканской хронологии, это произошло в год слона, то есть в 570 г. Маулид совпадает с днм смерти Мухаммеда. Символичное совпадение дат рождения и смерть, то есть рождение
для вечной жизни, было дано Мухаммеду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества. В русском написании встречаются варианты имени Пророка Мухаммед, Магомет однако наиболее близка к арабскому произношению форма Мухаммед. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками
Ибрахимом Авраамом, Исмаилом, Мусой Моисеем и Исой Иисусом Христом. В этих двойных именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них. Согласно преданию, когда мать Мухаммеда была беременна, ей явился ангел и сказал
Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников и назови его Мухаммед достохвальный. Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммеда по движению звзд, а христианское от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями.
Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке Хубал и ал Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке севере Ирана. Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама- реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки- города в западной части Аравийского полуострова. В 632 г. н. э Мухаммед умер, будучи фактически правителем всей
Аравии. У него была своя армия, служба правопорядка и гражданские службы ни одному арабу не удавалось так сплотить своих соплеменников. Через сто лет его последователи завоевали Армению, Персию, Сирию, Палестину, Ирак, Египет и Испанию. Они перешли через Пиренеи и вторглись во Францию. И если бы Шарль Мартель не разгромил их в 732 г может быть, весь западный мир сегодня был бы мусульманским.
Это была империя, простиравшаяся от берегов Атлантического океана в Испании до Индии, империя, превосходившая Римскую во времена е расцвета. До сих пор историки изумляются и не могут объяснить исторической мощи, вызванной к жизни появления ислама. Отчасти привлекательность нового учения заключалась в его сходстве с восточным христианством. Ислам предлагал реалистичный и практический способ изменения своей жизни, которому могли следовать
простые люди. Ислам- религия людей книги, писания, посланного людям через пророков. Коран от араб. ал Коран чтение вслух, назидание священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнеснных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, ока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.
Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммеда, было принято при халифе
Усмане между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммеде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры главы и аяты стихи. Суры располагались в порядке уменьшения объма текста. Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения.
Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т.е. возможности использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце 9 в. в текст Корана были введены огласовки, т.е. специальные знаки, указывающие на правильное чтение, а для удобства запоминания и декламации текст был поделн на 30 частей джус и 60 отрезков хизб. Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру
Фатиха, что означает Открывающая- обязан знать на арабском языке каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан Отче наш. Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнеснных в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские 610-622 гг. и медынские 622-632 гг Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу 7- 8 вв.
Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама.
Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. В ниспосланной Книге как обычно называют Коран наряду с ясно изложенными стихами-мухкамат существуют откровения, смысл которых не поддатся однозначной интерпретации. Такие стихи называются муташабихат. Их комментированием занимаются наиболее учные и авторитетные знатоки ислама. Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении
насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна буквально образец, пример полное название- Сунна посланника Аллаха. В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным,
правоверным. Обучение Сунне важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей один из главных критериев авторитетности предводителей верующих. Сунну почитают все течения ислама, кроме мусульман шиитов. Именно с помощью Сунны халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практические вопросы. Уже спустя несколько веков после смерти Пророка
Сунна рассматривалась и почиталась наряду с Кораном, а мусульманские богословы много сил и времени уделяли вопросу о том, как соотносятся между собой Сунна и Коран и можно ли для решения тех или иных проблем привлекать какие- либо другие источники кроме Корана и Сунны. Сунна Пророка запечатлена в свидетельствах о его праведной жизни хадисах. Поскольку Коран давал ответы далеко не на все вопросы и к тому же в нм встречались противоречия, требующие
разъяснений и дополнений, то получить их можно было, например, из воспоминаний ближайших сподвижников Пророка об аналогичных случаях. Но живых свидетелей с годами становилось вс меньше, и приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал то или иное предание из уст людей, близких к Пророку. Хадисы собирали и записывали. Именно своды хадисов составили со временем Священное предание ислама Сунну. В исламском мире существует даже весьма уважаемая профессия мухаддиса-
собирателя и комментатора хадисов. Естественно, что хадис имел силу лишь в случае признания его достоверности. Гарантию достоверности муххадисы усматривали в точном указании имн всех, кто предавал этот хадис друг другу. Мухаддисы составляли сборники хадисов, удобные для цитирования и запоминания. Хадисы состоят из двух частей это иснад опора, т.е. перечисление имн пересказчиков, и матн текст- собственно содержание хадиса. Мухаддисы установили следующий критерий достоверности хадиса его иснад должен представлять
непрерывную цепь рассказчиков, обязательно людей известных и праведных. Чем более достойным уважения был рассказчик, особенно самый ранний в цепи иснада, тем достовернее считался сам хадис. Если иснад был солидным, закрывали глаза даже на явные анахронизмы и содержании хадиса, что способствовало обогащению Сунны немалым количеством недостоверных текстов. Первые сборники строились на основе классификации хадисов по именам самых ранних пересказчиков, сподвижников
Мухаммеда, перечисляемых в алфавитном порядке, с указанием хадисов, исходящих от каждого из них. Этот тип сборников называется мусеад обоснованный. Шииты, не признавая Сунны, тем не менее, признают хадисы, восходящие к четвртому праведному халифу Али. Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения. Это исповедание веры шахада, молитва салат, пост саум, налог в пользу неимущих
закат и паломничество хаджж. Ш Шахада. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают е последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Шахада словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой Ла илаха илла-л-лахи Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха. Эти слова, произнеснные с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку.
Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорожднному младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убежднностью в его истинности. Ш Салат. Каноническая молитва араб. ас-салат, перс. намаз совершается по строго определнному ритуалу, который сложился при жизни
Пророка. Коран называет человека богопочитателем и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведт к саморазрушению. Человек- создание, и его жизнь обретает верную перспективу,
только когда он осознат это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед
Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создат чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Ш Саум. Третье обязательное предписание ислама- пост перс. рузе, тур. ураза, обязательный для всех
совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан девятый месяц лунного календаря. Рамадан священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжение всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют.
И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. В течение Рамадана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе.
У поста есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о свом духовном состояние. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовтся на страдания окружающих. Ш Закат. Налог в пользу нуждающихся мусульман обязательная милостыня, которая очищает, дат
тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретнным имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задатся вопросом, почему так происходит, однако он дат совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везт меньше. Мухаммед ввл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный
налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключнным и странникам. При этом Коран подчркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность. Ш Хаджж. Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить, это раз
в жизни совершить Хадж, или паломничество, в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Хадж также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке царь и раб встают равными перед
Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом оно также идт на пользу международным отношениям. Хадж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть моющая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами.
Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. Эти пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам- это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и дат подробные указания, как достичь этого идеала.
Поддерживая свободную торговлю и прибыль, ислам подчркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях. Во времена Мухаммеда вс наследство отца переходило только к старшему сыну. Это вело к вопиющему неравенству. Мухаммед потребовал. Чтобы наследство делилось между всеми детьми, включая дочерей. Ислам также способствовал значительному улучшению положения арабских женщин, которые до этого не имели
никаких прав. Ислам освятил узы брака, придавая особое значение вопросам нравственности. Данное учение также подчркивает полнейшее равенство рас, и смешанные браки для него не представляют ничего необычного. Ш Джихад. Важным понятием в вероучении ислама является джихад усилие- борьба за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере мудростью и хорошим увещеванием бороться с неверными
всегда и везде, но только не в священные месяцы. Вскоре появились такие понятия, как джихад сердца, подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры джихад языка- верующий одобрительно говорит о богоугодном джихад руки, подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, джихад меча, подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по разному.
Для язычников выбор был лишь один переход в ислам или смерть. Людям Писания иудеям и христианам предлагался иной выбор принятие ислама, выплата постоянного налога джизии0 или война. Ш Мечеть. Молитвенное здание мусульман именуется мечетью араб. масджит место, где совершают земные поклоны. Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в когда к
ней начали пристраивать минарет- башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Внутри мечети в одной из стен делают михраб нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом вс равно что стоять перед лицом
Бога. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для пребывания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота они должны быть опрятно одеты, скромно
вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети. Ш Азан. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздается пение муэдзина призывающего. Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в
сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан молитвенный призыв Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха произносится дважды. Идите на молитву. Ищите спасения. Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит Молитва лучше сна, а шииты последователи одного из направлений в исламе здесь добавляют фразу Идите к лучшему из дел.
Завершает азан фраза Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха. Ш Улемы. Знатоки веры улема Ад-Дин- собирательное название знатоков религиозного предания, морально правовых норм ислама, богословия. Обычно улемы прекрасно знают судопроизводство, обряды, однако называть их мусульманским духовенством некорректно. Хотя улемами именовали только лиц, выделявшихся своей образованностью и учностью, знатоков религиозных наук и исполнения религиозно- общественных функций, строгой последовательности
в употребление этого слова не было. Вопрос 2. Развитие исламской поэзии. Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов
Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме Лейла и Маджнун. Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы Ромео и Джульетты Востока, родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и
Средней Азии. Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени
Величайшее украшение человека знание или Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика. Не удивительно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор Книги назидания, оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры. Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших
ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы
Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового
Востока, Абу Али ибн Сина Авиценна, признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн. Сина, Ибн Рушд Аверроэс, Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило,
не выступали открыто с атеистических позиций. В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни.
Ритмом узора, его ковровостью, тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание. Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства известны также памятники монументальной
живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостное, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного
изображения, становясь неотъемлемой частью узора. Орнамент музыка для глаз играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах
средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших
архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента текста надписей, органично включенных в декоративный узор.
Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Вопрос 2. Особенности исламского искусства. Арабеска. Каллиграфия. Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский
Восток грудью мира здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества.
Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили особенно в области науки и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. В исторической науке верное представление об арабской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала
единая арабская культура. Такое понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие средневековой цивилизации.
Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию счастливой. Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства
Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова так называемой каменистой Аравии возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией. Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно,
по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты. Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова.
Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства пророка
Мухаммеда и его преемников халифов отсюда название государства халифат были аравийские города Медина, а затем Мекка. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Искусство арабских народов Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский 2. Красная книга культуры под ред. В.Рабиновича. 3. Энциклопедия Мировые Религии М Аванта. 1996 4.
Настольная книга атеиста М Политиздат. 1985 5. Л.С. Васильев. История религий Востока. Ростов-на-Дону Феникс. 1998 6. Рукайа Максуд Ислам Москва Издательско торговый дом Гранд. 2002 7. Энциклопедия Религии мира Москва Аванта. 1996
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |