РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВАпродюсерский факультеткурсоваяработа по предмету ИСТОРИЯКОНЦЕРТНОГО ДЕЛАпо теме УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫЕСАДЫ И ВОКЗАЛЫ В РОСИИДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКАНаучный руководитель профессор Дуков Е.В.Выполнил студент III курса МилютинЮ.МОСКВА1995 С конца XVIII - начала XIX века в культурной жизни столиц, нарядус театральными предприятиями, развивается
новый тип увеселительных заведений - вокзалы. Вокзалами назывались загородные сады с клубно-концертными помещениями, в которыхпроходили концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Самопонятие происходит от слова воксал , которое означало место общественных гулянийи развлечений в Англии в середине XVII века. Так называлось небольшое поместье недалекоот Лондона, принадлежавшее Воксу де Броте, где устраивались балы, спектакли и фейерверки.
В XVIII столетии воксалами обзаводится вся Европа. Поначалу в России подобные праздники были ориентированы лишь на высшеедворянство, но со временем, с развитием капиталистических отношений, купечествостало тоже посещать подобные увеселения, а с начала XIX века стали устраиватьсяподобные празднества и для всех жителей города. Первый вокзал в России был построен по повелению Петра
I в Екатерингофе.Так Екатрингофский вокзал стал первым клубно-концертным летним учреждением Петербурга,проработавшем вплоть до шестидесятых годов XVIII века, пока здание не было уничтоженопожаром. Сколько народу, сколько разгульной вес лости, шуму, гаму, музыки, песен,плясок и проч. было там. Богатые вельможи делали свои палатки из турецких дорогихшалей, в палатках на столах стояла роскошная
трапеза, рядом помещались оркестрыдворовых музыкантов. Сколько щегольских модных карет и древних прапрадедовских колымаги рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных коней и тощих старыхкляч, прелестнейших кавалькад и прежалких всадников можно было встретить там. Всюдуазиатская роскошь. Впрочем местами проглядывала и непокрытая голь и нищета. Нередкоиз-за богатой палатки виднелся чуть-чуть прикрытой рогожей и тряпками шалаш с единственнымиукрашениями
дымящимся самоваром и простым пастушеским рожком для акомпанементапоющих и пляшущих поклонников алкоголя. Вельможи, приезжая сюда со свитою в несколько десятков человек, пировалипо три и по четыре дня перед их палатками плясали и пели песенники-цыгане в белыхкафтанах с золотыми позументами. Здесь же на потеху народу завязывался кулачныйбой 1 Первый общественный увеселительный сад открылся весною в 1793 годуна
Мойке учредил его заместитель директора императорских театров, барон Ванжура.Увеселительный сад именовался Вокзал в Нарышкиновом саду . Здесь каждую среду и воскресенье давались праздники,балы, танцевальные вечера и маскарады с платою по рублю с человека. Увеселения начиналисьс 8 часов вечера посетители могли приходить в масках и без масок. В зале, предназначенномдля танцев, играло два оркестра - роговой и бальный.
В открытом театре шли, в основном,понтомимы, реже - большие представления и народные пляски. При таких представленияхпублика платила два рубля за вход. Здесь выступали и путешествующие акт ры, мастера разных физических,механических и других искусств , музыканты, играющие на органе и лютне, мастераверховой езды, дрессировщики львов и других зверей, художники искусственных потешныхогней . Нарышкинский вокзал не смог просуществовать долго, скоро он закрылся,хотя
его артисты, по словам современников, имели большой успех. Скорее всего причинойзакрытия послужили финансовые трудности предприятия. Другим общедоступным и платным садом был сад на острове Круглом. Объ м предлогамых услуг был значительноменьше, но и плата составляла 25 копеек, а за вс лето - 2,50 рубля. Были также и загородные сады со свободным входом для всех кн.
Вяземского,Зиновьева, Апраксина, Пот мкина, Шереметьева и многих других. В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителейвысшего дворянства. Известны также загородные сады отдельных помещиков для избраннойпублики Аптекарский, или Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском острове в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы тут же находилсятрактир,
где посетителей угощали напитками и различными блюдами Каменный островс увеселительным садом в голландском стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина. Известенбыл также и сад гофмаршала Елагина. Здесь в праздничные дни играла музыка, выступалиартисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающихобедом и ужином.
Некоторые богатые помещики устраивали праздники для друзей в своихсадах, ничуть не отличавшиеся от императорских. Так, например, некто Ганин тратилна проведение вечера не менее пяти тысяч рублей. По его приказу создавались из зелении цветов множество беседок, храмов и других замысловатых строений. Крепостная прислугабыла загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров. Кругом играла музыка,горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались фейерверки.
Многие помещики,давая такие представления за сч т средств, полученных в кредит, часто не думалио расплате. Это порой заканчивалось для них трагически. Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительныхсадов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество МинеральныхВод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводилисьтолько балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах
разные игры,буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепрен ромстал Ив.Ив.Излер. Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабамувеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию 2 .Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ,особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресныедни ставились особые эстрадные программы, объедин нные по тематическому признаку.
Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ,стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из В концертном зале Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом,известным кларнетистом г. Васильевым Дуэт тенора и баритона Виртуозы игры на цимбалах Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова .
В театре Полковые песенники, плясуны и музыканты Гимнастические упражнения Бальный оркестр г.Шлецингера . 3 Репертуар 1853 года В концертном зале Бальный оркестр п у г. Шиндлера Тирольские певцы Соло-флейтист Трио в составе сопрано, тенора и баритона Дуэт на концертино Па-де-де и вариации из балета Акробатические упражнения
Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.В эстрадном театре Бальный оркестр п у Иоганна Гунделя Фокусник-трансформатор Гимнастические представления Атлетические упражнения Аттракцион группа арабов-кабилов - скачки, игры исоревнования в единоборстве. 4 Позднее, в конце века, на месте Сада Излера был построен новым антрепрен ром сад
Аркадия и был оформлен им вмавританском стиле. В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов,вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. ОбществоЦарскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общейстоловой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером.Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территорииконцертные площадки
и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальныйвокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадкипассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и наместе егобыл сооруж н новый. В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов,вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов. Артистами,выступающими на сцене были братья
Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор московскихцыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Кроме того, в программах принималиучастие духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов - оркестры бальной музыки,которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и ЦезарьПуни. Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведенияиз Европы. Так только приобретающие популярность у себя на родине вальсы
ИоганнаШтрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. позднее в 1854 году посетившимэтот вокзал. Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителейтанцевальной музыки в 1854 году приезжает со своей программой Иоганн Штраус позднееон будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет . Таким образом, успех л гкой симфонической музыки и л гких танцевальныхформ способствовал сближению широкого круга посетителей Павловского вокзала. Программы
Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадныепрограммы с исполнением танцевальной музыки. Частое обновление репертуара, непрерывностьи длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительноеположение. В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепрен р Мельхиор Гротиотктрывает вокзал и в Москве, арендовав дляэтого сад графа
Трубецкого около Донского монастыря. В течение всего лета здесьпроводились публичные собрания для благородных, которые проходили два раза в неделю.Здесь же давались балы и представлялись театральные пьесы. В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровскоготеатра Воксал Маддокса . Здесь в летнее время проводились публичные собрания, происходилибалы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены.
Обстановкабыла выполнена со вкусом эстрада размещалась в центральном зале, окруж нным великолепнымсадом. По воспоминаниям современника М. Загоскина, трудно было придумать что-либолучше сборного места посетителей Петровского парка крытые широкие террасы, красивыекомнаты, прекрасные галереи и огромная зала. На этраде Петровского парка давались смешанные эстрадные программы,и само наименование Петровского парка стало нарицательным для многих предприятийподобного рода в провинции.
Сад заканчивался прудом около которого, в хорошее время года, играламузыка. В большом зале устраивались спектакли с участием акт ров публичного московскоготеатра и приезжих трупп- немецких, французских и итальянских. Обычно вечер начиналсяс небольшой комедии или комической оперы в одном или двух действиях, за представлениемследовал бал или маскарад, который заканчивался ужином, а потом можно было танцевать,играть в карты. Гуляние продолжалось, как правило, до двух часов ночи.
За вс это посетители платили около 5 рублей, включая и сам вход в воксал 1 рубль . Пять рублей, по тем временам, были большими деньгами. Фунт говядины,например, стоил 1,5-2 рубля полтел нка можно было купить всего за 1 рубль а ценакурицы составляла 5 копеек. Самых гастрономический обед в дорогом трактире обходилсяв 2 рубля. Так что, судя по привед нным цифрам, нельзя было сказать что
Петровскийсад являлся общедоступным для большинства населения. Однако сад являлся не толькоместом увеселений дворянства, но и купечества, численность которого к началуXIX века увеличилась в несколько раз. Весной 1854 года император Николай I утвердил Правила касательноучреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах .Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на организацию концертови
других представлений пренадлежало Дирекции императорских театров. Всякого родапредставления могли даваться в столицах лишь с разрешения Дирекции и при условииотчисления 1 4 части чистого сбора. Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическоеоснование, так как расходы театральной дирекции значительно превышали сумму сборов.
Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялосьдобиться некоторого сокращения дефицита каз нных театров. Таким образом, содержание публичных частных увеселительных садов сталоэкономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадныхжанров и л гкой, развлекательной музыки. Если на сценах театров Москвы и
Петербургагосподствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серь знаяопера и многоактные пьесы, то в загородных садах преобладали л гкие комические жанрыи эстрадные дивертисменты. Основой представлений являлось развлекательность и увеселениепублики. Поначалу увеселительные сады организовывались для высшего дворянства не с целью заработка денег наоборот большинстводворян разорялась, проводя подобные увеселения , а с целью приобретения определ нногоимиджа
в обществе. Впоследствии, когда предпрениматели начали понимать, что подобныеувеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться публичные сады. Формы организации были различными. Это могли бытьи единоличные предприятия, но, как правило, они организовывались в форме акционерныхобществ, для привлечения большего начального капитала и партн рства. Некоторые антрепрен рыорганизовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто подобное сценеи
гостинным залам. Впоследствии они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорарыиз средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе. Широкую популярность вокзалам приносил репертуар. Чем новее, оригинальнееи интереснее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение.В садах выступали не только оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены,акробаты,
фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроениекоторых поручалось порой и иностранным мастерам. Педставления организовывались на любой вкус. Для ценителей и любителеймузыки - роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра - одноактныекомедии, для любителей карточной игры - беседки или специальные залы, для любителейтанцев - специальные площадки. Единственными людьми которые были чужие на этомпразднике жизни были люди не
умеющие веселиться. Важным и с самым большим недостатком подобного рода предприятий былаих зависимость от погоды. Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшнего Центральногопарка культуры и отдыха. Посетители в праздничные и воскресные дни могут посмотретьвыступления артистов разных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на дискотеке,покататься на лодках, прокатиться на атракционах, пообедать или поужинать, поигратьв шахматы и карты, посмотреть видео фильм или просто
посидеть на лавочке и посмотреть на фонтан. Сейчас в столице вед тся реконструкциясада Эрмитаж . Организаторы хотят восстановить его прежнюю славу и прежднее назначение.Теперь уже функионирует театр и ночная дискотека.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.СтариковаЛ. Театральная жизнь старинной Москвы М 19882.КузнецовЕ.М. Из прошлого русской эстрады
М 19573. Старый Петербург Спб 1990 1 Пилин Старый Петербург Спб 1992 с. 435 2 КузнецовЕ.М. Из прошлого русской эстрады М 1958, с. 109 3 см. КузнецовЕ.М. Из прошлого русской эстрады М 1958, с. 109 4 см. тамже, с 110
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |