Реферат по предмету "Культурология"


субкультуры и мода

Курсовая работа по учебной дисциплине «Молодежные субкультуры» Субкультуры и мода Оглавление стр. Введение 1. Понятие «субкультура» 2. Понятие «мода» 3. Взаимосвязь моды и субкультуры Заключеиие Список используемой литературы Введение Мода и субкультура занимают важное место в современном обществе. Оба эти понятия являются довольно сложными и интересными для изучения, и оба они являются составляющими

культуры в целом. Мода сегодня проникает во все сферы жизни. Молодежь – та группа, на которую она в основном и направлена. Это вполне объяснимо – молодые люди – самая активная, творческая часть населения. Мода динамична – она постоянно меняется. В этом также отражаются потребности и интересы молодежи. Модным может быть все, что угодно: одежда, обувь прическа, журналы, каналы, тот или иной стиль, предметы,

профессии, музыка, фильмы и т. д. Даже поведение или стиль жизни некоторые люди выбирают под влиянием модных тенденций. В таком случае можно говорить о существовании моды на определенные субкультуры, а также о взаимном влиянии друг на друга этих феноменов. Каждая субкультура стремиться создать свое, как то отгородиться от общепринятого, сохранить свою оригинальность и самобытность. Но если взглянуть на ситуацию в целом – можно сделать вывод, что все связано.

Одни субкультуры рождают другие, а создавая свою особую культуру, они развивают и обогащают человеческую культуру в целом (сказанное не имеет отношения к антиобщественным субкультурам). В данной работе мы сделаем попытку проследить взаимосвязь субкультур и моды на примерах из истории и современной жизни. Цель работы: Найти взаимосвязь между модой и субкультурой Задачи: 1) изучить литературу по данной теме; 2) рассмотреть понятия «мода» и «субкультура»;

3) выяснить, как связаны между собой данные понятия Объект: такие культурные феномены как мода и субкультура Предмет: взаимосвязь моды и субкультуры Гипотеза: субкультуры имеют связь с модой и оказывают взаимное влияние друг на друга Глава 1.Понятие «субкультура» Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог

Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; посредством

своих ритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формой сопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи». В современной отечественной науке под субкультурой понимается «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным

строем, обычаями, нормами.»[1] Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, подкультура (лат. sub — под). Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Важным нюансом содержания субкультуры является момент инаковости, непохожести, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

Субкультура обладает следующими характерными чертами: спецеффический стиль жизни и поведения участников; свойственный данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие; также наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. Благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ

на вопрос: «Какой я?»— и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»— это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скины, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому определяется (как говорят ученые, позиционирует себя) в обществе. Принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура».

Считается, что молодежная субкультура — это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура — это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по

принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет. Молодежь – это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Рассмотрим далее специфику молодежи как социокультурного явления. Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться

и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно- консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение

существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны. Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей».

Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие. В наше время «главное русло культуры» утрачивает роль центрального, распадаясь на множество течений — а значит, «ритуалы противостояния» теряют смысл.

Однако почему же в таком случае возникают и существуют молодежные субкультуры как таковые, если повод для противостояния в лице единой доминирующей культуры постепенно исчезает на наших глазах? — Вот вопрос, на который пытаются ответить современные исследователи молодежных субкультур. В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно

или сочувствующие. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура – это, обычно, явление временное, это особая форма жизненного поиска. В дальнейшем мы будем исследовать именно молодежные субкультуры. Термин субкультуры будет использоваться в следующем понимании:

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты. Для нашей работы такая особенность субкультур представляет большой интерес, так как это все имеет связь с феноменом моды. Глава 2. Понятие «мода» Мода – неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен.

До недавнего времени господствовало необоснованное мнение, что мода слишком несерьезный, прихотливый и изменчивый объект для строгого научного исследования, считая ее, главным образом, стихийно возникающей благодаря причудам общественного или, скорее всего, личного вкуса. Еще в прошлом столетии 0. де Бальзак создатель "Человеческой комедии" заметил по этому поводу: "

Глупец, кто в моде видит только моду " Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ, правило, норма). Латинское "modus" использовалось философией XVII - XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово "мода" появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях. История моды так же стара, как и история костюма.

С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он начал размышлять о ее эстетической и стилизующей функции. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим и т. д Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности,

знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния. Одежда говорит о многом, она разоблачает определенные мысли и особенности человека. С модой тесно связан инстинкт подражания. Психологически этот момент подражания можно интерпретировать как форму биологической самозащиты, естественный рефлекс стадных существ. Сравнение с человеческим обществом напрашивается само собой.

Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды и ее противоречием. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей. Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. При этом сущность моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых людей. Б.Д. Парыгин выделяет три важнейшие функции, выполняемые модой [2]: коммуникативную, интеракционную

и компенсаторную. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определенным способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворенные или недостаточно

удовлетворенные потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей. Более широкое распространение (особенно в кругах художников - модельеров) получил взгляд на моду как на эстетический феномен. Подобная точка зрения распространена и сейчас и во многом имеет право на существование. Ведь никто не станет отрицать связь моды с такими категориями и понятиями как "красота", "стиль", "гармоничность" и т.д.

Остановимся чуть подробнее на значении слова стиль. Их множество, дадим пару общих определений: Стиль - совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы. Совокупность характерных признаков, свойственных чему-либо, отличающих что-либо. Теперь вернемся к моде. Мода - явление социальное и потому должна исследоваться и изучаться под разными

углами зрения. Б.Д. Парыгин считает, что «мода - это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д. Часто встречается такое определение: «Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Или «непродолжительное господство определенного вкуса в какой – либо сфере жизни

или культуре . Мода, как любая потребность формируется под влиянием объективного фактора, однако здесь не следует забывать, не дооценивать и факторы субъективного порядка. В развитии моды находят отражение субъективные склонности, вкусы, психологические и физиологические особенности, духовное развитие и интересы личности. Именно сложности моды, многофакторность как явления объясняет трудности в создании теории моды.

Всякому изменению моды предшествует скрыто созреваемая (под воздействием производства) и не вполне осознаваемая (субъективное мнение) общественная потребность. Потребность - источник всякой деятельности индивида и наоборот. Таким образом, мода представляет собой социально-экономическую потребность, категорию специфически историческую, выражающую отношения людей, категорию, которая объективно зависит от материальных .и социальных

условий. Мода - это искусство, мода - это бесконечный список жертв, мода - это стиль жизни, мода - это философия, мода - это эпатаж. Мода - это управляемая эпидемия.(Джордж Бернард Шоу) Зачастую мода ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется ее важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию.

Есть люди, даже мысли свои обличающие согласно требованиям моды. (Б. Авербах) Глава3. Взаимосвязь моды и субкультуры Сейчас попытаемся выяснить, как связаны такие разные, а в чем-то даже противоположные понятия. Итак, молодежная субкультура — это чаще всего результат неудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Это попытка следовать собственной идеологии, создавать свой мир. Человек выбирает то, что ему ближе, что ему по вкусу, плюс субкультура дает молодым людям

столь необходимую возможность для самореализации и самовыражения. Ключевое слово здесь «молодым». Молодежь — в силу психологических и социальных особенностей является наиболее активной частью населения. Она с легкостью воспринимает все новое. Ей присуща творческая деятельность, инициативность. Молодые люди не боятся перемен, а наоборот стремятся к ним.

Именно молодежь является основным потребителем моды. Еще одна особенность молодых людей в том, что критическое мышление у них только начинает формироваться, на них можно оказывать влияние, особенно успешно это делают СМИ. Поэтому сложно сказать спрос рождает предложение, или предложение рождает спрос. Как бы там ни было, основная часть молодежи подвластна влиянию моды.

Заметен и тот факт, что молодежь быстрее реагирует на смену моды, чем основная масса населения. Эту тенденцию можно особенно хорошо проследить по внешнему облику молодых людей. Казалось бы, не так давно все поголовно носили расклешоные брюки, а затем плавно переместились в черные и узкие. Как уже было сказано ранее, мода связана с инстинктом подражания. В этом есть одно из противоречий, присущих молодежи — быть как все и в то же время выделяться.

Это противоречие разрешается, благодаря субкультуре. Например, гот среди «своих» будет как все, а по сравнению с людьми, к данной субкультуре не принадлежащими, он будет «белой вороной». Цель достигнута, его заметят. Своя мода и стиль есть у каждой субкультуры. Единый стиль объединяет людей, будь то музыка, одежда или стиль жизни. Как бы субкультуры не пытались отгородиться от общей базовой культуры, абсолютно автономизироваться

очень сложно. Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере танцевать, говорить, ходить, во взглядах на мир, на власть, на родителей, а самое главное – переворотом во взглядах человека на самого себя. Так возникала рок культура. И среди молодежи это стало действительно модным. Битники демонстрировали непохожесть на остальных именно в безразличии к стилю, как к таковому, что тоже есть стиль.

К своему внешнему облику они относились весьма пренебрежительно. Юные леди, слушавшие «дикарскую музыку», сами были похожи и на дикарок и на «pin-up girls» одновременно: много яркой косметики, вызывающе открытые облегающие кофточки, узкие юбки с разрезом или пышные «солнце-клеш» и т. д. Подобные силуэты встречаются в современной моде… В 60-е годы возникла субкультура «Modos» (Моды). Моды подхватывают у «тедди-бойз» (1950) щегольскую

манеру одеваться. Их девиз – «умеренность и аккуратность!». Моды носили идеально сидящие костюмы, химическое чудо начала 60-х – белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, аккуратные прически. В 1962 году последователями стиля Modos становятся легендарные «Beatles». Молодежная мода, бурно развивающаяся в это десятилетие, оказывает

свое влияние и на классические дома Высокой моды. Своим клиентам такие дома предлагали «облагороженный» вариант молодежной моды: юбки до колена, костюмы, «осовремененные» яркими расцветками и новыми линиями, классические «лодочки» на низком каблуке и др. Мода конца 1960-х годов испытывает влияние со стороны новой молодежной субкультуры – «хиппи». Диффузорный стиль хиппи привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран, намеренный эффект потрепанности и, кроме всего прочего, джинсы, которые являлись чем-

то вроде символа протеста против буржуазной униформы. Своим видом и поведением хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. В поисках индивидуальности молодые бунтари смешивали одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевали ценность старой одежды. Отсюда пошел эффект потертости и рваные джинсы. Современная мода становится все более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя

каждому проявить свою индивидуальность. Мода циклична, поэтому популярные раньше вещи зачастую получают вторую жизнь. И если восстановить историю той или иной вещи, то можно найти связь с самыми разнообразными субкультурами. Известно, что одни субкультуры продолжают жить по сей день, а другие перестают существовать. В этом также прослеживается связь с феноменом моды. Мода оперативно реагирует на изменение потребностей молодежи.

А иногда опережает их изменение, создавая новые. Если что-то перестает быть актуальным, оно уходит из повседневной жизни в историю. Пейджеры, например, сейчас можно найти разве что в музее, а когда-то это было модно. Та же ситуация с субкультурами. Давно исчезли Зутизы, рокабилли, битники, хиппи (если и есть, то очень мало). Зато огромную популярность среди молодежи приобрела сейчас такая субкультура, как эмо, например.

Такой вывод можно сделать по обилию молодых людей, одетых в этом стиле. Так одеваются и люди, не причисляющие себя к эмо, они просто считают, что это красиво. Прически, которые вошли в моду благодаря этой субкультуре также очень хорошо прижились. Немало представителей хип-хоп культуры и различных ответвлений рок-культуры. Этот вывод также основан на ежедневных наблюдениях.

Своей массовостью подобные субкультуры обязаны моде, которую создают молодежные СМИ. Субкультура дает жизнь порой совершенно новым вещам и идеям. А по мере развития и взаимодействия с обществом это «новое» явление постепенно проникает в общую культуру и даже может стать классикой в какой-либо области. Нередко мода порождает субкультуры. Для примера приведем субкультуру «стиляги».

Она появилась в СССР и существовала с 1940 по нач. 1960-х годов. В качестве эталона данная субкультура имела западный (преимущественно американский) стиль жизни. Стиляги выделялись яркой одеждой, оригинальной манерой разговора (особый сленг). Им был присущ особый интерес к западной музыке и танцам. Западная мода и сейчас имеет огромное влияние на нашу страну.

Это касается к сожалению, не только одежды… Субкультуры – тоже показатель этого. Сложно вспомнить хотя бы одну субкультуру, которая изначально возникла бы в России. В основном все они пришли к нам с Запада. Еще одна субкультура, непосредственно связанная с модой – хипстеры или инди-киды. Название говорит само за себя. Оно происходит от английского слова hip, что переводится как «быть в теме».

Мода, пожалуй, является основной составляющей культуры хипстеров. Как бы не пытались представители той или иной субкультуры выделиться и отступить от официальной моды, в итоге получается, что чем массовее становится субкультура, тем больше шансов что это будет модно и наоборот, чем более модной среди молодежи будет субкультура, тем она будет массовей. Таким образом, связь субкультур с модой очевидна, эта связь может выражаться по-разному: субкультуры

создают свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие моды в целом, они в каком-то смысле рождают новую моду, а иногда мода делает возможным возникновение и развитие субкультур. Это сложная связь касается по большей части внешнего образа, каких-то отдельных элементов. Но, как было сказано ранее, мода – это не только одежда, она затрагивает практически все сферы жизни современного человека. Поэтому связь моды и субкультуры глубже, чем кажется на первый взгляд.

Но даже внешних ее проявлений достаточно, чтобы сделать вывод о ее существовании. Заключение Для создания данной работы была изучена различная литература, относящаяся к теме. Мы рассмотрели понятия «мода» и «субкультура» и попытались найти их взаимосвязь. Первая глава посвящена понятию «субкультура». Основываясь на трудах исследователей в этой области, мы дали различные определения и характеристики данного понятия.

Мы выяснили, что субкультура является частным случаем, частью культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью. Далее мы перечислили некоторые важные психологические особенности молодого человека, такие как инициативность, стремление к переменам, активность, дух противоречия и другие. Важная роль молодежной субкультуры в том, что она дает возможность саморазвития и самореализации своим

участникам. А также возможность создать свою реальность и культуру. Во второй главе мы рассмотрели неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен моды. Кратко определение может звучать так: мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Мы постарались рассмотреть моду с разных сторон, так как это достаточно сложное понятие.

Она не ограничивается только предметами быта или одеждой. Мы пришли к выводу, что для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию и т. д. В третьей главе мы выявили связь, которая присутствует между субкультурой и модой. Своя мода и стиль есть у каждой субкультуры. Иногда элементы такой моды выходят за рамки субкультуры и становятся вполне приемлемы для основной

массы населения, переходя в разряд «официальной» моды. Также мы выяснили, что мода на определенный стиль музыки, одежды и т. д. может стать основой субкультуры, а также обуславливает развитие или прекращение ее существования. В итоге мы пришли к выводу о том, что субкультуры имеют связь с модой и оказывают взаимное влияние друг на друга, то есть наша гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы: 1)С.И.Левикова/ «Молодежная субкультура»/ учебное пособие/М /Гранд/2004г.[1] 2)Б.Д. Парыгин/ Социальная психология: учебное пособие/2-е издание/М /2003г.[2] 3)Теория моды. № 10, зима 2008-2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля» 4)Hebdige D. Subculture: The meaning of style / D. Hebdige. London; New York: Routledge, 1981. (New Accents). 5)А. Васильев/ «Русская мода»/М /2004г.

6)Свободная энциклопедия Википедия /[электронный ресурс]/Режим доступа: http://ru.wikipedia.org



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.