Реферат по предмету "Культурология"


Творчество Рембрандта

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1606 1669 знаменует наивысшийрасцвет голландского искусства XVII века и одну из ве ТворчествоРембрандта Харменса ван Рейна 1606 1669 знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVIДемократическое и истинно гуман ное, проникнутое горячей верой в торжествосправедливых жизнен ных начал,

оно воплотило в себе самые передовые ижизнеутверждаю щие идеи своего времени. Художник поднял изобразительноеискусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и пси хологическойглубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль игралитонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженныйколорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствамиреалисти ческого искусства.

Рембрандтвыступил новатором во многих жанрах. Как портре тист, он явился создателемсвоеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и еговнутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Какисторический жи вописец, он претворил далекие античные и библейские легенды всо гретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах иотношениях. Середина 1630-х годов времянаибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному

ишумному, насыщен ному театральным пафосом и бурным движением, контрастами светаи тени, противоречивым соседством натуралистических и декоратив ных моментов,чувственности и жестокости. В барочный период написано Снятиес креста 1634 .Картина иллюстрирует евангельскуюлегенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкиеХриста, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его вбога тую плащаницу и похоронили.

Легенда рассказанаРембрандтом с потрясающей жизненной прав дой. Трагическая смерть учителя и сынаповергла участников собы тия в глубокое горе. Художник вглядывается в лица,стараясь про никнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее.Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин,страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.В этом произведении

Рембрандт отталкивался от известной кар тины Рубенсатого же названия, используя отдельныекомпозиционные мотивы вели кого фламандца и стремясь превзойти его в выражениидушевных движений героев.Другим важным достижением этой картины, наряду с индиви дуализациейчувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельностимногофигурной композиции. Три главных момента легенды снятие с креста, обморок

Марии и расстилание плащаницы освещены тремя различными источниками света,ин тенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены. Начало нового периода в жизни итворческой деятельности масте ра было отмечено двумя важными событиями, которыепроизошли в 1642 году безвременнойсмертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, исозданием картины Ночной до зор большого группового портрета амстердамскихстрелков, самого знаменитого произведения мастера.

Семейнаятрагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложнымипроблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризисавозмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее иглубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизничеловека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи сэволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно изглавнейших произведений худож ника Даная ,хотя на картине стоит дата 1636.На создание обра за Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своимотцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандтавдохновила его первая любовь Саския. Ночерез десять лет, как по казали новейшие исследования, художник,неудовлетворенный перво начальным

решением, существенно перерабатывает образглавной ге роини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему,по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта послесмерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полнойхозяйки. Таким образом, голова, пра вая рука и в значительной степени телоДанаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного

по легенде, влюбившийся в ДанаюЗевс про ник к ней в виде золотого дождя , а также фигура старухи-служанкиоказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второйполовины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими,какими были написаны в 1636 году,характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком. Значительным изменениям подвергся и колориткартины.

В пер воначальном варианте господствовали холодные тона, типичные длясередины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом,как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперьцентральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварьюв ка честве доминант.Во втором варианте, то есть в 1646 1647годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодарякоторой раскрылся сокровенный

внутренний мир женщины, вся сложная ипротиворечивая гамма ее чувств и переживаний. Даная , таким образом, наглядныйконкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.ТворчествоРембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего дости жениями в области портрета.Внешне портреты этого периода отли чаются, как правило, большим размером,монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубокихкреслах, поло жив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю.

Светом выде ленылицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жиз ненным опытом люди старики и старухи с печатью невеселых дум палицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали худож нику блестящиевозможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но идуховный облик человека. В собрании Эр митажа эти работы хорошо представленынезаказными портретами Старик в красном , Портрет старушки и Портрет старика еврея .

Мы не знаемимени человека, послужившего моделью для портре та Старик в красном . Рембрандтписал его дважды в портрете 1652 го да Национальная галерея, Лондон он изображен сидящим в кресле с подлокотниками,в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный варианттрактует ту же тему человек на едине сосвоими думами. На этот раз художник применяет строго сим метричную композицию,изображая неподвижно сидящего старика

в фас. Но тем заметнее движение мысли,едва уловимая смена выраже ния лица оно кажется то суровым, то более мягким,то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То жепроисходит и с руками они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащимиобессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящемумастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит визображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение.

Огромнуюроль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицостарика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительностьблагодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазкипередают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа иблагородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего,что ценность личности не зависит от официального

положения человека в обществе.К середине1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проник новенное произведение Возвращение блудного сына . Егоможно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим идея, которой Рембрандт служил всю своюжизнь, находит наивысшее, совершеннейшее воплощение.

И именно в этомпроизведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных итехнических приемов, которые вырабо тал художник за долгие десятилетиятворчества.Оборванный, обессиленный и больной, промотавшийсвое состоя ние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома издесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная свет лая радостьэтих двоих старика, потерявшего всякиенадежды на встречу с сыном, и сына,

охваченного стыдом и раскаянием, прячуще голицо на груди отца, составляет главное эмоциональное содержа ние произведения.Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.Художник предельноограничивает себя в цвете. В картине доми нируют золотисто-охристые,киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайшихпереходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют икисть, и шпа тель, и черенок кисти но и это

Рембрандту кажетсянедостаточным он наносит краски на холст непосредственно пальцем так написана,например, пятка левой ноги блудного сына . Благодаря разнообразию приемовдостигается повышенная вибрация красочной поверхности краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятсяиз нутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холстане оставляет зрителя безучастным.Толькоумудренный огромным жизненным опытом человек и ве ликий, проделавший большойпуть художник мог

создать это гениаль ное и простое произведение.В Возвращенииблудного сына ничего не происходит и ничего не произносится все было сказано, передумано, выстрадано ипере чувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радостьвстречи, тихой и светлой Возвращение блудного сына было последним большим произве дениеммастера. В 1669 году Рембрандт умер. Использованная литература Ю. Кузнецов. Голландская живопись XVII XVIII веков в

Эрмитаже . Издательство Искусство , Ленинградское отделение,1988г Эрмитаж. Планы выставок составитель Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г. Энциклопедический словарь юного художника составители Н. Платонова и В. Синюков, Изд-во Педагогика , Москва, 1983г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.