Федеральное агентство образования и науки Волжский Политехнический Институт (филиал ВолгГТУ) Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Реферат по культурологии «Субкультура как понятие» Реферат подготовил: Реферат проверил: г. Волжский, 2006 Содержание: Введение 3-4 I Субкультура как понятие.
5-7 Глава II Футбольные фанаты. Структура субкультуры. 8-24 Глава III Значение футбольного фанатизма как субкультуры. 25 Заключение 26 Введение Ушедшее тысячелетие оставило нам не только раны войн, революций и технического прогресса. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое слово, совсем неслучайное, ибо ему соответствовало
нечто до сих пор неслыханное, то, что было уже и до двадцатого, но к чему теперь вдруг подобралось и имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление) - субкультура. Человечеству суждено жить среди субкультур и субкультурами. Дело не в этом. Дело в том, как среди этого жить. Как установить и выдержать правильный темп и ритм развития, который ведь и есть подлинная добродетель
в отличие ото всех прочих ярлыков-понятий. Субкультуры всегда будут расти как грибы, пусть даже теперь известно привилегированное место их возникновения – культура тинэйджеров, ведь никто не сможет воспрепятствовать недовольству подростков нелогичным поведением взрослых (и наоборот). На самом деле каждое новое поколение приносит с собой свои новые задачи и свои новые недостатки, наталкиваясь ими на недостатки поколения предыдущего. И следующее действие каждой такой пьесы разыграется лишь через
несколько столетий уже между другими поколениями. Проблема поэтому в том, как правильно эти недостатки претворять в достоинства, а это уже проблема социума в целом. Но недостатки также и оседают, они-то и образуют символический космос вновь образуемых субкультур, а потом как средства коммуникации достаются субкультурам-последышам, претворяясь, наконец, в третьем колене продуманным личным опытом, уже трезвым, уже без перегибов.
Среди богатого изобилия субкультур можно выделить три крупные темы, не только послужившие возникновению самых разных субкультур, но и образующих в каждом новом поколении собственно-тематические субкультуры. Это тюремная тема, тема наркотиков и тема гомосексуализма. Вряд ли стоит приписывать этой троице непреходящую вечность, но то, что это привилегированные места существования субкультур – несомненно. Но все эти три субкультуры уже давно подробно рассмотрены со
всех сторон и практически полностью изучены. Я же хотела бы остановиться на относительно новой, но уже широкомасштабной и все более актуальной субкультуре для нашей страны. В течение более чем четырёх лет я довольно тесно связана с таким социальным явлением как футбольный фанатизм. За последние годы этот объект развивался довольно бурно, поэтому с ним происходило множество различных изменений. Тем не менее, по непонятным причинам он не вызвал серьезного научного интереса
со стороны российских социологов. Это достаточно странно, так как на Западе этот объект вызывает серьезный научный интерес. Правда, это легко объяснить тем, что в европейских странах фан-движение приняло значительно большие масштабы, задействовало значительно большие ресурсы и вызвало больше проблем. Однако разумнее учиться на чужих ошибках, чтобы не совершать своих.
Поэтому было бы логично проявить интерес к этому социальному явлению до того, как оно начнет приносить обществу серьезные проблемы. Все это и предопределило мое желание написать работу на данную тему с надеждой спровоцировать повышение интереса к данной тематике, так как все больше и больше молодежи предпочитают эту новую субкультуру как способ самовыражения, и стоило бы уделять ей больше внимания. Но прежде всего, я ставлю перед собой цель определить, что значит понятие «субкультура» вообще, и раскрыть
конкретно тему футбольного фанатизма как субкультуры. В этой работе я ставлю перед собой несколько задач: во-первых, это дать широкое понятие слову «субкультура», во-вторых, полностью раскрыть сущность одной субкультуры – футбольного фанатизма, чтобы на его примере показать структуру субкультуры как таковой, и, в-третьих, доказать важность субкультур в обществе и показать их большое влияние на социум. Что касается методов, использованных в данном исследовании, то
это литература с различных Интернет-сайтов (www.rbsouth.ru, http://sociologist.nm.ru/study/www.socce r.ru/PHP/guestbook.phtml, http://subcultury.narod.ru), толковый словарь С.И. Ожегова, работа Дуги Бримсона «Бешеная армия» и опубликованный дневник одного из московских фанатов – Дыма («ДМП»), а также собственные наблюдения. На первых трех сайтах и в дневнике Дыма можно увидеть субкультуру футбольных фанатов как бы из первоисточников, т.е. посмотреть на нее
изнутри, глазами самих фанатов. Англичанин же Дуг Бримсон является самым известным писателем-исследователем в данной области, в своих книгах он рассматривает преимущественно фанатские движение в Англии, но также затрагивает проблемы фанатизма во всем мире и России в том числе. На последнем же сайте дается раскрытое понятие субкультуре с разных точек зрения. Глава I «Культура –1) совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном
отношении. 2) Высокий уровень чего-нибудь; высокое развитие, умение.» «Суб… Первая часть сложных слов в значении: находящийся под чем-нибудь или около чего-нибудь; подчиненный кому-чему-нибудь; не основной, не главный.»1 Определение культуры может быть чисто функциональным. Культура делится на объективную и субъективную. Объективная культура включает в себя систему социальной организации, политическую структуру, психологию, философию и т.д.
Субъективная культура – это то, что заложено в сознании человека, это определенная система убеждений. Рассматривая субкультуры с точки зрения истории, можно придти к выводу, что, по сути, главное в понятии субкультуры – это приставка суб обозначающая голое структурное противостояние, направленное против явлений большой культуры. И потому именно в XII веке и не случилось развенчивания номинализма и тем более, реализма, что такого противостояния попросту еще не было. Оно придет позже, оно забрезжит с началом
Нового времени. «С Нового времени начинается образование глобальной цивилизации. Это еще одна причина, почему только с XV-XVI столетия можно говорить о первых сполохах того, что позднее оформится в субкультуры. Ибо то, что в прежние времена могло противостоять как различия разных культур, как противостояние язычников христианам, варваров эллинам, неверных по отношению к верным и т.д теперь начинает противостоять внутри новых обществ, все более принимающих блага всемирной цивилизации.
Противостояния эти неизбежны. Ведь за каждым культурным течением всегда стоит определенная духовная действительность. А поскольку существует некая паритетность среди реальностей духовного порядка, то ни одна из них неустранима абсолютно и окончательно. Их проводники – люди, и даже целые народности - могут быть стерты с лица Земли. Однако, то, что не пускают в дверь, как известно, все равно придет через окно.
Так и происходит, народ-победитель начинает узнавать средь своих лики вчерашних врагов. Только теперь это уже не религиозное противостояние верных и неверных. Точнее, оно есть, но за ним все яснее и яснее проглядывает мирская недоговоренность, неустроенность в бытии. И в то же время это не пролетарии против буржуа, не крестьяне против землевладельцев, ведь все они все же составляют одну семью, и любой низший класс почитает культуру, хранимую и воспроизводимую
классом высшим.»2 1- С.И. Ожегов «Толковый словарь» 2- http://subcultury.narod.ru Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Они носят другую одежду, поют другие песни, читают другие стихи. «Нет большого смысла морализировать по поводу той или иной субкультуры.
Бесполезно переубеждать ее представителей в правильности совершаемого ими: за этим стоят реальности духовного порядка, и никакое обыденное рассуждение не способно лишить убедительности тот глубинный опыт, что приобретается через приобщение к субкультуре, ибо ядро субкультуры лежит в мире ином, ибо в основе субкультур – теперь забытые мистерии. Это всегда переживания на пороге жизни и смерти, и потому самые сильные. Это всегда переживания того, о чем вы со своей прикладной моралью не имеете ни малейшего представления.
Этим можно оправдать любую нечистоплотность, но за этим стоит иногда и чистоплотность более высокая, нежели ваша. Поэтому ни очернение ни обеление субкультур никогда не бывают адекватны. Первое – их самоутверждает, второе – порождает субкультуру другую. Поэтому терпимость, которой мы научились в конце XX столетия – хоть и необходима, но ее нельзя считать средством против возникновения субкультур: ибо на новом месте возникнут субкультуры новые, ведь всегда
найдется другой вид нетерпимости да и духовных реальностей много.»3 С чисто же теоретической социальной точки зрения, субкультура - система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д
Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень
оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей
степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. 3- http://subcultury.narod.ru Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Глава II Часть 1
Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. На мой взгляд, целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической. Термин «фан-движение» будет употребляться мною в 2 смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный
клуб. А, во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся. Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп или фирм и значительного числа неорганизованных фанатов. Фирмы, как правило, состоят из 10–50 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый
негласный «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены. Неорганизованные фанаты, ни в каких группировках внутри движения не состоят, но, тем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют в значительной части
репертуара коллективных действий (акций) и, таким образом, не выпадают из движения. И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом, на мой взгляд, служат специфические практики, но об этом речь пойдет чуть позже. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движений, поддерживающего тот или иной российский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.
Кстати, именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура — ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм. Прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов,
это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком. Футбольными фанатами в данном исследовании предлагаю называть ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение — это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов XX века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры
общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д. Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др а численно не превышало нескольких сотен человек.
Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении. После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов. Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности. Во-вторых, информационная открытость российского общества. «На
Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран.
Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым. И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.»4 В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994–1995 годы.
В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов. «Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально
локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), 4-www.rbsouth.ru оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5–7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: «ЦСКА», «Спартак», «Динамо». Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор.
Фан-движение столкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или «дедовщины» собственных «соратников».
У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп. Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы.»5 Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет для них особой проблемы — они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций
(периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными. Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Существует специальная иерархия выездов — чем дальше, тем почетнее — кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой).
Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получили фанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и, вдобавок, умудрились попасть в сюжет НТВ. Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально.
Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих, так как их численность не превышает нескольких сотен человек.Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45–50
тысяч человек. «По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) — около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) — около 10 тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) — 6–8 тысяч, «Торпедо», «Локомотив» (Москва) — 3–5 тысяч, региональные команды (в сумме) — 2–3 тысячи.»6 5- http://sociologist.nm.ru/study/www.socce r.ru/PHP/guestbook.phtml 6-http://sociologist.nm.ru/study/www.kul ichki/rambler.ru/rotor Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице
тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации — ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода московский «Локомотив» и санкт-петербургский «Зенит». Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов.
То же самое и с «Зенитом». В то время когда «Зенит» выступал в первой лиге численность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно растет. Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране. Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности
в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фирмы, куда входят наиболее активные фанаты. Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитает, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему
составу и состоит из разных групп. Можно выделить 3 принципиально разные группы участников: Во-первых, hooligan’s. Так называемые hooligan’s, или футбольные хулиганы — это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20–30, реже 50, человек в фирме. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения.
Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования.
Hooligan’s обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках. В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan’s враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Такая символика (добытая в драках), принадлежащая вражеской фан-группе может носиться фанатом, добывшим
ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который носится обмотанным вокруг щитолоки или запястья. Следом по иерархии располагаются члены фирм. Они также немногочисленны (20–40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.
Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фирму могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду «большого города», или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою «отдельность» от остального города. А на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, не
принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки.
У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезда и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В тоже время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan’s. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной
«дани» Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следует затронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы, и как они функционируют. Фан-группа обычно состоит из 10–50 (иногда больше ли меньше) человек, объединенных, как правило, по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться человек, живущий, например, на другом краю города.
Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки. Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик релейшенз (речь идет
о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться. Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением. В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат
не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д. Таким образом, фирма — это достаточно автономное образование внутри фан-движения и многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу. Существует даже такая фанатская байка, что однажды к старому фанату пришел человек и говорит, что он с приятелями хочет создать фан-группу. На вопрос фаната, сколько же их человек, он отвечает, что около 20,
правда, 15 из них не знают футбольных правил и футболом, в общем-то, не интересуются. Это, конечно, всего лишь байка, но она имеет под собой определенные основания. Действительно, одно время существовала заметная тенденция, что к фанатам пыталась прибиться обыкновенная городская шпана, которую прельщала возможность выйти на «качественно новый» уровень, формально став фанатом, реально не меняя своих привычек. Правда, такие люди либо отсеивались, либо действительно меняли
свои привычки. Часть 2 В настоящий момент можно говорить о том, что не существует самостоятельных национальных субкультур футбольных фанатов. Да, существуют некоторая национальная специфика, те или иные практики, отличные от практик фанатов других стран, варианты сленга. Но все это, можно списать на различия разных народов в темпераменте, культурных традициях и т.д. Тем не менее, на мой взгляд, не стоит говорить о существенном, принципиальном отличии разных национальных
фанатских субкультур. Тем более, что фанатская культура, как таковая, берет своё начало в Англии, соответственно и в других странах придерживались «английского стиля фанатства». Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры. Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры.
Фан-движение в России возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породил фан-движение в России. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить эту субкультуру. Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения почти 100-процентной культурной инсценировкой. В пользу этого тезиса можно привести целый ряд аргументов.
Во-первых, в России до 70-х годов XX века никогда не существовало какого-либо аналога данной субкультуры. Во-вторых, популяризация данной субкультуры связана, во многом, с деятельностью СМИ. До тех пор, пока субкультура футбольных фанатов не стала объектом интереса электронных СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения интереса к ней, ее развитие становилось все более бурным. В-третьих, не случайно, что фан-движение в России зародилось в
Москве и Санкт-Петербурге — в тех городах, которые наиболее восприимчивы к западным культурным явлениям и западному образу жизни. В-четвертых, провинция до сих пор слабовосприимчива к этой субкультуре. Фанатское движение в провинции до сих пор существует лишь в зародыше, даже в тех городах, чьи команды удачно выступают в национальном первенстве или в европейских кубковых турнирах. В-пятых, средний возраст участников 15–25 лет, то есть они наиболее восприимчивы к новой культуре и
готовы к изменению культурных стереотипов. Число аргументов можно продолжить. Хотя фан-движение в России возникло для того, чтобы воспроизвести уже существовавший культурный эталон, состав участников оказался принципиально другим, чем на Западе. Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возраст которых около 30-45 лет. Средний возраст российских фанатов 15–25 лет. Наверное, существует принципиально разная система мотивации
участия, но это тема отдельного исследования. Правда, почти все лидеры намного старше по возрасту (начинали в 70–80-х годах). Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией), если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.
Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другим субкультурам, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичная закономерность. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинхэдов, наци и т.д. Как правило, это «агрессивные» субкультуры, представители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д.
Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре. Особая тема — футбольные фанаты и национализм. В истории довольно много примеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или даже фашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживают националистические идеи.
В качестве свежего примера, реакция ряда фанатов на бомбовые удары НАТО по Югославии. Форма протеста была очень резкой (антиамериканские лозунги, сжигание флагов и т.д), а ради успеха этих акций объявили перемирие даже непримиримые враги — фанаты ЦСКА и «Спартака».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |