Доклад Зельдиной Марии по теме: «Центральный район. Народные промыслы». Скопинская художественная керамика Город Скопин - центр народного искусства Рязанской земли. Еще во времена Киевской Руси в местах, где позже возник город Скопин, изготавливали глиняную посуду из местной. Мастера применяли разную технику исполнения - гончарство,
ручную лепку, литье в гипсовые формы с ручной доработкой, способ полусухого прессования. Своеобразна тематика росписи изделий. Наряду с воспроизведением реально существующих птиц, животных и человека часто изображаются фантастические, сказочные, былинные персонажи. Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, полканы, птица скопа, сказочные сирены и алконост. Орнамент, в основном геометрического рисунка, наносится способом гравировки по сырой глине
всевозможными стеками, штампиками, шестеренками. Большой талант, настоящая одержимость, фантазия и виртуозное мастерство гончаров помогли бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики. Предприятие выпускает декоративные квасники, кумганы, сосуды, кувшины, подсвечники, вазы, чайники, кружки, масленки, салфетницы, пепельницы, карандашницы, изразцы для каминов и другие изделия. Промысел «Скопинская художественная керамика» - постоянный участник региональных,
областных, городских, а также международных выставок. Продукцию промысла можно увидеть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина и других городов мира. Скопинская керамика Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города
Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников. Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в
России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. "Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных
изделий других народов" так оценивал изделия скопинских мастеров конца XIX - начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А.Салтыков. Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на
Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы. Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии,
Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX века. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной
смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал.
Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета. В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел. В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "
Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной
скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников. По достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников
России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М Насоновой Н Рожко А Полякову С Линевой М Курбатовой А Головановой Т Лощининой Т. Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.
Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов. Фигурная скопинская керамика различными тиражами выпускается на участке массовой продукции способом
литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой. На этом участке в большом ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25 литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров помещений. На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика.
Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории скопинской керамики, проводятся экскурсии. Скопинский народный промысел художественной керамики - это уникальное явление в русской культуре.
Секреты ремесла. • В состав скопинской глазури входит белый песок, окись свинца, окись металлов-красителей. Окись меди окрашивает глазурь в зеленый цвет, окись марганца - в коричневый, окись железа - в желтый. • Глазурью в виде порошка посыпается изделие или поливается оно, разведя порошок в воде. Крупинки глазури неравномерно распределяются на стенках сосудов. Во время обжига в горне они плавятся и, стекая, образуют пятна различной плотности и интенсивности
- потеки. • Оставляя часть сосуда неглазурованной, достигается декоративный эффект: стекловидная блестящая поверхность подчеркивает матовую бархатистость светлого черепка. • С помощью палочек с заостренными концами, зубчатых колесиков от пришедших в негодность часовых механизмов, гильз от охотничьих патронов мастер прочерчивал, отпечатывал на еще не просохших после формовки стенках узор из различных комбинаций геометрических фигур. •
Сосуды украшали "налепочками", которые выполняли от руки в виде фигурных выступов, колец и валютообразных завитков на крышках, носиках и ручках. Появились совершенно новые виды изделий, такие как часы в керамическом корпусе (настольные, каминные, настенные, напольные), светильники, шахматы, напольные вазы, изразцовые плитки для каминов, панно, игрушки. В каждом изделии ощущается прекрасное знание материала, и смелое владение им проявляется индивидуальное
мастерство, воспитанное в недрах традиционного искусства. Далеко за пределами рязанской земли известны искусные своеобразные изделия скопинской керамики. Ими любовались посетители Всесоюзных, Республиканских, региональных, областных, городских выставок в различных уголках нашей страны, а также на Международных выставках в Монреале, Париже, Берлине и других городах мира. Изделия скопинских художников имеются более чем в 30
музеях страны, в частности в Музее народного искусства, Государственном историческом музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), государственном музее керамики (Кусково), Государственном русском музее ( г. Санкт-Петербург). Скульптурный сосуд, в виде Полкана с палицей на плече.
Высота 47 см. Скульптурный сосуд, в виде льва, стоящего на плоском основании Высота 34 см Ваза и квасник, высота вазы 33,5 см, Высота квасника 41 см. Подсвечник. Двусвечный, в виде обезьяны, сидящей на плоском основании. Высота 26,5 см Квасник. Тулово сосуда в виде бочонка, носик в виде пляшущего медведя с гармонью. Высота 47 см Квасники. Выполнены братьями Сироткиными (Оводовыми)
Высота обоих 47 см
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |