Реферат по предмету "Культурология"


Роль Пушкина в культуре

Библиотека 5баллов КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ на тему ПУШКИН врусской культуре проверила Янковская Л. В. Выполниластудентка ЭО-15Хилькова О. В. Краснодар 1998г. ПЛАН I. Пушкин нашей современности.II. Пушкин в русской культуре.1. Могучеевоздействие на художников различных поколений.2.

Пушкинскоевосприятие действительности.3. Пушкин какпример русского характера творческого и нравственного совершенства.III. Пушкинскоетворчество как объект пристального изучения. Поэты продолжатели.IV. Неиссякаемый родникПушкинских творений.V. Список литературы. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русскойлитературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное местои значение

Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусстваслова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровнеподнял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовнойжизни XIX столетия итем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшейнационально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западныхлитератур.

Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом разрушившимусловность авторского образа в Руслане и Людмиле , Евгении Онегине , Пушкинговорит с читателем на равных , как принято между близкими людьми,схватывающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современникомуникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом,фактическим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, с основамифеодально-абсолюстической идеологии.

Пушкин основал школу самобытного искусства, которую развивали, предлагаяновые и новые пути, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский,Л. Толсто, Чехов, Горький, Маяковский, Пастернак, Твардовский и многие другиеписатели. Пушкинская широта в познании и изображении действительности,философская глубина его творчества, историзм, и вместе с тем острое чувствосовременности - все оказало могучее воздействие на художников различныхпоколений,

обогатила самые разные области искусства. Не только переводя сюжетыи мотивы Пушкина на язык музыки, но стремясь следовать самому духу еготворчества, разножанровые музыкальные произведения создавали Глинка,Чайковский, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов,Прокофьев, Асафьев, Шостакович и Свиридов. С именем поэта связали своетворчество

Кипренский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Серов, Нестеров, Перов,Суриков, Бенца, Фаворский. В истории лучших драматических театров страныпушкинская драматургия заняла почетное место. Роли в пушкинских пьесах игралитакие крупнейшие актеры как Картыгин, Давыдов, Варламов, Ермолова, Станиславский,Москвин, Качалов.Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению

Д. С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцомдоброты и таланта, смелости, простоты, демократичности, жизнелюбия, верности вдружбе, уважения к труду и людям труда. Он в каждое мгновение жизни вкаждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл.И потому он не просто любил жизнь вовсех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшимдейством. И потому он был велик во всем и в своих надеждах, и в своихзаблуждениях, и в своих

победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви кРодине, к ее истории, ее будущему 1 .Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Д. С. Лихачев говоритоб открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человекекак величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи.Это залог ощущения счастья, гармонии, полноты существования.

И если, в конечномсчете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере,поэтому он и есть наш идеал, вечно живой Художественно-аналитический тип поэтического мышления, величайшеедостижение Пушкина, сложился не сразу. Путь к нему был труден. Лицейскую егопоэзию еще отличает, противоречивое сочетание тем, мотивов, образов, выросшихиз наблюдений

над окружающей действительностью и вместе с им хранящих отзвукикарамзинской поэзии. Особенно это проявилось в стихах о мечтательном уединении, о грусти и беспечных любовных наслаждениях. Сглаженность языка, ходовыепоэтические определения не позволяли воспроизводить действительность в ее живойконкретности. Обилие мифологических образов и мотивов, причудливо сочетавшихся с бытовыми деталями тоже следствиестилевых влияний. Позже, сам Пушкин указал на недопустимость подобных слияний.

В лицейскуюпору подготавливалось вытеснение карамзинских стереотипов таким образом,формировался новый этап поэтического развития, проявившийся уже в Руслане иЛюдмиле В поэме явственно прорывается стихия народного языка, освобождение отоков классицизма. Правда, метод еще достаточно противоречив. Когда Пушкин, в Кавказском пленнике 1821 стремился воспроизвести образ герояромантически-абстрактно, язык становился

неточным, туманным . О пленнике, кпримеру, говорится он обнял грозное страданье В монологе обращенном кчеркешенке - Его любовь тебе заменитМоей души печальный хлад. Те же места поэмы, что явились отражением действительности в ее реалиях иопределяем ости например описание быта горцев, которое Пушкин больше всегоценил в поэме , отличаются точностью и силой поэтического выражения. Так,Пушкин отстаивал эпитет под влажной буркой Бурка не промокает и влажна толькосверху, следовательно

можно спать под нею, когда нечем накрыться, а сушить нетнадобности .Переломным моментом в развитии пушкинского таланта былоначало 20-х годов, период южной ссылки, когда взгляды поэта достигли большойзрелости. Именно в это время он пересматривает свою поэтическую практику,активно ищет новые пути.В ходе работы над Евгением Онегиным определяются принципы новогометода, в основополагающих моментах реалистичного.

Следующий этап относится к 1825 году, когда создавался Борис Годунов .Затем закономерное обращение к прозе - Арап Петра Великого , ибо именно прозапозволяла довершить борьбу за реализм. Наконец в 30-е годы Пушкин обратился кизображению героев из низов его пристальное внимание привлечено к прошлой исовременной истории народа разрабатываются темы пугачевского восстания .

Одновременно во всех жанрах Пушкин открывает новые пути, закладывает эстетическиеосновы для последующего развития классического русского реализма.Поэт глубоко впитал лучшие национальные традиции, особенности умарусского, оптимистического, широкого взгляда на жизнь, обусловленногогероической многовековой борьбой народа с иноземными поработителями, условиямибытия, требовавшего стойкости и веры в будущее. Учась у народа, Пушкинвозвращал ему исторический опыт обогащенным новыми достижениями мыслителя, художника.

У Пушкина есть очень важное самоопределение. В 1830 году в анонимнойрецензии на альманах Денница он обобщил отрывистые замечания И. Киреевского освоей поэзии словами Пушкин - поэт действительности . Таким образом,определение, которое впоследствии оказалось исходным для Белинского в цикле егостатей о поэте, принадлежит самому Пушкину.Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем еемногообразии как источника

и материала поэтического творчества. Говорят, Пушкиноткрыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской поэзии донего. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие поэзию отжизни ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в жизничеловеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл методпоэтического творчества, который позволил поэту не быть эхом , повторяющимкаждый

звук нет ничего более неверного такого плоского понимания глубокой ивдохновенной пушкинской декларации .Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека -гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы илюбви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкинавоспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная играндиозная художественная картина мира.Поэзия Пушкина отразила все впечатленья бытия .

В ней отозвались егогероическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительнойвойны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций,крестьянских бунтов - словом эпоха, о которой сам поэт сказал кровь людей то славы, то свободыТо гордости багрила алтари.В смелом стремлении изменить порядок жизни Пушкин жаждал соединить слова и дела , искусство и действие. Его стихотворения Вольность 1817 , Деревня 1819 ,

Кинжал 1821 и другие сыграли огромную роль в борьбе скрепостничеством, деспотизмом, в формировании движения декабристов. Мы знаем,что если бы не михайловская ссылка, то 14 декабря 1825 года поэт был бы с теми,кого называл друзьями, братьями, товарищами, делу которых служил поэзией. Вгоды жесточайшей реакции, после разгрома восстания, когда брат боялсяоплакивать брата, он сохранил к судьбе презренье , вынес навстречу ейнепреклонность, лучше всего выразив это в произведениях последних

десяти летжизни. В сознании передовой России героические черты облика поэта сливались сего стихами. В образе поэта доминировала гордая совесть и лиранепреклонная . Драгоценнейшие качества поэзии Пушкина позволили А. Герцену видетьв ней залог будущего утешения в самые трудные времена. Определяя связьпушкинской лирики с революционной эпохой, много позже

А. Блок высоко оценилнепреходящую роль поэта Пушкин! Тайную свободуПели мы вослед тебе!Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Пушкинскому дому , 1921 Как оценить в полной мере силу и мощь импульс данного Пушкиным развитиюотечественной литературы, поэзии? Впервые именно Пушкин открыл в русскойсловесности человека в конкретности его исторического, национального,

социального бытия. Вместе с тем поэт сумел постичь своеобразие национальныххарактеров других народов, раскрыл особенности быта и нравов жителей Италии, Англии,Франции, Испании.Пушкин с уважением и сочувствием запечатлел жизнь народов, населявшихРоссию. Он писал о вольнолюбивых горцах Кавказский пленник , восхищалсяпрекрасными печальными песнями Грузии. Широта охвата действительности былаблаготворной для развития нового поэтического метода, а художественный

метод всвою очередь, способствовал расширению мира поэтического творчества.Разнообразию пушкинской поэзии соответствовало разнообразие формы -отсюда интонации небывалого раньше диапазона от торжественной ораторской речив одах Вольность и Клеветникам России 1831 до шепота уединенной беседы встихотворении Ночь 1823 разнообразие и гибкость ритма. В каждомстихотворении

Пушкина все элементы формы кажутся единственно возможными,незаменимо точными для выражения мысли.Важной стороной новаторства Пушкина явилось открытие такого способахудожественного постижения жизни, при котором любые явления, всякая детальизображения проникнуты могучей энергией оценки, отчетливо выраженным приятием или отрицанием автора.Какую бы тему ни разрабатывал поэт, он решает ее не как некую художественноотвлеченную идею, а как итог осмысления определенных жизненных реалий,ситуаций.

Отсюда берут начало пушкинская символика, метафоризация - те элементыхудожественной формы, которые в субъективистской поэзии вели к погружению в мириллюзий. Вот метафора Пушкина, внешне, казалось бы, напоминающая позднейшиеобразы поэтов бесплотной , отвлеченной фантазии Изгнанник помнил звук мечейИ льдистый ужас полуночи. Но в ней совершенно точный смысл страшная для французских захватчиковрусская зима 1812 года.

Главной идеей Пушкина было прославление жизни героической, во имябудущего. Вращается весь мир вкруг человека,Ужель один недвижим будет он?Противостояние реакции и застою - пафос поэта. С особой силой звучали эти мотивы и в пушкинское время -господства авторитарности, умерщвляющей плоть религии и в другие эпохизастоя, власти застарелых догм.Пушкинская поэзия исполнена утверждения земных радостей как главнойценности вопреки идее счастья за

пределами бытия.Сила жизни в поэзии Пушкина настолько велика, что даже в стихах,написанных в минуты душевной усталости, разочарования, сомнения, она побеждает.Иногда, кажется вопреки замыслу стихотворения. В стихотворении В степимирской, печальной и безбрежной 1827 поэт утверждает, что не ключ юностиили вдохновения, а только печальный и холодный ключ забвения слаще всех жарсердца утолит .

Но вопреки этому самую высокую эстетическую оценку получаетключ юности Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,Кипит, бежит, сверкая и журча. При чтении этого стихотворения чувствуется как убыстряется ритм, подобнопереливам звонкого, чистого источника.Мысль Пушкина живет в образе, а образ включается в цепь его общихпредставлений о смысле и цели жизни. Поэт говорил о себе, что он думаетстихами.

Мимоходом он сказал о своем творчестве оно - итог Ума холодных наблюденийИ сердца горестных замет. Эти слова точно определяют существо пушкинского метода, аналитическуюясность изображаемого, согретого живым биением сердца. Отсюда живописнаячеткость и скульптурность образов, которые ведут к мгновенным и глубокимобобщениям. Вспомним хоты бы только один образ из стихотворения

Румяный критикмой, насмешник толстопузый 1830 - русского крестьянина с гробом ребенкапод мышкой Скорей! Ждать некогда! Давно бы схоронил! С каким лаконизмом, психологической глубиной раскрывается беспросветноегоре, забитость крепостного раба, который торопится схоронить своего ребенка ждать некогда! Проникая в современность, Пушкин ставил в своем творчестве проблемысмысла жизни, утверждал такое понимание прекрасного, которое останется вечнодорогим для человечества поэт выражал свои переживания так, что

онистановились близкими доля других людей. Обобщенность и индивидуализация образаоткрывали для читателя беспредельную возможность соотнесения изображаемого мирас миром собственных чувств и размышлений.Как развивали пушкинские художественные принципы его продолжатели,последователи? Существовала ли пушкинская школа ? По этому поводувысказываются порой полярные суждения. На одном полюсе мнение, быть может,наиболее четко сформулированное в свое время одним из видных советских

поэтовАрсением Тарковским у Пушкина были подражатели, но продолжателей, учениковне было. Литературную школу создают таланты. Пушкин вобрал в себя Жуковскогои Батюшкова, ушел и запер за собой ворота на крепкий замок 2 . В разных вариантах такое мнение бытовало в XIX веке, встречается оно ипоныне. Противоположным является утверждение, что Пушкин своим творчествомоткрыл шлюзы для нового направления.

По его пути развивалась русская романтическая,а затем и реалистическая лирика. О громадном воздействии Пушкина на поэтовразных поколений говорилось немало. Вспомним хотя бы яркие признания пушкинскихсовременников. А. Дельвиг в письме к автору Руслана и Людмилы в 1824 годузамечал Никто из писателей русских не поворачивал каменными сердцами нашими,как ты .

Сколько подобных признаний! Спектр влияния Пушкина на поэтов - егосовременников - был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году Твоисвязи, народность твоей славы, твоя голова все дает тебе лестную возможностьдействовать на умы с успехом, гораздо обширнейшим против прочих литераторов. Свысоты твоего положения должен ты все наблюдать, за всем надсматривать, сбиватьголовы похищенным репутациям и выводить в люди скромные таланты, которые затебя же будут держаться .

Общие критерии оценки Пушкиным поэзии своего времени основаны были преждевсего на его собственном опыте. Если суммировать все суждения Пушкина олитературе, окажется, что именно единство мысли и творческого воображения,живописности, позволяющей воссоздать жизнь в ее истинности и вместе с тем вярком образном выражении, было для него высочайшим критерием творчества. В 1822году он замечает, что проза требует мыслей и мыслей - без них блестящиевыражения ни к чему не

служат . В это время он еще склонен в какой-то мересоглашаться с общепринятым мнением, что стихи отличны в этом плане от прозы - стихи дело другое . Здесь же, однако, Пушкин оговаривается Впрочем, в них немешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у нихобыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеконе подвинется . В дальнейшем он полемически заострит эту мысль У нас употребляютпрозу как стихотворство не из необходимости

житейской, не для выражения нужноймысли, а токмо для приятного проявления форм . Нарушение одного из условий совершенствахудожественного произведения - единства содержательности и формы - онопределяет характерным словом - бессмыслица . Есть два рода бессмыслицы однапроисходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами другая - отполноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения писал поэт.

Отсюда требование в самом ходе творчества руководствоваться главнойцелью, центральной идеей, соотношением целого и отдельных элементов произведения Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-тооборота, но в чувстве соразмерности и сообразности . В Отрывках из писем,мыслях и замечаниях , где обобщение собственного творческого опыта соединено сраздумьями над опытом предшественников, Пушкин иллюстрирует свой критерий художественности- умение сильно и необыкновенно

то есть оригинально передать ясную мысль икартины поэтические . С главным критерием - органическимединством мысли и образности - связано и другое определение Пушкинымвеличайшего достоинства поэзии гармоническая точность . Точность - верность действительности иопять-таки верное выражение значительной мысли. К критериям силы дарованияотносится также смелость изобретения, когда план обширный объемлет творческоймыслью

. Из этого исходил Пушкин, когда оценивал творчество разных поэтов.Например, о Е. Баратынском он у нас оригинален , мыслит по своему всочинениях П. Катенина поэт выделяет шел всегда своим путем даже встихах Ф. Глинки, поэта отнюдь не высокого уровня, Пушкин увидел то, чтопридает им своеобразие обороты то смелые, то прозаические, простотасоединенная с изысканностью однообразие мыслей и свежесть живописи, все, чтодает

особенную печать его произведениям .Близость идейных устремлений - одно из условий общности поэтов,принадлежащих к определенному направлению, но все-таки этим только не решаетсявопрос о принадлежности к пушкинской школе .Если ограничиваться только моментами идеологическими и исключить вопросы метода, то понятием школа могутбыть объединены все поэты, которые занимали прогрессивные позиции в общественномдвижении, примыкали к борьбе с реакцией в жизни и литературе и разрабатывали гражданскиетемы.

Тогда понятие пушкинская школа окажется вполне подходящим для того,чтобы включить в него, например, всех поэтов-декабристов. В известной мере этотак. Но ведь в поэтической системе Рылеева содержались принципы и совершеннонеприемлемые для Пушкина вспомним его резкую критику рылеевских дум . Аэволюция Пушкина от романтизма к реализму встретила не только непонимание, но иотрицательное отношение

со стороны Рылеева, А. Бестужева. Не менее характерныпринципиальные различия в позициях Пушкина и Кюхельбекера.Для определения точных критериев принадлежности к пушкинскому направлению,нужно исходить из общности литературных позиций, но прежде всего из развитиятем или иным поэтом конкретных сторон новаторской поэтической системы, открытойПушкиным. Подражательность уже сама по себе вызывала у Пушкина отрицательнуюреакцию, независимо от того, кому

именно подражатель следовал. Вялыеподражатели , несносные подражатели - характерные эпитеты, которые встречаютсяу Пушкина. Не делались исключения даже для начинающих поэтов. Об одном из них,Ф. Слепушкине, выкупленном из крепостного состояния, Пушкин писал Дельвигу у него истинный, свой талант пожалуйста, пошлите ему от меня экз. Руслана и моих Стихотворений - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжалидти своей дорогою .

Надо иметь ввиду, что писатели, которых принято считать спутникамиПушкина, в зависимости от собственных устремлений испытывали воздействиепушкинской художественной системы - разных этапов ее развития. Даже безусловноталантливый поэт не бог бы воплотить в своих произведениях целостную пушкинскуюсистему, и не только потому, что подобное воплощение означало бы подражание иликопирование. Для своего времени творчество Пушкина с его беспримерной широтой исовершенством представляло собой

неповторимый феномен. Как бы ни были великитворческие достижения поэтов его круга, можно говорить о развитии, хотя бы иноваторском, лишь тех или иных сторон пушкинской системы. Наряду с сознательными бессознательным усвоением принципиальных элементов Пушкинской поэзии,творчество других поэтов могло воплощать сходные элементы и независимо отвлияния Пушкина, а в силу объективной логики художественного метода,порожденного условиями социальной жизни

и литературного развития эпохи.Влияние Пушкина, если оно носило характер творческий, означало неподчинениеего манере прав был Катенин, утверждая мы все современники, сотрудники,волей и неволей соперники . 3 Обстоятельное исследование М. П. Алексеева Пушкин и наука заключаетсяутверждением, что поэт зорко разглядел русский технический прогресс как суммузавоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат ко благу родной страны инарода 4 . Вбиблиотеке Пушкина сохранились книги по самым различным отраслям знаний

- не только по общественным наукам, но и поестественным, по астрономии, даже по математике. Здесь - широкое поле иперспектива изучения интересов поэта специалистами самых разных научныхобластей.И в размышлениях о научном ихудожественном исследовании истины Пушкин намного опережал свое время.Поразительны строки незаконченного пушкинского наброска О сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух,

И Опыт, сын ошибок трудных,И Гений, парадоксов друг, И Случай, богизобретатель В эпоху научно-технической революции эти строчки стали крылатыми, онислужат своеобразным девизом телепередачи Очевидное - невероятное , посвященнойсамым дерзким полетам мысли.По словам академика С. И. Вавилова, этот отрывок Пушкина гениален посвоей глубине и значению для ученого все в этом наброске свидетельствует опроникновенном понимании

Пушкиным методов научного творчества 5 . Наредкость сжато, лаконично воплощены в этих строках представления поэта оважнейших чертах познания предвосхитивших современные трактовки стадий и факторовнаучного поиска.Следующий аспект - влияние пушкинской художественной системы на развитиеразных видов искусства. В свое время Белинский заметил по поводу стихотворенияПушкина Ночной зефир Что это - поэзия, живопись, музыка? Или то и другое итретье, слившееся в одно, где картина

говорит звуками, звуки образуют картину,а слова блещу т красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумнуюречь 6 . П.И. Чайковский, работай над оперой Евгений Онегин , писал 3 июля 1877 года Н.Ф. Мекк о Пушкине он силой гениального таланта очень часто врывается изтесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки. Это не пустая фраза.Независимо от сущности того, что он излагает в форме стихов, в самом

стихе, вего звуковой последовательности есть сто-то проникающее в глубину души. Эточто-то и есть музыка 7 Много десятилетий спустя, в наше время, выдающийся кинорежиссер С. Эйзенштейн признал огромное значениехудожественного метода, эстетического мышления Пушкина при формировании вРоссии одного из наиболее динамичных видов искусства - кино. Анализирую Полтаву он наглядно показал, что Пушкин предвосхитил теживописно-изобразительные пластические,

монтажные приемы, которые составляютоснование кинопоэтики. Упоминая о композиторе Россини в Евгении Онегине ,Пушкин лаконично и точно определил феномен неисчерпаемости великого художника.Гений для потомков - вечно тот же, вечно новый . Это в полной мересправедливо и по отношению к самому поэту. Пушкин живет, развивается,изменяется в сознании людей многих поколений - в социальной и культурной

памятидвух столетий.Каждое поколение по своему прочитывало поэта, находило в нем то, чтонаиболее отвечало требованиям эпохи, и стремилось запечатлеть собственноеистолкование его личности и творчества. В способах постижения облика творца, взакреплении интерпретаций образа Пушкина преломлялись социально-философские,мировоззренческие установки общества, отражался общий потенциал знаний очеловечестве, представления о художнике как таковом, о творчестве.

Особый интерес до сих пор привлекают оценки современников, близко знавшихпоэта. К одному из ранних упоминаний Пушкина в стихах относится обращениеКюхельбекера к другу lt gt Мой огненный, чувствительный певец Об этих отличительных чертах -огненности, пламенности взора, ума, душевных движений, темперамента,поэтического дара - писали многие современники поэта. Вяземский, знавшийПушкина с детства и многие годы поддерживающий с ним общение, такхарактеризовал друга

политической дружины Смелый вождь и исполин! . Идалее Отрок с огненнойпечатью, С тайнымзаревом лучейВдохновенья и признаньяНа пророческом челе,Полном думы и мечтанья В этих лаконичных определениях - лейтмотивы многих отзывов о Пушкинесовременников.Об огненной, пылкой натуре Пушкина писали позже многие из его современников,так что не остается сомнений, что стихотворцы верно отразили эти особенностипоэта.

Один из ближайших друзей Пушкина, его помошник в издательских делах П.А. Плетнев ему посвятил поэт четвертую и пятую главы Евгения Онегина , а в1837 году перенес это послание в полный текст романа писал, что пылкость егодуши в слиянии с ясностью ума образовала из него необыкновенное, дажестранное существо, в котором все качества приняли вид крайностей П. Л.Яковлев, брат одного из товарищей

Пушкина по Лицею, встретив поэта послессылки, отмечал в письме впрочем, он все тот же так же жив, скор, и попрежнему в одну минуту переходит от веселости и смеха к задумчивости и размышлению .Сочетание несоединимых, несводимых на первый взгляд качеств и свойств водном человеке удивляло современников, хорошо знавших поэта. При всей своей огненной организации он стать властелином жизни Был способен, силойкрепкой воли Отрешиться от мечты порою

И взглянуть на вещи меткимвзором Современников поражало то, как быстро менялось настроение поэта, каксочетались в нем детская непосредственность с проницательностью, умудренностью.Поэт А. Подолинский свои впечатления об этих особенностях пушкинской натурыпередал в лирическом диалоге поэта с проводником-татрином описываетсяпутешествие в Крым Бывало с ним втакую глушь заедем Зато тебе и не приснятся виды

Какие нам встречалисяпорой И как он был доволен, весел, Он тешился от сердца, как дитя! То погружен глубоко, долго в думу Терялся весь в забвеньи, в созерцаньи, То звал меня и заводил со мною Душевную и умную беседу Завершаетсярассказ проводника заключением С улыбкою не соглашалось свежей Чело его,наморщенное мыслью ,

В стихах поэт изображен в разные моменты жизни. Они порой напоминаютмгновенные фотоснимки, принадлежащие людям с более или менее проницательным взглядоми художественным талантом. Нам интересна любая подробность. Которая попав впечать, оказывалась в поле внимания публики, была отмечена современниками прижизни Пушкина. Разве не любопытно признание М. Маркова в Думе о Пушкине Везде, всегда себе достойный,

Ты нас, волшебник, изумлял Пленял ли ты картиной стройной,Язвил ли ты, иль тосковал Являлся ли в беседе шумнойИ, с видом шутки, речью умнойЛжемудрость варварски казнил,Иль молньей быстрого ответаСжигал недоуменья света -А после как дитя был мил! 8 Опубликованная после гибели поэта приведенная стихотворная портретнаязарисовка интересна проницательным охватом противоречивых сторон

Пушкинскойнатуры. Как ни удивительно, но именно стихотворцы-современники делали первыепопытки передать представление о характере поэта в его сложности,противоречивости, естественной жизненной подвижности, в смене настроений, вдинамике. К числу оригинальных и удачных относится стихотворная зарисовка В.Бенедиктова. Он хорошо знал Пушкина, встречался с ним на субботах в домеЖуковского. Субботами называли литературные вечера, где собирались чащевсего знакомые между собой люди, преимущественно

литераторы. Там велись беседыо художественных новинках, обсуждались события литературной и общественнойжизни. На таких вечерах в доме Жуковского нередко появлялся Пушкин веселый, громкий хохотЧасто был его шагов предтечей Меткий ум сверкал в его рассказе Быстродвижные черты лицаИзменялись непрерывно губыИ в молчаньи, жизненным движеньемОбличали вечную кипучестьЗоркой мысли. Часто едкой злостьюОстрие играющего словаОправлял он

но в этой злости -Благородство творческой души,Мучимой, тревожной, язвимойНизкими явленьями сей жизни Это стихотворение опубликованное в 1857 году, описывает со слов очевидцасобытия второй половины 20-х - начала 30-х годов.Интересно и важно сопоставить различные этапы жизни образа Пушкина вкультурной памяти. Это поможет понять, чем были вызваны нападки на поэта впоследние годы его жизни, почему размежевались суждения о нем после трагическойгибели, отчего на разных витках истории

культуры порой ставилось под сомнениесамо право Пушкина влиять на духовную жизнь потомков. В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опытизучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот неограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследованияинтернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых,биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинскогоисторического

мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемостьгения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок,предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечеттайна пушкинского духа. 9 Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается совсе более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальностигения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческогои нравственного

совершенства. за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, непревратился в литературное наследие 10 Поопределению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великиехудожники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета они идут впереди и зовутза собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но неисчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-тозагадочным и зовущим 11

. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Б. С. Мейлах.Сквозь магический кристалл. М Высшая школа. 1990.2. А. С.Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. М Л 19513. Лихачев Д.С. Слово о Пушкине. 1987.4. Алексеев М.П. Пушкин и наука его времени. М Л 19845. Лотман Ю.Пушкин в 1999. Каким он будет? Таллинн. 1987.6. Благой

Д.Пушкин и русская литература. М Л 1941. 7. Пушкин.Полное собрание сочинений. 1 Лихачев Д. С. Слово о Пушкине Театральная жизнь. 1987. 2. С. 2 2 Тарковский А. Язык поэзии и поэзия языка Лит. газ. 1967. 2 авг. 3 Воспоминания П. А. Катенина о Пушкине Литературное наследство.

М 1934. Т.16-18. С. 642. 4 Алексеев М. П. Пушкин и наука его времени Алексеев М. П. Пушкин сравнительно-исторические исследования. Л 1984. С. 173. 5 Цит.по А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. М. Л 1051. С. 33. 6 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. М 1954. Т. 5. С. 12 7 Чайковский П. И. Переписка с

Н. Ф. Мекк. М Л 1935. Т. 1. С. 57. 8 Марков М. Мечты и были. Сиб. 1838. 9 См. Гальцева Р Роднянская И. В подлунном мире. С. 132-152. 10 ЛотманЮ. Пушкин в 1999. Каким он будет? Таллинн. 1987. 1. С. 64. 11 Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? Таллинн. 1987. 1. С. 64



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Свойства метанола и его водных растворов
Реферат Права человека и гражданина генезис эволюция и современные трактовки
Реферат Военные компьютерные игры в боевой подготовке вооруженных сил армий иностранных государств на Предпосылки возникновения
Реферат Эпилептический статус и дифференциальный диагноз судорог
Реферат Физика атомного ядра Структура атомных ядер
Реферат Психограмма и профессиограмма государственного служащего
Реферат Плата за природные ресурсы
Реферат А. Сухово-Кобылин / Из самой реальнейшей жизни с кровью вырванная драма
Реферат Эволюция и самоорганизация химических систем. Макромолекулы и зарождение органической жизни
Реферат Кристиансборг форт
Реферат Национально-психологические особенности народов России
Реферат Детская психика
Реферат 1. Реформа 1867-1868гг в Казахстане
Реферат Гиперицин (зверобой) в лечении больных с симптомами депрессии и тревоги
Реферат Покращення фізичної підготовленості у дітей молодшого шкільного віку шляхом збільшення обсягу рухової активності