ВВЕДЕНИЕ. Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшимкультурам человечества. Зародившись в эпоху неолита VIII тыс. дон. э она развивалась непрерывно на единой территории. Остров-ное положение создало для страны специфические условия.Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешнимвторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольскогонашествия, которое значительно затормозило темпы историческогоразвития
других восточных государств. Вступление Японии в эпоху феодализма связано с активизациейконтактов с Китаем и Кореей, оказавшим воздействие на духовнуюжизнь страны. Чужие, но переосмысленные по-своему достижениясодействовали созданию подлинно Японского художественногостиля, порой более завершенного в своих проявлениях, чемвдохнувшие в него жизнь иноземные прообразы. Японцы с древнейших времен постигли искусство использоватьминимальное пространство
с максимальной экономностью ицелесообразностью. Необходимость частых перестроек иреконструкций зданий, забота о самоустойчивости содействовалираннему возникновению стандартных элементов, конструктивнойчеткости соотношения всех частей любого сооружения. Вместе стем эта рациональность отнюдь не убила живую красоту японскойархитектуры. Японцы, с древности обожествлявшие природу,считали, что она не умирает, продолжая свою жизнь в вещах.Отсюда их необыкновенное бережное стремление не убить ееестественной красоты и развившаяся
на протяжении многих вековтенденция превратить религию в искусство, а искусствосделать своей религией. ИССКУСТВО ВОСЬМОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.СЕРЕДИНЫ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н.Э. О существовании древней культуры Японии долгое время ничегоне было известно. Лишь в начале XX столетия археологиобнаружили в разных частях страны следы неолитическихпоселений. Наиболее ярко особенности художественного мышлениятой эпохи продемонстрировали керамические сосуды,
восходящие кVIII - середине I тысячелетия до н. э. Типичный для них орнамент,напоминавший след соломенного жгута, послужил основойнаименования всей культуры неолита на территории Японии -Дземонслед веревки. Самые ранние остродонные, грубо вылепленные сосудыпримитивной конусообразной формы, восходящие к VIII - серединеIV тысячелетия до н. э служили утилитарным целям. С серединыIV до середины II тысячелетия до н. э. произошло значительноеусложнение форм сосудов.
Появились светильники, кубки и котлы,употреблявшиеся уже и для торжественных жертвоприношений.Вместе с развитием представлений о природе, властвующей надчеловеком, примитивный узор сменился изощренным и сложнымлепным декором, включающим причудливые геометрические,растительные и зооморфные мотивы. Увеличились почти дометровой высоты размеры многих сосудов. Часть из нихпревратилась в неподвижные предметы культа, предназначенныедля созерцания.
Исполненные безудержной фантастики имонументального величия, подобные сосуды были для человека тоговремени как бы малой моделью мироздания, воплощением стихийобитаемых им вулканических островов. С конца II тысячелетия до н. э. сосуды становятся проще и ути-литарнее. Уменьшаются их вес и размер, появляются лощение иокраска. Все это свидетельствует о том, что на стадии переходак бронзовому веку ритуальная керамическая утварь
утратила свойуниверсальный магический смысл, уступив место другим видамискусства. С началом земледелия и олицетворения магических сил,охраняющих посевы, возникли керамические фигурки идолов -догу. Эти фигурки условно передавали черты человеческого иживотного облика и были покрыты магическим орнаментом -зигзагами, дисками, треугольниками. Новый этап в истории Японии начался во второй половине I тыся-челетия до н. э когда на территории островов
Хонсю и Кюсю сло-жился ряд крупных родоплеменных союзов. Отрезок времени с Vвека до н. э. по IV век н. э. получил условное наименование Яей.Племена Яей - пришельцы из Азии, оттеснившие коренноенаселение к северу были носителями более высокой культуры.Они освоили рисосеяние, животноводство и ткачество, выплавкумеди и бронзы. В этот период значительно расширился кругбытовых и ритуальных предметов.
Керамика типа яей - вазы, чаши,кувшины, блюда и кубки изготовленная на гончарном круге иобожженная при высокой температуре, отличается легкостью,простой и функциональностью форм, графической ясностьюстрогих геометрических узоров - полос зубчатых и волнистыхлиний. В период Яей почитание сил природы постепенно оформилось врелигиозно-мифологическую систему, получившую впоследствииназвание - синто путь богов. Синтоизм развил мифы и легенды, вкоторых отразился характер
социальных, политических и духовныхпреобразований, совершавшихся в жизни древнего японскогообщества. Божества в религии синто первоначально не получилиантропоморфного воплощения. Обожествлялся весь мир,окружающий человека. Среди бесчисленных духов и богов,населяющих природу, особо почитались покровители земледелия. Вих честь устраивались торжества и возводились святилища. Архитектурное мышление периода Яей определилось ритмамижизни сельскохозяйственной общины.
В первых веках нашей эрыскладывается тип поселений с иерархическим порядкомраспределения построек. Стиль адзэкура, возникший от словакура житница, положил начало длительной архитектурнойтрадиции. Приподнятые на сваях бревенчатые амбары приобрелизначение священного места в поселении. Перед ними нарасчищенной площадке совершались сельскохозяйственные обряды,приносились жертвы богам. Дальнейшая эволюция архитектурно-пространственных формсовершается в
Японии на протяжении IV - VI веков. Собразованием в центре острова Хонсю первого сильного японскогогосударства - Ямато, с утверждением власти правителей и развитиемкульта предков связано рождение нового типа сооружений -грандиозных курганов-кофун древний холм, давших названиецелому периоду истории. Курганы представляли собой большиеискусственные острова, окруженные рвами с водой. Их внешниеочертания в виде круга или замочной скважины символ союзасолнца и земли и внутреннее убранство
отражали сложившиеся представления о вселенной. Останки царя помещались вподземную камеру внутри холма. Массивные каменные иликерамические саркофаги, как и стены погребений, покрывалисьграфическими узорами с космогонической символикой. Сооружение курганов повлекло за собой развитие целого ряда ви-дов искусства. IV - VI века - время бурного расцвета погре-бальной пластики - ханива. Полые внутри керамические фигуркиот 30 см до 1,5 м высотой составляли своеобразный посмертныйэскорт
правителя. Первые ханива были полыми столбиками-цилиндрами, составляющими символическую ограду вокругкургана. И хотя их форма эволюционировала и сюжетнопреобразилась, глиняный столб продолжал оставаться основойкаждой статуи. Круг сюжетов ханива весьма разнообразен. Это -воины, жрецы, придворные дамы, слуги, крестьяне, животные иптицы. Правила расположения фигур были строго зафиксированыи соответствовали общей космогонической ориентациипогребения. Пластическое воплощение ханива свидетельствует обольшой развитости художественного
мышления. Мастера тонкочувствовали возможности податливой глины. При большойобобщенности в трактовке лиц, они умели живо и точновоспроизвести характерность мимики, придать фигуркам разнуюнастроенность. С оформлением царских погребений связано быстрое развитие де-коративных ремесел в погребальных камерах курганов встречалисьразнообразные предметы из золота, серебра, золоченой бронзы -шлемы вождей, ритуальное оружие, подвески, браслеты.
В курганахобнаружены многочисленные образцы керамики типа суэ илииваибэ. Правильные и четкие по формам, они восходят к корейскимсосудам и хотя напоминают изделия яей, отличаются большейстройностью и завершенностью очертаний. Важное место впогребениях принадлежало бронзовым зеркалам, которые клали нагрудь усопшему. Все эти предметы свидетельствуют об умениияпонских мастеров подчеркнуть свойства материала, выявить егодостоинства и красоту.
Так в древней Японии сложились своиобычаи, особенности строительства, понимания декоративных форм. ИСКУССТВО VI-VIII ВЕКОВ.ПЕРИОДЫ АСУКА, НАРА. Для Японии VI-VIII века стали временем крупнейших социальныхи духовных сдвигов. С середины VI века начался процессфеодализации страны, завершившийся в VII столетии созданиемединого централизованного государства.
Молодая японскаягосударственность складывалась под сильным воздействиемсоседних стран - Кореи и особенно Китая, откуда быливосприняты новые формы законодательства, письменности,идеологии, земельной собственности и территориального устройствав результате реформы 645 в Японии, по примеру Китая,установилось единовластие императора. Хотя синтоизм продолжал оставаться народной религией,важным политическим актом было введение в середине
VI векабуддизма. Миссия буддизма на стадии раннего средневековья быламногообразной. Он помогал преодолению былой родоплеменнойразобщенности, содействовал сближению Японии с другимидержавами. Первыми этапами, воплотившими черты раннефеодальнойхудожественной культуры, явились период Асука 552-645,получивший наименование по месту императорской резиденции,и период Пара 645-794, названный по местонахождению первойяпонской столицы.
Черты нового ранее всего проявились в японском зодчестве. Рас-пространение буддизма содействовало повсеместному возведениюансамблей нового типа - буддийских монастырей, восходящих ккитайским и корейским образцам. Подобно синтоистскимсвятилищам, они представляли собой группы деревянныххрамовых построек числом семь, девять, а затем и более,расположенных в строгом порядке на обнесенном стенамипрямоугольном участке.
Однако от синтоистских святилищ ихотличали как масштабы значительно увеличившихся сооружений,так и общая акцентированная парадность. Особую значимостьприобрели широкая аллея, ведущая к парадным воротам, площадьперед храмом, видимые издалека ярусы и острые шпили пагод. Вотличии от древних святилищ, деревянные буддийские храмы былиокрашены красным лаком, приподняты на каменные платформы,имели широкие изогнутые по углам двойные черепичные крышитипа иримоя.
Новый этап в развитии принципов японского зодчества начался сVIII века. Централизация государства и укрепление государствен-ной власти вызвали необходимость создания единой стабильнойстолицы. Ею стал первый японский город, заменивший временныерезиденции правителей - Хэйде-ке современный Нара. Освященнаяв 710 году жрецами синто живописная долина в короткие срокипревратилась в цветущий город, выстроенный по образцурегулярных
Китайских столиц. Хэйде-ке представлял собой вплане прямоугольник, насчитывающий с севера на юг около 8,5 км,а с запада на восток около Ю км. Главная магистраль разделялазападную и восточную части, каждая из которых членилась накварталы девятью продольными и восемью поперечными улицами.В северной части располагался комплекс императорского дворца.Значительное место в городе отводилось буддийским монастырям,могущество которых достигло к этому времени
своего апогея. Новое ощущение города как ансамбля повлияло на масштабныесоотношения зданий, их планировку и организацию. Увеличилисьразмеры храмовых сооружений, площадей, предназначенных дляпышных празднеств. Буддизм определил эволюцию японского изобразительногоискусства и в первую очередь скульптуры. На протяжении VII векапостепенно прекратилось сооружение кофунов и изготовлениеханива В Японию проникли новые темы, образы ииконографические приемы, сформировавшиеся в
Индии, а затемутвердившиеся в Китае и Корее. Находясь в тесном взаимодействиис храмовым зодчеством, японская пластика VII-VIII вековсовершает столь же сложный путь развития. Первые японскиестатуи, привозные или копирующие иноземные образцы, по своимстилистическим признакам весьма разнородны. Эстетическимэталоном в период Асука были простые и строгие образцыдальневосточной пластики V-VI веков. Но если в Корее и Китае буддийские легенды нашли наиболее яркое художественноевоплощение
в рельефах гигантских скальных монастырей, то вмаленьком островном государстве получили преимущественноеразвитие статуи, предназначенные для алтарей деревянных храмов.Статуи воспроизводили канонизированные образы Будды,врачевателя Якуси и основателя вероучений Шакьяму-ни,представленных в виде проповедников-аскетов, сопровождаемыхдвумя юными божествами милосердия - бодхисатвами. В пантионвходили и образцы охранителей храма, стражей стран
света,олицетворяющие идею защиты мира от скверны. Изображения этих божеств в иерархическом порядке размещались на алтарномпостаменте в центре храма. Главное божество всегда помещалосьпосередине композиции, стражи располагались по четырем угламалтаря, а также в боковых отсеках ворот. Хотя движения, позы ижесты божеств были строго канонизированы и связывались с емкойбуддийской символикой, пропорции и размеры статуй не быличетко зафиксированными.
Нравственные нормы раннего буддизматребовали повышенной духовности образов пластики. В статичныхфронтальных фигурах подчеркивалась бесплотность, отрешенностьот всего земного. Робкая угловатость жестов и юношеская чистоталиков были в VI-VII веках не только следствием подражаниячужим вкусам, но и отражением молодости религии и самогогосударства. Позднее буддийские образцы становятся многообразнее.
С возрас-танием культа милосердных божеств - босацу их статуям все чащеотводится самостоятельное место в храме. В них выявляется челове-ческое начало, подчеркивается мягкая женственность, а порой июношеская незащищенность. Особой красотой и озаренностьюотмечены статуи Мироко-босацу. Восточная легенда о вечно юномбожестве, ожидающем на небесах своего часа, чтобы прийти напомощь к людям, обрела в Японии свою отточеннуювыразительность.
Поза асукских статуй Мироку лишенаустойчивости, его полуобнаженное тело изображается в легкомнаклоне, жест руки, поднесенной к щеке, исполнен мягкости, лицоосвещено выражением мечтательной задумчивости. Совершенствообработки дерева, гладкость фактуры придает облику божестваредкую целомудренную чистоту. Скульптура конца VII-VIII столетий - времени, когда Японияосознает свое могущество, отмечена рядом новых черт.
Значительноболее творческими становятся заимствования. Формируютсяединые стилистические качества пластики, отмеченноймонументальной силой, величавой красотой. Усложнилисьалтарные композиции, включившие в себя множество статуй.Рассчитанные на обозрение извне, сквозь дверные проемы, ониукрупнились в размерах. Появились новые иконографические типы- защитников буддийской веры, добрых гениев
Асура, Карура.Впервые возникли горельефные повествовательные циклы,включающие жанровые и пейзажные мотивы. Стремление передать различия между божествами разных ранговусилило и дифференциарованность пластических средств.Материалами нарской скульптуры наряду с бронзой и деревомстали глина и сухой лак, позволяющие более свободно трактоватьскладки одежд, выявлять экспрессию жестов защитников веры. В VIII веке при крупных нарских монастырях сложились мастерские,выработавшие в пределах канонов свой
стиль и свои традиции. Вотличие от асукских бронзовых скульптур, изготовляемых внебольших мастерских, тяготеющие к колоссальным размерамсвятыни нарского периода изготовлялись большими артелями. Утратив свою орнаментальную плоскостность, статуи приобрелиновую пластическую и тектоническую выразительность вархитектурном пространстве. Об этих переменах красноречивоговорят алтарные фигуры Кондо Якусидзи и фрагмент трехметровойбронзовой статуи
Якуси-Нерай, выполненной в 678-685 годах. Хотяот этой статуи уцелела лишь голова, масштабная ясность пропорцийи структурность лица с отчетливо прорисованными чертамиповествуют о классической согласованности скульптуры с логикойархитектурных форм. Важные изменения произошли в период Нара и трактовкеполубожеств - защитников храма, веры, государства. Выполненныеиз податливой глины, ярко расцвеченные, они стали наделятьсяповышенной экспрессией.
Позы и жесты рук статуй ситэно четырехцарей - охранителей стран света храма Кайданин Тодайдзиисполнены небывалой резкости движений, их мускулы напряжены,пропорции тел укорочены, а суровые лица искажены выражениемгнева. Нарский период отмечен рождением первого в Япониискульптурного портрета. Традиция увековечевания прославленныхдеятелей церкви, монахов и проповедников стала важным шагом вразвитии японского средневекового искусства.
Статуи VIII века -монахов Гиэна, Гандзина и Гесина, хотя и были выполнены поканонам буддийской иконографии, несли печать психологизма,воспроизводили такие качества, как долготерпение, умудренность.В известной мере близкими портретным образам были и деревянныемаски для ритуальных мистерий-пантомим гигаку и бугаку одна издревнейших форм японского культового хореографическогопредставления . Сделанные из ценных пород дерева, массивные,предназначенные для обозрения издали, они представляличужеземцев
- фантастических персонажей буддийских легенд, апотому были особенно характерными и гротескными. Стилистически близкой скульптуре была живопись, столь жетесно связанная с буддийской тематикой. Развитие культурных контактов Японии со станами Среднего иДальнего Востока стимулировало в VII-VIII веках расцвет декора-тивных искусств. Значительная часть изделий VII века предназнача-лась для украшения буддийских храмов.
Важными элементамихрамового убранства стали нимбы, стяги, балдахины, оформляющие алтарную платформу. Сокровища декоративногоискусства периода Асука в своем большинстве сохранились вмонастыре Хорюдзи. Это - золоченый и расписной деревянныйбалдахин над центральной скульптурной группой Кондо,увенчанный резными фигурками небожителей буддийскийстяг кандзебан, украшенный мотивами стеблей виноградной лозыи фигурками небесных музыкантов. Изделия из дерева, бронзы,меди взаимодополняли друг
друга, имели тонкий и сложныйсимметрично расположенный рисунок, сплетенный изстилизованных завитков растительного орнамента. К концу VII века значительно обагатилась техника обработки ме-талла. Курильницы, детали украшений статуй выполнялись как спомощью литья, так и с помощью холодной ковки, чеканки,штамповки, резьбы и гравировальных работ и отличались большойпластической выразительностью. Круг предметов, предназначенных для храмов и для быта знати,заметно расширился в период
Нара. Для изделий из метала характер-ны плавность силуэтов, гладкость поверхности, свободное располо-жение узоров. Чаши, курильницы, ажурные фонари по своейпластической завершенности и монументальности приближаются кскульптуре. Все приемы обработки металла былиусовершенствованы нарскими мастерами. Распространениеполучили серебряные позолоченные изделия, украшенныемедальонами, круглые, квадратные и восьмиугольные бронзовыезеркала, орнаментированные рельефами, инкрустированныезолотом, перламутром.
Наряду с металлическими, тщательно отделывались и предметыиз дерева - шкатулки для хранения сутр, нимбы статуй,музыкальные инструменты, инкрустированные перламутром,золотом, черепаховым панцирем. Чаще всего узоры из цветов иптиц, привнесенные в Японию из стран Среднего Востока,располагались на них симметрично и включались в медальоны. Каки в металлических изделиях, орнамент отличался сочностью,ясностью линий, чистотой рисунка.
В VIII веке в Японии начинают широко употребляться лаковые из-делия, легкие, прочные, сияющие влажным блеском золотого,красного, черного цветов. Лаком или соком дерева уруси,смешанного с камфорой и красками, покрывались дляпредохранения от влаги изделия из дерева - балки, колонны храмов,а также предметы из ткани, кожи, металла. Нарские мастера владелиуже множеством технических приемов. Они знали технику сиппилаковое покрытие кожи. Поверхность лака декорироваласьразными способами - вставками
из перламутра радэн, золота и серебра хемон, росписью красками, растворенными в маслемицуда-э, нанесением узора золотой и серебрянной пудрой - сповторным покрытием лаком маки-э. Керамическое производство в период Нара было не стольактивным. Однако важным новшеством стала заимствованная изКитая трехцветная коричневая, желтая и зеленая глазурь,оттеняющая плавность и сочность форм нарских изделий.
Яркий расцвет переживает в это время производство тканей. Дляразных нужд широко применялись узорчатый плотный шелк, газ,гобеленовая ткань, вышивка и набойка. Наиболее драгоценнойсчиталась парча голубого и красного оттенков, покрытая крупнымсочным декором стилизованных цветов лотоса. Зачастую узорывоспроизводили фамильные гербы, пейзажные композиции.Нарскому орнаменту присущи уравновешенность форм, четкостьрисунка.
Сохраняя стилевую общность с изделиями других стран,декоративная продукция периода Нара достигает большогосовершенства, зрелости и целостности. Подобно скульптуре, онас наивысшей полнотой отразила идеалы раннего японскогосредневековья. ИСКУССТВО IX-XII ВЕКОВ.ПЕРИОД ХЭЙАН. Период с IX по XII век в Японии ознаменовался дальнейшимразвитием феодальных отношений, что привело к ослаблениюцентрализованного
государства и перестройке системыполитического управления. Постепенно собственность на землюперешла из рук правителя к отдельным феодалам, среди которыхвыдвинулся могущественный род Фудзивара. Представители этогоклана подчинили своему влиянию двор, став на многие годыхозяевами в стране. Для укрепления своих позиций Фудзивара в794 году перенесли столицу в провинцию Ямасиро, где былирасположены их собственные владения.
Основанный ими городХэйан современный Киото почти на четыре столетия стал центромполитической и духовной жизни страны, а этап с 794 по 1185 годполучил наименование Хэйан мир и покой. Но культура этогоэтапа не была единой. За длительный период своего существованияона претерпела многие изменения. Раннехэйанский периодили Дзеган, 794-894 ознаменовался перестройкой взглядов и пред-ставлений, сложившихся
в VII-VIII веках. Позднехэйанскийили Фудзивара, X-XII вв. вошел в историю Японии как времярасцвета изысканной столичной культуры, породившейнеповторимые в своей самобытности творения поэзии и прозы,архитектуры и живописи. Укрепление феодалов и рост поместий в отдаленных от центрапровинциях сопровождались активизацией творческогосамосознания. Идеологические изменения сопровождалисьпоявлением новых сект, сыгравших важную роль в формированииобразного
мировосприятия. Более многогранным стал подход кокружающему миру, более поэтичным отношение к природе. Первым вестником этих веяний стало зодчество. В IX столетиивместе с распространением учений сект эзотерического буддизма -тэндай и сигон - с их проповедью отшельничества особое значениеприобрело возведение монастырей за пределами столицы, в ее гор-ных окрестностях, на местах, почитаемых традицией синтоизма.Культ горных вершин и расположенных на них храмов и пагодтесно связывался с древнейшим почитанием природных
сил, аподъем к храму по горным дорогам приобрел смысл очищения,приобщения к божеству. Изменения претерпел и облик каждого здания. Монастырь сектытэндай Энрякудзи, возведенный на горе Хиэй, первоначально сос-тоял из трех групп небольших строений, главное из которых имело всего 5 м в ширину и 4 м в глубину. Подобно синтоистским святили-щам, они опирались на столбы, перекрывались кровлями из темнойкипарисовой
коры. Пейзажность горных монастырейподчеркивалась и одиноко возвышающимися среди леса пагодами,покрытыми древесной корой. Облик пагод IX-X веков стал более разнообразным. На основеслияния местных и привнесенных традиций в их конструкцияхбыл применен ряд новых решений, отвечавших нарастающей тяге кживописности. При монастырях возникли глинобитные иоштукатуренные реликварии Тахо-то, сочетающие в себеполусферический корпус с четырехскатными крышами,характерными для японских
пагод. Живописнее стал облик новой столицы. Хотя в основу ее планиро-вания был положен тот же принцип регулярности, что и в Наре, кра-соте и благоустройству города было уделено много внимания. Оби-лие воды позволило прорыть судоходные каналы, обсаженныедеревьями, более свободными и нарядными стали усадьбы.Вписанные в схему столичных кварталов дворцовые усадьбы IX-Xвеков представляли собой сложные комплексы отдельныхсооружений, соединенных между собой крытыми
галереями. В ихустройстве отразились вкусы хэйанской аристократии. Центромусадьбы и ее эстетическим фокусом был главный парадныйпавильон синдэн - приподнятое столбами и окруженное верандойстрогое здание с единым, разделенным лишь опорными столбами,обширным залом. Позади него размещалась интимнаячасть усадьбы - помещения для семьи хозяина, гостей и слуг. Пе-ред синдэном, охваченная с двух сторон рукавами галерей, прости-ралась открытая песчаная площадь,
переходящая в южной части впейзажный сад с насыпанными холмами и прудом. Внутренниестены синдэна заменяли подвесные ширмы. Широкие, такжеподвесные ставни ситомидо, закрепляющиеся крюками у потолка,в зависимости от погоды опускались, погружая дом в полумрак, илиподнимались, от чего зал ярко освещался. Длинные галереисвязывали парадный павильон с любой частью ансамбля ивыводили к пейзажному саду.
Наиболее яркое воплощение стиль синдэн нашел в ансамблехэйанского императорского дворца. Выстроенный в конце VII -начале IX века на площади 1,2 1,4 км дворец Дайдайри,обнесенный стенами, представлял собой целый город. К северу отнего располагался комплекс императорской резиденции. Центромего был зал аудиенций Сисидэн. Приподнятый на столбах ипокрытый крышей из темной древесной коры,
строгий иторжественный в своей простоте, он вместе с простирающейся перед ним площадью, засыпанной белой морской галькой,возрождал идеи древнего синтоистского зодчества. К севе-ро-западу распологался Сэйредэн - личные покои императора. Стилистические изменения ярко проявились в пластических искус-ствах. Возникновение эзотерических сект отразилось наиконографии и образной трактовке буддийских персонажей.
Постепенно фигуры главных божеств утратили свой героическийдух. В учении сект тэндай и сингон, где славились элементыиндуизма и синтоизма, мироздание представлялось как грандиознаяиерархия божеств, неведомых ранее японцам. Это повлекло засобой небывалое расширение пантеона. Алтарные композицииэзотерических храмов сравнительно с прошлым усложнились,включили в себя новый богатый
мир образов. Усилилась тяга кповествовательности, усложненности и детализации скульптурныхформ. В эзотерических культах особое значение сталопридаваться многосущности божеств, шести восьми одинадцатиглавых, жестокие или нежные лики которых можнобыло сопоставить с изменчивостью самой природы. Признаками мистической силы божеств стали устрашающийдемонический облик и сопутствующие статуям символическиефигуры птиц и животных. Появление множества деталей усложнилоскульптурную форму.
Хотя деревянные статуи IX-X вековпродолжали по установленной традиции вырезаться из единогоствола, центральный объем служил зачастую лишь основой, ккоторой приращивались разнообразные детали. В отличие от прошлого наиболее яркими чертами наделялись неглавные боги, а фигуры стражей-охранителей, ошеломляющиевзор своей фантастичностью. Один из главных героевэзотерического пантеона - очиститель вселенной Фудо-мео -изображается сидящим на скале в ореоле языков пламени сторчащими изо рта клыками,
с мечом и веревкой в жилистых руках.Нарушение тектоники и многоречивость атрибутов,сопровождающих статуи, свидетельствовали об усилении в пластикедекоративных начал. Никогда еще скульптура Японии не получала столь широкого рас-пространения как в IX-X веках. Скульптура вышла за пределы хра-мов. В горных районах Кюсю и Хонсю были высечены первыескальные рельефы с изображением
Фудо-мео, божеств -покровителей местности. Постепенно скульптура утратила свою пластическую силу.Ведущее место в иерархии искусств перешло к живописи, болеешироко откликающейся на волнующие проблемы времени. Уже в IXвеке намечаются первые важные перемены в ее образном строе. Многоцветные иконы-свитки IX-X веков, заполненныеизображениями демонов, яростных защитников веры,помещавшиеся в темные интерьеры горных храмов,характеризуются чертами мистической отвлеченности, сближаю-щими их
со скульптурой. Попытки создать схематическоеизображение мироздания привели к рождению синтезирующейалтарной иконы - мандалы, дающей, с точки зрения буддийскойкосмогонии, понятие об иерархической расстановке всех богов,духов и стихий вселенной. Поэтические устремления японской живописи с наибольшейсилой смогли выразиться в XII столетии, когда она впервые обрелаполную независимость от пластики. Вместе с развитиемхудожественной прозы родился тип свитков-иллюстраций,сформировались новые стилистические
приемы светскойживописи, получившей впоследствии название Ямато-э японскаяживопись. Художники школы Ямато-э рисовали кистью на ширмах,шелковых и бумажных свитках придворные сцены. По стилю этииллюстрации гармонировали со всеми предметами, украшающимибыт хэйанской знати. Контуры обводились золотом, в минеральныекраски добавлялась порой серебрянная фольга. Развитие столичной культуры на протяжении периода
Хэйан пов-лекло за собой расцвет декоративных искусств. Предметы утвариXI-XII веков отмечены печатью изысканной красоты. Усложнениедуховных потребностей и развитие художественного вкусасказались прежде всего в изготовлении вещей, связанных с нуждамиобразованных слоев населения. В быту хэйанской знати еще более важное, чем прежде, место за-няли лаки.
Лак широко применялся в храмовом зодчестве, дляпокрытия домашней утвари, предметов обихода. Совершенствуетсяего технология. На первое место выдвигается техника маки-э. Излака делали курильницы, чаши, подносы, музыкальныеинструменты. Под воздействием живописи изящнее становятсяузоры, в них вводятся новые природные мотивы - изображениябабочек, птиц, цветов. Предметы храмового обихода, вазы для цветов, вышитые пояса,пышные двенадцатислойные женские
одежды из прозначного шелкамыслились частью единого ансамбля. Поэтизация действительности- характерная черта духовной жизни периода Фудзивара. Онапроявилась в изощренно-эстетическом осмыслении всегопредметного мира, в размывании границ между религиозным исветским искусством. 14 ИСКУССТВО КОНЦА XII - СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА.ПЕРИОДЫ КАМАКУРА, МУРОМАТИ.
Конец XII века ознаменовался крушением власти родовойяпонской аристократии и завершением стадии раннего феодализмаПришедший на смену этап развитых феодальных отношенийпродолжался почти четыре столетия. На протяжении этогодлительного времени сменили друг друга два больших периода,соответствующих важнейшим сдвигам в социальной и духовнойжизни общества. Предпосылки социального и политического переворота назревалив Японии на протяжении всего XII столетия. В итогекровопролитной борьбы между сильнейшими родами в 1185
годупобеду над родом Тайра одержал род Минамото. Верховнымправителем страны - сегуном был провозглашен военачальникМинамото Еримото. Новым политическим центром он избралсвою ставку - небольшое рыбачье село Камакура. Выдвижение на историческую арену новых социальных слоевсодействовало подъему духовных сил Японии. Воины - выходцы издалеких провинций, захватив власть в свои руки, впервые получилидоступ к накопленным веками художественными богатствами. Насмену повести и роману пришли героические эпопеи - гунки,повествующие
о недавно пережитых трагедиях войн. Облик японской архитектуры периода Камакура формировался ватмосфере реакции на утонченную пышность и камерностьхэйанского стилялВыросшие в суровых условмях борьбы за жизньсамураи противопоставили идеалам предшествующей поры идеаламмужественности и силы. Их они старались почерпнуть в арсеналеклассического наследия нарской поры. Самураи, искавшие защиты у всех буддийских и синтоистских бо-жеств, активно поддерживали храмовое строительство.
В столице идалеких провинциях Японии на протяжении XIII века по образцунарских сооружений был возведен целый ряд монументальныхбуддийских комплексов - таких, как Дзедодзи, Котокуин. Наиболее отчетливо особенности камакурского зодчества прояви-лись в строительстве монастырей секты дзэн созерцание. Их ин-тенсивное сооружение началось в Японии в середине XIII века. Рас-простронение нового вероучения повлекло за собой сложениеансамбля дзэнского
монастыря, нарочито строго в своемхудожественном оформлении Главным центром строительствадзэнских храмов стала Камакура - резиденция сегунов,привержецев этой доктрины. На протяжении XIII-XIV веков преобразовался жилой ансамбль.Принципы стиля синдэн претерпели известное упрощение.
Исчезликрылья галерей, уменьшилось количество построек, входящих вкомплекс. Возник новый вид жилища - букэ дом воина, в которомтип сельской постройки, перенесенный воинами из провинции, до-полнился элементами стиля синдэн. Некоторые разрозненные частиусадьбы теперь объединились под общей крышей, составляя единыйасимметричный комплекс дома, разграниченного на несколькокомнат. Тенденции, характеризующие культуру Японии зрелогосредневековья, проявились и в изобразительном искусстве.
Вскульптуре уже с конца XII века наблюдается отход от живописнойдекоративности. При монастырях Нары сформировалисьмастерские, возглавляемые династией потомственных мастеров родаКэй, чья деятельность определила важные стилистические сдвиги впластике камакурского периода. Созданные в нарских мастерских полихромные деревянные статуиXIII века знаменуют наиболее яркий этап портретной пластики.Они отличаются обобщенностью форм, сдержанностью цветовойгаммы.
Приближенности к человеку содействовало и изменениепропорциональных отношений фигур святых. Укрупнились головы,увеличились ступни ног. Скульпторы представили проповедников вобличье немолодых бритоголовых монахов, одетых в грубыеодежды. Расширение иконографии за счет обращения к фольклорной тради-ции содействовало постепенному разрушению сложившихся в сред-невековой пластике канонов, а стремление к натуралистическойдетализации образа в рамках средневековой типологии вело куничтожению его высокой
духовности. В XIV веке вместе с усиле-нием влияния секты дзэн и прекращением монументального храмо-вого строительства скульптура начинает клониться к упадку.Ведущие позиции в сфере изобразительных искусств окончательноперешли к живописи. Широкое распространение получили портретные изображения.Иконографически весьма близкие скульптурным портретам, они от-личались более тонкой проработанностью
деталей, а под час и боль-шей одухотворенностью. Представления об истории и ее героях с наибольшей полнотой выя-вились в горизонтальных свитках - эмакимоно. Широкораспространившиеся по стране, эти иллюстративные сказанияпозволили неграмотным самураям приобщиться к событиям своейэпохи. В эмакимоно выявился интерес к показу конкретных 16 событий, действий, участницей которых была активная людскаятолпа. С конца XIII века под воздействием пантеистических концепцийсекты дзэн акцент в живописи
все более переносится на пейзаж.Камакурские иконы - мандалы дали новую трактовку живописнойсхеме вселенной. Образы божеств заменились в них изображениемсвященных мест Японии, синтоистских святилищ, раскинувшихсясреди холмов. Период Камакура - время расцвета декоративно-прикладногоискусства, тесно связанного со всеми областями человеческогобытия. Приход к власти нового сословия послужил активным стимуломдля развития оружейного
искусства. В строгой красоте оружия,праздничной яркости отделки шлемов и кольчуг, украшенныхзолотыми и серебрянными заклепками, прошитых цветнымишелковыми шнурами, с наибольшей полнотой проявились вкусыновой эпохи. Меч, рассматривавшийся как боевое оружие и каксимвол воинской доблести самурая, служил разным целям,являясь принадлежностью и парадных церемоний, и синтоистскогокульта. Рубежом, отделившим период Муромати от периода Камакура,считается 1333 год, когда феодалы юго-западных
районов Хонсю,завоевав и предав огню Камакуру, вновь вернули столицу в Хэйан,утвердив свою резиденцию севернее старого центра, в районеМуромати. Власть новых сегунов была хотя и длительной, но непрочной. Старые секты утратили свое влияние. Упростился и сталболее мирским дух всего монастырского устройства. В такойполитической обстановке учение секты дзэн стало наиболеесоответствующим переменчивым ситуациям
жизни и превратилось введущую иеологию времени. В монастырском жилом зодчестве периода Муромати произошелцелый ряд преобразований. В XVI веке завершилось сложениенового архитектурного стиля - сеин, соединившего в себе чертымонастырских келий и усадеб военной знати. Суть нововведенийзаключалась в том, что единый прежде внутренний объем домаоказался расчлененным рядом таких элементов, как раздвижныедвери седзи и скользящие перегородки фусума, что позволилоболее гибко
и динамично координировать различные части здания сокружающей средой. Окружающее пространство приобрело новые функции при доме,предназначалось уже не для прогулок, а для созерцания изнутрикомнаты. Сад начал строится по принципу пейзажной картины.Сады периода Муромати делились на два основных типа - цукияма пейзажный, холмистый и хиранива плоский. В больших садах этитипы зачастую дополняли друг друга.
Сады цукияма представлялисобой комбинацию камней, деревьев, мхов и водоемов.Непременной принадлежностью таких прогулочных садов былмаленьких павильон - сяриден. Во второй половине XIV века активное развитие получает в Япо-нии и пейзажная монохромная живопись тушью на свитках -суйбоку-га. Принципы многочисленных видов художественных ремеселпериода
Муромати основывались на эстетических идеалах,сложившихся в дзэнских монастырях и при дворах сегунов. Напротяжении XIV-XV веков вместе с распространением дзэнскогоритуала чайных церемоний складывается и круг обслуживающихего предметов Олицетворявшие собой духовный смыслцеремонии, эти предметы тщательно подбирались. В каждом из нихдолжен был сохраняться аромат старины, непритязательнойкрасоты, изменчивости живой природы. Ярким явлением, воплотившим идеалы придворной культуры,было оформление спектаклей расцветшего
в XIV-XV веках театраНо Эстетика этого театра также сложилась под воздействием дзэн-буддизма, с его стремлением выявить скрытую за внешнейоболочкой явлений истину мира - югэн. Важной принадлежностьюдействия были костюмы и маски актеров, монументализирующиефигуры людей, возвышающие их до образной значительностихрамовой скульптуры. Маски разных персонажей не столькооткрыто демонстрировали какое-либо переживание, сколько давалипочувствовать неоднозначность человеческих эмоций.
Изготовление масок было сложным искусством. Они вырезались издерева, покрывались многослойным грунтом, а затем тщательношлифовались и расписывались. Декоративные искусства периода Муромати неразрывно связанынитями духовного единства со всеми видами художественнойдеятельности. В японской культуре последующих временсодружество разных видов искусств уже никогда не было стольслитным. ИСКУССТВО КОНЦА XVI - СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.ПЕРИОДЫ МОМОЯМА,
ЭДО ТОКУГАВА. Поздний феодализм, охватывающий в Японии время со второгодесятилетия XVII века по середину XIX века, отделен от периодаМуромати кратким, но весьма значительным в истории японскойдуховной жизни периодом Момояма 1573-1614. В это время былположен конец длительным войнам и установленацентрализованная власть. Конец XVI века стал рубежом не толькодвух политических, но и культурных эпох.
Расширение торговли сразными странами содействовало городов, развитию ремесел, аследом и расширению представлений о мире. Преобразованию претерпела манера художников, работавших вмонохромной живописи. В их произведениях появилась большаядекоративная эффектность и смелость пластических решений.Философский подтекст, присущий пейзажам дзэнских мастеров,хотя и сохранился, но приобрел более лирическую направленность. В период Мамояма особого расцвета достигает искусство лаков.
Столики, шкатулки, ларцы украшались эффективными, броскими,асимметрично расположенными узорами. В дополнение к техникемаки-э стали применять гравировку, роспись эмалями, золотымлаком. Обилие золота отличает и костюмы театра. Декоративные начала в искусстве усилились на этапе, завершаю-щем историю японской феодальной культуры. Названный Эдо, илиТокугава, этот период стал порой расцвета целого рядахудожественных изделий, тесно связанных
с жизнью городов. Для художественной жизни позднефеодальной Япониихарактерны резкие контрасты. Традиции средневековья в периодТокугава утрачивают свое единство. На рубеже XVII и XVIII веков, новые декоративные и жанровыеоттенки приобретают и произведения, выполненные в традициимонохромной живописи тушью и отвечающие духовнымпотребностям образованных кругов. Попытки демократизации языка японского искусства нашлинаиболее органическое воплощение в графике направления
укие-э.Ориентированная на вкусы горожан дешевая и легко тиражируемаягравюра на дереве явилась одним из важных звеньевхудожественной жизни, способствующих ее обновлению.Основателем японской ксилографии считается ХисикаваМоронобу. Его гравюры полны бытописательства,интереса к земным человеческим занятиям и чувствам. На протяжении XVIII века мастера гравюры продолжалиупорные поиски новых путей для передачи умонастроения
своихсовременников. Часто для изображения одной детали мастерупотреблял несколько десятков досок. Цветовой ритм создавалмногообразную гамму настроений - печали и радости, тревоги ибезмятежности. Начиная с XVII века, в быт японцев входит фарфор. С нежной глад-костью и яркостью рисунков фарфоровых сосудов перекликалисьпредметы из лаков. Лаковые изделия этой поры поражаютусложненностью приемов.
В украшении оружия применялись многообразные ювелирныеприемы - инкрустация металлами, перегородчатая эмаль. В одежде периода Тогукава ощущается тяга к яркости, декоратив-ной броскости. Лишенные карманов мужские костюмы дополнялисьособым видом миниатюрных резных скульптур-брелков - нецкэ, спомощью которых к поясу прикреплялись кисеты, трубки икоробочки для медикаментов. Японское искусство завершающей стадии средневековьяформировалось в своеобразных условиях.
Изоляция страны отвнешнего мира не могла не затормозить в целом поступательныетемпы ее развития. Тем значительнее выступают в истории техудожественные явления, которые в условиях изживающего себяфеодализма содействовали переходу к новому пониманиюдействительности. Такими явлениями в XVIII-XIX веках сталигравюра укие-э и богатый мир декоративных искусств,неисчерпаемые в своей обращенности к окружающей жизни.Именно они связали прошлое японской культуры с настоящим,пронеся
сквозь века важнейшие критерии красоты, пониманиесвойств материалов, органичность связи искусства и природы,которые стали основой современной национальной культуры. выводы. Японский народ создал многоликий и необычный мирхудожественных образов и форм, в котором воплотилась историяего жизни, бытового уклада, верований и суждений о прекрасном.Именно эпоха феодализма стала порой подлинного расцветаразнообразных областей художественного творчества.
Дляяпонского средневекового искусства характерны черты, присущиевсей средневековой культуре большая целостностьмировосприятия, тесная связь с религиозными и нравственнымиидеями. Но в Японии эти черты приобрели свою неповторимуюспецифику. Одной из наиболее характерных особенностейяпонской культуры прошлого стала широкая ассоциативность,легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышленияяпонского народа проявилась в многозначности
содержаниясозданных им художественных предметов, отражающихпредставления о природе и мироздании. Культ природы,характерный для мироощущения всего древнего исредневекового Востока, приобрел в Японии свои оттенки.Пантеистическое восприятие явлений жизни развило в этой странеярко выраженное отношение к любой вещи, которой пользуетсячеловек, как к предмету эстетического наслаждения, чья ценность икрасота измеряются близостью к естественной природе, умениемпередать ее живую жизнь не
путем подражания, а проникновениемв ее сущность. Эстетические нормы японского искусства складывались и развива-лись под воздействием исторических, социальных факторов, равнокак и чрезвычайно своеобразных климатических и природныхусловий. ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М 1972. 2. Григорьев Т. П. Японская художественная традиция. М 1979. 3.
Иофан Н. И. Культура древней Японии. М 1976. 4. Мещеряков А. Н. Буддизм и синтоизм в общественной жизниЯпонии.Народы Азии и Африки . 1979, N 1 5. Горегляд В. Н. Буддизм и японская культура. М 1982. 6. Конрад Н. И. Культура эпохи Хэйан. М 1973. 7. Пасков С. С. Япония в раннее средневековье.
М 1987. 8. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. М 1987. 9. Владимир Цветов. Пятнадцатый камень Реандзи. М 1986. 10. Эрнест фон Гессе-Варгет. Япония и японцы. С Петербург 1904. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение стр. 1 2. Искусство VIII тысячелетия до Н. Э. стр. 2 3. Искусство VI-VIII веков. Периоды АСУКА,
НАРА. стр. 5 4. Искусство IX-XII веков. Период ХЭЙАН. стр. 11 5. Искусство конца XII - середины XVI века. Периоды КАМАКУРА, МУРОМАТИ. стр. 15 6. Искусство конца XVI - середины XIX века. Периоды МОМОЯМА, ЭДО ТОКУГАВА . стр. 19 7. Выводы, стр. 21 8. Цитированная литература, стр. 22
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |