Реферат по предмету "Культурология"


Особенности крито-микенской архитектуры

Самарский государственный университет Кафедра ЗАРУБЕЖНОЙ истории РЕФЕРАТ по мировой художественной культуре на тему Особенности крито-микенской архитектуры Выполнила студентка I курса заочного обучения исторического факультета специальности документоведение гр. 2111 Печенкина Н.И. Проверила Самара 2003 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 глава I. Особенности архитектуры Крита 4 глава II. Особенности Микенской архитектуры 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 ВВЕДЕНИЕ Крито-микенская архитектура имеет много особенностей. Вообще сама крито-микенская культура, в частности, культура Греции вообще, уникальна и интересна по своей сути.

Вазопись, фресковые росписи, скульптура все эти виды крито-микенской культуры богаты и разнообразны. Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами. Остров Крит самый большой из всех островов, принадлежавших

Греции, расположен на юге этой страны и омывается Средиземным морем. Микены древнейший город в Агролиде южная Греция, крупнейший центр эгейской культуры, в III тысячелетии до нашей эры поселение. Расцвет Микен в 1400-1200 годах. Около 100 года до нашей эры Микены погибли от пожара Большой Энциклопедический Словарь. М. Советская Энциклопедия 1991.

Т.1 С.805 В реферате использовались две книги основной литературы Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции, откуда взята большая часть письменной работы и Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима, которой работа была дополнена. I. особенности архитектуры КРИТА Монументальная архитектура дворцов и фресковые росписи главные черты отличающая Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, носивших куда более примитивный

характер. Предки позднейших греков были народом одаренным и умеющим использовать достижения чужих культур. После уничтожения раннеэлладских поселений, на том же месте вскоре возникли новые так, на смену Орхомену I в Беотии пришел Орхомен II. Новые завоеватели заселили также Пелопоннес, а особенно арголиду с центром в Микенах. Помимо неизвестного ранее погребального обряда и новых форм керамики протоэллины принесли с собой особый

тип жилища с обширным прямоугольным залом мегароном. В XVI веке дворец в Кносе подвергся перестройке. В архитектуре его, как впрочем, в архитектуре других дворцов на Крите появились некоторые характерные черты критского строительства. Хотя кноский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его отличают скорее живость линий, открытость просторных помещений одни и те же архитектонические элементы непрестанно повторяются огромное количество

залов соединены между собой столь же многочисленными коридорами вокруг центрального двора. Не монументальность является решающей, но выгода и комфорт, поскольку, хотя построен дворец с виду хаотично, архитектура его цельна и в совершенстве приспособлена к требованиям местного климата. В залы дворца проникал свет с обширного центрального двора если же до какой-либо точки он не доходил, архитектор помещал световые отверстия в перекрытиях, как это имеет место, например, в тронном зале,

или же делал специальные окна для верхнего света. Световые дворики одна из наиболее характерных идей критского строительства Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. Высшая школа 1990. С.15-16 Необычны и интересны монументальные лестницы, раскопанные Эвансом с северо-западной стороны кноского дворца, а также лестницы, обнаруженные во дворце в

Фесте. Служили они, как предполагается не только для коммуникаций, но и возможно, и как своеобразные трибуны для зрителей, откуда можно было наблюдать за играми или иными зрелищами. С моря дворец выглядел особенно живописно ряды колоннад как бы карабкались вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства. Сакральная архитектура в области эгейской культуры почти совершенно отсутствует, и поэтому материалом для изучения эгейской архитектуры является главным образом городское

и крепостное строительство, эволюция форм жилого дома о отчасти различные типы могил. Что касается общего характера поселений, то в областях эгейской культуры они сводятся к двум главным типам открытому и закрытому, защищенному крепостной стеной, встречающимся, по-видимому, одновременно и параллельно. Здесь играл роль характер местности и те политический и социальные отношения, в которых обитатели поселения находились с окружающей средой.

В свою очередь на Крите встречаем исключительно открытый тип поселений с развитым планом и хорошо мощенными улицами, расположенными по большей части в некотором отдалении от моря. Обращает на себя внимание большое количество многоэтажных зданий, особенно в ниже расположенной части города. Мы увидим в дальнейшем, что многоэтажность составляет вообще один из отличительных признаков критской архитектуры11 Виппер Б.Р. Искусство Древней

Греции. М. Наука 1972. С.18 Если присмотреться к древнейшим формам жилого дома на материке и островах Эгейского моря, то, помимо пещер и гротов, которые служили естественным, примитивным жилищем для обитателей горных областей, можно установить два основных типа круглое и прямоугольное здание. Что касается жилого дома круглого плана, то таковые памятники не найдены не на Крите, ни на Кикладах. На Крите круглой формы постройки применялись только для могил.

Жилые дома круглой формы до сих пор найдены тольков Греции. Но что тип круглой постройки не был древнейшей, единственной и основной формой эгейского строительства, показывает не только отсутствие круглых жилых домов на Крите и Кикладах, но и то обстоятельство, что зачастую под фундаментами круглых построек найдены следы еще более древних прямоугольных строений. Преимуществом круглой постройки было равномерное, всестороннее

распределение тепла от центрального очага крупнейшим же дефектом круглого плана его полная непригодность для расширений пространства и комбинации некоторых пространств. Поэтому естественной стадией дальнейшего развития круглого плана являлось его вытягивание в овал, или эллипс. Этот овальный тип здания пользовался, очевидно, особенной популярностью в области эгейской культуры, так как соответствующие памятники находим и на континенте, и на

Кикладах, и на Крите. Главным преимуществом овального плана по сравнению с круглым, была возможность комбинировать несколько пространств. Но эта комбинация получалась только односторонним, примитивным способом путем деления плана внутренними перегородками Виппер Б.Р. С.18-19 Последующая эволюция овального жилого дома происходит под несомненным воздействием прямоугольного типа здания. Воздействие это проявляется прежде всего в тенденции открыть одно из узких

закруглений овала для входной двери. Тогда в плане получается нечто вроде подковы. Вместе с тем происходит выпрямление передней и боковой стен, тогда как с задней стороны образуется нечто вроде полукруглой абсиды. В таких случаях овальное здание приобретает очень характерное для северного прямоугольного типа трехчастное деление плана абсида служит спальней в центральной части, самой большой, помещается очаг прототип будущего микенского мегарона тогда как спереди выступающие части стены образуют

портик prodomos прототип будущего греческого портика с антами. Остается только выпрямить закругленные абсиды и мы получим типичный прямоугольный жилой дом микенской эпохи Виппер Б.Р. С.19-20 Из отдельных конструктивных элементов критской архитектуры особенного внимания заслуживает колонна. То, что колонны, наряду со столбами, находили самое широкое распространение в критской архитектуре, не подлежит никакому сомнению. В этом убеждает обилие найденных на местах круглых каменных

баз, а также обугленных остатков деревянных колонн. Однако то обстоятельство, что раскопки в критских дворцах не обнаружили ни одной каменной колонны, заставляет сделать вывод, что критские архитекторы вообще избегали делать колонны из камней. Только на континенте, в слоях, относящихся к микенской культуре, найдены образцы каменных колонн критского типа. Напомню хотя бы колонну Львиных ворот в Микенах или колонну, найденную в гробнице

Атрея. С другой стороны, в критских фресках и в изделиях художественного ремесла в украшениях металлических сосудов, в геммах и т. п. находим в большом количестве изображения колонн, несомненно воспроизводящие типы монументальной архитектуры. На основании этих материалов можно составить довольно ясное представление о том, как выглядели деревянные колонны Критского дворца Виппер Б.Р. С. 25 Прежде всего следует отметить важное принципиальное отличие критской колонны от египетской.

В египетских храмах колонны выступают почти всегда во множественном числе, массой, толпой, и ноша, которую они поддерживают, несоразмерно легка по сравнению с их собственной толщиной и количеством. По своему первоначальному значению египетская колонна вообще не была опорой, несущей тяжесть, а столбом, мачтой, свободно возносящейся кверху. Египетская колоннада это лесная чаща, заросль гигантских камышей или цветов. Этим и объясняется, что формы египетских колонн и капителей воспроизводят мотивы растительного

мира стволы и ветви пальм, пучки камышей, бутоны и цветы папируса и лотоса. Напротив, критские колонны выполняют функции действительной опоры они поддерживают потолок рядом со световыми шахтами или несут марши многоэтажных лестниц. Соответственно своей конструктивной роли, предвещающей назначение греческой колонны, критская колонна и капитель не имеют ничего общего с формами растительного мира.

Другое своеобразное свойство критской колонны, отличающее ее как от египетской, так и от греческой, это сужение ее ствола не кверху, а книзу. Подобно тому как, например, ножки стола или стула обыкновенно сужаются книзу в данном случае важна не прочность упора в пол, а возможно более широкий объем для принятия тяжести, точно так же и деревянная опора нуждается в более прочном и широком скреплении с несомыми балками, чем с базой. Кроме того, сужение деревянной колонны книзу оправдывается климатическими соображениями,

оно лучше предохраняет колонну от дождя и гниения. Правда, суженная книзу колонна совершенно не пригодна для углового положения в здании, так как нарушает тектоническую закономерность его силуэта. Но в критской архитектуре, судя по данным раскопок, колонна никогда не применялась в угловом положении, выполняя исключительно функции внутренней опоры между столбами. Таким образом, можно считать установленным, что критские колонны были деревянные и их ствол суживался

книзу. Однако по вопросу о самом происхождении критской колонны мнения ученых сильно расходятся. Наиболее убедительна теория, которая выводит происхождение критской колонны из палатки с деревянными опорами. База критской колонны в виде плоского каменного кольца явно служила для защиты деревянной колонны от сырости, своеобразная капитель в какой-то мере предвосхищала капитель дорийской колонны. Но в то время как дорийская капитель расширяется кверху, чтобы принять абаку, крито-микенская капитель

заканчивается круглой подушкой, под которой вырезан глубокий желоб и еще ниже выпуклый валик. Эта форма капители указывает на то, что первоначально колонна не поддерживала никакой тяжести, а свободным шестом завершалась кверху, причем в углублении ее капители закреплялось покрытие палатки. В пользу такого первоначального назначения критской колонны говорит и то обстоятельство, что на некоторых критских фресках капители колонн изображены со своеобразными светлыми украшениями по бокам.

Их принимали за символ двойной секиры возможно, что здесь идет речь о широких гвоздях, к которым прикреплялись занавесы, протянутые между колоннами Виппер Б.Р. С.25-26 Следует отметить также своеобразное украшение ствола крито-микенской колонны. Лучше всего сохранившийся экземпляр украшает вход в так называемую гробницу Атрея в Микенах, но и на Крите подобная орнаментировка колонн подтверждается многими изображениями.

Зигзагообразный орнамент каменной микенской колонны указывает на то, что ее первоначальным прообразом была деревянная колонна, обшитая металлическим орнаментом. Пестрый, динамический орнамент, не имеющий никакого конструктивного оправдания, очень характерен для критской архитектурной концепции. Есть основание думать, что на Крите была известна и еще более динамическая форма витая колонна, об этом свидетельствует найденная

в Кноссе подставка для лампы, перевитая орнаментом спиральных каннелюр. Наконец, раскопками подтверждается и еще один тип критской колонны, профилированный пятнадцатью вертикальными каннелюрами, но не вогнутыми, как в греческой колонне, а выпуклыми, как будто деревянный ствол колонны был обвязан стеблями растений, например, камыша Виппер Б.Р. С.26 II. ОСОБЕННОСТИ МИКЕНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Различие между критским и микенским искусством нигде

не сказывается так ярко непоследовательно, как в области архитектуры. Здесь сказываются не только контраст северной и южной архитектурной концепции, но также и различные условия быта. Воинственные ахейские анакты нуждались в крепкой защите и от внутренних врагов и от набегов напиравших с севера племен. Вот почему микенские дворцы, построенные обычно на вершине холмов, обнесенные прочными двойными стенами, имеют вид небольших замкнутых крепостей, столь непохожих на вольные, широко

раскинувшиеся критские дворцы. Основной тип микенской архитектуры мегарон Главная проблема заключалась в том, чтобы найти надлежащее место для очага, неизбежной принадлежности северного жилища, и изыскать способы для возможного расширения комнаты с очагом. После того, как элладическое жилище приобрело прямоугольную удлиненную форму и разбилось на портик и два следующих один за другим помещения, вошло в обычай ставить очаг в первом из этих помещений, ближайшем

к входу, и притом в центре комнаты для равномерного распределения тепла. Однако такое расположение имело свои неудобства очаг приходился как раз на проходе между двумя дверями. Тогда его стали сдвигать в сторону, или к боковой или к задней стене, пока, наконец, не пришли к идее изменять распорядок помещений и отдавать под очаг заднюю комнату. Эта стадия развития представлена фессалийским поселением

Лианоклади и вторым слоем Трои Виппер Б.Р. С.29 Поселение Трои II очень поучительно для истории развития мегарона Прежде всего в смысле композиции нескольких помещений, совершенно отличной от той, о которой мы познакомились на Крите. Интересна композиция самого мегарона в Трое II. Тут мы имеем не одно, а целых три и, может быть, даже четыре жилых помещения почти одного и того

же узкого, продолговатого плана рядом с главным мегароном, в том же направлении, отделенное только узким коридором, расположено второе жилое помещение из трех компартиментов портик, вестибюль и внутренние покои, и дальше на восток третье здание более элементарного, но аналогичного плана и аналогичного направления. Таким образом, вместо критского слияния и непрерывного нанизывания многих пространств в различных направлениях, здесь упорное выдерживание одного главного направления и строгая изоляция одного помещения от другого.

Наряду с проблемой очага, другая проблема, стоявшая перед строителями мегарона, касалась расширения главного пространства. Этого расширения можно было достигнуть только подведением опор под балки крыши. Один способ разрешения этой проблемы можно наблюдать на более позднем примере в шестом слое Трои. Вследствие ошибки Шлимана не удалось восстановить главный мегарон шестого поселения Трои. Но за пределами внутренней стены крепости сохранилось здание, которое знакомит с типом жилого

дома микенской эпохи. Особенностью его является разделение главной комнаты на два корабля с помощью трех колонн, поставленных в ряд. В эволюции микенского мегарона, где главной задачей оставалось центральное положение очага, эта идея, однако, не привилась и была заменена другим приемом постановкой четырех колонн вокруг очага. Из других особенностей раннемикенского мегарона следует отметить его двускатную крышу, свидетельство северного происхождения создателей микенской культуры, и полное отсутствие тех приемов

освещения, которые так охотно применялись критскими архитекторами окон и световых шахт. Микенский мегарон получает свет, разумеется, довольно скудный, исключительно со двора, через входные двери Виппер Б.Р. С.29-30 Главные образцы развитой континентальной архитектуры сохранились в Микенах и Тиринфе. Здесь, как и в критских дворцах, имели место постоянные перестройки и расширение помещений Виппер. Б.Р. С.30 Последний вопрос, связанный с микенским мегароном, это вопрос о его назначении.

Обычно мегарон характеризуют как мужскую комнату, и такое назначение он имел с древних времен. Возможно, что в старину в мегароне вообще проходила вся домашняя жизнь семьи, здесь готовили пищу и здесь же, может быть, обитатели спали. Однако большим мегаронам Микенского и Тиринфского дворцов подобное назначение вряд ли могло соответствовать. Обилие жилых комнат рядом с мегароном свидетельствует о том, что для спален служили особые помещения.

Вряд ли также очаг главного мегарона использовался для приготовления пищи этому противоречит тонкий известковый пол с богатой росписью, но еще больше трон властителя дворца, стоявший непосредственно рядом с очагом. Это значит, что очаг мегарона служил религиозным, культовым целям, им пользовались для совершения жертвоприношений. Другими словами, сохранив свою первоначальную форму, микенский мегарон изменил свое назначение светские элементы в нем перемежались с культовыми задачами, наполовину он оставался парадной

резиденцией властителя, наполовину сделался храмом Там же. С.33-34 Символами могущества микенских царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Конструкция этих укреплений отличается от конструкций критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один

на другой каменных блоков. Греки сами считали, что стены эти воздвигли циклопы одноглазые великаны на самом же деле то был результат тяжелого труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейца захватывали в своих далеких военных походах Куманецкий К. С.20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дворцовая жизнь, длившаяся в Минойско-Микенском регионе несколько столетий, начала постепенно затухать к XIII-XII веку до нашей эры. Намечавшийся кризис выражался во многом в истощении дворцовых

богатств редком появлении дорогих изделий, отсутствии перестроек и переделок, разрушенных или приходящих в запустение зданий определенной замедленности пульса бытия. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М 1972. 2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М 1990.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение конструкции и проверка работоспособности автоматического потенциометра КСП-4
Реферат Оптимізація комплексного лікування хворих на псоріаз з урахуванням стану імунітету
Реферат Музей-заповедник "Коломенское"
Реферат Разработка программы продвижения новой продукции
Реферат Порівняний аналіз двох романів Американський психопат Брет Істон Елліс і Раби Майкрософта
Реферат Предпринимательство в допетровской Руси
Реферат Архивы во второй половине XIX века
Реферат Проектирование, создание и управление базой данных «Переплетная мастерская» в пакете MS Access
Реферат Civil Society And The Economy Specific Reference
Реферат Строение, типы и способы удаления волос
Реферат Египет. Лидер Арабской Лиги
Реферат Весна пришла
Реферат Князь Александр Невский и Новгород. Их взаимоотношения
Реферат Вревская, Юлия Петровна
Реферат Untitled Essay Research Paper Analysis of Crito