Реферат по предмету "История"


Их именами названы улицы г. Омска

Омский Торгово-Экономический колледж


Реферат по истории


на тему «Их именами названы улицы Омска»


студента группы 11 Тов.


Аитова Руслана


2007 г.



План


А.Ф. Романенко


С. Г. Фугенфиров


А. С. Марков


В. С. Бархатова


Н. П. Бударин


А. Д. Перелет



А. Ф. Романенко (1924-1944)


В Чкаловском поселке Октябрьского района есть улица, носящая имя Героя Советского Союза А. Ф. Романенко. А начинался путь к подвигу так: после окончания семи классов в деревне Крупинке Горьковского района Омской области Алексей Романенко работал в колхозе учетчиком, освоил трудное дело пахаря. Чуткого и трудолюбивого товарища комсомольцы избрали своим вожаком.


Шел 1942-й военный год. На фронтах Отечественной войны обстановка была сложной. Немецко-фашистские полчища рвались к кавказской нефти и Волге. В это трудное время Алексей Романенко был призван в ряды Красной Армии.


Курс начальной военной подготовки он проходил по ускоренной программе в запасном полку. А экзамен на боевую зрелость ему пришлось держать в жестокой битве с фашистскими захватчиками в Сталинграде. За проявленные в сражениях на Волге смелость и мужество он был награжден медалью «За отвагу».


В боях росло воинское мастерство омича. Ему было присвоено звание «младший сержант», и он стал командиром отделения.


От Волги боевой путь младшего сержанта Романенко пролег к Днепру. Его отделение одним из первых форсировало эту могучую реку у населенного пункта Зарубенцы и закрепилось на небольшом плацдарме. Гитлеровцы обрушили по нему огонь артиллерии, минометов и пулеметов. Младший сержант Романенко умело обнаружил вражеские огневые средства и сообщил их координаты в штаб. Вскоре по этим целям точно ударила наша артиллерия, прикрывая переправу стрелковых батальонов и других подразделений через Днепр.


Когда наши подразделения и части, форсировавшие реку; завязали бой по расширению плацдарма, отделению Романенко была поручена доставка на плацдарм через Днепр боеприпасов. И с этой задачей отделение справилось успешно.


За подвиг, совершенный при форсировании Днепра, Алексею Федоровичу Романенко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.


Но герой не дожил до победных залпов. Он мужественно сражался за Родину и погиб в одном из июльских боев 1944 года.


С. Г. Фугенфиров (1917-1942)


Он обессмертил свое имя в двадцать пять лет, защищая Сталинград, будучи помощником начальника штаба 339-го стрелкового полка сформированной в Омске 308-й стрелковой дивизии.


В тот октябрьский день 1942 года немцы еще до восхода солнца начали атаки Сталинградского завода «Баррикады», который уже вторую неделю стойко обороняла дивизия омичей под командованием полковника Л. Н. Гуртьева. В одной из ожесточенных схваток противнику удалось вклиниться в стык между двумя батальонами 339-го полка и окружить цех, где находился штаб этого полка. Когда начальник штаба капитан В. К. Дятленко доложил о случившемся комдиву, тот приказал во что бы то ни стало выйти из окружения, спасти боевое Знамя и документы.


А бой все нарастал. Вскоре из 35 сибиряков — защитников цеха осталось в строю только 17. Фугенфиров знал каждого из них. Он в числе первых командиров пришел в дивизию во время ее формирования. Хорошо запомнился тот день, когда надел военную форму. Это был четверг, 2 апреля 1942 года. Перед назначением на должность, беседуя с ним, командир полка попросил рассказать автобиографию. Семену пришлось повторить то, что за двадцать пять лет жизни рассказывал не однажды.


Родился в Омске, в январе 1917-го. Отец был служащим на железной дороге, мать — домохозяйка. После окончания в 1930 году семилетней школы работал учеником продавца в одном из омских магазинов, затем — «подсобником» в механическом цехе Омского завода им. Коминтерна, одновременно учился на вечернем отделении железнодорожного техникума. В августе 1938 года был призван в ряды Красной Армии. Служил в железнодорожных войсках, сначала — рядовым бойцом, а потом — сотрудником многотиражной красноармейской газеты. В армии стал комсомольцем. После увольнения в запас вернулся в Омск. Работал литературным сотрудником в областном радиокомитете. С этой должности по повестке Куйбышевского райвоенкомата явился в дивизию...


Из штаба дивизии повторили приказ: оставить цех. Передав уходившему из цеха последним капитану Дятленко полковое Знамя, Фугенфиров взобрался на площадку подъемного крана. С этой позиции он отбил несколько атак немцев, но и сам был ранен.


Гитлеровцы, намереваясь взять его живым, сгрудились у крана. Фугенфиров швырнул в них три гранаты. Несколько вражеских пуль вновь пронзили его тело. Тогда Семен напряг последние силы и прыгнул в кучу врагов с зажатой в руке последней гранатой. По цеху прокатился взрыв. Герой погиб, до конца выполнив свой воинский долг.


Именем Семена Григорьевича Фугенфирова названа одна из новых улиц Кировского района Омска. На этой улице находится просторная и светлая средняя школа № 49, пионерская дружина которой с гордостью носит имя героя Сталинграда. В мае 1978 года на фасаде школы в торжественной обстановке в память о нем была установлена мемориальная доска.


А. С. Марков (1917-1958)


Анатолий Сергеевич Марков родился 28 августа 1917 года в Омске в семье рабочего. В 1928 году Марковы переехали в совхоз «Борисовский» Шербакульского района. Окончив там в 1938 году десятилетку, Анатолий поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. После окончания его в 1942 году был направлен на фронт.


Боевое крещение лейтенант Марков получил будучи дублером командира одного из сторожевых катеров Черноморского флота, участвуя в Новороссийской десантной операции.


Катеру предстояло в числе первых ворваться в Новороссийский порт, захваченный немцами, и высадить десант. В упорной схватке герои-катерники сломили ожесточенное сопротивление врага. Благодаря активности огневых средств катера, которыми умело управлял Марков, быстро были уничтожены вражеские укрепления и прожекторы. Затем под покровом темноты проводилось десантирование. За пять ночей катер перебросил в Новороссийск более 500 бойцов и командиров, 25 минометов, 50 ящиков мин, 20 ящиков патронов и снарядов, 2 тонны продовольствия и отбуксировал 15 мотоботов. Более двадцати ожесточенных атак торпедных катеров отразил Марков, спас 25 моряков с наших кораблей, подорвавшихся на минах.


Стойкость и безграничную преданность Родине проявил старший лейтенант Анатолий Марков в боях за Крым будучи уже командиром сторожевого катера. Это произошло в ночь на 12 ноября 1943 года. Катеру Маркова была поставлена задача — в числе других судов оказать помощь нашим десантникам, отвоевавшим у противника плацдарм на полуострове. Для этого требовалось прорваться сквозь плотный вражеский заслон. Озверелые гитлеровцы неоднократно пытались уничтожить наших моряков, сорвать операцию и каждый раз откатывались назад. Но вот фашистам подоспела помощь — 10 торпедных катеров и 2 самоходные баржи. Но и это не остановило советских моряков. Старший лейтенант Марков не стал ждать, когда его атакуют,— первым открыл огонь по врагу. Это была короткая, героическая схватка. В доли секунды Марков принял решение: таранить вражескую баржу. Однако еще не успели подойти к ней вплотную, как артиллеристы катера прямой наводкой расстреляли ее. Баржа загорелась и пошла ко дну.


Так же меткими залпами артиллеристов был подбит и взорван вражеский торпедный катер. Остальные корабли противника, получив повреждения, под прикрытием дымовой завесы обратились в бегство. Родина по достоинству оценила ратные подвиги Анатолия Сергеевича Маркова, проявленные им в боях за Новороссийск, Керчь, Тамань, Севастополь, Одессу, Констанцу, Варну, наградив его орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


После войны капитан-лейтенант А. С. Марков служил на Черноморском и Северном флотах — был старшим помощником командира корабля, командиром части. В 1956 году, уйдя в запас, вернулся в родной Омск. Работал на судоремонтно-судостроительном заводе капитаном по испытанию судов, затем был командиром-инструктором морского клуба ДОСААФ.


В мае 1958 года после тяжелой болезни Анатолий Сергеевич умер. Но имя героя, память о нем живут и вечно будут жить в названии одной из улиц Ленинского района областного центра.


В. С. Бархатова (1924 – 1944)


Валентина Сергеевна Бархатова обессмертила свое имя в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, будучи механиком – водителем танка.


Ее родина – Иркутская область. В начале тридцатых годов семья Бархатовых переехала в Омскую область – Новоуральское. Она рано повзрослела, став помощницей матери после смерти отца; в семье ее очень уважали и любили.


В школе училась легко, с большим желанием и трудолюбием. Наградой за отличную учебу и примерную дисциплину была незабываемая поездка в 1937 году в Крым – в пионерский «Артек».


В первые дни войны большинство мужчин ушло на фронт. Все работы в хозяйстве легли на плечи стариков, женщин, девушек и подростков. Вместе со всеми от зари до зари трудилась за штурвалом трактора и Валя Бархатова.


В конце ноября 1941 года Пленум РК ВЛКСМ избрал Валентину Бархатову секретарем райкома. Она писала заявление с просьбой призвать на военную службу и отправить в действующую армию, и получила отказ.


Лишь летом 1942 года просьба ее была удовлетворена. На ускоренных курсах она приобрела специальность механика – водителя танка.


Боевое крещение Бархатова получила на подступах к Сталинграду. Бои шли тяжелые. Не считаясь с потерями, враг рвался к Волге. Вместе со своими товарищами по экипажу делила девушка трудности фронтовой жизни. Вскоре на ее боевом счету уже значились десятки уничтоженных фашистов, несколько выведенных из строя дзотов, орудий и два танка. Грудь отважной сибирячки украсила первая награда – медаль «За отвагу».


В одном из боев девушку ранило в ногу. Лечилась в медсанбате. Вскоре возвратилась в свою часть к боевым друзьям. В ходе последующих боев она еще раз получила ранения. Они, к счастью, не были тяжелыми, и, подлечившись, она снова возвращалась на передовую, вновь садилась за рычаги тридцатьчетверки.


В конце 1943 года за отвагу и мужество, проявленные в боях при форсировании Днепра, Валя Бархатова была награждена орденом Красной Звезды. Третьей боевой награды – ордена Славы III степени она удостоилась в декабре 1943 года.


8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция с целью полного освобождения Крыма от немецко – фашистских захватчиков. На рассвете 9 мая 1944 года командирский танк. В составе экипажа которого была в качестве радистки Валентина Бархатова, во время движения в прифронтовой полосе наехал на фугас или возможно авиабомбу и подорвался. Чудом остались в живых несколько стрелков.


Так погибла бесстрашная омичка комсомолка Валентина Бархатова, Посмертно она награждена орденом Отечественной войны второй степени.


Вместе с погибшими командиром роты и другими танкистами Валентина Сергеевна Бархатова была похоронена в центре Симферополя в братской могиле.


В Омске имя Валентины Сергеевны Бархатовой присвоено улице в Первомайском районе, на одном из домов которой установлена мемориальная доска. Ее имя с гордостью носит пионерская дружина школы № 106, расположенная здесь же. Бюст отважной комсомолки занимает центральное место в музее этой школы.


Н. П. Бударин (1910-1943)


Улица, названная именем Героя Советского Союза Николая Петровича Бударина,—одна из самых бойких и оживленных в Центральном районе Омска: на ней сходятся десятки городских автобусных маршрутов. А когда-то здесь царила тишина, лишь в ветреные дни шумели высокие тополя, да с утра до вечера гоняли футбольный мяч мальчишки, среди которых был и он, Коля Бударин — веселый и озорной заводила ребячьих игр. Он жил на этой улице вместе с родителями, простыми рабочими, переехавшими в Омск в поисках лучшей жизни из Тамбовской губернии в 1914 году.. Окончив семилетнюю школу, сам стал работать: был грузчиком, извозчиком, учеником продавца. Восемнадцати лет Николай Бударин вступил в комсомол и с энтузиазмом отдался общественной работе. Вскоре комсомольцы мельничного комбината избрали его своим секретарем. I Он страстно любил спорт — увлекался легкой атлетикой, лыжами, стрельбой, игрой в футбол и хоккей, совершил несколько прыжков с парашютом, был призером Сибирского военного округа по фигурному катанию на коньках.!


В 1938 году Н. П. Бударин стал коммунистом. А когда!30 ноября 1939 года началась суровая советско-финляндская война, молодой коммунист одним из первых добровольцев - омичей пришел в военкомат с просьбой направить на фронт. Он был назначен политруком отдельного лыжного батальона, сражался с белофиннами на Петрозаводском направлении.


С фронта Бударин вернулся возмужавшим, еще более закаленным* Приобретший боевой опыт он широко использовал в работе будучи заведующим военным отделом Сталинского райкома ВКП(б). На этом посту и застала его Великая Отечественная война.


Просил отправить его на фронт. Просьба была удовлетворена. Н. П. Бударина направили в одну из сибирских дивизий. Сначала он был политработником, затем командовал различными подразделениями. Защищал Москву, Сталинград, освобождал Орел. Когда наши части, изгоняя гитлеровских оккупантов с советской земли, подходили к Днепру, подполковник Н. П. Бударин уже был командиром полка. На его груди сияли боевые награды — два ордена Красного Знамени, медали, гвардейский знак.


...Темной сентябрьской ночью 1943 года 241-й стрелковый полк гвардии подполковника Н. П. Бударина, наступая в первом эшелоне 75-й гвардейской стрелковой дивизий, пробился к Днепру севернее Киева, у деревни Тарасовичи. Сбив вражеские заслоны, бударинские батальоны закрепились на восточном берегу, чтобы подготовиться к решительному броску через водную преграду. Табельных переправочных средств полк не имел, и Бударин приказал командирам подразделений использовать подручные — лодки жителей деревни, бревна, доски, бочки, набитые сеном солдатские плащ-палатки и вещмешки.


В назначенный предрассветный час Бударин подал сигнал: «Вперед!» Переправа началась. Командир полка руководил ею лично.


Противник попытался сбросить в Днепр зацепившихся за правый берег бударинцев. Завязалась ожесточенная схватка. Враг не выдержал и начал отходить от реки. На его плечах батальоны Бударина ворвались в траншеи первой линии обороны гитлеровцев и оттуда обеспечили переправу других частей дивизии.


За умелую организацию переправы полка через Днепр и обеспечение форсирования водной преграды другими частями соединения и проявленный при этом личный героизм Николаю Петровичу Бударину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза.


В те дни полк вел ожесточенные бои северо-западнее Киева на территории Дымерского района. 6 ноября 1943 года бударинцы в течение дня отбили несколько яростных контратак немцев у села Алфиаловка. Гвардии подполковник Н. П. Бударин ни на минуту не выпускал управление боем из своих рук, не раз личным примером поднимал батальоны в атаку на врага. Во время отражения контратаки, которую гитлеровцы предприняли на исходе дня, он был смертельно ранен.


Освободив от оккупантов районный центр Дымер, боевые друзья похоронили своего любимого командира гвардии подполковника Николая Петровича Бударина. Теперь над могилой героя-омича буйно разрослись ивы.


А. Д. Перелет (1914-1953)


Улица Перелета... Широкая, с многоэтажными домами, кинотеатром, различными магазинами, она с каждым годом преображается, становится одной из красивейших магистралей Левобережья Омска.


Названа улица в память о замечательном летчике-испытателе Герое Советского Союза, лауреате Ленинской премии А. Д. Перелете.


Родился Алексей Дмитриевич Перелет в 1914 году в селе Вороньки Полтавской области. Тринадцатилетним пареньком, в поисках работы, оказался в Харькове. Годы были трудные и, кто знает, как бы сложилась судьба подростка, если бы его, оборванного и голодного, не подобрали на улице комсомольцы и не привели в свой комитет.


С путевкой Харьковского горкома комсомола пришел Алексей Перелет на учебу в паровозоремонтное ФЗУ. Получил специальность слесаря и был направлен на паровозоремонтный завод. В заводском коллективе юноша стал ударником первой пятилетки. Здесь его приняли в комсомол.


Работая, он не оставлял давнишней мечты — учиться. Только теперь желание определилось более четко — учиться на летчика.


И когда на заводе организовался планерный кружок, Алексей записался в него одним из первых. Он не только на отлично сдал теоретические экзамены, но и успешно прошел курс практических полетов. Это был первый шаг его большого пути в авиации.


В 1930 году Харьковский горком комсомола направляет Алексея Перелета на учебу в высшую планерную школу Осоавиахима в Крыму. Здесь он становится мастером планерного спорта. Впоследствии удостоится еще одного почетного звания — мастера парашютного спорта СССР, совершит 160 прыжков с парашютом простых и затяжных с различных высот днем и ночью.


В сентябре 1934 года двадцатилетний Алексей поступилLучиться в Балашовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С этого времени вся его жизнь связана с авиацией. В летной школе, которую окончил в августе 1937 года, он стал коммунистом. Как отличника его оставили в учебном заведении и назначили на должность пилота - инструктора. В декабре 1940 года он был направлен в Омскую летную школу.


В городе на Иртыше еще полнее раскрылись организаторские способности А. Д. Перелета как командира, мастера пилотирования самолетов и воспитателя подчиненных. Его, внимательного, отзывчивого, скромного, глубоко уважали товарищи по работе. К нему шли за советом не только молодые, но и уже достаточно опытные пилоты.


С началом Великой Отечественной войны А. Д. Перелет рвется на фронт, неоднократно пишет рапорты с просьбой направить в любую летную часть действующей армии. Но ему отказывают: его личное мастерство и богатый опыт подготовки летных кадров нужны в тылу.


В конце 1943 года А. Д. Перелету как специалисту высокого класса было оказано особое доверие — он получил назначение на должность летчика-испытателя в летный испытательный центр генерального конструктора самолетов А. Н. Туполева.


Новая работа с первых дней захватила А. Д. Перелета. Она же потребовала и более глубоких знаний авиационной техники. Алексей Дмитриевич упорно преодолевает все трудности, настойчиво учится. В 1950 году он с отличием заканчивает курсы переподготовки и вновь возвращается в летный испытательный центр на прежнюю должность.


11 мая 1953 года Алексей Дмитриевич совершал очередной испытательный полет. Не думал он, что этот полет будет последним. Но, оказавшись в сложной ситуации не дрогнул, не растерялся. Он приказал членам комиссии и членам экипажа покинуть на парашютах терпящий бедствие самолет, а сам, пока билось сердце, продолжал бороться за спасение машины.


Трудовой и ратный подвиг А. Д. Перелета по достоинству оценен Советской Родиной.


Он награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. В 1954 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, а в 1957 году присуждена Ленинская премия. В память о нем на главном корпусе Омского летно - технического училища в 1978 году установлена мемориальная доска.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :