Министерство образования РФ Московский региональный социально экономический институт Исаевой Алены Юрьевны Фамилия И.О. 1 НЭ - 01 номер группы. РЕФЕРАТ Предмет Культурологии ТЕМА Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве Преподаватель Видное - 2002 Содержание Введение 2. Теория всеединства 3. Культуроведение 8 4.
Культурная эстафета 5. Заключение 13 Список литературы 14 Введение Ключевой фигурой в русской культуре выдающееся место занимает крупнейший философ XIX в одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев 1900. Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий,
хотя и собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 семь лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии
и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности. В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое жизненное кредо Оправдать веру наших отцов, возведя ее на первую ступень разумного сознания показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою
истиною вот общая задача моего труда . В сочинениях Соловьева вся его философическая система пронизана, в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции мирового разума , Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую философскую школу, отличительной
чертой которой, так же как и у марксистов, но на совершенно иной основе было не созерцание, а активное отношение к действительности. Фраза Соловьева Пришло время, не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразить его поразительно напоминает хрестоматийное высказывание К. Маркса в Тезисах о Фейербахе Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его . Однако активность марксизма ленинизма питалась идеей материализма и революционного
насилия, а соловьевская концепция философии основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской заповеди, любить все другие народы, как свой собственный . И хотя сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно представить себе, насколько сохранение и богаче была бы наша культура, победи в ней не разрушительные силы большевизма,
а заветы Соловьева и его последователей, объединенных так называемой философией всеединства и стремившихся не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех народов мира. Философическая теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V IV вв. до н.э как И из всего одного, и из одного все Гераклит Все едино, единое же есть Бог Ксенофан Во всем есть часть всего
Анаксагор и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей способности , т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры В.С. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой
Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать. Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия нашего века в России сложилась целая шкала его последователей, в которую вошли такие известные философы, как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, составившие славу русской немарксистской философии. Теория всеединства Сам В.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства
Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным . При этом философ призывает различать два вида всеединства истинное и ложное Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него
элементы и само оказывается, таким образом, пустотою истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них как полнота бытия . Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания. Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержи в себе хотя бы ограниченное подобие
всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела . Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования. Философия всеединства легко применима и к жизни общества
Как бы то ни было - пишет Соловьев требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которой мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии . В этой связи философ призывал человеческую личность не подчиняться общественной среде и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии , служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения не только в интересах какой-то группы, собственного
народа, но и всего человечества. В самом деле, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии, резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов разобщения людей. Требование всеединства для отечественной культуры и для самого существования нашего многонационального государства является определяющим.
Именно истинное всеединство, когда единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех , должно было сплотить российские народы в дружную семью его-то и добивались соратники Соловьева применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое подавляет или поглощает входящие в него элементы сословия, классы и народы то за примером ходить недалеко такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду
некогда могучего государства. В известной работе Русская идея 1888 год Соловьев прежде всего стремился ответить на вопрос каков смысл существования России во всемирной истории Рассматривая человечество как великое собирательное существо , социальный организм , живые члены которого представляют собой различные нации, Соловьев считал, что спецификация функция России в этом организме способствовать осуществлению в мировом
масштабе идеи теократии некоего вселенского христианства , свободного от односторонности и религиозного догматизма, как Востока, так и Запада. Исходя из представления о Церкви как о живом теле Христа, для которого все люди равны и нет ни эллина, ни иудея , Соловьев выводил необходимость органического всемирного братства народов, объединенных верой и исключающего любые проявления и национализма, и космополитизма.
Видя в национализме эгоизм, а в космополитизме отречение народа от собственной данной ему Богом души, Соловьев в то же время говорил, что национальные различия должны пребыть до конца веков , хотя высший смысл существования наций не лежит в них самих, но человечестве . Если перевести мысли русского философа на язык современной геополитики, то всемирно историческая миссия России состоит в том, чтобы бескорыстно поставить на службу многочисленным евразийским народам свою
высокую материальную и духовную культуру, весь свой государственный опыт, не требуя ничего взамен, уважая их самобытность и тем самым, способствуя сохранению истинного, а не ложного, единства огромной страны, ныне, по выражению того же Соловьева, раздираемой эпидемическим безумием национализма . Призывая в духе христианства любить все другие народы как свой собственный, Соловьев учил, что ниспосланная свыше миссия любой великой державы заключается не в ее исключительности
и господстве, а в том, чтобы служить другим, более слабым народам, а, следовательно, всему человечеству. Культуроведение Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии теории познания на первый взгляд кажется чисто философским и не имеющим прямого отношения к культуроведению. Однако, как мы увидим далее, от того, каким образом человек стремится познавать мир, во многом зависит судьба отдельных обществ и человечества в целом. В.
С. Соловьев обосновывал и развивал мысль о том, что наиболее полное и адекватное представление о мире истинное , цельное знание о нем возможно лишь на путях органического синтеза единства таких форм общественного сознания, как религия, философия и эмпирическая наука. В совокупности они образуют свободную теософию мыслительную деятельность, которой себя и посвятил Соловьев. В этой триаде богословия, философии и научного знания высшей формой, по мнению всеединцев
, была вера, откровение, ниспосланные Богом, хотя сам Соловьев и выступал против слепой веры , не подкрепленной данными науки. Вера не враждует со знанием, напротив, сплошь и рядом сливается с ним, переходит в него. Выступая не против разума, а в союзе с ним, она особое ясновидение сердца . Точные знания, метафизика и религия должны находиться в некотором гармоническом отношении между собой,
установление такой гармонии и составляет задачу философии каждого времени утверждал С.Н. Булгаков. По словам В.С. Соловьева, к истине цели свободной теософии можно идти, отправляясь от ее любой составной части. Сам он пришел к идее всеединства через философию, С.Н. Булгаков, руководствуясь преимущественно верой, а П.А. Флоренский, особенно в последние годы жизни, тесно связывал свои теософские идеи с точными науками,
в частности, предвосхитив семиотику. Стремление к гармонии, органическому синтезу между религией, философией и опытной наукой имеет огромное значение не только для судеб любой национальной культуры, но и для человеческой цивилизации в целом. В первом случае оно способствует сглаживанию искусственного и гибельного противостояния между духовенством и творческой интеллигенцией, между физиками и лириками , в конечно счете между элитой и народом , разлад между которыми чреват революцией и гибелью культурных ценностей во втором случае
позволяет нейтрализовать разрушительные последствия чистой науки, современной технократии, часто лишенных духовных тормозов и уже сейчас ведущих человечество к гибели. Стоит только вообразить, что было бы с нами, если бы научные гении типа Эйнштейна и Сахарова были бы одновременно и бездушными политиками- нигилистами типа Гитлера или Сталина С этой точки зрения философия всеединства и в наше время представляется весьма актуальной.
В тесной связи с религиозным характером учения Соловьева находится, и преобладание в нем нравственного начала, хотя он и его последователи много внимания уделяли как практическим научным изысканиям, так и вопросам эстетики. Подобно Паскалю и Канту, сего категорическим императивом , Соловьев был убежден, что каждая душа по природе христианка . Лучше всего христианское мироощущение Соловьева было выражено им в таких строках
Смерть и время царят на земле, Ты владыками их не зови. Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви. В десятитомном Собрании сочинений В.С. Соловьева, изданном лишь в 1911 1914 гг нет теоретических работ, посвященных собственно культуре как предмету особого осмысления однако все творчество философа буквально пронизано поисками ответа на вопрос что есть Истина,
Добро и Красота в их взаимосвязи и вселенском развитии, а ведь именно эти чисто человеческие идеалы и составляют содержание культуры. Соловьев собирался посвятить каждому из них особое исследование, но наиболее полно удалось ему это осуществить лишь в отношение Добра отсюда преимущественно нравственный пафос его творческого наследия Оправдание Добра, 1897. Культурная эстафета По Соловьеву, три кита , на которых покоится наша нравственность,
это свойственные человеку от природы чувства стыда , жалости и благоговения . При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческую совесть, которая стоит выше ума и делает человека венцом творения. Несомненно, что совестливый человек человечнее умного, который может быть и злым и вредным, опасным для других людей. Первые два чувства хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя совестливость и жалость, кажется,
сдают свои позиции в условиях современной цивилизации с ее культом прагматизма и гедонизма и изощренными орудиями массового уничтожения душегубки, разные формы геноцида. Именно благоговение, под которым философ понимал наше преклонение перед духовным и материальным наследием предков, есть главное условие преемственности и существования любой национальной культуры. Я не могу не чувствовать благодарности и благоговения пишет он к тем людям, которые своими трудами
и подвигами вывели мой народ из дикого состояния и довели его до той степени культуры, на которой он теперь находится . Иными словами, любой подлинно культурный человек не может не ощущать своего неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные богатства, обязан сохранять и приумножать их и, в свою очередь, передавать потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению к добру, которое Кант называл категорическим императивом .
Другим очень важным положением стала мысль Соловьева о том, что главнейшими сферами, где формируется человек как личность, являются семья, народ и все человечество, а не классы, сословия или другие более мелкие социальные общности. Последователь и разработчик восходящей еще к античности философской теории всеединства, согласно которой единое должно существовать не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, Соловьев выступал против любых видов национализма и считал, что под истинной
Россией следует понимать не только великоросов, а широкую семью народов, объединенных не силой, а добровольно, на основе согласия и христианской любви. Призывая, в духе библейской заповеди, любить все народы как свой собственный, Соловьев отвергал славянофильскую и панславистскую самодостаточность и противопоставление России Европе. Больше того, ему были чужды державная имперская Россия и прислуживающая ей официальная церковь. Эти взгляды в той или иной степени нашли отражение у
целой школы его последователей русских религиозных философов серебряного века, таких, как Н.А. Бердяев см С.Л. Франк и некоторые другие, представленные в сборнике Вехи см Понимание прогресса, как и философия всеединства в целом, носили у Соловьева религиозно мистический характер. Человек, утверждал он, действительно движется от природного к духовному , от звероподобного существа к некоему идеалу, и этим идеалом является сам
Бог. Первым богочеловеком был Христос, ставший живым ориентиром нашего восхождения к Абсолюту. В.С. Соловьев называл такой процесс творческой эволюцией , конченая цель которой превращение человека только разумного в человека духовного , объединенного в богочеловечестве . Достигнуть, этого можно лишь борясь с биологизацией жизни, со звериным стремлением людей к удовлетворению только своих прихотей и прихотей, убивающих как человеческую душу, так и окружающую природу.
Выступая против того, что в наши дни получило название потребительство , и, призывая к осознанному ограничению безмерно растущих человеческих потребностей, Соловьев утверждал, что цель христианского аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств не ослабление плоти, а усиление духа для преображения плоти . В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей
каждой нации, а, напротив, усиление национального духа через очищение его от всякой эгоистической закваски. Заключение Весьма значителен вклад В.С. Соловьева в отечественную культуру не только как мыслителя и стихийного культуролога, но и как талантливого поэта и литературного критика, автора многочисленных стихов и работ о крупнейших русских писателях XIX в. Приведенные отрывки показывают В.С. Соловьева как религиозного вселенского гуманиста, врага любых видов
ксенофобии и художественного декаданса. Список использованной литературы 1. Антология культурологической мысли - Авт сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов Москва Изд-во РОУ, 1996 год. 2. Основы культурологии - уч. пособие для вузов Мамонтов С.П. Москва Олимп , ИНФРА-М , 1999 год. 3. Культурология - уч. пособие
П.С. Гуревич Москва Знание , 1996 год. 4. Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М. Молодая Гвардия, 1990г. Жизнь замечательных людей, вып. 709 5. Цимбаев Н.И. С.М. Соловьев и его научное наследие в кн. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки М 1983г. 6. Дмитриев С.С Ковальченко И.Д. Историк С.М. Соловьев, его жизнь, труды, научное наследство в кн.
Соловьев С.М. Сочинения, т.1 М 1988г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |