1. Европейская культура первой половины XX века Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали
само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно было проведено в США. Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий
и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-е годы.
В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы. К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры.
После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого. Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце
XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых
А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри. В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления.
Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной Запада. В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики,
языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж П. Сартр и М. Хайдеггер. В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная
культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который
– «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции. Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность,
абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю – романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе». Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого – «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» - созданы по античным сюжетам в классическом
духе. Женские статуи второго – «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» - отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью. Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является
Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др. Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения».
Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др. Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о
Форсайтах». Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах – драме, романе, новелле. На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как
У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества.
В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма. Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны
СМИ. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существенные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее.
Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным ее непринятием. Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард – это модернизм, обращенный к обществу и науке
и устремленный в будущее. Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главным его представителями были Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. «Модерн» во многом продолжает символизм, однако в нем практически
отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу. В своих манифестах он призывал к «тотальному обновлению искусства». Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом.
Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники – А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке – выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир»,
следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве. А. Матисс – глава течения – определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета». Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты.
Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбаки». Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир. Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину
норвежского художника Э. Мунка «Крик» (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905). Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционными искусством, более открыто, устремлен в будущее.
Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета. Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилии субъективного начала. Художники-экспрессионисты создали внутреннее напряжение, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями.
Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного З. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция. Кубизм (1908-1930) – одно из главных течений авангардизма – возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры.
Его представители П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением. Кубизм опирается на современную науку – теории А.
Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо – глава течения – заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки». Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира». В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации – заводы, трубы, бутылки,
зонты и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства. Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России – В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством,
но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города. Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей». Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма.
Большинство придерживалось левых позиций. Сюрреализм (1924-1940) – последнее значительное течение европейского авангарда – возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители – А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в
Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения – «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осеннее каннибальство».
Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства. В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
2. Европейская культура второй половины XX века Общее положение западного мира второй половины XX века определялось главным образом итогами Второй мировой войны. Хотя в этой войне было много победителей, однако единственным из них, кто действительно выиграл от войны, были США. Значительно меньший, но все-таки выигрыш имела Англия. Поэтому в сложившейся ситуации на ведущие позиции в мировой истории выходит
США. Фактором, сдерживавшим лидерские и экспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавивший социалистическую систему. Возникшая в результате распада мира на две системы – капиталистическую и социалистическую – «холодная война» также существенно влияла на мировое развитие. Однако последовавший в 1991 году распад СССР и исчезновение социалистической системы еще больше укрепили
современное положение США как ведущей мировой державы. В эволюции западного мира во второй половины XX века происходят глубокие и важные изменения. Главный их источник – научно-техническая революция, начавшаяся с середины века. Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем к технологической революции, что вызвало коренные изменения и в производстве, и во всем обществе.
Прежде всего, произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. В результате «деиндустриализации» многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Само общество при этом становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие
СМИ, включающие телевидение, компьютерные системы, спутниковая связь, радио, пресса. 2.1 Гуманитарная культура Значительные изменения происходят и в культуре. Она начинает существовать в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие: гуманитарную, научно-техническую и массовую. Влияние гуманитарной культуре в целом падает, тем не менее, она сохраняется и продолжает развиваться. Важные изменения происходят в положении религии.
В 70-е годы – в связи с появлением идеологии неоконсерватизма – ее статус начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям. Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений. В искусстве ее представляет главным образом реализм. По-прежнему удается поддерживать высокий уровень французской литературе.
Среди множества имен можно выделить М. Дрюона, Э. Базена, Ф. Саган, Ж. Сименона. Первый приобрел широкую известность серией исторических романов «Проклятые короли». Романы Э. Базена «Ради сына», «Крик совы» посвящены социальной проблематике. Он также является автором психологического романа «Супружеская жизнь». Писательница Ф. Саган в последние годы принадлежит к числу самых популярных и читаемых.
Она – автор лирических романов «Здравствуй, грусть», «Немного солнца в холодной воде», книги новелл «Нежный взгляд». Мировую известность получила серия детективно-психологических романов Ж. Сименона о полицейском комиссаре Мегрэ. Настоящий подъем переживает швейцарская литература, три представителя которой получили мировое признание: Г. Гессе, Ф. Дюрренмантт, М. Фриш. Первый известен, прежде всего, как автор романа-утопии «Игра в бисер».
Ф. Дюрренмантт создал трагикомедию «Визит старой мамы» и пьесы «Физики», «Соучастник» и др в которых затрагиваются острые проблемы современности. М. Фриш является автором романов «Гомо Фабер», «Назову себя Гантенбайн», а также философской повести «Человек появляется в эпоху голоцена». Успешно развивается немецкая литература, которую в первую очередь представляют Г. Белль (р. 1917 г.) и Г. Грасс (р. 1927 г.). Первый создал романы «Глазами клоуна», «Групповой портрет
с дамой» и др в которых тонкий и мягкий юмор сочетается глубиной анализа и острой сатирой. Грасс является автором романов «Собачьи годы», «Под местным наркозом», «Встреча в Тельгте», отмеченных поиском новых выразительных средств. В английской литературе присутствует несколько течений. Литературу так называемых «сердитых молодых людей» представляют
Дж. Осборн (р. 1922 г.), написавший пьесу «Оглянись во гневе», и Дж Брейн (р. 1922 г.), создавший роман «Путь наверх». Писательница А. Мердок в своих романах «Черный принц», «Море, море…» и др. классическую линию сочетает с психоанализом. В творчестве Г. Грина соседствуют разные жанры: психологический роман, политический и детективный. В американской литературе реалистическую тенденцию представляют
К. Воннегут (р. 1922 г.), и Дж. Апдайк (р. 1932 г.). Первый написал романы «Колыбель для кошки», «Бойня номер пять» и др. Второй является автором романов «Беги, кролик, беги», «Кентавр» и др. Благодаря творчеству А. Азимов (р. 1920 г.) и Р. Бредбери (р. 1920 г.) широкую популярность приобрела научная фантастика.
Азимову принадлежат романы «Конец вечности», «Сами боги» и др Бредбери – романы «4510 по Фаренгейту», «Чувствую, что зло грядет» и др. Значительных достижений добилась американская драма, в которой особое место занимают А. Миллер (р. 1915 г.), Т. Уильямс (р. 1911 г.), Э. Олби. Итальянское искусство известно, прежде всего, своим кино и в первую очередь – течением неореализма.
Его основателем стал Р. Росселини (1906 - 1977), снявший фильм «Рим – открытый город», «Генерал Дела Ровере» и др. К неореализму относятся также Л. Висконти (1906 - 1976), поставивший фильмы «Рокко и его братья», «невинный» и др.; Дж. Де Сантис (р. 1917 г.), автор фильмов «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов» и др. Самым великим итальянским режиссером стал
Ф. Феллини (1920 - 1995), создавший фильмы «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «8 ½». 2.2 Научно-техническая культура Развитие научно-технической, интеллектуальной культуры во второй половине XX века отмечено грандиозными успехами и достижениями. В этом нет ничего удивительного, ибо наука превратилась в главный фактор общественного развития. Однако и здесь дело не обходилось без проблем. Одна из них касается самой науки.
Ее положение определяющего фактора в жизни людей предполагает достаточно глубокое ее освоение большинством людей, что и будет означать то, что она действительно является их культурой. В действительности этого не происходит. Исключительная сложность современной науки приводит к тому, что разрыв между нею и средним уровнем знаний подавляющего большинства людей не сокращается, а, скорее, увеличивается. Вторая проблема связана с освоением компьютера и всего комплекса современной бытовой
техники. Владение компьютером сегодня является одним из важных признаков современного культурного человека. Представители новых поколений в большинстве своем отвечают данному критерию, однако, для старших поколений даже в развитых странах компьютер составляет проблему. Отчасти это касается и новейшей бытовой техники. К научно-технической и интеллектуальной культуре относится неомодернизм, сменивший авангард, поскольку он непосредственно связан если не с наукой, то с новейшей
техникой и технологиями. Он обращен главным образом к интеллекту, а не чувству. В его эволюции в 50 – 70-е годы произошли существенные изменения. Число новых течений неуклонно возрастало и в 70-е годы перевалило за 100. Однако это растущее количество размывает и ослабляет прежнее качество. Эволюция неоавангарда идет под знаком его самоотрицания как искусства.
Это хорошо видно в поп-арте (Р. Раушенберг, Д. Джонс, Э. Уорхол), продолжившем дадаизм М. Дюшана, который в своё время выставил «Велосипедное колесо» (1914) и обыкновенный писсуар, назвав его «Фонтаном» (1918), и предложил вместо прежнего понятия художественного произведения термин «реди мейд» («готовые вещи»). Поп-арт исповедует идею, согласно которой «все есть искусство». Внешне такая формула вроде бы расширяет сферу искусства, но на самом деле искусство уравнивается
с обычными вещами и тем самым перестает существовать. В той или иной мере тенденцию к отказу от художественного произведения и искусства вообще проявляют и другие течения неоавангарда – поп-арт, лэнд-арт, боди-арт, хэппенинг, перформанс, инсталляция и др. «Минимам» и «бедное искусство» указывают на данную тенденцию самими своими названиями. «Концептуализм» предлагает вместо искусства слова о нем, поскольку главным в нем оказываются надписи на картинах.
Отмеченная тенденция проявляется и в таком сложном и своеобразном явлении, как драма абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско). Ее создатели считают, что протест против цивилизации потребления, культуры масс-медиа и искусства китча можно выразить, лишь становясь на позиции эстетики молчания. Исключение, возможно, составляет «новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор), который в значительной степени сохранил черты модернизма.
В целом же научно-техническая и интеллектуальная культура, как и традиционная, является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют то, что иногда называют «высокой» или «элитарной» культурой. Ее существование становится все более сложным и проблематичным. 2.3 Массовая культура В отличие от традиционной гуманитарной и интеллектуальной, массовая культура становится во второй половине XX века господствующей.
Она представляет собой совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. В прошлом ее аналогом отчасти могут выступать массовые действа и зрелища Древнего Рима, в меньшей степени к ее примерам можно отнести мистерии средневековой культуры. Однако во всеобъемлющем своем виде массовая культура сформировалась и утвердилась в XX столетии. Ее родиной стали США. Появление массовой культуры именно в
США нельзя считать случайностью. Данная страна имеет довольно короткую историю существования: всего два столетия. Складывающаяся американская нация фактически обрубила корни, связывавшие каждый исходный ее элемент с культурой его исторической родины, и не пустила корни в культуру коренных американских народов – индейцев. В силу этого Америка оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого. В данных условиях традиционная культура не получила должного развития.
В ней нет длительных, устойчивых и солидных традиций и школ. В философии США смогли создать весьма скромное в философском плане течение – прагматизм. Сказанное отчасти относится и к научно-технической, интеллектуальной культуре. Здесь США добилась грандиозных и впечатляющих успехов и достижений. США ставили перед собой в первую очередь достижение первенства и превосходства в экономике и политике.
Ради этого Америка активно использовала научный потенциал других стран, породив особое явление – «утечку мозгов». Возникновение массовой культуры было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации и культуры. Первой вехой на этом пути было книгопечатание (XV век), изобретателем которого стал И. Гуттенберг. Примечательно, что в течение целых столетий, до появления массовой культуры, книгопечатание выступало средством распространения высокой культуры – сначала
Библии, а затем литературы. В XVII веке появляются газеты и журналы – еще один важный элемент массовой информации. Переломным временем становится конец XIX – начало XX веков. Во второй половине XIX века было изобретена фотография – сначала черно-белая, а затем цветная – которая поставила под сомнение существование живописи. В конце века одновременно (1895 г.) появляются радио и кинематограф, поставившие под вопрос существование
театра. В том же XIX века изобретаются телефон и телеграф, составившие важную часть современной системы связи. В 30-е годы XX века возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. К середине XX века формирование современной системы СМИ и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое для возникновения массовой культуры.
Именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую «культурную индустрию», которая создала массовую культуру, ставящую под вопрос существование традиционной культуры. Поэтому не без основания считается, что массовая культура представляет собой типично американский путь развития, существенно отличающийся от истории культурного развития других стран. Массовая культура явилась следствием создания системы массовой коммуникации, появления новых способов
производства, распространения и потребления культуры. Однако массовая коммуникация, составляя необходимое условие существования массовой культуры, не исчерпывает ее внутренней природы. Последняя определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя. По своему способу существования массовой может быть и высокая культура. Однако она таковой не является, поскольку ее качество не соответствует вкусам широкой публики, она
для них оказывается недоступной. Уровень и качество массовой культуры, как правило, являются низкими и, как исключение, средними. В этом плане она отличается от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом. Она создается народом, его глубокие корни и традиции, выражает характер народа, его мечты и чаяния, народную мудрость.
Массовая культура создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, которые выступают не столько как художники, сколько как ремесленники. Их «творения» часто называют «китчем», под которым имеется в виду яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи. Массовая культура близка к популярной, хотя и не совпадает с ней.
Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики. Гораздо ближе она находится к рекламе. Обе они неразрывно связаны с коммерцией и коммерческим успехом. У них много общих черт: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они движутся в русле единой тенденции.
Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру. Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному и т.п. Массовая культура обеспечивает проведение досуга, выступающего как свободное время, которое надо чем-то заполнить, как-то «убить». И оно действительно оказывается «убитым», поскольку духовная и практическая
польза от такого времяпровождения очень мала. 3. Молодежная культура и контркультура Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались. Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости
и молодежи. Молодость – это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют молодежь. Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой – возраст, социальный статус и социально-психологические свойства. Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят
от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. Сегодня - с резким увеличением срока получения образования – верхняя граница молодости поднялась до 30 лет, нижняя граница соответственно – 14 лет. Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению, самореализации.
Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия. В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». Современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве
главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми и т.п. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру. Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями,
схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально-демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.
Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную группу. Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкретным позициям. Прежде всего, ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика.
В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость к лжи, несправедливости т.д. Именно в этой области молодежь чаще всего расходится с культурой старших поколений. В узком смысле молодежная культура – это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной
искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти – высокой. Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства.
Главными жанрами при этом выступают рок - и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни. Наряду с рок - и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг, одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения и т.д. Молодежная культура является субкультура, существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую
молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Молодежная культура распадается на множество групп и течений. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры и т.д. На определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры, имевшее
место на Западе в 60-е годы, основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и
дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы». Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений свобода самовыражения, игра, фантазия и т.д. Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали.
Сексуальная революция выступила одним из главных способов формирования «новой чувственности». Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашалось в обществе – в духе авангардизма – должно будет слиться с самой жизнью. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра. Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи». 4.Культура постмодернизма Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного
общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа.
Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, некий фирменным знаком времени. Постмодернизм возник в результате осмысления развития западного общества за последние два-три столетия, именуемые «современность». В XIX и XX веках человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей: - в результате экспансии ценностей западного мира на другие континенты в XIX веке посредством грубого навязывания сложилась колониальная система, основанная на несправедливости,
эксплуатации и угнетении; - в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме; - экономический кризис 30-х годов; - экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Упомянутые и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм.
В самом общем виде он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному. В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния.
Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Постсовременный человек – это человек, который: - отказывается от многих прежних нравственных норм и ценностей; - предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем дне. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех.
Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше; - не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы. Важные черты постмодернизма: - широкое распространение всякого рода лотерей и игр; - господство моды; - театрализация практически всех существенных событий, политической жизни. Постсовременная философия противопоставляет себя, прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма.
В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Философия постмодернизма опирается на позиции релятивизма и плюрализма. Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов - постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы
Ж. Деррида и Ж. Ф. Лиотар, а также итальянский философ Д. Ваттимо. Наука в концепциях постмодернистов перестает быть привилегированным способом познания. Постмодернизм подвергает науку суровой критике за то, что она абсолютизирует рациональные методы познания, игнорируя методы и способы – интуицию и воображение. Существовавшие противопоставления рационального и иррационального, науки и литературы, науки и религии,
либо снимаются, либо ослабляются и релятивизируются. Некоторые постмодернисты предлагают не только реабилитировать религию и уравнять ее с наукой, но и вернуть ей прежний приоритет, поскольку именно она, по их мнению, дает абсолютные, фундаментальные, «изначальные истины». В искусстве постмодернизма отчетливо выделяются две основные тенденции: - первая находится в русле массовой культуры - вторая связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее
выраженный постмодернистический характер. Сторонники данной тенденции исповедуют семиотический принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение. Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф. Клементе, Э. Куки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Гаруст – во Франции, А. Пенк – в Германии, Д. Шнабел – в
США. Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, гротеск. Для него не существует никаких правил жанра или стиля.
Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид. В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху.
Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи модернизма. Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возникает новая информационная культура, новые спо¬собы получения информации, производственной и науч¬ной деятельности. Доступ к информационным сетям, зна¬нию оказывается определяющей основой для
стратифика¬ции, разделения общества. На основе автоматизированно¬го доступа к системам связи индивид или группа лиц мо¬жет получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит про¬цесс автоматизации и роботизации производства и уп¬равления. В сфере информационной деятельности рабо¬тает более 50% трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути форми¬рования «материального тела» культуры конца
XX – начало XXI века. Правильное, гуманное понимание современных отношений культурной революции и НТР может способствовать определению рациональных основ планомерного преодоления экономического и духовного кризиса в масштабах планеты при активном международном сотрудничестве, а также формирование культурных потребностей человека, качественно отличных от ныне принятых на большей части планеты. На основе НТР к настоящему моменту сложилась чрезвычайно важная в социально-культурном отношении система
массовой коммуникации, которая обладает эффективными способами влияния на духовное производство и потребление не только внутри отдельных национальных государственных организмов, но и открывает новые возможности для формирования более широких культурных общностей. В совокупности современные каналы массовой коммуникации в состоянии обеспечить передачу всего комплекса общезначимой культурной информации и наряду с другими институтами также хранение и распространение культуры,
эффективно участвовать в формировании развитой личности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |