Трудно найти подходящиеслова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небубесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не скольковысота , сколько богатство аспектов ,открывающиеся, когда обходишь кругом собора. Готические соборы нетолько высоки, но и также очень протяженны например Шартрский имеет в длину130 метров, а длина трансепта -
64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуетсяпройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по -новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами ,готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своихчастях каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены неощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки саркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно
сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространствообитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур в Шартрскомсоборе около десяти тысяч одних статуй . Они занимают не только порталы игалереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, навинтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом,готический собор - это целый мир. Они действительно вобрал в себя мир средневекового города.
Если даже сейчас, в современном Париже, собор ПарижскойБогоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира,классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда,в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогдасобор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе сратушей , это был центр всей общественной жизни города.
Если ратуша являлась центром деловой деятельности,то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читалисьуниверситетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкиеторговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все населениегорода не могло его заполнить. Возле собора , как правило, располагалисьторговые ряды. Потребностигородской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостноготипа романский
собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но дляэтого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло иизменение архитектурного стиля. Поворотк готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменнооставалась основой средневековогосинтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля иготики, то кажется, что они противоположны.
Одни - представители массивности,другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, чтоготика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытойсводом,травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел порасширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог бытьдостаточно просторным внутри - он оставался узким и темным.
Мысль зодчих идет ктому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяютсяреберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, всясказочность готического строения имеет рациональную основу она вытекает изкаркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуициейприменили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в собореничего не несет, и следовательно ее незачем делать сплошной и глухой.
Такпоявляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются дляустановки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол.Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и вминиатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри некажутся подавляющими.
Они предстают скорее как воплощение деятельной жизнисредневекового города. Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почтисливается с продольным пространством. Таким образом устраняется резкая границамежду клиром и посетителями. Святилище перестает быть чем - тонедоступным и сокровенным.
Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темнойподземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но немрачен и не уныл. Что жепредставляли собой средневековые города? Основная масса городского населенияпредставляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленникиуже не были чьими - то слугами, ониобъединялись в самостоятельные союзы, цеха.Во многих городах возникли университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун.
Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Всеизобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, всеэто мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний -конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своятема. К примеру Парижский посвящался богоматери и всему, что с ним связано
Амьенский - выражал идею мессианизма на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительныхбогословских энциклопедий , были , в общем, столь расплывчаты и аллегориинастолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и оченьдалекие от церковной концепции мироздания.Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветаеттысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтезаискусства , возникающие на этой основе.
Вбольшинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало надживописью, если не считать витражи это опять - такиопределялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потомунеподходящими для фресок.Готическая живопись развивалась не в форме стеннойросписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура ,по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен.
Замечательной алтарной живописью обладала к примеру, средневековая Чехия. Вбольшинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стильгосподствовал долго. XV век в северных странах, можно считать илипозднеготическим, или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение,при всем своем безусловном новаторстве , было закономерной стадиейсредневековой культуры, в которую та перерастала органически.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |