Реферат по предмету "Культурология"


Гендерный фактор в языке и его связь с сексуальной ориентацией

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» КАФЕДРА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу "

Культурная антропология" на тему "Гендерный фактор в языке и его связь с сексуальной ориентацией" Студентки 3 курса Гуманитарного факультета Соболевой Е.В. Научный руководитель: д. ф. н профессор Васильева Г. М. Санкт-Петербург 2006 г. Оглавление: Введение….…… стр. 3-1. Гендер как социальный феномен… ……….… стр. 5-13 2.

Ассоциативное поведение при нарушении гендерной идентичности 2.1 Теории западных исследователей….…… стр. 14-2.2 Речевые ассоциации и гендер…… … ……… …… ….стр. 18-21 Заключение… …стр. 22 Список использованной литературы… стр. 23 Приложение… стр.24-28 Введение Актуальность темы обусловлена особой популярностью гендерных исследований, потребностью общества в таких исследованиях перед лицом острых проблем в этой области.

Практически неизученной, но очень жизненной темой, вызывающей множественные скандалы и споры является "Гендерный фактор в языке и его связь с сексуальной ориентацией". Целью работы является изучение понятия "гендер", рассмотрение истории возникновения исследований, посвящённых "гендеру", а также прослеживание связи сексуальной ориентации с гендером и языком. Данным целям соответствуют следующие задачи: 1. изучить литературу по данной теме;

2. рассмотреть из-за чего происходит нарушение гендерной идентичности; 3. обзор работ по изучению речевого поведения представителей сексуальных меньшинств; 4. рассмотреть ассоциативное поведение при нарушении гендерной идентичности; 5. проведение эксперимента на ассоциации у гетеросексуалов и гомосексуалов. В ходе написания работы были использованы следующие материалы:

1. научно-исследовательские; 2. учебные пособия; 3. сведения из Internet; 4. материалы экспериментального опроса. В работе использованы следующие методы и приёмы изучения: 1. анализ и обобщение данных литературы; 2. наблюдение за речью и поведением людей. 1. Гендер как социальный феномен Изначально исследования гендера проводились в рамках изучения индивидуальных различий, а маскулинность – феминность пробовали измерять как и другие индивидуальные различия между

мужчиной и женщиной. Затем возникла точка зрения, понимающая маскулинность – феминность как черты личности, причём важнейшие. При этом за среду, внутри которой происходит социализация детей и приобретение ими социальных ролей, принимали семью. (Матченя, 2006, с.65) Дифференциация понятий «пол» и «гендер» в русле работ феминистских ученых 70-х годов ХХ в. вывела гендерные исследования на новый теоретический уровень.

В 1972 году появляется довольно быстро ставшая знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией Розальдо и Ламфере. Напечатанная в ней статья Шерри Ортнер «Соотносится ли женское с мужским также, как природное с культурным» вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот факт, что репродуктивная роль женщины не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому

что женщины ассоциируются с природным, а не с культурным. Одной из первых работ, где появилось достаточно четко проговоренное различие понятий пол и гендер, является работа Гейл Рабин «Обмен женщинами», вышедшая в 1974 году. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами.

В результате этого она пришла к выводу, что именно этот обмен женщин между племенами воспроизводит мужскую власть и структуры гендерной идентичности, при которой женщины оцениваются только как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «пологендерная система как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности».

Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация экономического и символического капитала в руках мужчин. Семья является властным союзом, который обеспечивает благополучие и превосходство одного пола и утверждает гетеросексуальность как доминанту для обоих полов. Как таковая, гетеросексуальность - это институт, который поддерживает гендерную систему.

Впервые четкое определение понятия «гендер» появилось в работе психолога Роды Унтер «О редефиниции понятий пол и гендер», в которой она предложила использовать слово «sex» только когда говорят о специальных биологических аспектах человека и использовать термин «гендер» (gender), когда обсуждают социальные, культурные и психологические аспекты, то есть черты, нормы, стереотипы, роли, считающиеся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.

Ещё одной важной работой была книга Андриенны Рич "Рождённая женщиной: материнство как опыт и институт". Здесь выделяется идея, почерпнутая ею из работ "чёрных феминисток" о том, что гендер не является монолитной категорией, которая делает всех женщин одними и теми же, но что гендер скорее является знаком позиции субординации, который сопровождается и уточняется рядом властных вариаций.

В настоящее время гендер, который часто называют социальным полом в отличие от биологического, рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему. «Гендер» - это социальная роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении.

Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного общества. Это означает, что гендеру соответствует гендерная культура. (http://www.history.ru/component/option, com_remository/Itemid,92/func,select/id, 2/) Именно поэтому современные ученые говорят даже не о гендере, а о гендерах, подчеркивая употреблением множественной формы тот факт, что эта категория исторически и культурно изменяющаяся. То, что вкладывается в содержание выражения "быть женщиной" или

"быть мужчиной", изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических, религиозных групп так же, как и для разных социальных слоев. Об этом свидетельствуют исторические и этнографические изыскания. Но это далеко не единственное определение понятия гендер, существует много разных вариантов. И. Л. Коган, например, даёт такое определение: гендер – это комплексный механизм или технология, которая

определяет субъект как мужской или женский в процессе нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в следствии с экспектациями, предъявляемыми ему обществом. Процесс конструирования гендерной идентичности протекает во взаимодействии с другими нормативными переменными, такими как раса и класс, в ходе чего производится властная система. Иначе говоря, гендер - "процесс, который конструирует социально-нормативный субъект через построение

различий по полу, связанных в свою очередь с расовыми, этническими, социальными различиями". (Коган, 2003, с. 142) В конце 80-х годов ХХ в. началась новая фаза в развитии гендерных исследований, отмеченная переходом от анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым большинство аспектов человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными.

В 90-е годы ХХ в. гендерные исследования стали достаточно распространенными. Однако как понимание и использование самого понятия гендера, так и применяемые в ходе исследования методы весьма различны. О.А.Воронина выделяет три направления в понимании гендера и проведении гендерных исследований: А. Гендер как инструмент социально-философского анализа. Б. Понимание гендера в рамках женских исследований.

В. Гендер как культурологическая интерпретация. Рассмотрим подробнее пункт В, так как он представляет для нас наибольший интерес. Гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях. Нетрудно обнаружить, что-то, что в одном обществе считается "мужским", в другом может определяться как "женское". Многие этнографы продемонстрировали относительность тех социальных норм, которые

в западной культуре выстраиваются на основании биологического пола, а затем представляются как аксиомы культуры. Но помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола феминистски ориентированные исследователи обнаружили и третий, символический, или собственно культурный его аспект. Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов: мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное; женское - чувственное - телесное

- греховное - природное. При этом многие явления и понятия приобретают «половую» (а правильнее сказать, гендерную) окраску. (http://www.history.ru/component/option, com_remository/Itemid,92/func,select/id, 2/) Конструирование категории гендера как аналитического инструмента открыло новые возможности для исследования общества и культуры. Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент переводится с критики в адрес мужчин и их шовинизма на раскрытие внутренних механизмов формирования

западной культуры. Таким образом, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире. Именно поэтому формирование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании, в сущности, является гораздо большим, чем просто появление новой теории. Это - принципиально новая теория, принятие которой иногда обозначает изменение ценностных ориентации

человека и ученого и пересмотр многих привычных представлений и «Истин». В основе гендера как социального конструкта (Lorber, O'Neill, Темкина, Здравомыслова, Попова и др.) лежат три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия

и взаимодействия. Представляется очевидным, что процесс гендерной социализации «запускает» чисто биологический признак - пол ребенка, однако усвоенные гендерные роли могут основываться не только на традиционных представлениях о жесткой закрепленности поведения и психологических особенностей за представителями того или иного пола, но и на андрогинии. Понятие "андрогиния" описывает такую ситуацию, когда гендерные роли становятся гибкими и позволяют всем людям женского и мужского пола вести себя в соответствии

с индивидуальными особенностями, а не с гендерными предписаниями. В андрогинном поведении отражается реальное отсутствие чисто мужских или чисто женских качеств: девочки и мальчики, женщины и мужчины могут быть эмоциональными и не очень, самостоятельными и зависимыми, мягкими и жесткими, болтливыми и неразговорчивыми, боязливыми и бесстрашными. Более того, исследования показали, что люди андрогинного типа более всего приспособлены к жизни и гораздо

реже испытывают стрессы, связанные с полоролевыми конфликтами. Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых мы стараемся соответствовать гендерным ожиданиям,— это нормативное и информационное давление. Важность гендерных норм в современном обществе и последствия неподчинения им хорошо иллюстрируются присущей множеству людей реакцией на проявление гомосексуальности.

Люди, которые не заводят детей, не вступают в брак, равно как и те, кто имеет романтические и/или сексуальные отношения с человеком своего пола, часто рассматриваются как нарушители гендерных ролей и подвергаются серьезному социальному принуждению. Исследования показывают, что базовой заготовкой для мозга и тела является эмбрион по структуре женский. В возрасте 6-8 недель после зачатия мужской эмбрион (ХУ) – заложен генетически - получает большую дозу мужских гормонов, называемых андрогенами, которые в первую очередь

используются для формирования яичек, а затем вторую дозу, которая перестраивает мозг из женского формата в мужскую конфигурацию. Если мужской эмбрион своевременно не получит нужной дозы, возможны два варианта. Первый — родится мальчик, структура мозга которого в большей степени женская, чем мужская, другими словами, мальчик, который после полового созревания будет иметь склонность к гомосексуализму. Второй — генетический мальчик получит чисто женский мозг в сочетании с мужскими половыми органами.

Этот человек будет транссексуалом. Такой человек относится к одному полу, но твердо знает, что принадлежит к другому. Если эмбрион – генетическая девочка (ХХ), а в мозг поступил мужской гормон, то получается женское тело с мужским устройством мозга. Игры таких девочек обычно более жесткие и грубые, они, как правило, крупнее, отличаются большей ловкостью при игре с мячом, и у них после созревания появляются волосы на лице. (Там же) Среди главных причин появления людей с гомосексуальной ориентацией – стресс,

болезнь у беременных женщин, а также прием лекарств, влияющих на выработку гомонов, прием гормонов. Ученые и специалисты по сексуальным вопросам поведения человека утверждают, что гомосексуализм – врожденная ориентация, а не свободный выбор. Гомосексуальные наклонности закладываются еще в процессе внутриутробного развития, закрепляются в возрасте пяти лет, не поддаются волевому регулированию. Отклонения от гендерной роли часто рассматриваются людьми как доказательство гомосексуальности.

А ведь на самом деле, если мужчине свойственны женские манеры, то он необязательно гомосексуал. В мозге человека есть два центра – центр спаривания и центр поведения. Центр спаривания принимает решение, к какому полу вы испытываете влечение. Ему требуется постоянное поступление мужских гормонов, чтобы мужчина вел себя по-мужски. Центр поведения также может не получать достаточное количество гормонов, чтобы обеспечить мужскую манеру

поведения, речи и т.д. Поэтому, если мужчина – женственен, то это не означает, что он гомосексуал, поскольку центр спаривания может получать достаточное количество гормонов. (Там же.) Вернемся к людям с гетеросексуальной ориентацией. Даже если человек с уверенностью может отнести себя к мужскому или женскому полу, все-таки мозг человека генетически запрограммирован на преимущественно женское или мужское поведение. Когда мы проходим гендерно-ролевую социализацию – процесс, в ходе которого

мы научаемся тому, что социально приемлемо для мужчин и для женщин – мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими, таким образом испытывая информационное давление. Внутренне мы можем не соглашаться с нормами, которым приходится подчиняться из-за того, что общество, как говорилось ранее, неодобрительно относится к личностям, нарушающим традиционные половые роли. Процесс возникновения жесткой дифференциации по половому признаку философы традиционно связывают

с разделением труда. Вполне очевидно, что на ранних стадиях развития человечества разделение труда было неизбежно и прогрессивно: использование физической силы мужчин было важно для выживания в суровых условиях, а необходимость кормления младенцев и ухода за ними больше привязывало женщин к месту обитания. Такое разделение сыграло положительную роль в сохранении человека как вида. С развитием технологии это разделение стало постепенно утрачивать свое положительное значение, но было

закреплено и приобрело оценочную маркировку. В большинстве культур все, что относится к женскому, стало расцениваться как нечто более низкое по уровню развития, как отрицательный полюс по отношению к мужскому. Девальвация социальной роли женщины - реальность, давно утратившая временные пределы, ставшая вечной, имманентной практически во всех социокультурах, у большинства народов мира. Жизнь в обществе способствует стандартизации нашего восприятия: оно формируется под воздействием его

ценностных установок и верований. Мы склонны думать и действовать, как члены определенной культуры, к которой принадлежим. Так появляются полоролевые стереотипы - готовые представления, которыми часто пользуются без достаточно объективного основания, которые удовлетворяют потребности человека в неком обобщении и классификации того, что он/она воспринимает, думает и чувствует, и которые играют ведущую роль в гендерной социализации. 2. Ассоциативное поведение при нарушении гендерной идентичности 2.1

Теории западных исследователей Сразу хотелось бы отметить, что тема является неразработанной и информации о проведении исследований на материале русского языка по изучению речи лиц, у которых происходит некоторое нарушение гендерной идентичности (явления гомосексуализма, транссексуализма или бисексуализма) нет. Однако я думаю, что для всестороннего изучения "гендерного" параметра и его взаимосвязи с языком и речью, крайне интересными должны быть работы по исследованию нетипичных гендерных идентификаций

личности и отражение этого в языковых структурах. (Файх, Горошко, Хирд, Кулик) В феминистской теории существуют различные концепции, связанные с определением и описанием маргинальной идентичности, обычно эти концепции ассоциируются с именами Терезы де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Сэджвик. В советской психологии табу с этой темы снял И. С. Кон, написав книгу, посвящённую однополой любви "

Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви". Существуют различные проявления нетипичной гендерной идентичности (явления гомо би- и транссексуализма), а также различные способы её описания – теоретические исследовательские парадигмы (например, теория "множественных" гендеров, о которой писал Хирд) В западной лингвистике изучение речевого поведения представителей сексуальных меньшинств началось

в 40-е годы, а у нас, к сожалению, подобные исследования не проводятся до сих пор. Подробный критический обзор работ в этом направлении был проведён Д. Куликом (Kylick, 2000). Проанализировав работы, он отметил, что речь геев и лесбиянок в английском языке характеризуется частым использованием арго, намёков, категоризаций, большим количеством уклончивых ответов относительно вопросов, связанных с идентичностью человека (опускание или изменение частей речи

с маркированной категорией рода (притяжательных местоимений)), а также частое употребление слов – уничижительных наименований лиц гомосексуальной ориентации – в целях переосмысления и изменения их коннотативной окраски. (Горошко, 2003, с.148) Особое внимание Кулик уделяет проблеме реконструкции нетипичной идентичности и теоретическому осмыслению работ в области конструирования, создания этой идентичности. По его мнению, обзор работ показал возможность изучения взаимоотношений между языком и сексуальностью

без отрыва от понятия "идентичность", без подмены понятия "сексуальность" понятием "гендер" и без упущения того факта, что сексуальность – это больше, чем то, что люди сознательно говорят или сознательно избегают говорить о своей сексуальной ориентации (Kylick, 2000, с. 277) Кулик полагает, что понятие "идентичность" не следует брать за отправную точку, и оно не может ответить на все вопросы, которые мы можем задать о языке и сексуальности.

Сосредотачиваясь только на изучении идентичности, мы можем выпустить из поля внимания такие важные параметры самой сексуальности, которые её конструируют (фантазия, подавление, бессознательное, желание). Д. Кулик предлагает использование перформативного подхода для изучения взаимосвязи языка и сексуальности вместо традиционного социолингвистического. Очень интересна для изучения работа К. Файх, где она поднимает вопрос, каким образом гендер и сексуальность человека могут быть "индексированы"

в языке. Файх предлагает для описания языка подобных маргинальных культур использовать понятия "дейксис", "индекс" и "перформативность". Исследовательница считает, что в языке существуют определённые "индексы", по которым можно определить гендерную и сексуальную идентичность говорящих, причём "индексы", как правило, выражены широким диапазонам лингвистических средств.

Сам дейксис (напр. личные местоимения мужского или женского рода) может служить индексом гендерной идентичности говорящих. (Файх, 2002, с. 307) Однако, по мнению западных исследователей, индексом гомосексуальной идентичности может являться и наличие в речи говорящего особенностей, присущих лицам противоположного гендера. Лесбийские исследовательницы Ливиа и Холл считают, что гендер является перформативом (понятие, эквивалентное действию, поступку) потому, что утверждение гендера не только описывает, но и предписывает,

требуя, чтобы референт вёл себя соответственно гендерным нормам, а также создавал и воспроизводил свой гендер в речевых актах. (Livia, Hall, 1997) При этом культура инсценирует гендерные нормы. На мой взгляд "индексами" является определённый жаргонный язык представителей сексуальных меньшинств. Как пишет Рабинович: "…жаргон представляет собой совокупность слов, расширяющих речевой репертуар группы носителей того или иного конкретного языка, структурных аспектов которого жаргон не

затрагивает, реализуясь лишь на лексическом уровне и используясь для описания наиболее значимой для группы ситуации, каков бы ни был объём и характер специфического лексикона". (Кон, Байбурин, 1991, с.294). Эти внутригрупповые арго понятны всем и предполагают их использование в своём узком кругу. Далее Файх отмечает, что для понятия перформативности не важна истинность или ложность самой сексуальной идентичности, а важны образцы социального коммуникативного поведения других типов,

возможных и предписываемых людям на основании их идентификации как представителей данной сексуальной ориентации. "Перформативность указывает на разницу между культурными группами в способах выражения и создания сексуальной идентичности. Потому перформативность и индексирование формируют очень важную теоретическую базу для понимания особенностей речи сексуальных меньшинств". (Файх, 2002, с.309) В основание этих исследований предполагается положить 3 теории:

1) теорию перформативности гендерной и сексуальной идентичности и их индексирование в речи индивида (Livia, Hall, 1997); 2) лингвистика контакта как метод изучения языковой группы, членам которой неудобно в негативных социальных условиях быть идентифицированными в качестве представителей гомосексуальных меньшинств (Essig, 1999); 3) переводную модель дискурса О. Йокоямы в качестве метода анализа данных и оформления правил их экспликации (Yokoyama,

1986, 1999). Однако что касается отечественной лингвистики, то до настоящего момента вопрос о проведении подобных исследований в рамках лингвистической гендерологии остаётся открытым. 2.2 Речевые ассоциации и гендер Можно предположить, что язык, будучи основным средством конструирования идентичности, не может не испытывать влияния "сексуального" фактора, что не может не отразиться на отношениях таких параметров как "гендер", "идентичность" и "сексуальность"

. Информантами для эксперимента были выбраны люди, не скрывающие свою сексуальную ориентацию; в возрасте от 20 до 40 лет, занимающиеся защитой прав гомосексуалов (примерно 40%). Для проведения эксперимента был введён перекрёстный анализ результатов эксперимента по следующей схеме: Геи Лесбиянки | | Мужчины Женщины Был проведён сопоставительный анализ ассоциативных полей, полученных от (результаты взяты из аналогичного эксперимента с гетеросексуальными мужчинами и женщинами): - гомосексуальных

мужчин и женщин; - гомо- и гетеросексуальных мужчин; - гомо- и гетеросексуальных женщин. Количественный анализ ассоциативных полей гомосексуальных мужчин и женщин показал следующее: - реакции гомосексуальных женщин были разнообразнее; - в реакциях лесбиянок чаще встречались реакции словосочетаниями и предложениями; - реакции геев были "отрицательными". Однако такие стимулы, как любить, ребёнок и мужчина, наоборот, именно у лесбиянок активировали "

отрицательный" оценочный элемент в значениях почти всех слов-реакций; - количественные показатели индексов энтропии (неопределённости), дистрибуции (распределения языковых единиц) и разнообразия были выше в ассоциативных полях, полученных от информанток – лесбиянок. (Горошко, 2003, с.152-153) Проведённый анализ показал, что имеются существенные различия по всем 4-ём группам по показателям стереотипности реакций, их разнообразия и дистрибуции, а также в соотношении количества

слов, образующих реакцию (одно слово и больше). Самым интересным является факт сохранения пропорций в количественных показателях индексов. Видна некая закономерность между ассоциативным поведением человека и его сексуальностью. (см. Приложение №1) Качественный анализ ассоциативных ядер, полученных по 4-ём группам, выявил ряд различий в "ассоциативном" видении некоторых понятий как гендерно маркированных, так и нет. - "мужчина"- (см. Приложение №2) - для гетеросексуальных информантов образ мужчины

окрашен в основном положительно; - повышенная "эротичность" мужского образа прослеживается по реакциям, полученным от гомосексуальных мужчин; - для гомосексуальных женщин понятие "мужчина" вызывает чувство агрессии. - "женщина"- (см. Приложение №3) - для гетеросексуальных мужчин и лесбиянок образ женщины окрашен в яркие положительные тона, эротично окрашен, что косвенно свидетельствует о существовании "сексуальности" в русском

языковом сознании; - для гетеросексуальных женщин этот образ просто имеет положительную характеристику; - для геев образ женщины имеет резко отрицательное восприятие. -"любить"- (см. Приложение №4) Первичные ассоциации этого глагола направлены, прежде всего, на объект любви; "любить" ассоциируется с оппозитивом – ненавидеть. Сексуальная ориентация прослеживается только по предпочтительности в объектах любви. - для гетеросексуалов

любовь "распространяется" на представителей противоположного пола или близких (детей или родителей); - для гомосексуалов – на представителей своего собственного пола (по реакциям геев можно говорить и об определённой эгоцентричности их языкового сознания). (Горошко, 2003, с.154-155) Также были проведены аналогичные эксперименты, для изучения влияния пола экспериментатора на протекание ассоциативных процессов, и было установлено, что во время проведения социологического

интервью пол человека, его берущего, оказывается взаимосвязан с выбором темы беседы. Мужчины предпочитают разговаривать о политике с мужчинами-интервьюерами, а женщины легче разговаривают о семье с женщинами-интервьюерами. На интимные темы оба пола предпочитают разговаривать с женщинами-интервьюерами. У мужчин и у женщин существует разная табуированность тем для разговоров – установили А. О. Морозова и О. В. Симакова, Холод А. М. указывает на то, что степень актуализации родовых форм

слов, "возрастает" при проведении экспериментов мужчинами в женской аудитории и наоборот. Буренина Н. В. установила, что во время проведения социолингвистического опроса стиль коммуникативного поведения информантов непосредственно зависел от половой и возрастной принадлежности интервьюера. Однако, нельзя забывать и о таком параметре как образование и социальный статус. Не следует рассматривать зафиксированные различия только как гендерные характеристики.

Также, Завьялова М. В. ссылается на спонтанность устного ответа, чего нельзя сказать о письменном ответе на вопрос. Предположительно, написанные слова вызывают реакции другого рода, они могут быть связаны с визуальной стороной слова, т.е. вторичной, поэтому устный вариант ассоциирования представляется более показательным и достоверным. (Завьялова, 2001, с.65) Заключение Итак, мы достаточно подробно рассмотрели историю возникновения понятия гендер, увидели, как

развивались исследования в этом направлении. Узнали, что при нарушении гендерной идентичности меняется языковое сознание, что попытались доказать посредством анализа эксперимента, который продемонстрировал, как никакой другой, что изучение категории "гендер" невозможно в отрыве от изучения понятия "сексуальность", и это направление исследований, затрагивающее процессы передачи и воссоздания сексуальности в речевых практиках, напрямую может быть связано с гендерными исследованиями.

Список литературы 1) Байбурин А. К Кон И. С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения, С Пб, 1991 2) Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма, Москва-Харьков, 2003 3) Завьялова М. В. Исследование речевых механизмов при билингвизме (на материале ассоциативного эксперимента с литовско-русскими билингвами)// Вопросы языкознания, 2001, №5 4) Коган И. Л. Гендерная культурология,

Минск, 2003 5) Матченя "Основные вопросы лингвистической гендерологии в программе курса по выбору "гендерные исследования: язык и культура", Псков, 2006 6) Файх К. Теоретические и методические основы исследования употребления языка русских представителей сексуальных меньшинств в Москве // Докл. II Междунар. конф. "Гендер: язык, культура, коммуникация",

Москва, 22-23 ноября 2001 М.:МГЛУ 7) Kylick, D. Gay and lesbian language. Annual Review of Anthropology, 2000 8) Livia, A Hall, K. "It's a Girl": bringing performativity back to linguistics. Queerly phrased: language, gender and sexuality, Oxford, Uk: Oxford, University Press, 3-18 9)http://www.history.ru/component/option ,com_remository/Itemid,92/func,

select/id ,2/ Приложение Приложение №1 Приложение №2 Женщины Лесбиянки Геи Мужчины Сила, отец, сильный, симпатичный; красивый, обаятельный, высокий, друг, рыцарь, умный Агрессия, армия, Адам, боец, верность, бык, мерзость, соперник, убить Красивый, хочу, он, друг, красота, бизнесмен, бить Сильный, сила, разум, друг, красивый, умный, папа, хозяин, добрый, глава, семьи, справедливый

Приложение №3 Женщины Лесбиянки Геи Мужчины Мать, красивая, красота, умная, жизнь, любовь, нежная, жена, стройная, добрая, ласковая, нежность Красивая, мать, подруга, молодая, умная, обнажённая, одинокая, любить, мужик, муки Стоит, тёлка, труд, глупость, мать, нет и не надо, труженица, ненавижу Красивая, мама, красота, добрая, жена, нелепость, умная, любовь, любимая, стройная, секс, загадка, ласковая, милая, мягкая, мягкость, тепло, уют Приложение №4

Женщины Лесбиянки Геи Мужчины Дети, жить, маму, нежность, ненавидеть, обожать, радость, солнце Человек, ненавидеть, жизнь, сильно, девушку, жизнь, мужа, крепко, женщину. Мужчину, его, себя, сильно, страсть, ненавидеть, это прекрасно Женщину, девушку, мать, сильно, родителей, верить, дети, верность, жизнь, нежно, страсть, счастье, уважать



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация
Реферат Пространство в романе Харуки Мураками "Страна чудес без тормозов и Конец света"
Реферат Автомобильная электроника
Реферат Заболевания дыхательной системы заболевания сердечно-сосудистой системы
Реферат Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида
Реферат Functionalism According To Fodor And Searle Essay
Реферат Jewish Death And Dying Essay Research Paper
Реферат Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. Шпора
Реферат Классификации гиперболических дифференциальных уравнений в частных производных
Реферат Исследование учета затрат машинно-тракторного парка и анализ эффективности его использования в организации АПК
Реферат Законодавча база страхування з тимчасової втрати працездатності його мета та основні терміни
Реферат Оздоровительные занятия физическими упражнениями по ВСД и миопии
Реферат Планирование маркетинга основа планирования деятельности предприятия
Реферат по Производственные технологии
Реферат Импортеры мирового капитала