Реферат по предмету "Культурология"


Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

ВведениеТеатр многообразен.Существует в нем множество школ и направлений. Если мы говорим, что сутью театраявляется раскрытие правды жизни пьесы через действие, которое и составляет драму,т.е. правды поведения действующих лиц, правды их поступков, то мы тем самым определяемстепень важности и необходимости скрупулезного исследования в самом широком смыслевсего круга мотиваций совершаемого действия, произносимого слова. Это возможно лишьпри тщательном и добросовестном постижении всего материала

пьесы и сведении добытыхчувствований, пониманий и знаний в единую систему, которая и есть система спектакля.Система спектакля - это нахождение взаимосвязанной и взаимоопределяющей необходимостикаждого слагаемого для создания художественной целостности, выражающей сверхзадачуспектакля. Система спектакля - это синтез пьесы т.е. авторской сверхзадачи и системыее художественного воплощения автором и режиссерского сочинения спектакля.Искусствопредставления и искусство переживания редко встречается

в своем чистом виде и могутбыть разграничены лишь теоретически. В обоих случаях актер живет чувствами и мыслитмыслями изображаемого лица, но актеры школы представления переживают роль толькона каком-либо этапе репетиционной работы, довольствуясь в дальнейшем показом однаждынайденного. Сторонники искусства переживания должны жить чувствами роли на каждомпредставлении, переживать их ежевечерне как бы заново, каждый раз добиваясь свежестии искренности переживаний.

Это прежде всегоучение о сверхзадаче спектакля и роли . Передача на сцене чувств и мыслей писателя,его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля , пишет Станиславский.Вот эту главную всеобщую цель, притягивающую к себе все отдельные устремления действующихлиц, он и называет сверхзадачей. Путем к ее достижению служит так называемое сквозноедействие, это как бы рельсовый путь, ведущий к конечной станции сверхзадаче.

Безнее спектакль становится бесцельным, лишенным четкой и ясной идейной направленности,а без крепко проложенного сквозного действия путаным, сумбурным, разбросанным. Нас любят в тех пьесах, утверждал Станиславский, где у нас есть четкая, интереснаясверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Сверхзадача и сквозноедействие вот главное в искусстве . Сейчас противники системы берут под сомнениеотдельные ее положения, но, думается, и они вынуждены признать

необходимость в любомспектакле определенной сверхзадачи то есть идеи и закономерного развития действия.Иначе действительно получится нежизнеспособное произведение с переломанным спиннымхребтом .Сценическоедействие обязательно должно быть обоснованным, целесообразным, то есть достигающимизвестного результата. Сценическое действие это не беспредметное действие вообще ,а непременно воздействие либо на окружающую материальную среду открываю окно,зажигаю свет, обыгрываю те или иные предметы , либо на

партнера тут воздействиеможет быть физическим обнимаю, помогаю одеться, целую или словесным убеждаю,возражаю, браню и т. п либо на самого себя обдумываю, сам себя уговариваю, илиуспокаиваю и т. д.Создаваемыйактером образ это образ действия. И путь к подлинному переживанию открываетсячерез действие. Нельзя играть чувства и страсти , наигрыш страстей так же недопустим,как и наигрыш образов.Что жеможно играть ? Многое. Действующее лицо вошло, поздоровалось, село, объявило о случившемсясобытии,

высказало ряд мыслей. Это каждый может сыграть от своего лица, руководствуясьжитейским опытом. Пусть и играют. И так всю пьесу по эпизодам, разбитым на физическиедействия. Когда это сделано точно, правильно так, что почувствована, правда и вызванавера к тому что, на сцене тогда можно сказать что линия жизни человеческого теласделана. Это не пустяки, половина роли. Может ли существовать физическая линия бездушевной ?

Нет. Значит, намечена уже и внутренняя линия переживаний. Вот приблизительныйсмысл новых исканий .Актерупредлагается сразу же действовать в предлагаемых обстоятельствах и действовать отсебя, постепенно уточняя и усложняя магические если бы, превращая их из простейшихв многоэтажные . Идя от себя, то есть представляя себя в предложенных автором обстоятельствах,артист постепенно вживается в образ и действует так, как если бы происходящее сним совершалось впервые здесь, сегодня,

сейчас. Так происходит перевоплощение артистав сценический образ. Окружив себя предлагаемыми обстоятельствами роли и тесно сними сжившись, исполнитель уже не знает, где я, а где роль .Любое,самое сложное психологическое движение души надо уметь перевести в действие, говоритСтаниславский. Да, необходимо перевести в действие, подтверждает Немирович-Данченко,но это арифметика актерского искусства, а есть еще алгебра и геометрия, когда действуетобраз,

характер, рожденный неповторимой личностью автора, когда на сцене возникаетатмосфера, принесенная актером, когда рождаются чувства, неподвластные никакомуанализу . lt Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным. М 1971. С.143. gt Такое действиепредставляет собой органический процесс, который осуществляется при участии ума,воли, чувства, актера и всех его внутренних психических и внешних физических данных, называемый

элементами творчества.К их числу относятся внимание к объекту зрение, слух и др память на ощущенияи создания образных видений, артистическое воображение, способность к взаимодействиюсо сценическими объектами, логичность и последовательность действий и чувств, чувствоправды, вера и наивность, ощущение перспективы действия и мысли, чувство ритма,сценическое обаяние и выдержка, мышечная свобода, пластичность, владение голосом,произношение, чувство фразы, умение действовать словом и прочее.

Овладение всемиэтими элементами приводит к подлинности совершаемого на сцене действия, к созданиюнормального творческого самочувствия в предлагаемых обстоятельствах. Учение создаватьобразные представления, которые материализуют мысль актера, делают ее образной,действенной, а потому и более заразительной и доходчивой до партнера - составляютвидение внутреннего зрения. Башкирскийтеатр драмы имени Мажита Гафури Башкирский государственный ордена

ТрудовогоКрасного Знамени академический театр драмы имени народного поэта Башкортостана МажитаГафури далее БГТД, БАТД учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке,ранней столице БАССР. Художественным руководителем и директором стал известный втеатральном мире России начале ХХ в. и режиссер, основатель первых сценических объединенийв Башкортостане В.Г.Муртазин-Иманский. С расширением в 1922 г. территориальных границБАССР

Большая Башкирия и перемещением столицы республики в Уфу стерлитамакскаятруппа сливается с татаро-башкирской труппойУфимского государственного Показательного театра. Объединенный коллектив формирует два состава стационарный и передвижной Башкирский государственный Передвижной театр БПТ для работы в республике, а также башкирских районахдругих регионов страны. В Башкирском государственном техникуме искусств открываетсятеатральное отделение 1926

, учебный процесс которого вписывается в план художественной работы главного театра. Всамом БГТД создается студия для изучения основ системы К.С.Станиславского. Художественно-эстетические преобразованияв БГТД на новом этапе возглавляет актер, режиссер и театральный педагог М.А. Магадеев.В театре складывается плеяда актеров и режиссеров,которые аттестуются высокими званиями.

Вместес пионерами национальной сцены, как Хазиахмет Бухарский Галимов , Диля Габдульманова-Даутова,Исхак Зайни, Амин Зубаиров, Галимъян Карамышев, Марфуга Муртазина-Иманская, ГималетдинМингажев, Танхылу Рашитова, Фахерниса Самитова,Гиниятулла Ушанов, Елизавета Шляхтина-Сыртланова,

Бедер Юсупова и др в театреслужат Зайтуна Бикбулатова, Талига Бикташева,Валиахмет Галимов, Тимербулат Имашев, Хусаин Кудашев, Арслан Мубаряков, Асия Рафикова,Ахмет Садыков, Аклима Садыкова, Сахи Саитов, Рим Сыртланов, Газим Тукаев, РафгатФайзи, Габдулла Шамуков, Рагида

Янбулатова и другие актеры композиторы М.М.Валееви К.Ю. Рахимов, сценографы С.И.Никандров, Г.Ш.Имашева, М.Н.Арсланов и др. Эти замечательныелюди сообщили национальной сцене ее классический облик. В 1935 г. Башкирскому государственномутеатру драмы присвоено звание академического. БАТД в обозначенные годы возглавляютпоследовательно режиссеры

В.Г.Галимов, Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов. На вершины периода приходится расцветискусства режиссера Ш.М.Муртазиной, определившейсущественные линии обновления художественно-эстетической сокровищницы театра. Точнос трагедийных спектаклей Муртазиной Макбет по пьесе В.Шекспира, Магомет Ф.Вольтера, В ночь лунного затмения М.Карима, Нашествие Л.Леонова принялась отсчитывать академическая труппа республики новое времяв своей

художественной биографии. На всем протяжении этапа в театр приходят актеры, ставшие подлинными новаторамив национальном искусстве Зинира Атнабаева, Роза Каримова, Гюлли Мубарякова, Гузельи Хакимъян Сагитовы, Муллаян Суяргулов, Ильшат Юмагулов, Хамидулла Яруллин выпускникиРоссийской академии театрального искусства. Раскрепощению художественной мысли в искусстве, утверждению свежей сценической речимного способствовали

воспитанники уфимскойтеатральной школы Ахтям Абушахманов, Тансулпан Бабичева, Загир Валитов, Илсияр Газетдинова, Суфия КурбангалееваРафиль Набиуллин,Ильдар Саитов, Хурмат Утяшев, Олег Ханов, Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова, ХамидШамсутдинов, Эльвира Юнусова и др. Ключевое место в образе творчества

БАТДзанимают сценограф Т.Г.Еникеев, композиторР.М.Хасанов. И уже сегодня, на рубеже веков, в труппу идет талантливая, свободнаяв своих эстетических взглядах, поэтических влечениях, молодежь Светлана Хакимова,Гаяз Алтыншин, Алмаз Амиров, Алсу Галина, Азамат Гафаров, Сара Буранбаева, АзатЗиганшин, Гузель Маликова, Хаким

Муртазин, Фаяз Султанов, Гульнара Фархиева,Сагидулла Байзигитов, Гульнара Амироваи др. В творческом процессе, все шире и глубжезахватывающем концептуальные связи искусстваи жизни, отныне принципиально важна рольнационального писателя в БАТД. Здесь состоялась театральная биография народногопоэта Башкортостана Мустая Карима, удостоенного Ленинской премии за трагедию

Небросай огонь, Прометей Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского затрагедию В ночь лунного затмения , произведения, оплодотворенные благородной философскойпроблематикой. В строительстве репертуара БАТД исключительно важную роль сыгралидраматурги И. Абдуллин, А. Абдуллин, Н. Асанбаев, А. Атнабаев, Ф. Богданов, А.Мирзагитов,Н.Наджми, И.Юмагулов и др создавшие совместными усилиями емкую летопись эпохи.

Спектакли Лунные вечера Айсылу , Дуга с колокольчиками , Тринадцатыйпредседатель Красный паша , Матери ждут сыновей , Нэркес , Утраченныегрезы , И судьба не судьба! вернули театру классическое совершенство поэтическойформы. Познание духовности человека, опознаниеисторических координат его бытия составляет основу богатого реалистического методаБАТД. Это богатство в 1955-1985 гг. щедро пополнилось из арсеналов опыта многонациональноготеатра

СССР, прежде всего, русского. Мастера искусства постановки Л.М.Прозоровский, А.М.Лобанов,А.Д.Дикий, Ю.А.Завадский,Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос и другие стали наставниками башкирского артиста. Вместе с тем гегемония традиционного реализмав художественном творчестве БАТД не закрывает доступа для параллельных поэтическихтечений и иных колористических эффектов в мировом

искусстве. В эстетику БАТД поступательновписались идейно-художественные искания и обретения мирового театра от Брехта до Брука, от Сартра до Ионеско, от РожеГароди до Гротовского и А.А.Васильева. На пороге нового столетия, нового тысячелетияакадемический театр Башкортостана вновь гадаетсвою судьбу. С распадом коммунистической системы для БАТД, как и для его публики,конец ХХ в. стал временем поистине тектоническихпревращений.

Через многомерную эстетическую мысль, с помощью развитого инструментасовременной театральной поэтики театр стремится установить заветное место национальногодуха на дуге мировой культуры. Отныне актуальный образ мышления башкирскойсцены открыто и тесно примыкает ко множеству идей, коренящихся, в равной мере, вреализме, модернизме, мифологии и их валерных отношениях. Программа БАТД, как живойорганизм, воплощает собой целостность и непрерывность исторического развития

национальногоискусства. Таким образом, эстетика БАТД сегодня, как жизнь человека в вере, открытав обе стороны бытия. Театр по-прежнему играет всего Мустая Карима, и национальныезнамения старым порядком манят его как знак провидения. Вместе с тем, заповедноеместо на его афише занимает первое перо современной башкирской театральной литературыФлорид Буляков Государственная премия РФ 1996 года за трагифарс

Отчаянная, или Бибинур, ах,Бибинур творчествокоторого обращено ко всей системе поэтических ценностей мирового театра. А такиеспектакли БАТД последних лет, как Камикадзе и Шаймуратов-генерал по пьесамтого же Булякова, Любви все возрасты покорны Н.Гаитбаева, Ночной гость Ф.Богданова, Израненная судьба Н.Асанбаева, Птицы возвращаются к гнездам

Ш.Рахматуллина, а также Филумена Мартурано Э.Де Филиппо, Собака на сене Лопе де Вега, Таланты и поклонники А.Н.Островский равным образом черпают из сокровищниц общечеловеческойкультуры Театр совершенно волен в своемвыборе. Ибо цель его жизни башкирский народ,его свобода, его земное благоденствие, его культура. Вот что главное!Башкирскийгосударственный академический театр драмы имени

Мажита Гафури - один из старейшихфлагманов башкирского национального искусства. Созданный в 1919 году, коллектив театра сразу стал центром внимания со сторонызрителей, культурной общественности и профессиональной критики. Его опыт, традиции,естественно, имеют основу центростремительных темпов ХХ в вобравшего в себя ивеликие надежды, и великие свершения, и великие нравственные и социальные переломы. Репертуар театра во все годы егосуществования формировался по четырем кардинальным направлениям

- освоению национальнойклассики, зарубежной и русской, современной отечественной пьесы. Особые страницырепертуарной биографии театра связаны с именем народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Именно на сцене родился драматургМ.Карим, многим пьесам которого была уготована выдающаяся судьба. Коллектив театра - любимец нетолько уфимской публики, его знают и в самых отдаленных уголках родной

республикии далеко-далеко за ее пределами. Первые большие гастроли театра состоялись еще в1922 году в Петрограде, а с 1927 года регулярно театр представляет свое творчествов Москве, Петербурге, крупнейших театральных центрах страны, таких как Казань, Екатеринбург, Челябинск,Пермь и т.д в столицах бывших союзных республики за рубежом. В 1935 году театр получаетзвание академического. В 1970 году награждается орденом

Трудового Красного Знамени.В 1971 году театру присваивается имя Мажита Гафури. Спектакли театра - постоянныеучастники Республиканских, Российских и Международных театральных фестивалей, ихлауреаты и дипломанты. Башкирский академический театрвсегда концентрировал в себе лучшие творческие силы башкирского народа. Его труппавсегда была уникальна и пользовалась любовью зрителей разных поколений.

Отметив 4 декабря 1999 года своевосьмидесятилетие, коллектив театра не только распахнул двери своего нового уникальнооснащенного и редкого по красоте здания, но и вышел на новый виток своих художественныхдостижений. Сегодняшний облик Башкирскогоакадемического театра - это не только верность и преданность лучшим традициям актерскойи режиссерской школ, выработанным десятилетиямивдохновенного труда. Это еще и поиск новых художественно - эстетических путей втеатральном искусстве, постоянное формирование

новых актерских сил, своеобразного, присущего толькоэтому театру репертуара. Зрительныйзал радиофицирован, осуществляется синхронный перевод на русский язык. Начало спектаклей дневных - в 12 ч вечерних - в 19 ч. Директор по основной деятельности - народныйартист РБ, заслуженный артист РФ, лауреат премии им. С.Юлаева

Утяшев ХурматуллаГаззалеевич.СпектаклиБашкирско го Академического театра драмы им. М.ГафуриЗ.Валитов Акъял-батыр М.Файзи Асылъяр Прекрасная возлюбленная Г. Шафиков Аттила Х.Зарипов Аферисты Г.Ахметкужина Давайте, познакомимся А.Н.Островский Безвины виноватые Р.Кинъябаев Друг мой,

Байтимир Ягафарова Дочь степей С.Латыпов,Х.Фатихова Завидуй, Америка, завидуй Н.Гаитбаев Любви все возрасты покорны З.Биишева Любовь и ненависть Раффи Шарт Мою жену зовут Морис И.Юмагулов Нэркес Р.Кинзябаев Одолжи мне жеребца Н.Птушкина Плачу вперед Н.Абдыкадыров Последнее море

Чингисхана Ш.Рахматуллин Птицы возвращаются к гнездам Лопе деВега Собака на сене Ф.Буляков Сорок свечей надежд твоих М.Карим Страна Айгуль Айгол иле С.Сургина Тайна волшебного озера Заятуляк и Сусылу А.Островский Таланты и поклонники Ф.Буляков Шаймуратов - генерал Х.Зарипов Эх, невеста, невестушка

ОткрытиесезонаБашкирскийгосударственный академический театр драмы имени Мажита Гафури планирует открытьсвой 83-й театральный сезон премьерой - народной трагедией Аттила попьесе Газима Шафикова. Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РБ ПетрШеин, литературный перевод - Ахмер Утябай, сценография - Эдуард Гиззатуллин, композитор- Урал Идельбаев, костюмы -

Дмитрий Хильченко, балетмейстер - Игорь Севастьянов. Пьеса Аттила , повествует о предводителе гуннов, который в конце IV - начале V веков нашей эры совершает поход с территориисовременной Башкирии в западную Европу иРимскую империю. Одно имя Аттилы приводило в трепет народы Европы! Жестокие кочевникив звериных шкурах - конница гуннов - черным

ураганом проносились по земле, сметаявсе на своем пути, уничтожая деревни, города, целые государства. На два с половиной часа зритель вместе с героямиспектакля попадает в Рим, становится свидетелем острейших конфликтов Аттилы с императрицейПлацидией, папой Львом и полководцем Аэцием. Сложные отношения складываются у Аттилыс принцессой Гонорией, дочерью Плацидии. В пьесе также фигурируют родоначальник древнихбашкир

Башкорт-хан и его жена Питубай. Вфинале этот герой помогает Аттиле в битве с Римской империей. Пьеса лауреата Государственной премии РБ им.С.Юлаева, заслуженного деятеля искусств республикиГазима Шафикова - это первое в мире произведение об Аттиле, написанное в жанре сценическойтрагедии.ЗаключениеЖивой сценическийобраз рождается лишь от органического слияния актера с ролью.

Он должен стремитьсяк возможно более точному и глубокому постижению духа и замысла драматурга ,в тоже время творчество драматурга обретает новую жизнь в творчестве актера, вкладывающегов каждую исполняемую им роль частицу самого себя. Поэтому действенный анализ пьесысоздает, наиболее благоприятные условия для познания творчества драматурга и возникновенияпроцесса перевоплощения актера в образ. Для этого актер должен окружить себя обстоятельствамижизни пьесы, пытаясь действием ответить на вопрос

Что бы я стал делать сегодня,здесь, сейчас, если бы находился в обстоятельствах действующего лица ? Чтобы привыборе нужных действий не сбиваться с нужного пути, актер должен ясно ощущать течениесценических событий и развития конфликтов, определить для себя то, что Аристотельназывает составом происшествий , в которых ему предстоит осуществлятьте или иные действия. Следуя по одному и тому же логическому пути роли, актер, стоящийна позициях, должен всегда стремиться

к первичности творческого процесса, вырабатываяв себе импровизационное самочувствие, позволяющее ему играть не по вчерашнему, апо сегодняшнему. Литература Мар ВладимировичСулимов Режиссер наедине с пьесой учебное пособие для студентов ЛГИТМиКа1994К.С.Станиславский.Работа актера над собой. Ч.1, Изд. Искусство , 1954Н.Абалкин.Система Станиславского и советский театр.

Изд. Искусство , 1950Г.Крыжицкий.Великий реформатор сцены. Изд. Советская Россия , 1962СоставительВ.Власов. Вопросы режиссуры. Сборник статей режиссеров советского театра. Изд. Искусство , М. 1954Н.Горчаков.Режиссерские уроки К.С.Станиславского. Изд. Искусство , М 1951А.М.Поламишев.

Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. Изд. Просвещение , М 1982МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНПО КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙШКОЛЫНА ТЕМУ БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ МАЖИТА ГАФУРИ Ученика 9 В класса О.О.Ш.

16 Зарипова РусланаРуководитель Кныш В.Н.г. Октябрьский2003 годСодержание 1. Введение2. Башкирский театр драмы Имени Мажита Гафури3. Спектакли Башкирского академического театра драмы имени МажитаГафури4. Открытие сезона5. Заключение6. Литература



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості мотивів поведінки дошкільників
Реферат Система подготовки легкоатлетов
Реферат Агрус і гарбуз звичайні
Реферат Борьба американских колоний Англии за независимость Образование США
Реферат Профессиональный психологический отбор
Реферат 420111, рт, г. Казань, ул. Миславского, 9 Тел: (843) 248-65-07, 292-60-06, 292-70-85 e-mail: proekt-servise@yandex ru www proekt-service
Реферат Возникновение и распространение баптистских церквей в России
Реферат Объемно–планировочные и конструктивные решения канифольно-терпентинного цеха
Реферат Субъекты экономического поведения в командной экономике
Реферат Илмари Рантамала
Реферат Договор банковского вклада (депозит)
Реферат Реформа банковской системы
Реферат Русский авангард Основные направления и мастера
Реферат Основные задачи термохимии. Использование калориметрических методов для определения теплот растворения солей
Реферат Выбор материала и расчет параметров обделок вертикальных столов метрополитенов