Александр I (1777-1825) - российский император с 1801 г.
ученицы 8 "а" класса
Тарабариной Юлии
Екатерина IIхотела оставить после себя царём внука Александра, но после смерти императрицы в 1796 году на престол вступил Павел I. Александр стал императором только через 5 лет, после того, как в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии. Полагали, что Александр был посвящён в план заговора.
Император Александр I воспитывался вместе со своим братом Константином, который был младше его на полтора года.
Детство Александра и Константина прошло под наблюдением Екатерины II. Она воспитывала своих внуков в соответствии с теми взглядами, которые господствовали в 18 веке. Екатерина даже сама написала внукам первую книгу для чтения - "Бабушкину азбуку", а также рассказы по русской истории.
Александра и Константина обучали самые крупные учёные того времени - академики П. Паллас и А. Эпинус. Мальчики знали несколько иностранных языков и, как было принято в аристократических кругах того времени, писали по-французски лучше, чем по-русски.
Александру еще не исполнилось и шести лет, когда его воспитателями стали граф Н. Салтыков, а затем француз Ф. Лагрп. Выполняя указания Екатерины, Ф. Лагрп воспитывал Александра так, чтобы он в дальнейшем стал "просвещенным монархом".
Так же тщательно Екатерина подготовила и женитьбу своего внука. В 1793 году Александр был обручен с баденской принцессой Фридерикой, которая при крещении приняла имя Елизаветы Алексеевны. Супруги были очень молоды: Александру только что исполнилось шестнадцать лет, а принцессе еще не было пятнадцати. Их брак оказался несчастливым, прежде всего потому, что у молодой семьи не было потомства: обе их дочери умерли еще в младенчестве.
Первые манифесты Александра свидетельствовали об изменении политического курса. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снимали ограничения на торговлю с Англией, объявляли амнистию и восстановление в прежних должностях лиц, репрессированных при Павле I.
Вся работа, связанная с либерализацией, сосредоточилась в Негласном комитете, где собрались друзья Александра I: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А. Чарторынский и Н.Н. Новосильцев - приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. Результатом этой деятельности стал закон от 12 декабря 1803 года "о вольных хлебопашцах"
, дававший помещикам право по их желанию отпускать на волю крестьян с наделением тех землей за выкуп. Правда, серьезных изменений эти указы не принесли.
Важной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти.
В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые строились по принципу единоначалия. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом статс-секретаря М.М. Сперанского, Государственный совет
. Однако, принципа разделения властей Сперанский провести не мог. Госсовет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату. Реформы начала Х IХ века не затронули основ самодержавия. Хотя всем было ясно, что предложения Сперанского направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами, вокруг его проектов вспыхнула острая политическая борьба, которая закончилась поражением реформаторов. Сторонник конституционных преобразований М.М. Сперанский в марте 1812 г. был отправлен в ссылку.
Однако конституционные преобразования все же имели место. В мае 1815г. присоединенному к России Царству Польскому была дарована конституция. Конституционный акт от 1818г. был предоставлен и Бессарабской области. Получил свой законодательный орган - Сейм - и конституционное устройство Финляндия, вошедшая в состав Российской империи в 1890г. Таким образом, конституционное правление существовало на части территории России и внушало надежды на распространение по всей империи. В канцелярии Новосильцева в 1819 году даже началась разработка "Уставной грамоты Российской империи". За год этот документ был закончен, но так и не увидел свет. К 1822г. император утратил интерес к государственным делам, работа над реформами была свернута, а среди советников Александра I выделилась фигура нового временщика - А.А. Аракчеева, который смог стать вторым человеком в государстве, пользуясь расположением царя.
Именно по инициативе А.А. Аракчеева были введены военные поселения, что вызвало целый ряд волнений и в конце концов привело к возникновению тайных обществ. Их ядром стали офицеры, которые прошли войну с Наполеоном. В ходе военных действий они убедились в полной бездарности Александра I как главнокомандующего и перестали возлагать на него надежды. Главное, к чему они теперь стремились, - это провести в России демократические преобразования по примеру тех, что они увидели в Европе.
C20-х годов 19 века Александр начинает проводить всё более жёсткую политику, в результате которой были буквально разгромлены Московский и Казанский университеты, причём многих профессоров не только уволили, но и отдали под суд за вольнодумство. Всё руководство образованием было сосредоточено в Министерстве духовных дел и народного просвещения. В это же время в России началась деятельность Библейского общества, которое стало издавать различную духовную литературу. Его активность была столь велика, что вызывала беспокойство даже у православной церкви. Так Александр подавлял любое инакомыслие, что косвенно нашло продолжение в политике его брата, императора Николая I.
По словам одного из современников, это были годы медленного увядания России. И в то же время сам Александр вёл достаточно активный образ жизни: он много ездил по стране, что послужило основанием для анекдота о том, как государь управляет Россией из почтовой коляски.
Во время одной из таких поездок, находясь в городе Таганроге, Александр заболел воспалением лёгких и вскоре умер. Его смерть была воспринята как облегчение, многие надеялись на перемены после восшествия на престол его брата Николая I. Но надежды не оправдались, так что впоследствии Александра вспоминали уже с сожалением.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |